Детский сад        05.04.2024   

Как презентовать поделку из природного материала. Поделки из природных материалов для детей. Поделки из дерева

Поделка из природного материала в садик — излюбленная для многих педагогов тема детсадовских и школьных выставок, поэтому столкнуться с ней рано или поздно приходится каждым родителям.

Посмотрите, как сделать розу из листьев на видео:

Поделки из шишек своими руками

Самой популярной осенней поделкой является ежик с дарами осени — яблочками и грибами на колючей спинке. Мордочку и лапки ежика можно сделать из пластилина, а иголками будут служить колючие шишки. В качестве основы можно взять дно от пластиковой бутылки или картонный рулон.

Очень эффектную поделку можно сделать из шишек, пластиковой бутылки и пластилина:

Из шишки и фетра получаютя забавные белочки.

Из шишек и других природных материалов получается загадочная зверушка с крылышками.

Очень милая и забавная поделка из шишки и ваты — совы. Для того, чтобы сделать сов промазываем клеем чешуйки шишки. Затем заталкиваем между чешуйками вату.

Приклеиваем поверх глазки и носик. У нас получились забавные пушистые совы!

Из природных материалов можно сделать очень эффектных птичек в гнезде. Из шишек и каштанов у нас получается голова и тельце. Из листиков делаем крылышки. Все части поделки фиксируем хорошим клеем.

Осталось сделать птичкам их домик — гнездышко. Его мы вьем из тонких веток, которые скрепляем с помощью ниток. Дно гнезда делаем из переплетенных веток, которые вставляются в боковые части поделки.

Приклеиваем птичкам глазки и клювики. Располагаем птичек в их домике. Замечательная поделка из природных материалов — готова!

Горный олень из шишек и веток

Из шишек, веток и желудя можно склеить гордого красавца-оленя. Шейку и тельце из шишек крепим между собой с помощью пластилина.

Крепим ножки из веток с помощью пластилина.

Головку из желудя и рога из веток так же скрепляем с помощью пластилина.

К зиме и Новому Году будет актуальной поделка «Елочка из шишек». Из плотного картона склеиваем конус. С помощью клеевого пистолета приклеиваем к конусу шишки, начиная с нижнего ряда.

Обклеиваем таким образом весь конус. Елка из шишек — готова!

Их шишек можно сделать очень красивое дерево счастья — топиарий. Такая поделка займет достойное место на выставке осенних поделок в детском саду.

Еще один несомненный победитель конкурса осенних поделок — топиарий из листьев.

Посмотрите на видео, как сделать дерево счастья с использованием бумаги и природных материалов:

Поделки из иголок, орехов, желудей, каштанов и семечек

Для начала из пластилина делаем тело, головку и лапки ежика. Начинаем втыкать иголочки в спинку ежика, стараясь расположить их как можно ближе друг к другу.

Из семечек, пластилина и орешка можно сделать классическую осеннюю поделку в детский сад — ежика.

Основу для ежика из шишек можно сделать из пластиковой бутылки:

Потрясающе выглядит оперение для совы из семечек. В основу можно взять тыкву или пенопластовый шарик.

Из шляпок желудей можно сделать очень эффектную змею.

Из желудя и каштана получается прелестная белочка. Хвостик и лапки белочки сделаны из пушистой проволоки. Все детали поделки соединяем с помощью клея.

Если скреплять детали поделки спичками, то можно сделать очень эффектные фигурки животных.

Самым умелым мастерам будет под силу сделать гордого и веселого оленя.

Из грецкого орешка и гречневой крупы можно сделать маленького прелестного ежика.

Простая, но очень эффектная поделка — грибочки из скорлупы грецкого ореха. Ножки и полянку можно вылепить из пластилина.

Для детского сада популярны поделки в коробке из природных материалов. Такие поделки получаются очень яркими и красивыми — главное набрать побольше мха, желудей, шишек, веток и листиков.

Поделки из тыквенных семечек

Тыквенные семечки легко окрасить обычным пищевым красителем. Окрашенные и подсушенные тыквенные семечки становятся хорошим материалом для поделок в технике мозайки.

Так же можно выложить яркое и красивое осеннее дерево.

Из круп можно сделать очень эффектную объемную картину. Для начала карандашом делаем набросок.

Затем наносим на лист бумаги клей и посыпаем разными крупами. Дополняем образ веточками зелени, цветами и корой.

