Красота        11.09.2023   

Проект "особенности хантыйской женской одежды". Национальный костюм хантов и манси Как называется верхняя мужская зимняя одежда хантов

Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее - вогу́лы, вогуличи)

Взгляд из прошлого

"Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880:

Леность вогулов составляет главную причину их бедности, а равнодушие к своему положению поразительно. Часто случается, что к семействе нечего есть, а вогул курит себе трубку и играет в карты.

- При всех недостатках у вогула есть и хорошие черты: сострадание и гостеприимство. Перед начальством вогулы боязливы, между собою тихи, а с промышленниками, приезжающими к ним за мехами и рыбою, даже хитры. Так, вогул сразу не покажет всего своего товара, а сделает это постепенно, чтобы подзадорить покупателя. Но зато, как только отведает он водки, то вся хитрость его тотчас же исчезает, твердость пропадает, он делается мягким и сговорчивым.


Вогул молчалив, и на лице его редко можно подметить знаки удовольствия. Даже во время танцев и возбуждения табаком и водкою его физиономия сохраняет свое обычное спокойствие и угрюмость. В то же время вогул, в противоположность остяку и самоеду, почти никогда не жалуется ни на что. Его сжатые губы, глубокий и мрачный взгляд резко выражают непреклонный характер.


- Одежда вогулов почти не отличается от платья русского крестьянина, а пища крайне невзыскательна. Некоторые из вогулов и ныне еще едят конину. Приготовляется же пища чрезвычайно неопрятно. Рыбу, например, варят вместе с внутренностями и чешуей в котлах, которые никогда не моют. Сначала едят навар, а потом грязными руками и рыбу. Жилища также крайне неопрятны.

У вогулов нет ни пашен, ни огородов, и только немногие из них занимаются скотоводством. Звериною же ловлею они занимаются со страстью, употребляя для охоты ружья, луки, стрелы и рогатины.

- Вогулы, живущие по р. Конде в Сибири, ведут совершенно оседлую жизнь и до того обрусели, что их нельзя отличить от русских крестьян: те же дома, та же одежда и речь, и вся разница замечается только в том, что, умея говорить по-русски, эти вогулы не забыли и свой родной язык. В Пермской губернии тоже приучают вогулов к оседлой жизни и земледелию, но не имеют успеха: дремучие леса и охота привлекают вогула гораздо более, чем хлебопашество.

К.Носилов, "У вогулов", 1900:

Вогулы живут под восточным склоном северного Урала, там, где с запада им граничат низовья Оби.


- Еще недавно воинственный, бодрый, знавший, как топить, добывать из руд Урала железо, медь, серебро, имевший торговые сношения с соседями, войны, - народ этот теперь совсем упал, совсем превратился в первобытного дикаря и так далеко ушел от цивилизации в свои непроходимые леса, так забился в глушь своей тайги, так изолировался, что, кажется, уже больше не покажется на мировой сцене, а, тихо вымирая, сойдет вовсе с лица нашей планеты. Откуда он пришел в эту тайгу, какие великие передвижения народов его вдвинули сюда, он не говорит, он забыл даже свое недавнее прошлое; но его типичные черты, - хотя вогулы уже слились давно с монгольскими племенами, заимствовали от них обычаи, верования,- еще до сих пор напоминают юг, другое солнце: кудрявые, черные волосы, римский профиль лица, тонкий, выдающийся нос, благородное, открытое лицо, осанка, смуглый цвет лица, горячий, смелый взгляд - ясно говорят, что не здесь их родина, что они только втиснуты сюда необходимостью, историческими событиями, передвижениями народов.


- Такие лица скорее напоминают венгерца, цыгана, болгарина, чем остяка, тип которого все более и более начинает преобладать, благодаря кровосмешению.


Ближайшие родственники остяков-хантов - манси, в XIX веке назывались вогулами или вогуличами. Манси делились на две группы родов (фратрии) - "пор" и "мось". Браки заключались только между представителями разных фратрий: мужчины-мось женились на женщинах-пор и наоборот. Главными занятиями вогулов были охота и рыболовство. Поэтому они вели, в основном, оседлый образ жизни и были более склонны к ассимиляции, нежели остяки.

