Пол ребенка        29.04.2023   

Народный праздник сороки жаворонки 22 марта. Сороки (жаворонки). история праздника и рецепты. Славянские традиции Сороков, Жаворонков

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Рецепт теста для выпекания Жаворонков

Компоненты:

800 г муки,
1 яйцо,
5 столовых ложек сахарного песка,
1 чайная ложка соли,
50 – 70 г размягчённого сливочного масла,
500 г теплого молока,
30 – 40 г дрожжей,
1 пачка ванилина

Приготовление теста:

Дрожжи развести теплым молоком с сахаром.
Муку просеять 2 раза.
Добавить в муку соль, сахар, ванилин. Размешать.
Вмешать, добавляя постепенно, в муку молоко, яйцо, масло, дрожжи.
Всё как следует перемешать до получения однородной массы.
Поставить опару в тёплое место.
Примерно через 1 час ещё раз перемешать, и поставить опять в теплое место.
После того как пройдет ещё 1 час, тесто должно быть готово.

Примечание: Не стесняйтесь вымешивать тесто руками. Тесто это очень любит.

Изготовление «Жаворонков»:

А теперь можно приступать к творчеству – лепке самых разнообразных птиц. Самый легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения можно использовать изюм – из него у птиц получаются замечательные глаза.

Но, не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми…

Перед отправкой птиц в духовку смажьте их либо взбитым яйцом, либо подслащённой водой.

Христианские православные праздники настолько тесно переплелись с народными древними верованиями, языческими славянскими обычаями, что бывает трудно определить, случайно ли совпадение дат, традиций и обрядов.

Множество названий одного праздника

Жаворонки, Кулики, Сороки, еще Тетерочный день - праздник возрождения природы 22 марта . Казалось бы, все названия связаны с птицами, да только Сороки - не белобокие красавицы, а сорок севастийских мучеников, не отрекшихся от Христа под пытками римлян. В православии – весьма почитаемый праздник, выпадающий на Великий Пост .

А теперь о совпадениях: сорок мучеников, сорок видов птиц в этот день прилетают с юга, после сорока дней отсутствия на небосклоне появляются Плеяды - сакральное созвездие у славян, обиталище душ предков. Было ли мучеников ровно сорок? Быть может, птиц не сорок видов возвращается? Что первично: народные наблюдения за космосом или библейские истории? Едва ли существует бесспорный ответ.

Традиции в день Жаворонков прекрасны, так что в любом случае праздник сохранится в народной памяти.

Славянские традиции Сороков, Жаворонков

В этот день души пращуров воплощаются в птиц и слетаются стаями к своим потомкам. Женщины выпекают булочки-жаворонки, раздают их детям. Ребятишки, насадив их на шесты, носятся по округе, призывают весну, потом съедают, пощадив головку птички. Ее они приносят матерям и поют:

Как жаворонок высоко летал,
Лен чтоб таким вырастал.
Чтоб головка льна была,
Как у пташечки кругла.

Мужчины выбирали печенье с блюда. Тот, кому попадала запеченная монетка, первым бросал жменю зерна на засеваемой пашне.

Девушки песнями-веснянками призывали весну, собираясь на зеленеющих пригорках.

Если женщина разрывала в Сороки 40 нитяных прядей, ломала 40 лучинок, то разрушала ледяные связи, сковавшие природу зимней стужей.

Вместе с приходом тепла, удлинялся день, и уходили прочь побежденные солнцем 40 видов злых лихорадок. На ночном небосклоне зажигалось вновь созвездие Плеяд, знаменуя торжество светлых сил над нечистью. Принято было поминать умерших.

Равноденствие - ежегодный повод для торжества

В основе народных праздников - природные явления, многовековые наблюдения за ними.

Дни весеннего равноденствия - грань между сезонами. Переход к теплу связан не только с появлением новой жизни, но и с напряжением сил всего сущего на земле. Для успешного вступления в очередной цикл необходимо очищение от всего тянущего назад: разорвать оковы зимы, изгнать 40 немощей. Теперь пора встречать вестников возрождения природы, привечать во дворы крылатых друзей.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта (22 марта) - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставят лепёшки и делают из них куликов, подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. На Гомельщине первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба - таким образом призывает урожай на своё поле.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекут «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!- (Воронеж. обл.)

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд кликанья весны сопровождался специальными обрядовыми песнями - веснянками:

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песню, песню звонкую!

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

Про тое ли про тёплую сторонушку,

Что про те ли про земли про заморская,

Заморския земли чужедальныя,

Где заря со зоренькой сходится,

Где красно солнышко не закатается,

Где тепла вовек не отбавится!

Ты запой-ка - запой, жавороночек,

Жавороночек ты весенний гость,

Про житьё-бытьё про нездешнее!

