Детский сад        06.09.2021   

"а давайте-ка, ребята, поиграем в космонавтов". Картотека пальчиковых игр по лексическим темам Пальчиковая гимнастика наперсток

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки. Видимо, Сам Господь вложил их в ум нашим предкам, потому что этот вид игр — уникальный способ развития ребенка.

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давно известно, какую большую роль в развитии личности ребенка играет телесный контакт с любящим взрослым человеком. Ничто не может сравниться с пальчиковыми играми по той степени контакта, который устанавливается во время занятий. Во-первых, малышей обычно усаживают на колени и спинкой к себе. Это дает ребенку чувство защиты от кольца материнских объятий. Во-вторых, все действия, происходящие во время игры — поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков помогают установить и укрепить доверие, развивают коммуникативность ребенка, наконец, это огромный заряд положительных эмоций от общения и самой игры.

Научно доказано, что через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые получает малыш через ладошки и пальчики. Именно поэтому лучшими игрушками для маленьких считаются те, которые состоят из разных по текстуре и форме деталей, позволяющих понять ребенку разницу между мягким и твердым, жестким и нежным, гладким и шершавым. Но родители должны помнить о том, что даже самая лучшая игрушка в мире не заменит личного контакта, взгляда «глаза в глаза», одобрительной улыбки мамы или бабушки. Играйте со своими детьми! Посадите их к себе на руки и откройте для них волшебную страну пальчиковых игр.

Как надо играть с малышом?

— Перед игрой кратко в доступной форме объясните ребенку суть игры.

— Играйте сами с увлечением, погрузитесь в мир вашего малыша.

— Не давайте малышу сразу большой объем и много задач. Освоить одну-две пальчиковых игры в день — достаточно.

— Поощряйте успехи ребенка и закрывайте глаза на его ошибки.

— Игра должна доставлять радость вам обоим.

— Бывает, что маылшу вдруг приходится не по душе какая-то из пальчиковых игр. Не заставляйте его играть в нее.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,
деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала,
этому дала,
этому дала
этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,
ты дров не рубил,
ты печь не топил!
Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот пальчик чистить стал,
этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел!

Два козленка

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут…
Трое утят плывут…
Двое утят плывут…
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!»,
(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.
(Руки «скатываются» на пол).

Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»
(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»
(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: «Вот и обед!»
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь — а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).



(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Качели

Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Котята

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Паучок

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)

Пчелки

Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).

Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

Перчатка

Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).

Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Поросята

(Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


(«Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

Головами покиваем,
… Плечиками мы покрутим,…

«Улитка»

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).

Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»).

Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»).

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки
(Ладони сомкнуты «ковшом»).

Уже глядит цветок…
(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки
Уже глядит цветок
(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы »

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать «Бах»?»
«Бах» — выстрелил охотник,
(Хлопаем в ладоши).
Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.

Пальчиковая игра «По грибы»№ 2

Раз, два, три, четыре, пять! Дети ритмично сжимают и раз-

Будем мы грибы искать. жимают пальцы.

Первый гриб - боровик, Массируют фалангу большого

Полезай в лукошко! пальца (от ногтя к основанию

пальца).

Подосиновик стоит указательный палец,

На высокой ножке.

Подберезовик нашли средний.

Под березой прямо.

А масленок прячется - безымянный.

Вот какой упрямый!

На пеньке нашли опят мизинец.

Целый маленький отряд.

Полную корзинку Переплетают пальцы, сделав

Набрали мы грибов. «корзинку».

Принесем, почистим, Потирают ладони друг о друга.

Сварим - Делают круговые движения ука-

зательным пальцем по ладони другой руки.

Суп готов! Вытягивают руки вперед.

При повторении упражнения выполняют массаж пальцев дру­гой руки.

Пальчиковая игра «Пирог» № 7

Мы спросили нашу печь: Дети ставят руки «полоч-

кой» и покачивают ими.

- Что сегодня нам испечь? - Вытягивают руки вперед.