Современные источники


Ма́нси - малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры.

Ближайшие родственники хантов и исконных венгров (мадьяров)

Численность


Всего 12500, из них в РФ (по переписи 2010г.) 12269 человек.

Тюменская область 11614 ч., в том числе Ханты-Мансийский А. О. 10917 ч., Ямало-Ненецкий А. О. 171 ч., Тюменская область (бех ХМАО и ЯНАО) 496 человек.

Свердловская область 251 человек.

Несколько человек - на северо-востоке Пермского края (государственный заповедник «Вишерский»).

Численность манси в населённых пунктах в 2002 г.


Ханты-Мансийский АО:

Посёлок городского типа Кондинское - 876

Город Ханты-Мансийск - 785

Город Нижневартовск - 705

Посёлок городского типа Игрим - 592

Посёлок городского типа Междуреченский - 585

Село Саранпауль - 558

Посёлок Сосьва - 440

Посёлок городского типа Берёзово - 374

Деревня Шугур - 343

Посёлок Половинка - 269

Деревня Хулимсунт - 255

Село Леуши - 240

Посёлок Ванзетур - 235

Село Ломбовож - 203

Город Сургут - 199

Деревня Нижние Нарыкары - 198

Село Няксимволь - 179

Деревня Юмас - 171

Деревня Анеева - 128

Посёлок Ягодный - 125

Село Перегребное - 118

Посёлок Лиственичный - 112

Посёлок городского типа Луговой - 105

Деревня Кимкьясуй - 104

Тюменская область:

Город Тюмень - 340

Самоназвание (эндо-этноним)

Манси, означает человек и восходит к прафинно-угорскому слову *mańćɜ «мужчина, человек».

Имеет параллели в других угорских языках: хантыйское название одной из фратрий - маньть (mańt́) (В), моньть (mońt́) (И), мась (maś) (О), а также самоназвание венгров magyar.

В разных диалектах мансийского оно имеет разные формы: сосьвинский маньси (mańśi), пелымский ма̄ньсь (māńś), нижнекондинский мӧ̄ньсь (mɔ̄̈ńś), тавдинский мӓньцӣ (mäńćī),нижнелозьвинский ма̊ньсь (måńś).

Название мансийской фратрии Мо̄сь заимствовано из хантыйского мась (mɔś) (О), однако имеет такое же прохождение из общеугорского слова *mańćɜ.

В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. манси (несклоняемое) имансийцы; в ед. ч. мансиец и мансийка, а также манси (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные мансийский и (неизменяемое) манси.

До 1920-30-х годов манси назывались по-русски словом вогулы, которое происходит из хант. u̯oɣaĺ, u̯oɣat.

Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, нем. Wogul, wogulisch.

К этнониму «манси» обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси).

Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ

Язык и письменность

Говорят, на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.


Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации - уральско-юкагирской) языковой семьи.

Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский.

Мансийская письменность существует с 1931 года - на основе латинского,

с 1937 года - на основе русского алфавита.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

Этногенез

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племён уральской неолитической культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири, и Северного Казахстана.

Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Манси делятся на две экзогамные фратрии: Пор и Мось, исторически различающиеся происхождением, а также обычаями.

Браки заключались только между представителями противоположных фратрий: мужчины Мось женились на женщинах Пор и наоборот.

Фратрию Пор составляли потомки аборигенов-уральцев, а фратрию Мось - потомки угров.

Предком фратрии Пор считается медведь, а фратрии Мось - женщина Калтащ, которая могла представать в образе гуся, зайчихи или бабочки.

Антропологическая характеристика


Манси (как и ханты) характеризуются следующим комплексом признаков:

Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),

Общая грацильность (миниатюрность строения),

Неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,

Прямые мягкие чёрные или русые волосы,

Тёмные или смешанные глаза,

Заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слёзный бугорок (эпикантус),

Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощённостью и скуластостью,

- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,

Ослабленный рост бороды,

Относительно широкий рот,

Небольшая толщина губ,

Средне выступающий или убегающий подбородок.