Осенняя картина из природных материалов «Сова»

Из природных материалов можно сделать роскошную картину «Сова на ветках». Для начала берем прямоугольную картонную основу и обклеиваем ее по краям ветками, формируя рамку. Теперь внутри выкладываем дерево из веток (можно взять одну подходящую по форме веточку или сложить дерево из нескольких). Для приклеивания нам понадобиться хороший клей или клеевой пистолет с горячим клеем.

Рисуем на веточке контур совы. Внутри контура наносим клей и хорошо обсыпаем контур гречневой крупой.

Совушке приклеиваем глазки, клювик и крылышки. Дерево украшаем листиками, а нижнюю часть картины мхом. Несколько милых элементов декорации (цветы, насекомые) внесут живость нашей осенней поделке.

Осенняя картина «Сова» из природных материалов

Смастерим мы этого забавного жителя пустыни при помощи клея из круглого или дробленого гороха, черной или зеленой чечевицы, цветной бумаги и одноразовой чашки. Оклеиваем чашку зернами бобовых так, чтобы на ней получился рисунок, как на панцире черепахи. Сначала выкладываем рисунок на дне перевернутой чашки.

Затем оклеиваем бока.

Из плотной цветной бумаги или картона вырезаем голову, лапки и хвост черепашки. Делаем глазки и носик. Соединяем детали в одно целое, и наша поделка готова!

Поделки из овощей и фруктов

Овощи и фрукты так же являются замечательным материалом для творчества. Посмотрите, какой изумительный зоопарк можно сделать из овощей и фруктов.

Из баклажана и морковки получается умный пингвин в очках.

Из кабачка, баклажана, моркови и капусты получается настоящий морской фрегат.

Корабль из кабачка — вариант №1

Этот кораблик из кабачка имеет прочные и красивые паруса из бумажных листиков.

Корабль из кабачка — вариант №2

Из кабачка, капусты и морковки у нас может получиться очень эффектный зайчик!

Из лука и морковки можно сделать лисичек и котиков.

Из огурчика и получается простая и милая уточка. Ножки и глазик можно сделать из моркови или помидорки. Все детали крепятся с помощью шпажек.

Из кукурузы, цветов и ягод можно сделать очень красивую поделку, посвященную празднику осени и сбору урожая.

Из картошки и ягодок с помощью зубочисток можно сделать ежика.

Из розовой картошки и морковки получается прелестная свинка. Ушки, пятачок и ножки крепятся с помощью зубочисток.

Из таких свинок можно собрать очень интересную и познавательную игрушку «ферма со свинками».

Оригинальная идея, полюбившаяся многим — слоник из свеклы. Для поделки нам понадобится 3 свеклы, одна из которых будет иметь длинный корень. Одну свеколку мы превращаем в голову слоника. Ее длинный корень становится хоботом. Вторая свеколка будет телом нашего африканского друга. А вот из третьей мы вырежем ушки и ноги. Соединим все детали зубочистками.

Из пластилина вылепим глазки и ротик. А чтобы слонику было уютно, смастерим из коробки небольшой поддон и заполним его бумажной травой. Можно добавить в траву сухих цветов или орешков физалиса – смотря, что есть в наличии. Готово!

Очень эффектный петушок получается из яблок. Детали поделки скрепляем с помощью зубочисток.

Посмотрите на видео, какие поделки можно сделать из яблока своими руками:

Мы не можем обойти вниманием поделку, уже ставшую классикой — «Штампы из картофеля и моркови»

Как сделать такие штампы смотрите на видео:

Поделки из камней в садик

Камни, являются еще одним замечательным материалом для творчества в детском саду. Особенно эффектные поделки получаются из гладкой гальки. Раскрасив гладкую гальку можно получить наших любимых персонажей, например, ежика.

Если воспользоваться клеем и соединить несколько камней, то можно сделать веселых лягушат.

Нет ничего очаровательнее цыплят из округлой гальки.

Для осенней выставки наверняка пригодятся яркие мухоморы.

Поделки из ракушек в садик

Ракушки — достаточно редкий но очень любимый детьми материал для творчества. Посмотрите, как сделать из ракушек очаровательных зайчиков.

Из ракушек можно склеить петушка на подставке.

Из ракушек на досочке можно выложить морское дно.

Панно на досочке из ракушек «морское дно»

Поделки из веток и палочек

Из палочек можно сделать очень эффектную вазочку. В основе вазочки пластиковая бутылка. Отрезаем у нее верхнюю часть и раскрашиваем.

Обламываем палочки средней толщины. С помощью двустороннего скотча приклеиваем палочки к бутылке.

Перевязываем вазочку сверху и снизу для прочности и красоты тесемкой. Лучше всего в вазе из веток смотрится осенний букет из листьев, сухих веток и шишек.