Печку мы спросили, Поворачивают ладони вверх-

вниз.

Тесто замесили. Мнут руками бедра.

Тесто скалкой раскатали, Гладят ладонями ноги.

Раскатали - не устали.

Начинили творогом «Пекут пироги» (то одна

И назвали пирогом! рука сверху, то другая).

Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперед, ла-

донями вверх (2раза).

Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза).

Венгерская детская песенка

Массаж пальцев «Овощи» № 8

Вырос у нас чесночок, Дети разминают фалангу ука-

зательного пальца (от ногтя к основанию),

Перец, томат, кабачок, фалангу среднего пальца,


Тыква, капуста, картошка, безымянного.

Лук и немного горошка. мизинца.

Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на

Ими друзей угощали, другой руке.

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год. Разминают большой палец левой

руки.

Наш друг - огород! Разминают большой палец пра-

вой руки.

О. Крупенчук

Массаж рук «Зимняя разогревалочка» № 13

Если замерзают руки. Дети медленно растирают одну

Начинаем их тереть, ладонь о другую.

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки, Растирают ладони все быстрее и

Совсем как ледышки, быстрее.

Потом как лягушки,

Потом как подушки,

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня, Вытягивают вперед раскрытые

Вот, потрогайте меня. ладони.

М. Рузина

Пальчиковая игра «На елке» № 16

Мы на елке веселились, Дети ритмично хлопают в ладоши.

И плясали, и резвились. Ритмично ударяют кулачками друг

о друга.

После добрый Дед Мороз Вытягивают руки вперед ладонями

Нам подарки преподнес, кверху.

Дал большущие пакеты, Разводят руки в стороны.

В них же - вкусные предметы: Поднимают указательный

палец.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках

Орешки рядом с ними, пальцы, начиная с большого.

Золотистый мандарин.

В. Волина

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные» № 19

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развес-

Пироги пшеничные? ти руки в стороны.

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, нал

Пес лохматый со двора. чиная с мизинца.

И другие, все, кто может.

«Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже.

Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы,

Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы,

Быстро перебирают пальчиками

(«сыплют сахар»).

Пироги пшеничные

Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок.

В печку посадили мы.

Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их боковой

частью друг к другу.

Печка весело горит,

Быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит:

Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся,

«Крошат крошки».

Воробью достанутся.

Стучат указательными

пальцами по коленям

(«воробьи клюют»).

Шведская детская песенка

Воспитатель. Гости угостились пирогами, похвалили

Зимушку за вкусное угощение все вместе стали плясать.

Пальчиковая игра «Аты-баты» № 21

Дети проговаривают и спокойном темпе текст русской народной потешки.

Аты-баты, Дети имитируют пальцами строевой шаг

Шли солдаты. солдат, обе руки подняты.

Аты-баты: Левая рука наверху, правая опущена,

На базар. ладони сжимаются и разжимаются.

Аты-баты: Правая рука поднимается, ладошки

Что купили? сжимаются и разжимаются.

То же движение левой рукой,

Аты-баты: правой рукой,

Самовар.

Аты-баты: левой рукой.

Сколько стоит?

Аты-баты:

Сто рублей.


Пальчиковая игра «Как петух в печи» № 26

Как петух в печи пироги печет, Дети «пекут пирожки»

(то одна рука сверху, то

другая).

Кошка на окошке рубашку шьет, Показывают, как шьет

иголкой.

Поросенок в ступе горох толчет, Стучат кулачками друг

о друга.

Конь у крыльца в три копыта бьет, по коленям.

В три копыта бьет, хозяина зовет: Топают ногами.

«И-го-ro!» «Натягивают вожжи».

Русская народная потешка

Пальчиковая игра «Наперсток» № 27

Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой

Пальцу больно, руке - воображаемая иголка. Игол-

Пальцу колко. ка «шьет» и задевает конник указа-

тельного пальца на левой руке.

А наперсток Дети делают движение, как будто

В тот же миг надевают наперсток на указатель-

К девочке на пальчик ный палец левой руки.

