Пол ребенка        14.07.2020   

План коррекционной работы с аутистами. Программа по коррекции аутизма план-конспект занятия на тему. Групповые занятия с детьми аутистами

Разделы: Школьная психологическая служба

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Кол-во часов Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.
1.ЭТАП
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций
Диагностика активности
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений
Диагностика оценки своего поведения
Диагностика внимания, памяти
2.ЭТАП
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
3.ЭТАП
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
4.ЭТАП
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья
5.ЭТАП
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.
6.ЭТАП
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.
Итоговая диагностика. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Утверждена

приказом по школе

«_______» ________________ 2015 г.

_________

Рабочая программа

по работе с аутичным ребенком

класс 1

Количество часов: 17

г. Югорск

2015 год

Составитель программы:

Педагог-психолог

Глинченкова Елена Николаевна

Согласовано:

заместитель директора по УВР

____________________/

«________» ______________ 2015г.

Дата:

_____________________________________________________________________________

Дата:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Содержание

    Пояснительная записка………………………………………………………….4

    Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………..6

    Тематическое содержание программы по предмету трудовое обучение…….6

    Материально-техническое обеспечение учебного процесса………………….8

    Тематическое планирование программы развитие психомоторики и сенсорного восприятия 2015-2016 учебный год………………………..………………….10

Пояснительная записка

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители или наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. (Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана);
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Три основных области проблем

Особенности проявлений аутизма зависят от конкретного человека, но основные проблемы можно разделить на три базовые группы. К ним относятся:

    трудности с социальной коммуникацией

    трудности с социальным взаимодействием

    трудности с социальным воображением.

Трудности с социальной коммуникацией . Для детей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» - это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески. Дети с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду. Кроме того, людям с аутизмом трудно использовать и понимать:

    выражения лица или тон голоса

    шутки и сарказм

    идиомы и поговорки, например, когда говорят «Это круто», имеют в виду, что это хорошо, а не то, что на это трудно взобраться.

Некоторые дети с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие обычно понимают, что говорят другие люди. Такие дети могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других детей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это явление называется «эхолалия» ); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника.

Детям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.

Трудности в социальном взаимодействии: «Мы не приобретаем навыки общения естественным образом, мы должны осознанно им учиться». Людям с аутизмом часто сложно распознать или понять эмоции и чувства других людей, а также сложно выразить свои собственные эмоции и чувства. Из-за этого они могут испытывать дополнительные трудности в социальных ситуациях. Они могут:

    не понимать неписанные социальные правила, которые большинство людей усваивают неосознанно. Например, они могут стоять слишком близко к другому человек или начинать разговор с неуместной темы.

    казаться бесчувственными, потому что они могут не понимать, что чувствует другой человек

    не обращаться к другим людям за утешением

    казаться «странными» и неуместно себя ведущими, потому что им сложно выразить свои чувства, эмоции или потребности.

Трудности с социальным взаимодействием могут приводить к тому, что людям с аутизмом трудно заводить друзей и сохранять дружбу. Однако сами люди с аутизмом могут стремиться к дружбе и к общению с другими людьми – они просто не уверены, как именно этого добиться.

Трудности с социальным воображением: «Нам трудно понять, что знают другие люди. Нам еще сложнее догадаться, что другие люди думают». Социальное воображение позволяет понимать и предсказывать поведение других людей, понимать абстрактные идеи и представлять себе ситуации вне нашего непосредственного опыта. Трудности с социальным воображением приводят к тому, что детям с аутизмом сложно:

    понимать и интерпретировать мысли, чувства и действия других людей

    предсказывать, что произойдет потом, или может произойти потом

    понимать концепцию опасности, например, почему лучше не выбегать на оживленное шоссе

    участвовать в играх и занятиях, требующих воображения: иногда дети с аутизмом практикуют игры, требующие воображения, однако они предпочитают проигрывать одну и ту же сцену снова и снова

    подготовиться к переменам или планировать будущее

    справиться с новыми или незнакомыми ситуациями.

Цели программы:

Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

Развитие всех психических процессов.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Тематическое содержание программы

Реализация программы проходит в три этапа. Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – вовлечение ребенка в совместную деятельность, ч асто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Задачи первого этапа:

    установление первичного контакта с аутичным ребенком;

    создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;

    преодоление страха общения;

    общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).

    постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;

    предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

    включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,

    формирование эмоционального контакта с психологом,

    развитие активности ребенка,

    развитие контактности.

    помочь ребенку снять накопившееся напряжение,

    сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,

научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Задачи третьего этапа:

    преодоление негативизма,

    решение общих задач для достижения цели,

    развитие восприятия и воображения,

    развитие зрительного и осязательного восприятия.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения .

Применяются следующие методы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;
2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).

3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Приемы:

разминка (речевые, двигательные, голосовые);
– рассматривание рисунков, предметов;
– свободное и тематическое рисование;
– упражнения подражательного, творческого характера;
– конструирование;
– лепка;
– изготовление аппликаций из различных материалов;
– схематическое изображение предметов;
– игровые ситуации;
– создание проблемных ситуаций
– обсуждение прочитанного;
– заучивание стихотворений.