Традиционные занятия

Охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство.

Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой).

Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.

Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве.

Орудия ловли рыбы: остроги, сети, ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами.

В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы - оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках.

К наиболее развитым областям животноводства можно отнести разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Кроме того, развито птицеводство.

Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов.

Кроме того, из плетёного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики).

Распространены были изделия из берёсты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель.

Использовались гончарные изделия.


Из оружия применялись луки и стрелы, копья, рогатины, различного типа клинки, известны были и доспехи.

Манси и соседние народы достигли также определённых успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева

В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов.

Это - геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы.

В бронзовом литье чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.

Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения.

Жилище


Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла.

Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей.

Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа.


Летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы.

Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.

Хлеб пекли в отдельных печах.

В период месячных, женщины Манси жили в специальных домах.

Традиционная одежда

Для изготовления верхней одежды использовали шкуры оленей - сов.

Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних - женские шубы.

Камус - шкура с ног оленей - шла на изготовление обуви и рукавиц.

Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы.

Украшали одежду меховым мозаичным орнаментом, бисером, бусами, металлическими подвесками, оловянными бляшками.

Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы.

Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур.

Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.

Суконная накидка - лузан была без рукавов, с незашитыми боками, капюшоном, внутренними карманами спереди и сзади.

Подобный лузан, но без капюшона, бытовал у многих уральских народов как охотничья одежда.

Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу.

Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги.

Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги.

Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.

Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами.

Кожаные обязательно украшались ажурными металлическими или костяными накладками.

К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя - для предохранения от несчастий.

Бывали случаи, когда во время охоты пояс приносили в жертву - например, его бросали в воду, чтобы избежать опасности.

Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.

Интерес вызывает мужская мансийская прическа.

Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками или пуговицами.

В ушах носили серьги.

Мужская прическа в виде кос имеет древнее происхождение. Э

тнографы признают ее одним из этнических признаков тюркоязычных народов от Юго-Восточной Европы до Центральной Азии.

Такую имели и североамериканские индейцы.

В литературе отмечается, что такой обычай манси восходит к эпохе, когда их предки жили в южных степных районах.

Давней традицией является также ношение колец на одном или нескольких пальцах.

Часто кольцо фигурирует в фольклорных сюжетах: с его помощью находят клады, распознают принадлежность к родовому коллективу.

С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей.

Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту.

Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан.

По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером.

Бисером украшался и воротник рубахи.

Любопытны выводы этнографов о вышивке женских рубах.

Для нее характерна ярко выраженная полихромия с использованием ниток темных расцветок: красных, коричневых, синих, черных.

Мотивы вышитого орнамента находят прямые аналогии с узорами на тканях восточных и поволжских народов.

Исследователь З.П. Соколова считает, что такое сходство идет от эпохи бронзы, когда существовало единство племен, от которых впоследствии произошли не только финно-угры Западной Сибири, Урала, но и Среднего Поволжья.


Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха или сукна
- сахи.

Самой нарядной считалась шуба белого цвета.

Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки.

Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом.

В каждой местности был свой орнамент.

Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.

Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.

Верхотурские манси очень рано заимствовали от русских сарафаны, называли их верхницами.

В будни женщины носили сарафаны из небеленого холста, а по праздникам - из покупных шелковых тканей, чаще всего из китайки.

В середине XIX в. молодые женщины и девушки из лозьвинских манси начинали носить ситцевые юбки с кофтами - шугаями.

Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти.

Праздничные чулки обязательно орнаментировали.

Кожаная поверхность няр расшивалась бисером.

Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.

Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток.

Исследователи предполагают, что когда-то у мансийских женщин существовал обычай закрывать лицо.

На это, в частности, указывают такие примеры: во время свадьбы женщина закрывала лицо от родственников мужа, во время так называемого медвежьего праздника - от изображений духов. Долго сохранялось поверье, что ходить без платка - значит навлекать на себя несчастье.