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печеную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные заклички порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 г. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

Перевод с укр.

Ой ты, соловушка, ты, ранняя пташка,

Ой, что так рано с Вырия вышел?

Не сам вышел, Дажбог меня выслал

С правой рученьки, и ключик дал:

С правой рученьки - лето отмыкать,

С левой рученьки - зиму замыкать

На Сороки хозяйки пекут из ржаной или овсяной муки сорок шариков - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Мороз, красный нос,

Вот тебе хлеб и овёс,

А теперь убирайся,

Подобру-поздорову!

Верят, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Украине старались раздать сорок бубликов или съесть сорок галушек.

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?»

В белорусских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям.

Поговорки и приметы

Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков. Если в этот день выпадает снег, то святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.

Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. На Со́роки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Прилетай, кулик, из-за моря, неси Весну из неволи! Прилетел кулик из заморья, вывел весну из затворья. Прилетел кулик из заморья, принёс воду из неволья. Далеко кулику до Петрова дня. Прилёт кряков (кряковых уток) и куликов - на скорое тепло. На сорок мучеников сорок птиц прилетают. Сорок пичуг на Русь пробирается. Со́роки святые - колобаны золотые (булочки). Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принёс. Увидел скворца - знай: весна у крыльца. Журавль солнце приносит. Если на Со́роки синица запела - тепло ворожит. Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу. Ранний прилёт журавлей - к ранней весне. Журавль прилетит на наст - к неурожаю. Журавль прилетел - и тепло принёс, на болоте растает. Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья. Ранние ласточки - к счастливому, урожайному году. Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдёт. Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного. «Саракí - не суйся блізка да ракí» (белорус.). «Святыя Саракí ў поле саху валаклí» (белорус.). Весна на рябой кобыле едет: то снег, то дождь. «Ластаўкi вылятаюць з возера» (белорус.).

Сороки (Жаворонки)

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

Однако, анализируя большое количество народных поверий и примет, можно предположить, что число сорок и название этого "прысвятка", могло прийти к нам из языческой традиции, где именно такое количество темных сил сковывают землю на протяжении всей зимы. В этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, наверняка, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.

В каждом доме праздник начинался все с того же утреннего стояния хозяйки около плиты, которая выпекала "сорак жаваранкаў". Печенье на всей территории наше страны имеет разные региональные или локальные особенности. Пекли его и в виде пирожков, и в виде вареников, коржей, блинов, галушек и клецок. Всё зависело, прежде всего, от традиций, которые бытовали на данной локальной территории, от фантазии хозяйки и от материального достатка в семье и деревне в целом. Во всяком случае, это печенье имело ритуальное значение, и, как только выпекался первый жаворонок, его кидали в огонь - жертвовали той части небесного светила, что служила на Земле человеку. Таким печеньем угощали друг друга, своих домашних животных, иногда закапывали на краю поля, что бы земля хорошо плодоносила и приносила только избыточный урожай - давняя мечта любого крестьянина.

Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про ее третье состояние - лёд. В этот день даже советовали детям лизать и сосать ледышки. Настоящий день мороженого, если переносить старые традиции на современную жизнь. А что, можно своим детям, племянникам устроить в честь весны день мороженого. Насчет ледышек говорили так: "Калі на Саракі вол уволю нап"ецца вады ад расталых ледзяшоў, то будзе добрая вясна". Ледышки довольно эффектно обыгрывались в белорусских загадках, которые загадывали с утра (весёлые были люди) за завтраком детям: "Зимой расце коранем уверх, а вясной памірае, хто адгадае?"

С Сороками в народе связано очень много примет. Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Люди, так ждали эту пору года, что специально были придуманы различные ритуалы, как казалось, приближающее такую долгожданную плюсовую температуру. На белорусских землях был распространен обычай кататься в этот день на качелях - "гушкацца". Как и на предыдущие праздники, старались как можно выше взлететь - чтобы выше рос лён.

Естественно, такое важное и немножко мистическое событие, как солнцестояние не могло обойтись без гаданий. Гадали на будущее замужество - группой пекли сорок пирожков, и каждая помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт. Также можно было в один из пирожков положить копеечку, и, кто обнаружит в своём пирожке копеечку, будет целый год счастливым. Так говорили, в это верили. Так, что, если соберётесь печь что-нибудь с копеечкой, то предупредите гостей - чтобы ненароком не поперхнулись.

И последнее, что можно рассказать про этот день - это, конечно же, прогноз погоды, который давали народные метеорологи. Если на Сороки был морозный день - говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов. Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта - начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля - начало мая). Так вот.

1 ученик: 22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков.

2 ученик: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка.