Программа рассчитана на работу в группе 2-х человек.

Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут.

Оптимальная периодичность встреч с участниками: 2 раза в месяц (17 часов).

Требования к уровню подготовки учащихся

Организовать поведение ребенка;

Развить способности к коммуникативному взаимодействию;

Сгладить негативные проявления аутизма;

Усилить психическую активность ребенка;

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

7.Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей.

8.Игры и упражнения с особым ребенком. Руководство для родителей/перевод Н.Л.Колмагоровой

Тематическое планирование

класс 1

2015/2016 учебного года.

Педагог-психолог: Глинченкова Елена Николаевна

Количество учебных часов по программе 17, количество учебных часов 2 часа в месяц

Дата

Тема урока

Инструментарий

1 четверть

1

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций. Формирование эмоционального контакта психологом.

Игры «Ручки», «Хоровод»

2

Диагностика активности. Развитие активности.

Игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

3

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. Развитие контактности:

игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

4

Диагностика оценки своего поведения. Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.

Упражнение Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

2 четверть

5

Диагностика внимания, памяти. Развитие зрительного и осязательного восприятия.

Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)

6

Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.

7

Развитие внимания.

Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

3 четверть

8

Развитие памяти.

Запомни слова. Найди отличия.

9

Развитие речевого общения.

Игры : Позови мячом. Закончи фразу.

10

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

11

Развитие сюжетной игры.

Игра: «Пришел Мурзик поиграть»

12

Развитие подвижно-ролевой игры.

Игры: «Обезьянка озорница»

4 четверть

13

Развитие подвижно-соревновательных игр.

Игры: Строим дом для друзей. Самый ловкий.

14

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.

15

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

16

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

17

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления, памяти, внимания..

Приложение:

Установление контакта с аутичным ребенком.

игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения .

Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры .

игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
  • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
  • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
  • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
  • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

  • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
  • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
  • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
  • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.

Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

1. Пояснительная записка.

1.1 Актуальность.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Совокупность различных негативных факторов способствует изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снижает их творческую активность, замедляет их физическое и психическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении. По частоте распространенности ранний детский аутизм (РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологии у детей. Пока не существует общепринятого похода к коррекции РДА ни в России, ни за рубежом.

1.2 Научная обоснованность.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
  • разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалия, алалия и др.)

При всем разнообразии выраженности РДА у всех детей наблюдается аффективная дезадаптация, что проявляется в неустойчивости внимания, слабости моторного тонуса, нарушении восприятия, мышления.

Теоретическую основу индивидуально-ориентированной программы составляют: теоретические и практические разработки специалистов, работающих с детьми с искаженным развитием К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.В. Лебединского, Е.Р.Баенской, Т.И. Морозова и других авторов. При составлении индивидуально-ориентированной программы я использовала научно-практическое пособие, разработанное кандидатом психологических наук, доцентом СПбГУ И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (раздел «Психологическая коррекция детей с искаженным развитием»), работу С.В. Ихсановой «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками», работу Е.А. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком и других авторов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

1.3 Организация межпредметных связей.

Ведущим специалистом, реализующим программу, выступает педагог-психолог. Формируемые в процессе реализации программы умения и навыки у ребенка закрепляются учителем-логопедом, учителем-дефектологом при проведении индивидуальных занятий, а также родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

1.4 Цель программы.

Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

1.5 Задачи программы:

Основные:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;
  2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  3. Создание эмоционально положительного настроя;
  4. Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
  5. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
  6. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);
  7. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
  8. Формирование произвольной регуляции деятельности (умение действовать по инструкции, образцу, формирование навыков самоконтроля, формирование интереса к конечному результату своих действий);
  9. Развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий;
  10. Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)

Сопутствующие:

Формирование пространственных представлений (уровень пространства собственного тела),

Развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия (через различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и штриховка, через конструирование и работу с мозаикой и т.д.)

1.6 Адресат программы.

Ребенок старшего дошкольного возраста с РАС (3 группа РДА по классификации О.С. Никольской).

1.7 Продолжительность курса: Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по апрель и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью в 60 мин.

1.8 Планируемые результаты:

После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий ребенок начнет вступать в активный контакт с окружающим миром, людьми. На основе этого станет возможным развитие произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций.

1.9 Система оценки достижения

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я.Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями. Первичная психодиагностика (сентябрь), итоговая психодиагностика (май).

2. Организационный раздел

2.1 Учебно-тематический план программы

Наименование раздела и тем занятий

Всего (час)

Форма
контроля

Первый этап(адаптационный) - установление контакта с ребенком

На занятиях поощряется любая, даже минимальная активности ребенка. Коррекционные воздействия на данном этапе направлены на реализацию ребенком собственных резервов. Используются разнообразные приемы, направленные на изменение аффективного состояния. Основу занятий составляют различные сенсорные игры, основанные на интересах ребенка, создание щадящей сенсорной атмосферы.

Наблюдение за ребенком в процессе занятий, беседа с родителями

Психологическая диагностика (первичная и итоговая).