Об этом есть фольклорные сведения.

Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.

Девушки носили головные повязки - панжос.

Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, «что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии».

Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов.

У всех групп манси бытовало нагрудное украшение - турлапс.

Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холщовой ткани.

Иногда нагрудник делали из красного или синего сукна и украшали его оловянными бляшками.

Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера, нанизанных на вплетенные жгуты; иногда использовались металлические и костяные зооморфные подвески.

В целом одежда манси - типичная одежда таежного охотничье-рыболовецкого населения с сохранением некоторых элементов облачения их степных предков.

Национальная кухня

Традиционной пищей манси служили рыба и мясо.

Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами.

Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили.

Домашних оленей забивали в основном по праздникам.

Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.

Беличьи желудки

С открытием охотничьего зимнего сезона охотники добывают много белок.

В урожайные годы кедра у добытых белок желудки, как правило, набиты кедровыми орехами.

Охотники беличьи желудки вместе с содержимым обжаривают и едят. Б

людо относится к разряду деликатесных.

Березовый сок

Манси любят березовый сок.

Собирают его в период сокодвижения, заготавливают в различные емкости.

Икра по-мансийски

Икру манси редко едят в малосольном виде.

Обычно они ее отваривают в рыбьем жиру.

Получается калорийное и вкусное кушанье.

Рыба на рожне

Манси предпочитают жарить на рожне рыбу небольших размеров.

Обычно они на тальниковый шампур надевают 10-15 рыбок, солят и зажаривают около костра.

Ягоды с рыбьим жиром

В тайге растет много разной ягоды: морошка, голубика, шикша, брусника, княженка и др.

Манси активно собирают ягоды и широко их используют в своем питании. Наиболее часто они употребляют ягоды с рыбьим жиром и зеленью

Религия

Формальное православие, однако сохраняются традиционный Пантеизм, культ духов-покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники).

Согласно мифу, землю со дна океана при сотворении мира достала гагара по имени Лули.

По другой версии, землю со дна достал сам Куль-Отыр.

Мир делится на три сферы: воздушную, водную и земную.

Именно поэтому водоплавающая птица оказывается в этой ситуации наиболее подходящей, - ей доступны все три сферы.

Высшие боги в пантеоне - Нуми-Торум и его сын, Корс-Торум.

Подземным миром заведует злой дух Куль-Отыр (Кынь-Лунг).


Основные боги: старший из сыновей Нуми-Торума, Полум-Торум, ведает всей рыбой и зверями окрестных мест.

Мир-суснэ-хум, другой сын Нуми-Торума, - посредник между богами и миром («Небесный надзиратель»), его конь - Товлынг-лув, Мых-ими - «Земля-старуха».

Богиня, предупреждающая болезни, Калтащ-эква - богиня земли, мать Мир-Суснэ-хума, Хотал-эква - богиня солнца.

Этпос-ойка - бог луны, Най-эква - богиня огня, Сяхыл-торум - бог грома, Косяр-Торум - внук Нуми-Торума.

Третий сын Нуми-Торума, Аутья-отыр, имеет вид щуки и живёт в устье Оби. Ещё один сын Нуми-Торума, Нёр-ойка - покровитель оленьих стад.

Богам было отведено и место жительства: Полум-Торум жил на реке Пелым (Полум), Нёр-ойка - на озере Ялпын-тур.

Хонт-Торум - бог войны, его жена - Суй-ур-эква, помощники - Хуси, Энки.

Эпитетом Колташ (Калтащ)-эквы является Сорни-эква («Золотая баба»), это было воспринято европейцами буквально, и они полагали, что существует изображение её из золота.

Персонажи низшей мифологии: пупыг - добрый дух (хранитель), куль - злой дух, менкв - великан-людоед, учи (очи) - лесной монстр, мысь (мис) - добрый великан.

Один из персонажей, Мис нэ - «Лесная дева», приносит удачу охотнику и выходит за него замуж.

У них рождается сын, но люди в селении её обижают, и она уходит обратно в лес.

