I. Обоснование необходимости создания программы воспитания нравственного поведения учащихся 1 (2) класса
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Воспитание является одной из важнейших
составляющих образовательного процесса наряду с
обучением. Модернизация системы общего
образования нацелена на формирование нового
образовательного пространства, которое позволит
обеспечить духовно-нравственное становление
подрастающего поколения, подготовку
обучающегося к жизненному самоопределению,
самостоятельному выбору в пользу
гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным
воспитанием ребёнка
? Говоря о
нравственном воспитании, необходимо отчётливо
представлять себе, что
жизнь и общество
вкладывают в понятие «нравственность». В словаре
Ожегова нравственность
– это
«правила, определяющие поведение, духовные и
душевные качества, необходимые человеку в
обществе, а также выполнение этих правил,
проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке
широкообразованных, высоконравственных людей.
К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние
составляет главную задачу воспитания». Младшему
школьнику необходимо получить информацию о
нормах поведения в современном обществе, иметь
представление о последствиях их нарушения или
неправильного поведения. Вот почему воспитание
общечеловеческих ценностей у детей – одно из
значимых направлений в современной педагогике.
Наблюдения, проводимые в прошлом учебном году, за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в этом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1 (2) класса.
II. Концептуальные идеи программы
Главная цель: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Задачи воспитательной работы в 1 (2) классе на 2009-2010 уч.год:
- Организовать работу по дальнейшему сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий) .
- Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
- Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
- Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
- Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
- Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
- Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.
Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.
Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:
- Принцип доступности.
- Принцип активности.
- Принцип системности.
- Принцип сознательности.
- Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.
III. Сроки программы
Сроки программы: 2009-2010 учебный год.
IV. Участники программы
Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
V. Прогнозируемый результат
- Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
- Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
- Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
- Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.
VI. Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги, работающие в классе,
школьный психолог.
Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб
«Вдохновение», дом детского творчества
«Наследие», КСК «Геолог».
VII. Критерии результативности
- Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
- Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
VIII. Показатели результативности
- Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
- Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
- Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.
IX. Диагностические средства
- Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся 1 (2) класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
- Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
- Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
- Методика неоконченного предложения (о классе).
- Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»
X. Управление программой
Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.
XI. Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся 1(2) класса
- Классные часы на формирование представлений об этике.
- Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
- Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу.
- Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).
XII . Ресурсы
Имеющиеся:
- нормативно-правовая база: устав школы (выдержки), Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка , Закон РФ «Об образовании» Положение о родительском комитете ;
- кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители);
- информационная литература;
- объекты образования и культуры: дом детского творчества «Наследие», дворовый клуб «Вдохновение», детская библиотека, спортивные центры, музеи, кинотеатры ;
- ТСО, ИКТ;
- финансовые (спонсоры – родители учащихся).
Прогнозируемые: создание научно-методических материалов.
XIII. Циклограмма работы класса
Еженедельно | Воспитательные беседы по правилам
поведения в школе, в общественных местах, в
транспорте. Индивидуальная работа с учащимися, родителями. Занятия в кружках, спортивных секциях. |
Ежемесячно | Классный час по этике. Психологические тренинги. |
Один раз в четверть | Классные семейные праздники. Родительские собрания. Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах. |
Один раз в полугодие | Занятия в доме детского творчества
«Наследие». Занятия в дворовом клубе «Вдохновение». Диагностирование. |
Один раз в год | Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др. |
Тематика классных часов по этике (на год):
Я среди людей.
Кто я и как я выгляжу?
Я – личность.
Я и мои роли.
Добро и зло в сказках.
Отношение к старшим.
Отношение к учителю.
Товарищи и друзья.
Вежливость и этикет.
Тематика родительских собраний (на год):
Сентябрь – «Организация учебного процесса в 1
(2) классе. Требования к учащимся».
Октябрь (ноябрь) – «Воспитание норм поведения в
семье».
Январь – «Детская агрессия».
Март – «Как вырастить ребёнка нравственным?»
Май – «Подводим итоги учебного года».
Литература :
- Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 1-4 классы». – М.: «ВАКО», 2007 г.
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2007.
- Касаткина Н.А. «Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», Волгоград – Учитель, 2005 г.
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.:ВЛАДОС, 2006.
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №8, 2007 г., 2008 г.
- Научно-практический журнал «Классный руководитель». № 2, 4. 2007 г.
- Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г.
Учение – это лишь один из лепестков
того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет
главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих
лепестков, создающих красоту цветка.
Каждый из нас должен быть не
абстрактным воплощением педагогической
мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребёнку
познать не только мир,
но и самого себя. В наших воспитанниках
дремлют задатки разных талантов.
Эти таланты раскроются только тогда, когда
каждый ребёнок встретит
в воспитателе ту “живую воду”, без которой
задатки засыхают
и хиреют…
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.
Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
- строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
- воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
- воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.
Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе , что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.
Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.
Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки (см. Приложение 1).
Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.
Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся (см. Приложение 2). Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.
Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.
Метод “снежного кома”2002-2003 уч.г. "Мир твоей души"
2003-2004 уч.г. “Природа глазами души”.
2004-2005 уч.г. “Азбука мудрости”.
2005-2006 уч.г. “Счастье семьи”.
Само же название программы “Птица счастья” означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную “птицу”, но, даже поймав, надо суметь её удержать.
Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.
Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- развивать познавательную активность учащихся.
Основные разделы программы:
2 класс. Природа глазами души. (Приложение 4).
В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько подходов к моделированию и реализации нравственного процесса воспитания:
- 1). И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревская (1998), В.А. Караковский - предлагают нравственное воспитание реализовать через приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также через творческую деятельность. В научной литературе этот подход называют культурологическим. Правда, есть и другие мнения по использованию указанного подхода. Так, О.С. Газман (1995, 1997) подчеркивает, что при этом подходе реализуется лишь учебно - познавательный аспект, но «затушевывается» воспитательное воздействие.
- 2). Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно - технического прогресса, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям человечества.
- 3). Нравственное воспитание должно реализовываться через развитие образно-эмоциональной сферы.
- 4). Нравственное воспитание должно реализовываться через оценку развития знаний, умений и навыков (Л.И. Маленкова), что является одновременно и критерием гармоничности и нравственного развития, а также объектом внешнего управления процессом становления личности.
- 5). Н.А. Соловьева (2000 г.) предлагает следующие пути и критерии определения уровней нравственной воспитанности: наличие целостного мировоззрения, внутренней свободы, адекватной самооценки, стремление к самореализации, успешность в ведущей деятельности.
- 6). Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение». Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение воспитанников умениями саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. «Лучший способ развить букет достойных качеств - содействовать развитию способности человека быть счастливым».
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека .
Автор данной концепции исключает «формирующую», «воздействующую» позицию воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель - воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.
Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.
По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Другим целевым блоком в данной концепции является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.
Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий).
Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.
Другими словами, жизнь, достойная Человека, - эта жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.
Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни» .
Только философическое воспитание может содействовать становления субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.
Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жизни. Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.
Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
Второе - предъявление социально - культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и.глубоком значении».
Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, ценностному отношению к ней, постоянно ставя воспитанников в ситуацию нравственного выбора. В повседневной жизни в со - бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.
Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.
Пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия .
Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. Педагог научает детей размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.
Этическое воспитание - при осуществлении которого педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность т.е. выстраивается взаимодействие «человек - человек». В процессе этического воспитания ребенка приучают к мысли, что у него есть всего два запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности Программу воспитания школьника, включающую следующие задачи - доминанты:
формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
формирование образа жизни, достойной Человека;
формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути .
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, т. к. считает, что способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, что выливается в жизненный опыт.
первый шаг - формирование отношения к Природе как общему дому человечества (1 класс);
вторая ступень - осмысление и принятие общечеловеческих ценностей и норм культурной жизни.
Учащиеся 2 - 4 классов, считает Н.Е. Щуркова, в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
Программу «Азбука нравственности» разработала группа учёных: Э.Козлов (заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент), В.И. Петров, И.С. Хомяков .
Руководитель данной работы говорит, что эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.
Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).
В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I--IV классы), «Нравственная грамматика» (V-1X классы), «Основы морали» (IX, X--XI (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», граждановедения и обществознания,- неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.
Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.
Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное -- отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель подобных уроков -- сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Программу «Этическая грамматика» разработала Шемшурина А., кандидат педагогических наук.
Для каждого класса А.И. Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раза в неделю по 35 мин. каждые. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.
Если учитель, систематически проводит уроки этической грамматики, то он добьётся у детей того, что постепенно у них формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся конфликтов. Работа с детьми в этом направлении изменяет и самого учителя: побуждает его оптимистически взглянуть на ребенка, доброжелательно и уважительно относиться к каждому ученику.
Способствует этому и осуществляемая повседневно методика этического заряда, являющаяся неотъемлемой частью работы учителя. В чем ее сущность? Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг к друг, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку.
Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушел домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.
Чтобы связать уроки этической грамматики, методические приемы «этический заряд» и «моральная пятиминутка» с внеурочной деятель-ностью, создается «школа вежливости». Ее занятия проводятся в форме театрализованного представления-диалога один раз в месяц. Готовят представление классные коллективы по очереди, а учащиеся-зрители, анализируя ситуации, участвуют в разрешении нравственных конфликтов. Они вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения. На каждом таком представлении специальными знакамл-медальками отмечаются классы и отдельные ученики, ярче других проявившие свою воспитанность.
