Пол ребенка        07.02.2024   

Презентация для воспитателей сенсорное развитие раннего возраста. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

Сенсорное развитие ребёнка– это
развитие его восприятия и
формирование представлений о
свойствах предметов и различных
явлениях окружающего мира

Сенсорные эталоны

это обобщённые сенсорные
знания, сенсорный опыт,
накопленный человечеством за
всю историю своего развития

Сенсорное воспитание влияет

Умственное развитие;
Эмоции;
Развитие самостоятельности;
Развитие отношения к окружающему.

Сенсорные ощущения

зрительные
ощущения
слуховые
ощущения
осязательные
ощущения
вкусовые
ощущения

Сенсорное развитие образовательной деятельности согласно ФГОС ДО осуществляется в интеграции образовательных областей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:

Предметная деятельность и игры с
составными и динамическими игрушками.
Экспериментирование с материалами и
веществами (вода, песок, тесто и др.)
Общение и совместные игры с взрослыми и
сверстниками.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно

- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные
при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами
предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других
видов памяти.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста

Развивать цветоразличение, умение
воспринимать величину, группировать,
сравнивать и обобщать предметы по этим
признакам;
Формировать у детей зрительные способы
обследования предметов;
Развивать зрительную реакцию на предметы
окружающего мира, замечать их форму, цвет;
Развивать познавательные процессы;
Развивать мелкую моторику

Цель проекта

увеличить уровень знаний
воспитанников раннего возраста по
сенсорному развитию

Задачи проекта

Проанализировать учебно-методическую
литературу по вопросам сенсорного развития;
Дополнить дидактический материал по
сенсорному развитию детей раннего возраста;
Разработать информационные листы для
родителей с рекомендациями по сенсорному
развитию в раннем возрасте.

Принципы

1. Принцип
индивидуально-личностной
ориентации воспитательнообразовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей
познавательную деятельность
направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности
и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей

1. Педагогические ситуации
2. Игровые образовательные ситуации
3. Работа с предметными и сюжетными
картинками
4. Дидактические игры и упражнения на
закрепление понятия формы, цвета, величины
5. Упражнения на развитие мелкой моторики,
зрительного восприятия
6. Задания на выполнение предметных действий
7.Элементарные продуктивные действия

ЭТАПЫ РАБОТЫ

I этап: информационноаналитический (подготовительный)
II этап: творческий (основной)
III этап: заключительный

I этап: информационно-аналитический

I этап: информационноаналитический
Изучение специализированной литературы;
Изготовление игр и пособий на развитие
сенсорных навыков;
Изучение индивидуальных особенностей и
потребностей детей;
Подбор практического и игрового материала
для детей (задания, игры и упражнения);
Методические разработки по сенсорному
воспитанию (цвет, форма, величина).

II этап: творческий

II этап: творческий
Приобретение и создание дидактических игр на
развитие сенсорно-моторных навыков;
Проведение работы с родителями на тему: «Что
такое сенсорное развитие. Почему его необходимо
развивать?» Консультации, беседы, совместные игры,
оформление уголка для родителей.
Сформировать у детей основы познавательного,
бережного, созидательного отношения к
окружающему миру;
Знакомство детей с дидактическим материалом и
играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей;

Марина Храмова
Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Данная презентация была показана родителям на родительском собрании, посвященное теме : "Сенсорное развитие детей раннего возраста " .

Цель : Ознакомление родителей с играми, развивающими в детях сенсорные способности .

Задачи :

1. Познакомить родителей с эталонами сенсорного развития детей раннего возраста .

2. Побуждать родителей к созданию условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

3. Расширять представления у родителей об упражнениях и играх для развития тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия.

Познакомили родителей с особенностями сенсорного развития детей в данном возрасте . Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении разных манипуляций с предметами. Для развития мелкой моторики в данной презентации были показаны примерные игры для сенсорного развития детей .

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1сл. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями.

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Видео В 2014-2015 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Развитие сенсорных способностей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Пояснительная записка Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная.

Перспективный план по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 135» Перспективный план по самообразованию.

План-конспект родительского собрания «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 97" План - конспект родительского собрания В группе раннего.

В нашей группе раннего возраста мы особое значение уделяем сенсорному развитию детей. Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов,.

1 из 23

Презентация - Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Текст этой презентации

Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №41 дошкольные группы №2 Трофименко Е.В.
Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Что же такое сенсорика?

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное воспитание это - система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

Значение сенсорного воспитания: - развивает наблюдательность; - влияет на эстетическое чувство; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). В среднем дошкольном возрасте: - формируются сенсорные этапы – устойчивые представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. - формирование сенсорных эталонов; - обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; развитие аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте: - различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв
- развитие мелкой моторики, - установление сходства и различия между предметами

Интеграция сенсорного развития с другими областями: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие

Сенсорные эталоны: цвета; формы; величины; вкуса; обоняния; времени; эталоны пространственных представлений; эталоны осязания.

Этапы сенсорного воспитания: – формирование сенсорных эталонов – обучение способам обследования предмета, – различение формы, цвета и величины, выполнение более сложных глазомерных действий. – развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В пять лет ребенок должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал.
В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.).Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. После этого они переходят к решению задач « на глаз».

Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных элементов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Игры на развитие тактильных ощущений
"Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и т.д.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек дл куклы». (определение предметов по фактуре материала). Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном. вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощу- пывают все платочки. Затем снимают их и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь». Ребенку предлагают на ощупь определить какой материал он трогает. Материал: пластики, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью, шелком.
«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

Игры для закрепления понятия формы
«Назови форму предмета». Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном. Взрослый ставит игрушку в определенное место. ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от…)
« Какая фигура лишняя». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник. три овала и один круг. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

«Составь целое из частей». Составить конструкцию из нескольких геометрических фигур по образцу. Составить конструкцию по памяти, по описанию. Составить фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей.
«Определи правильно» . Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины
«Подбери пару по цвету» Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.
«Дальше - ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие –дальше.

«Расставь по порядку» Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений: расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте; расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку». разделить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размеров.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Собери гусеницу» . Цель: собрать гусеницу из разных цветов, начиная от темного к светлому и наоборот.

«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу» Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета» Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например: «Рябина», дети отвечают: « Листья зеленые, ягоды красные».

Используем различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики у детей.
«Использование массажных мячей». Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

Можно изготовить «Осязательные Ванны» – в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
«Сенсорная тропа для ног» – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре«кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательными. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия.

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольного развития. Благодаря сенсорному развитию мы воспитываем личность, которая растет и развивается через познание окружающего мира посредством воздействия на все органы чувств. Самое интересное, что многие игры на развитие сенсорики мы можем сделать сами. Об этом и говоится в презентации. Если тема вас заинтересовала, то после просмотра презентации и изучения игр, которые предлагаются в интернете для самостоятельного изготовления, вы сами сможете пополнить свои копилки дидактических игр. Желаю удачи!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Игры, направленные на сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком. Понятие « сенсорика » имеет латинский корень – « сенсус » (чувство, чувствовать) , поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного развития ребенка в детском саду, обучения в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Сенсорные дорожки Тактильные карточки Предметы на развитие тактильных ощущений Звуковые игрушки Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Многие из них мы можем сделать своими руками. Спасибо за внимание!