В деревне Хурум-пауль почитался Йибы-ойка («Старик-филин»), который считался жителями этой деревни своим предком, то есть тотемом.



Тотемами у народов Обского севера были также стрекоза, трясогузка, филин. Тотем не мог быть объектом охоты.

По поверьям манси - у мужчин - 5 или 7 душ, у женщин - 4 или 6. Из них две - важнейшие, одна реинкарнировалась в ребенка того же пола, другая уходила в царство Куль-Отыра.


По существу, «духи» являются персонификациями сил и явлений природы.

Примечание: слова «ойка» и «эква» означают соответственно «старик» и «старуха, баба, женщина», «нэ» - «женщина, дева», «отыр» - «богатырь».

История

История Манси крайне плохо изучена!

Из очевидного…:

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов.

По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды.

В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Предполагается, что первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье.

У Манси выделялись сословия князей (воевод), богатырей, дружинников.

К X веку была известна письменность, металлургия и металлообработка, ювелирное дело и гончарное дело, медицина, ткачество, развита международная торговля.


Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.

С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.


Манси постепенно вытеснялись на север и восток, в XVIII веке были обращены в христианство.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ларьякская общеобразовательная средняя школа»

Традиционная зимняя мужская одежда народов ханты.

Составители:

учитель Я.В.Машунина,

редактор М.А.Прасина.

Ларьяк

Нижневартовский район

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

2.

3. Зимняя обувь.

4.Заключение

5.Список литературы

Малая Родина...

У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое,

если не сказать - всё.

Введение

Ханты (остяки) - один из многочисленных народов Сибири, насе ляющий большую территорию бассейна р. Оби и ее притоков. Грани цами их расселения на севере является устье Оби, на юге - р. Алимка, приток Иртыша, и на юго-востоке - р. Васьюган. Основная масса хан тов сосредоточена в пределах Ханты-Мансийского национального округа, Тюменской области, но, кроме того, они живут на севере - в Ямало- Ненецком национальном округе и на юго-востоке в Нарымском округе.

Огромная территория расселения хантов и разные исторические условия создали разобщенность отдельных групп этой народности.

В лингвистических исследованиях ханты, по диалектной особенности их языка, обычно подразделяются на три группы: 1) северную, 2) южную и 3) восточную. В северную группу входят: обдорские, шурышкар ские и казымские ханты; в южную - ханты Самаровского и Кондин ского районов (среднее и нижнее течение р. Конды), низовья Иртыша и р. Назым; к восточной группе относятся сургутские ханты (р. Обь, Юган, р Пим; р. Тром-Юган, р. Аган) и ваховские. Промежуточное положение занимает диалект так называемых среднеобских хантов, живущих южнее Березова и севернее границ Самаровского района (Чемаши, Мулигорт, Нарыкары и т. д.).

По роду хозяйственной деятельности ханты - рыболовы, охотники и частично оленеводы.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда хантов складывалась веками.

Традиционная зимняя мужская одежда народа ханты.

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, диких зверей, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге.

Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани. Покупные ткани использовались очень давно, из них шили не только летнюю, но и зимнюю одежду – халаты или кафтаны на меху. Хлопчатобумажными тканями, сукном покрывали также верх меховых шуб (якуты, ханты, манси, селькупы и др.).

По покрою верхняя одежда разделяется на 2 больших типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов. Имелись различные варианты покроя.

В мужской одежде хантов к. XIX – нач. XX в. Большую роль играла глухая одежда 2 –х видов – малица и кумыш.

Малицу шили из шкур оленей мехом внутрь. На переднюю часть шла тонкая шкура с груди и шивота оленя. Капюшон делали из шкуры молодого оленя или из шкуры выдры, обладающей водоотталкивающими свойствами. Капюшон шили мехом наружу. По подолу пришивали широкую опушку. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха. Длинной она была ниже колен, но подпоясывалась так, чтобы достигать длины лишь до колена. При этом образовывался большой напуск – пазуха, куда складывали трубку, кисет с табаком и другие вещи, а также продукты. Чтобы достать что либо из этого хранилища, необходимо было энергичным движением стряхнуть рукав с руки втянув под мышку.