Второй этап - усиление психической активности ребенка

Использование специфики поведения ребенка в процессе коррекции. Использование момента аффективного подъема у ребенка и придание ему реальный игрового эмоционального смысла (тактильные, сенсорные, музыкальные игры)

Третий этап- организация целенаправленного поведения ребенка

Формирование стереотипных действий в определенных ситуациях, приобретение самостоятельных специальных умений (игры, направленные на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши тише-тише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр.). Переход к более сложным играм и упражнениям (сюжетно-ролевые игры, игры, направленные на формирование познавательных процессов)

Итого: 30 часов

1.2 Система реализации программы по учебным годам:

Структура занятий и основное содержание структурных компонентов занятия:

Каждое занятие в программе имеет определенную структуру, включающую в себя: ритуал приветствия, основную часть занятия (игры, направленные на установление контакта с ребенком, усиление психической активности ребенка, организацию целенаправленного поведения ребенка, развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий и т.д.), ритуал прощания. На занятиях разные виды деятельности плавно сменяют друг друга. В процессе занятия каждое действие ребенка повторяется несколько раз и закрепляется в игровых ситуациях.

Методы, используемые при реализации программы:

Программа реализуется с использованием следующих методов:

1. Психодиагностика ребенка (первичная диагностика и итоговая) с использованием следующих методик: «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я. Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями.

2. Консультирование (индивидуальные консультации родителей по проблемам развития ребенка, выработке оптимального стиля общения с ним, закреплению полученных навыков в ходе реализации программы.).

3. Коррекционно-развивающая работа: проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе.
Основными методическими средствами при организации занятий являются: различные сенсорные игры (игры с водой, глиной, крупами, красками и т.д.), игровая терапия (на начальном этапе недирективная), различные виды тактильных игр (пальчиковая гимнастика, и т.д.), музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах), сюжетно-ролевые игры, игры и упражения, направленные на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти), произвольности поведения, пространственных представлений, дидактические игры.

Методические требования к занятиям:

Любые задания должны предлагаться ребенку в наглядной форме;

Объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, од ними и теми же выражениями;

Речевые инструкции должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением особого внимания на тональность;

После выполнения задания психолог должен обязательно обратить внимание ребенка на его успехи. Даже минимальная активность ребенка требует
обязательного поощрения.

Требования к условиям реализации программы:

Занятия проводятся в условиях игровой комнаты. В игровой комнате должно быть мягкое освещение, палас или ковер на полу. Не должно быть острых тяжелых предметов, неустойчивой мебели. Количество игрушек должно быть ограничено, чтобы не отвлекать ребенка

Обязательным является идентичность обстановки занятий и постоянный специалист, работающий с ребенком, так как аутичные дети трудно приспосабливаются к новой обстановке и новым людям

Предметно-развивающая среда:

Музыкальные игрушки, материалы для сенсорных игр (песок, крупы, краски, тесто для лепки, мыльные пузыри и т.д.),материалы для творчества (пластилин, бумага для рисования, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, клей, кисточки), магнитофон;
- игрушки, соответствующие возрасту ребенка (деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы; разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики, настольно-печатные игры: лото, разрезные картинки, доски Сегена и т.д; игрушки для сюжетно-ролевых игр, разнообразные мячи, обручи и т.д.

Система оценки достижений планируемых результатов:

Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики. Психодиагностика проводится в индивидуальной форме (количественная и качественная оценка). По результатам психологической диагностики составляется итоговое психологическое заключение.

Учебная программа (приложение 1)

4. Список литературы:

  1. С.В. Ихсанова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками С-П, Детство-Пресс, 2011.
  2. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М.: Изд-во МГУ, 1990
  3. Е.К.Лютова Г.Б.Монина Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СП,Речь, 2005.
  4. И. И. Мамайчук Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.:Речь, 2007.
  5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М- М.: Теревинф, 1997
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия М.: Теревинф, 2004

Заключение: После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий у ребенка отмечается положительная динамика развития по следующим направлениям:

1. Формирование произвольной регуляции деятельности: На занятиях мальчик стал выполнять простой алгоритм действий по просьбе педагога: «Возьми стаканчик, налей воды, поставь на стол». Может сделать по образцу простые постройки «мостик», «дорожка», «диван», «домик».

2. Организация целенаправленного взаимодействия ребенка с психологом, повышение активности ребенка в процессе общения: Ребенок стал включаться в сюжетную игру: «Отвезем кирпичи на стройку, построим дом», «Мишка пошел за малиной, потом угощал друзей» и т.п. Стал привлекать внимание взрослого к своим действиям: «Посмотри на меня», «Смотри, я написал имя» и др.

3. Формирование пространственных представлений: мальчик стал показывать основные части лица, тела (глаза, брови, уши, руки, ноги, живот, спина, колени). Стал понимать «верх», «низ» относительно предметов в пространстве (например: «Брось мяч вверх», «Посмотри на полочке внизу»).

4. Развитие социально-адаптивных функций: мальчик стал здороваться, приходя на занятия. Ребенок стал обращаться к другим детям, взрослым по своей инициативе: «Здравствуй, тетя! Как у тебя дела? Куда ты идешь?» и т.п. Ребенок стал более спокойным, проявления негативизма наблюдаются реже.