Говорит иголке: «Шьют».

- Шей,

А колоться ты не смей! Грозят пальцем.

М. Кульская

Пальчиковая игра «Герасим-грачевник» № 32

Ах, грач на горе - Дети поднимают руки, соединив

их над головой.

Разводят руки вверх-в стороны. Взмахивают кистями рук. Поворачивают кулачки вправо-влевс Взмахивают кистями рук. Вращают кулачками перед грудью. Взмахивают кистями рук. Потирают ладонями друг о друга. Взмахивают кистями рук.

Знать, весна на дворе!

Голубочки, голубочки,

Принесите по клубочку!

Кукушки, кукушки,

Принесите по катушке!

Чечетки, чечетки,

Принесите всем по щетке!

А синицы-молодицы,

Принесите всем по спице! Поднимают указательные паль­цы

и покачивают ими.

Жаворонки, прилетите, Взмахивают кистями рук.

Весну-красну принесите! Протягивают руки вперед.

Жура-жура-жураван, Взмахивают кистями рук.

Шей весне ты сарафан!

Воспитатель. Услышала весна, что все ее ждут, при­шла на землю.

Пальчиковая игра «Чебурек» № 34

Жил на свете человек Дети «пекут пирожки» (то

По прозванью Чебурек, одна рука сверху, то другая).

С дочкой и сынишкой: Отводят в сторону сначала

одну руку, потом другую.

Пончиком Складывают ладошки «пирожком».

И Пышкой. Прижимают кончики пальцев

одной руки к кончикам пальцев

другой.

А его жена Оладья

Шила всем соседям платья: Показывают, как шьют иголкой.

Со сметаною худым, Прижимают ладони одна к другой.

Толстым с кремом заварным. Разводят руки в стороны.

Дети, начиная с пеленок, уже стремятся узнавать этот мир и познавать все новое для них и неизведанное. Они воспринимают информацию на всех уровнях восприятия, с самого начала это тактильный путь, затем сильнее развивается слух и зрение. Таким образом, ребенку надо все увидеть, услышать и потрогать, а в некоторых случаях еще и попробовать на вкус. В дошкольном возрасте детям присуща безграничная тяга к новым знаниям. Если это не пресекать, а наоборот, развивать и поддерживать, то ребенок с возрастом превратится в развитую, гармоничную и незаурядную личность.

Именно по этому, уже в дошкольном возрасте необходимо давать детям как можно больше информации не только о том, что они видят и могут потрогать, но и о том, что существует во вселенной, рассказывать им о законах вселенной и различных явлениях. В связи с пятидесятилетием со дня первого полета человека в космос я решила провести день космонавтики в детском саду. Это значительно расширит кругозор детей и обогатит их новыми знаниями о неизведанном. Практически все дети склонны фантазировать и придумывать собственные миры, поэтому им всегда интересно узнать о существовании других планет, кроме Земли, и о тайнах которые они скрывают.
Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Цель: расширить и закрепить представление детей о космосе, космонавтах; развивать словарь по данной теме.

Задачи:

  • развивать плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память;
  • развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать чувство патриотизма; любовь и уважение к героям нашей страны.

Результат:

  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.

Оборудование: макет ракеты, демонстрационный материал на тему “Космос”, предметы для игры “Собираемся в полет”, наборы геометрических фигур по количеству детей для игры «Построй ракету», звездочки, вырезанные из картона для игры "Составь слово", слайды, фонограмма шума космического корабля, глобус, клей, бумажные салфетки, ватман, маркеры.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о космосе, чтение художественной литературы: «Посланец Земли» С. Михалков, «Я выхожу в космос» А. Леонов; рассматривание иллюстраций о космосе; разучивание песни «Солнышко»; разучивание игры «Звездочки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

– Ребята, посмотрите, какие картинки выставлены на доске. Почему я их поставила? (12 апреля – день космонавтики ). В этот день в 1961 году Ю.А. Гагарин совершил
первый космический полет. (Приложение ).
С того времени многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами.
– Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос?