Пояс был особой деталью одежды. На нем висел нож, сумочка с оселком, огнивом или спичками, сюда же подвешивалась или затыкалась добытая пушнина. Малица подпоясывалась только поясом с пряжкой. На пояс помимо металлических подвесок, цепочек, подвешивались клыки медведя. Для хантов это имело не столько эстетическое, сколько сакральное и функциональное значение: клык медведя, как и упряжь, сделанная из шкуры этого животного, способна отпугивать злых духов; а если поскоблить зуб медведя на глубокую рану, то она быстрее заживет.

Для защиты от сырости на малицу обычно надевали рубаху из сатина, ситца или другого прочного материала. В холодное же время года при поездках на оленях поверх малицы мужчины надевали глухую одежду мехом наружу – кумыш. Характерным его украшением были кисточки из полосок меха и сукна, пришитые в ряд на спине. Особенно нарядным считалься белый кумыш.

У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Меховые шубы северные ханты украшали узорами, выполненными мозаикой из меха двух цветов и полосками из цветного сукна, вшитыми в швы вдоль узора и по его контуру. Узорные полосы располагали вдоль основных швов одежды. Подол и полы оторачивали широкой полосой короткошерстного меха иного тона, чем шуба.

Восточные ханты украшали шубы ажурными, оловянными бляшками собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах, причем левая пола украшалась беднее правой или совсем не украшалась, так как при надевании шубы она закрывалась правой полой; затем одежда подпоясывалась.

Зимняя обувь.

Зимнюю обувь в основном шили из камысов. Лосиные камусы ценились особо: они прочнее, на них не налипает снег. Местное русское название зимней обуви – «кисы». На Вахе голенище кисов соединялось с подошвой 3 союзок и составляло из 7 камусов. Вверху оно имело косой срез и обшивалось полоской сукна, здесь же пришивали бечевки для привязывания к поясу. Суконные полоски ярких тонов вшивались для украшения в швы на головке. Под коленом вшивали несколько поперечных полосок меха и сукна. Особенно нарядным считалься белый камус.

Особо следует отметить некоторые приемы пошива обуви. Это касается заготовок. Их предварительно развешивают над очагом так, чтобы они постоянно окуривались дымом. Прокопченная кожа долгое время сохраняет водонепроницаемость.

Подошву обуви, делали из щеток, камуса или шкур со лба оленя. Заметим, что последний материал использовался только в мужской обуви, а в женской был запрещен обычаем.

Чтобы утеплить ногу во время сильных морозов, коренные жители Сибири прибегают к принципу многослойности. Сначала на ногу мехом внутрь надевают длинные до паха меховые чулки – чижи. Поверх чижей – кисы. Между подошвой кисов и чижами обязательно прокладывают сухую траву, благодаря чему между ступней и снегом сохраняется необходимость теплозащитных зазор.

Мужчины отдельными повязками закрепляли обувь под коленом. Принято было завязывать подвязки спереди. Подвязки, как правило, были кистями.

У восточных хантов самый простой способ использования естественных материалов для защиты ног – привязывание к подошвам крыльев птиц. На Вахе подошвы обуви делали из шкур гагары, снятой чулком и обращенной перьями наружу.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Заключение

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра - одна из национальных округов Тюменской области , где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Народы Севера делили сь на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни, особенно мужской костюм. Все детали оттачивались годами.

Одежда выполняла три основных требования:

Многофункциональность

Выражала статус человека

Подчеркивала красоту фигуры

Народы Севера любили использовать яркие цвета: сатин, сукно, шкуры животных, бисер. Это соответствовало их духу и обычаям.

Национальная одежда выражала вкус её создателей, их эстетические идеалы. Она представляла собой ценное культурное наследие.