Учителям, желающим включить в свою деятельность уроки этической грамматики, предлагается включить программу занятий в I -- III классах.
Первый раздел этической грамматики (всего их четыре - по одному на каждую четверть учебного гола) посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Вспомним слова К.Д. Ушинского о том, что добрая привычка - это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.
Второй раздел курса посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими - в семье, с соседями и т. д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.
Четвертый раздел посвящен этике отношений и школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации. проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.
Уроки проходят и увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются о танин пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Если говорить о результатах проведенного анализа в более общем плане, то в целом они совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в том числе его гуманистического аспекта. (Лернер, 1993, C. 3-8). Это следующие выводы.
- 1. Все содержание образования в начальной школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.
- 2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостатке представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. (К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные, оценочные знания и знания из других учебных дисциплин).
- 3. Содержание образования почти не ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.
- 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по - своему понимают и пытаются решить эту проблему.
- 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на высшие учебные заведения, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.
- 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началом при общей перегруженности программ.
- 7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержательно, не прослеживается их связь общегуманитарными требованиями, содержащимися в "Требованиях к уровню подготовки".
Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:
- - стремление к истине;
- - социальное благополучие общества;
- - социальная справедливость;
- - гуманистические и нравственные ценности;
- - ценность знания;
- - уважение к талантам и умельцам;
- - достоинство личности;
- - ценность личности;
- - здоровье личности и людей, ее окружающих;
- - сохранность природы;
- - социальная активность личности;
- - нравственное здоровье личности, коллектива и общества;
- - ценность других народов, их особенностей и культуры;
- - патриотизм;
- - национальная история и культура;
- - ценность творчества;
- - ценность традиций и ряд других.
Программа нравственного воспитания младших школьников
«Я в мире, мир во мне»
Калинина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество - это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья - помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных качеств личности.
После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
Из выше сказанного следует, что необходима программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов - одна из тех задач, которые ставит перед собой учитель.
Программа “Я в мире, мир во мне” имеет следующие положительные моменты:
Помогает в планировании работы классного руководителя;
Осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
Учитывает возрастные особенности;
Предполагает использование различных форм и методов работы;
Помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
Дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.
Программа разделена на блоки. Блок - поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
I блок (1-й класс) “Учусь общаться”
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение - основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
6. Тематика занятий.
Употребление различных форм приветствия.
Употребление различных форм прощания.
Как нужно вести себя во время разговора.
Разговор по телефону.
Словесные формы обращения с просьбой.
Слова благодарности.
Употребление различных форм словесной вежливости.
Словарные игры.
Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
Темп, громкость речи.
Мимика и жесты.
Тон как средство выразительности собственной речи.
Самое беспокойное слово на свете.
Обманчивое “Потому”.
Поздравление. Приглашение.
Объясняем и доказываем.
Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Я - часть природы, моя жизнь - дар природы. Черты характера человека. Самопознание - это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство;
игра-загадка;
художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Мой режим дня.
Как я расту.
Что я знаю о себе.
Моё настроение.
Как я познаю мир.
Мои чувства.
Как изменить настроение.
Мои поступки.
Мои привычки.
Для чего человеку зеркало?
Надо ли человеку быть красивым?
Человек красен статью.
Кто я? Какой я?
Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
- “Расскажи мне обо мне”.
Тест “Добрый ли ты человек?”
Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
Конкурс знатоков;
День добрых сюрпризов;
Конкурс рисунков;
Смотр талантов.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь, сочувствие, похвалить, поддержать).
Как научиться преодолевать трудности вместе.
Как понять друг друга без слов.
Для чего нужна улыбка.
Умеешь ли ты дружить.
Конкурс знатоков.
Служение другим людям.
Встречают по одёжке.
Как выразить привязанность.
Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
Нужно уважать и слушать родителей.
Загляните в мамины глаза.
Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
Диспут “Надо ли любить всех?”
День добрых сюрпризов.
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
IV блок (4-й класс) “Я среди людей”
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.
4. Формы реализации направления “Я среди людей”:
Игра с последующей рефлексией;
Игра-путешествие;
Письмо самому себе;
Игровое моделирование;
Тестирование.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что вы знаете друг о друге.
Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
Игра “Школа, которую мы строим”.
- “Расскажи мне о себе”.
Кто твой друг?
Чтобы иметь друга, надо быть им.
Как помириться после ссоры.
Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
Какой у тебя характер.
Как воспитать характер.
Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
Твой самый решительный поступок в жизни.
Всё проходит, всё остаётся.
Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Литература:
1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана - граф” 2007.
2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.