1 ребенок.

Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать.
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.

2 ребенок.

Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут –
Ведь полет нелегкий труд.

2. Развитие мелкой моторики. Игра «Построй ракету»

– А давайте-ка, ребята,
Поиграем в космонавтов.
В космос с вами полетим!
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет.

– Давайте выложим из геометрических фигур ракету, вот вам образцы. (Дети из набора геометрических фигур составляют ракету по данному образцу ).

3. Игра на внимание «Собираемся в полет»

– Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.

– На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик.

4. Пальчиковая игра «Наперсток»

– Все собрано. Но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос?
– Почему? Что нам нужно? (скафандры). Сошьем специальные костюмы космонавтов – скафандры.

– Шьет иголка, шьет иголка Левая ладошка раскрыта, в правой руке
Пальцу больно, пальцу колко. воображаемая иголка.
А наперсток в тот же миг Иголка «шьет» и задевает кончики пальцев.
К ребятам на пальчик Дети как будто надевают наперсток на палец .
Прыг!
Говорит иголке: «Шьют».
– Шей,
А колоться ты не смей! Грозят пальцем.

5. Фонопедическое упражнение «Ракета»

Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места.
Проверим, все ли системы космического корабля работают.

– Пристегнули ремни –
– Проверяем топливо. – Произносят «ш-ш-ш…».
– Открываем и закрываем люки. – Делают glissando на звук (а).
– Проверяем радио – Произносят короткие и длинные звуки (у).
– Включаем мотор. – Произносят звук (р) и вращают кулачками .

6. Упражнение на координацию речи и движения «Полет»

– 5, 4, 3, 2, 1! Поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим! Соединяют руки в «замок».
Мы взлетаем высоко, Бегут по кругу.
Мчит ракета быстро.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезд мы облетели, Кружатся.
Выйти к звездам захотели.
В невесомости плывем Ходят, делая плавные движения руками.
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим, Садятся на свои места.
В иллюминаторы глядим.

7. Аппликация "Солнышко"

– Мы приближаемся к удивительной разноцветной планете. Посмотрите, какая она. (Слайд)
Готовьтесь к посадке. (Звучит фонограмма шума космического корабля.)
– Эта планета Цветов. Давайте поближе рассмотрим ее. На этой планете цветы росли под голубым солнцем. Покажем цветам, что нашу планету освещает наше золотое солнышко. Для этого на ватмане вместе сделаем солнышко. Из бумажных салфеток свернем трубочки разной длины – это будут лучи. А круг солнца вырежем из цветной бумаги и приклеим в середине.
– Какое у нас получилось солнце? (Яркое, круглое, теплое, лучистое).

8. Песня о солнце

– А какую песню мы знаем о солнышке? Давайте споем ее.

9. Гимнастика для глаз "Солнечный зайчик"

– Наше солнышко такое яркое, оно пустило к нам солнечного зайчика. Видите его? Проследите глазами как он прыгает, бегает по Цветочной планете. Вперед, назад, вперед, назад. Еще раз и еще. Молодцы! Зайчик нас куда то зовет. Давайте посмотрим.

10. Игра "Составь слово"

– Ребята, посмотрите, сколько звезд упало, наверно, был звездопад. На некоторых звездочках стоят буквы, попробуем из них составить слово. Какое слово у вас получилось? (Земля)
Земля – это название планеты, на которой мы живем. Посмотрите на Землю из космоса, какая она красивая. (Слайд)

11. Коммуникативная игра "Звездочки"

Звезды прыгают, резвятся,
Звезды любят поиграть.
Звезды быстро улетают,
Ты попробуй их поймать.
Звездочка, лети!
Скорее лови!

(Дети встают в пары, договариваясь кто из них будет «звездочкой». Под слова прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево. На последние слова «звездочка» убегает, другой – догоняет. При повторении игры, «звездочкой» становится второй ребенок.)