Список литературы

    «Вахосвкие остяки» - М.Б.Шатилов

    «Путешествие к хантам» - У.Т.Сирелиус

    «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)» - В.И. Сподина

Много раз, когда я вижу какую-то статью о хантов или ненцев, вижу приставленную фотографию, где изобрежен(-ы) человек(-и), которые явно хантами или мансами не являются.

Ладно, если там поставлено фото с человеком(-ами) ненецкой или селькупской национальности, это еще понятно, потому что ненцев не всегда удается отличить от обских угров с первого взгляда тем людям, которые не близко знакоми с их культурами. У ненцев и селькупов культура во многом очень похожа на обско-угорскую, и это еще в каком-то смысле простительно, если они путаются между собой. Соседи все же.

Например, в этой фотографии по-моему есть скорее ненцы, а не ханты, судя по одежде:

Эта фотография была помещена в статье, которая кратко описывает хантыйский народ:

Но бывают случаи хуже, когда обские угры путаются с народами из Южной или Восточной Сибири, культуры которых явно отличаются от культур Западной Сибири.

Например, в этой фотографии отображена девочка из Восточной и/или Южной Сибири. Халат по дальневосточной моде, растительный орнамент итд., очень не характерен для Северо-запада Сибири.

Эта фотография помещена к статье, которая посвящана новостьям по обско-угорским народам:

Очевидно, что есть люди, которые думают, что все народы из Сибири "одинаковые", или они "мало" отличаются между собой. Кладут всех в один мешок. Я с таким мнением не раз сталкивалась в англо-язычных сайтах. Но меня огорчает, что русско-язычные сайты этим грешат тоже. Вроде бы в России должно быть доступно больше информации об народовой, культурной, языковой итд. разнообразии в Сибири?

Дальше здесь я буду писать об культурных отличий у хантов и ненцев. Они два народа, которые долгое время жили в соседстве, многое переняли друг от друга, во многом их культуры похожи. Но! Есть не малые различия между этими народами тоже. Вы увидите, что отличить ненцев от хантов не всегда трудная задача. Я научу пару отличий в их одежде.

Если уже ненцы отличаются во многом уже в одежде от хантов и манси, то что уж говорить об других народов из Сибири, проживающих еще дальше?

Ненцы и ханты - отличия в одежде.

Обские угры, в отличии от ненцев, намного больше традиционно используют легкую текстилию для своих одежд.

Вот так выглядет хантыйская летняя одежда:


А ненецская летняя одежда выглядет так (кстати, в качестве летней одежды часто носится старая, поношенная зимняя одежда):

Вы видете разницу, при этом довольно большую? Ханты летнюю одежду основывают на более легкие материалы, как хлопчатнобумажные текстилии итд., когда ненцы используют более тяжелые материалы, такие как сукна, шкуры итд. Ханты одевают туникообразные рубахи-платья, а ненцы скорее всего нет.

Правду говоря, у одной ненецкой группы, лесных ненцев, есть платья по хантыйской выкройке и стиле, но они настолько похожи на платья восточных хантов, что лесные ненцы скорее всего заимствовали от них. И лесных ненцев численно мало, в отличии от тундровых ненцев. Поэтому найти фотографий лесных ненцев в их национальной одежде в интернете задача не самая легкая.

Что интересно, больше чем 100 лет назад у южных хантов существовала вышитая нитками летняя одежда, во многом очень схожая на одежду многих европейских финно-угров. Эта одежда была в основном изготовлена из крапивы, или импортного конопли или лена. В многих советских источниках я часто читаю мнение, что эта одежда у хантов появилась из-за русской или татарской влиянии. Вы этому верите? Цитата:

"...Ханты и манси переняли от татар и русских технику прядения и ткачества. Их домотканые холсты, сделанные из волокна крапивы, очень близки по своим качествам к обычным крестьянским холстам яз конопли. Из крапивных холстов женщины шили различные одежды: рубахи, шаровары, навершницы. Одновременно с крапивной пряжей, изготовлялась и пряжа из шерсти овец, издавна разводившихся в Березовском и Шурышкарском районах. Шерстяную пряжу окрашивали местными красителями в алый, синий, черный, светло-коричневый. Окрашенными шерстяными нитками мастерицы расшивали по крапивному холсту чудесные узоры, основой которых были фигуры "птичьего "рыла", "змеи", "тетери" и др. Черно-красные с коричневым вышивки большими плоскостями имели распространение среди манси, хантов и коми-зырян..."

