Пол ребенка        28.11.2023   

Богородская игрушка презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой Богородские игрушки рисование в старшей группе

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Семь маленьких сказок про Богородские игрушки

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...

« Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 Богородская игрушка

Попова Ю.В.


На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом.


С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке. Но научиться "кормить" курочек по очереди, одну за другой – не так-то просто. И маленькому ребенку для этого требуется максимум сосредоточенности, внимания, координации.


Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.


Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".






Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").


Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.


Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".


Делают и целые композиции. На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".



Веселый звук-

Молоточков стук!

Под веселый перестук

Даже кошка мышке друг!

От рассвета до заката

Молотком стучат ребята.

Что за шум?

Что за гром?

Это мышь

Стучит с котом!


Мы с медведем

Можем смело

За любое

Браться дело!

Вот какой

Веселый звук-

Молоточков

Перестук!


МК по изготовлению

Игрушка-дергунчик


Нам понадобится:

  • Картон цветной и белый
  • Клей
  • Краски и кисти, карандаши или фломастеры
  • толстая нить
  • Проволока
  • Толстая игла
  • Бусинка

Изготовим детали игрушки

1.Вырезаем по шаблону все части игрушки из картона



3. Намечаем места для отверстий

В первую очередь соединим между собой детали ног и рук.

Для этого толстой иглой сделайте отверстия в местах, отмеченных точкой и скрепите детали проволокой


3. Намечаем места для отверстий в верхней части рук и ног

В верхней части рук и ног будем делать по два отверстия - одно под другим при помощи иглы




4.П риступаем к работе над механизмом движения

Протягиваем нитку через верхнее отверстие на руке и завязываем узелок. Также закрепляем нитку на второй руке и на двух ногах.

Прикрепляем руки и ноги к туловищу с помощью проволоки «улиткой» через верхнее отверстие.

Связываем нитки рук вместе, также связываем нитки ног

Важно!


Важно!

Когда будете проделывать эту операцию, опустите ноги и руки дергунчика «по швам»

Соединим горизональную нить от рук с такой же нитью от ног с пoмощью дополнительной длинной нити.

На конце этой нити можно прикрепить бусинку.


МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
Федорова Ольга Павловна воспитатель

Тема: Богородская игрушка и её мастера.
(старшая группа)

Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.

Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.
- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
(вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
- Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
- Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
- Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?
- Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)
- Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!
- Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
- Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
- Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
-Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)
- Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
(вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)
- Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
- Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.
- Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет.
(дети читаю стихотворения)

Дымковский индюк.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

Мои игрушки. В. Василенко.

Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
На столе моём охотно отыскали уголок.
За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

- Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки)
- Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
(рассказ воспитателя)
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
- Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
(показ иллюстрации)
Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.

- Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь?
- Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
- А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать.
(воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

Сказка.
Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.

- Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему?
(воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой)
-Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.

Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять
Наклониться три, четыре
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.

-Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
- Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются?
- У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
- Вспомним, как называются эти игрушки?

- Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

- Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.
- Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
(дети говорят пословицы и поговорки о труде)
- А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера.
(дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров)
- Понравилась вам работа мастеров?
- А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы.
(дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты).
- Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки)
- Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.