3 ученик: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ученик: Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

5 ученик: Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Ведущий: Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

8 ученик: Прилёт жаворонка во всех странах связывался с приходом весны.

Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

Девочка (в руках на рушнике тарелка с выпеченными жаворонками):

Ой вы, жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

9 ученик: А дети бежали на улицу и кричали:

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную;

Нам зима холодная надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

10 ученик: А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:

11ученик: Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

12 ученик: Уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило!

13 ученик: Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают,

И летят, и летят.

14ученик: Расцвели подснежники

Да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке

Быть в венке, быть в венке.

15 ученик: Ой, солнышко-батюшка,

Угоди, годи!

Уроди, уроди!


СОРОКИ (ЖАВОРОНКИ). ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА И РЕЦЕПТЫ

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал,
так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется - тот женится или замуж выйдет, кому копейка - тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, - у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых - иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом - не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником Жаворонка Вас, дорогие наши!

История праздника Жаворонки Почему же именно 22 марта считается “птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а потому часто были вынуждены хронологически “подстраиваться” под них, в надежде со временем полностью вытеснить и заменить. Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Это “Сороки” народного календаря. В 313 году (кто уж теперь знает точно, какого дня?) римляне пытались добиться отречения от веры у сорока воинов-христиан. Но, как их ни истязали, никто не отрекся. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков (которые действительно прилетают в наши края в это время...). Теперь в этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших родственников. ...Когда-то на “Сороки” сельская детвора спозаранку выбегала во двор и старалась перебросить через кровлю сорок щепочек. А хозяйки пекли особые постные булочки - “жаворонков”, с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям, и те с шумом и гамом мчались “закликать” весну. “Жаворонков” насаживали на длинные шесты и взбирались на пригорки, а там что есть силы выкрикивали короткие “песенки-кричалки” - чтобы привлечь гонцов Весны.

Рецепт плюшек Жаворонков
мука пшеничная 1 кг
дрожжи 30 г
масло сливочное 130 г
сахар 0,5 стакана
молоко или вода 1 стакан
яйцо 1 шт.
изюм 1\3 стакана
соль

Из указанных ингредиентов (кроме изюма) замесите дрожжевое тесто, поставьте его в теплое место для брожения. В процессе брожения сделайте 2-3 обминки.
Из готового теста сформуйте жгут и нарежьте кусочками примерно по 50г. Из них сформуйте жгутики, завяжите их узлом и придайте изделиям форму птичек. Воткните изюминки-глаза.
Изделия слегка приплюсните, на одном из концов узла сделайте ножом надрезы - пёрышки. Уложите "жаворонков" на противень, смазанный маслом, дайте расстояться в тёплом месте.
Смажьте "жаворонков" яйцом и выпекайте при 230С до готовности.
Рецепт Жаворонков №2
300 мл воды,
500 г муки,
2 ст.ложки сахара,
1 ст.ложка мёда,
4 ст.ложки растительного масла,
20г.дрожжей,
1/4 чайн.ложки соли,
изюм

В теплой воде разводим дрожжи, сахар, соль, мёд. Высыпаем муку, замешиваем тесто, добавив растительное масло. Накрываем миску салфеткой и ставим в теплое место. Даём тесту дважды подняться (каждый раз обминаем до следующего поднятия). Затем делим его на небольшие части, раскатываем их в колбаски примерно по 15 см длиной. Завязываем колбаску в узелок, с одной стороны делаем клювик, с другой - разрезами хвостик. Вставляем глазки-половинки изюма. Смазать яйцом (но те, кто поститься, этот этап пропускают), посыпаем сахаром, даём подняться и выпекаем минут 20 при 180-200 градусах.
Рецепт Жаворонков №3

Ингредиенты:
500г муки,
1 пакетик сухих дрожжей,
300 мл воды,
щипотка соли,
8-10 ст. ложек сахара,
1/4 стакана крепкого сладкого чёрного чая,
изюм

Приготовление:
Дрожжи размешать с 5 ст. ложками сахара, добавить всю тёплую воду, взбить, добавить 3 ст. ложки муки, взбить и поставить в выключенную, но прогретую до 40-50* духовку на полчаса.
Оставшуюся муку просеять, всыпать в чашку, сделать посередине углубление, постепенно добавлять закваску. Вымешать. Присыпать сверху мукой, чтобы тесто не подсохло. Поставить в такую же духовку или другое тёплое непродуваемое место на 2 часа.Обмять 1 раз. Не допускать сквозняков.
Тесто нарезать на 40 жгутиков и каждый завязать в узелок. Вытянуть пальцами клювик, надрезать ножом хвостики, из изюма сделать глазки,смазать сладким чаем.
Выпекать при 200* примерно 15 мин.
АНГЕЛА ЗА ТРАПЕЗОЙ!

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!