12. Итог занятия

Дети, нам пора домой. Займите свои места, пристегнитесь, поворачиваем домой…(Звучит фонограмма шума космического корабля).
– 1 – 2 – 3 – 4 – 5!
Вот и дома мы опять!

– Понравилось вам путешествие? Что интересного вы запомнили?
– Какие планеты солнечной системы вы знаете?
– На какой планете живем мы?
– Кто первым полетел в космос?
– Когда отмечают день Космонавтики?
– И мне понравилось, как вы работали. Наше занятие окончено, всем спасибо!
– До свидания!

Пухкий Екатерина
Пальчиковые игры

Развивать мелкую моторику рукам помогают пальчиковые игры . Предлагаю подборку пальчиковых игр :

На пригорке дуб стоит, он ветвями шевелит

листвой играет быстро шевелим пальчиками

Утром солнышко встречает

Крепкий ствол покрыт корою складываем ладони и предплечья вместе

А корнями под землею он питается и пьет

Очень долго дуб

А на ветках там и тут птицы разные живут

В гнездышках они сидят, птенчиков своих растят

Жил на свете Колобок, круглый бок, румяный бок

Мишку обманул в пути

Он из дома убежал

Но от Лисички не уйти «грозим» паль-чиками

В лес дремучий он попал

Рыжая хитра плутовка, провела бед-няжку ловко

Там Зайчишку повстречал

Сесть просила на носок -

И от Волка убежал

И пропал наш Колобок!

Наша семья

Мама лепит пирожки

Папа полку мастерит Ударяем кулачками друг о друга

Дед в очках читает книжку

Шьет бабуля мне штанишки Имитируем шитье иглой

сестричка

Трудится семья вся наша

На лужок я побежал

Всем большой букет нарвал!

Разноцветная лужайка

Над зеленою лужайкой ба-бочка летела

И на белую ромашку отдохнуть присела

А с ромашкой рядом вырос си-ний василечек

Черненький паук залез на его листочек

желтенький тюльпан наклонил головку «колокольчики» двумя руками отдельно

И ползет по стебельку гу-сеница ловко

А пушистый одуванчик - как воздушный шарик

А на шарике сидит серенький комарик

Звонко капает капель : кап, кап, кап, кап поочередно ударяем по большому пальцу поду-шечками других пальцев

Не пройти лисичке к норке, не забрызгав лап

лисичка наша поднялась, да случайно прямо в лужу…

Шлепнулась! Шлепок по коленям

На пригорке белый заинька стоял

Над лисичкой во все горло хохотал

Ветер старый клен качает, листья с веток осыпает

Спрятались давно жучки

Дремлют в норках паучки

Гуси-лебеди галдят

Улетать на юг хотят

Зайка серенький линяет, шубку летнюю меняет

Строит мишка толстоногий

На зиму себе берлогу

Солнце ниже опустилось - значит, осень наступила

Зайка выглянул в окошко

Ушками пошевелил

«зайка» - двигаем пальцами- «ушками»

Кто-то ночью строил норку

Кто-то елки побелил

Кто-то яблоньку

Набросал на ветки снег Ритмично сжимаем кулачки

У дверей следы запутал

Заморозил речки все

Это зимушка-зима за ночь сделала сама

Кошка Матрешка

Жила была кошка по имени Матрешка

Была у нее подружка - корова Пеструшка

И с лошадкой дружила кошка, вместе бегали по дорожкам

А с козою Майкой скакали по лужайке

А с собачкой Журкой они играли в жмурки

Кошка Матрешка, корова Пеструшка, лошадка, коза и собачка Журка весело жили

Крепко дружили

Никогда не ругались, всегда обнимались - вот так! обнимаемся

Покупки для зверей

Раз, два, три, четыре, пять поочередно загибаем пальцы на обеих руках одновременно

Идем подарки покупать

Мишке - штанишки

Зайке - фуфайку

Свинке - косынку

Барашку - рубашку

Синичке - рукавички

Корове - чулки

А теленку - ползунки! разводим руки в стороны

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка.