Я не совсем верю, что обские угры переняли одежду такого типа только от русских и татар...

Вот старинная одежда южных хантов:


Скорее правда есть где-то в этой фразе:

"В среде сибирских народов вышивка обских угров по своей технологии не имеет аналогов. Поиск способов вышивки, сходных с обскоугорскими, уводит в Поволжье и Приуралье. Здесь фиксируются наиболее близкие приемы вышивки по технике и способу расположения ее на одежде. Этот ареал позволяет говорить о единых источниках вышивки обских угров и народов Поволжья и Приуралья. Кроме того, выявляются параллели более широкого плана, включающие вышивку карел, русских, украинцев и болгар. "

Я хочу затронуть тему халат, или распашной одежды. Я затрагивала фотографией тему халат из сукна немного:

Похожие суконные халаты встречаются и у обских угров, но больше в качестве весенной-осенной одежды, они обычно орнаментированны по-другому чем у ненцев (орнаменты часто более мелкие, они вышиты бисером, пуговицами итд.):


Есть у хантов (и манси) халаты также из более тонких текстилий (хлопчатобумажная ткань итд.), они летние халаты. Их одевают поверх рубах. Таких халатов у ненцев нет:


В старине у хантов халаты выглядели еще так:

Вы уже заметили еще одну разницу, бросающейся в глаза между ненцами и хантами? Стиль орнаментов. У ненцев они проще, аскетичнее. А у хантов мельче, сложнее, более пышные. У ненцев орнамент на одежду обычно нанесывается тканной аппликацией, а у хантов - вышивается бисером. Правда, ханты также используют тканную аппликацию, но она часто идет вместе с бисерной вышивкой. У ненцев тоже иногда встречается вышивка бисером, но это скорее исключение из правила, при этом это заимствованно от хантов. У хантов еще часто есть вышивка пуговицами. Еще различия видны в цветовой гамме. Она у ненцев обычно очень яркая, контрастная, а у хантов контраст между цветами меньше выражен, и ханты не стесняются использовать "ненатуральные" цвета как фиолетовый, розовый итд.

Зимних шуб из оленей шкуры сложнее всего отличать между ненцами и хантами, и поэтому многие их, неудивительно, путают между собой, но иногда отличия видны довольно легко.

Например, если видите шубы с очень роскошной вышивкой из бисера, то не сомневайтесь - это ханты:

Но есть случаи, когда можно запутатся. Особенно это касается лесных ненцев, потому что они ходят в очень хантыйско-подобной одежде.

Например, в этой фотографии, наверное, лесные ненцы. Я в начале даже почти отказывалась верить, что они - ненцы. Есть там шубы очень хантыйского стиля (вышивка пуговицами итд.), но в источнике есть комментарий, который говорит, что эти люди - лесные ненцы. Но возможно, там ханты есть в перемешку в ненцами? Шубы с тканной поверхностью и вышивками из пуговиц выглядят как хантыйские, а шуба на крайне правом стороне выглядит как ненецская. Еще два шубы выглядят подозревательно хантыйские. Я, к сожалению, в этом уже не разбираюсь.

Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.

P.S. В настоящее время численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Это якуты (более 430 тыс. чел), а также малочисленные народы - эвенки (чуть более 21 тыс. чел.), эвены (почти 15 тыс. чел), долганы (около 2 тыс. чел.), юкагиры (1,3 тыс. чел), чукчи (0,66 тыс. чел.) и другие.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю - из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой - эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

"...неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. - СПб.: Типография императорской АН, 1896. - С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX - начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.


Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Ханты и Манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Одежда остяков и вогулов


Мужская одежда Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.


Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.


Женская одежда Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.


Способы украшения Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п. Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.


Украшение головы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.