Левая ладошка раскрыта, в правой - воображаемая игла.

Пальцу больно , пальцу колко , Игла «шьет» и задевает кончик ука-зательного пальца левой руки .

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг !

Делают движение, как будто надевают наперсток.

Говорит иголке : «Шей!» Вновь «шьют» .

«А колоться ты не смей!»

Грозят указательным пальчиком правой руки

Белка - продавец

Сидит белка на тележке. Сжимают-разжимают пальцы рук .

Продает она орешки. Хлопают, в ладоши.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. Поочередно загибают пальчики на правой руке , начиная с большого.

Кому в платок, Кому в зобок. Ударяют, кулачками друг о друга.

Кому в лапочку. Показывают ладошки.

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку он полил. («Колечки» .)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. («Хлопки» .)

Выросла репка

Всем на удивленье («Колечки» .,

Большая-пребольшая,

Всем хватит угощенья. («Лучики» .)

Выросла репка

И сладка, и крепка.

Выросла репка

И сладка, и крепка. («Хлюпки» .)

В чистом поле теремок

Был ни низок ни высок. («Веер» .)

Звери разные в нем жили,

Жили дружно, не тужили. («Здравствуй» .)

Там и муха, и лягушка,

Зайчик с лисонькой-подружкой

Еж колючий, серый волк -

В дружбе знали они толк. («Колечки» .)

Но набрел на теремок Мишка косолапый («Замок» , поворачивать его влево - вправо.)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. («Лучики» .)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались («Волны» .,

А потом собрались снова,

Чтоб построить терем новый. («Здравствуй» .)

В нем теперь живут все вместе

И поют такие песни («Колечки» .)".

Стоит в поле теремок,

Он ни низок, ни высок. («Веер» .)

Про курочку Рябу

Курочка Ряба бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду (Колечки)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед (Молоточки)

Мышка-норушка мимо бежала (Волны)

Яичко смахнула, оно и упало (Лучики)

Плакали горько и баба, и дед (Колечки)

Яйцо ведь разбилось, пропал их обед (Лучики)

С тех пор уже Ряба бабе и деду (Колечки)

Несет лишь простые яйца к обеду (Кулачки)

Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили («Молоточки» .,

Печь в ней сложили и счастливы были. («Здравствуй» .)

Узнали про это Волк и медведь («Колечки» .)

Им захотелось Хозяев всех съесть. («Кулачки» .)

Тихонько к зимовью они подошли, Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки» .)

Петух кукарекал («Клювики» .,

Бык в бок забодал. («Коза» .)

Кот с печки зафыркал («Волны» .,

Ну а свинья хрюкала с визгом : - Здесь хата моя. («Лучики» .)

Волк с перепугу выскочил прочь, Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. («Волны» .)

С тех пор уж к зимовью они не ходили

(«Маятник» .,

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, Согревая все кругом («Колечки» .,

На полянку вышли звери,

Что сидели под грибом. («Лучики» .)

Сушат крылья, сушат шерстку, Сушат перья и носы. («Колечки» .)

Рады все, что зайчик спасся

От прожорливой лисы.

Солнце светит, солнце греет(«Веер» ,

Гриб стоит, как великан(«Лучики» ,

На поляне веселиться будут звери, Трам-там-там. («Хлопки» .)

А зеленые лягушки, Квакнут громко («Коленки» .):- Ква-ква-ква («Лучики» .,

Верные друзья, подружки («Колечки» .) Выручат в беде всегда! («Лучики» .)

У цыпляток папа - важный петушок («Лучики» .):

На головке у него

красный-красный гребешок («Гребешок» .,

Под головкою бородка,

Он трясет ей очень ловко

(«Бородка» , шевелить согнутыми пальцами .).

Хвост красивый и большой,

Перья выгнулись дугой. («Колечки» .)

Ку-ка-ре-ку! - он кричит («Клювики» .,

Просыпаться всем велит. («Лучики» .)