В широкую и низкую вазочку из веток можно поставить букет осенних цветов.

Очень интересные поделки получаются из спилов веток.

Из веток можно сделать красивых оленей. Отверстия в крупных ветках делаются дрелью. Затем туда вставляются и фиксируются клеем маленькие веточки (ножки, шейка, рожки).

Сухими срезанными палочками можно украсить картонный домик.

Посмотрите, какие еще замечательные поделки можно сделать из природного материала:

Включив воображение, из предложенных вариантов можно сложить свой собственный, подхватив идею и придав ей неповторимый облик.

Всем большой привет!

Приветствую вас на страницах блога «ШколаЛа»! На дворе осень. А какая же «ШколаЛа» осенью да без осенних поделок? Правильно, никакая) Всякие разные поделки из природных материалов в школу дети приносят ежегодно, примерно в сентябре — октябре. То есть, конкретно сейчас! Поэтому именно сейчас на блоге и выходит статья этим поделкам посвященная.

Большинство работ, которые вы увидите далее, были найдены мною на просторах интернета. Их авторам хочу передать большой привет и сказать спасибо за их великолепное творчество и замечательные идеи, которые, я надеюсь, вдохновят многих маленьких школьников и их родителей на свои поделочные подвиги.

План урока:

Из каштанов

Большущий каштан растет прямо у нас перед подъездом. И когда с утра ты выходишь из дома, то нет-нет, да и получишь каштаном по голове. Это совсем не больно, просто неожиданно бывает) Так что за каштанами нам далеко ходить не приходится, они буквально падают с неба.

В прошлом году из каштанов своими руками мы сделали вот такие «Шашки-букашки», которые потом подарили на память детскому саду.

Мастер-класс по изготовлению этой игры припрятан .

А еще из каштанов можно сделать вот таких вот удивительных улиток. Очень легкая поделка, которая не требует много времени.

Очаровательного и совсем не страшного паучка. Правда проделать в каштане дырочку бывает проблематично. Здесь ребенку наверняка потребуется помощь кого-нибудь из взрослых.

Если добавить пластилина и немного фантазии, то можно сделать целую Африку!

Ну или птичий двор.

А эта гусеничка просто загляденье!

Уверена, что она могла бы украсить собой не одну выставку и получить победу в каком-нибудь осеннем конкурсе.

Из шишек

А за шишками мы с детьми ходим с корзиночкой в Парк Победы. Но там можно набрать только сосновые шишки.

Игровое поле из веток сделано, а сами фишки из камушков, но их можно соорудить и из каштанов, и даже из половинок скорлупок грецких орехов.

Из листьев, цветов, ягод

Чего-чего, а красивых ярких листьев осенью много. Собирай — не хочу. Впрочем, как и ягод, рябины, например.

Помню, когда Саша ходила в первый класс, это еще было в другой жизни (до блога), мы с ней для школы делали розы из осенних листьев. Никак у нас не получалось, много раз пробовали. В результате справились. Вышло примерно так.

Из листьев и цветов можно делать различные аппликации.

Использовать их вместе с другими природными материалами.

А можно попробовать создать настоящее произведение искусства.

Ягоды рябины прекрасно подойдут для изготовления украшений, бус, например.

Из чего-нибудь странного

А еще гуляя по осенним паркам и улицам можно обнаружить что-нибудь странное и, на первый взгляд, совершенно для поделок не подходящее. Например, вот такой кусок березы. Как его назвать то? Спил, что ли?

Мы его нашли и взяли с собой. Принесли домой. Помыли, посушили. И решили превратить его… в арбуз! Очень уж форма подходящая. Смотрите, что у нас получилось.

Нам потребовалось:

  • береза;
  • краски акриловые (белая, зеленая, черная, красная);
  • кисточки;
  • акриловый лак;
  • клей ПВА;
  • пластилин.

Сначала клеем ПВА загрунтовали весь наш будущий арбуз.

Затем выкрасили «корочку» в темно зеленый цвет.

И провели по серединке темную полоску.

«Арбузную мякоть» покрыли сначала белой краской.

А потом, немножко отступая от корочки, чтобы остался белый ободочек, все раскрасили красным сочным цветом.

Чтобы сделать переход от белого цвета к красному более плавным добавили между ними розовую полоску. Когда наш арбузик подсох, мы его покрыли лаком. После это он стал еще сочнее.

Не хватает только косточек! Их мы слепили из черного пластилина и приклеили на места.

Теперь этот березовый арбуз стоит у нас в комнате на самом видном месте и радует нас и наших гостей, которые так и норовят прикоснуться к этому кусочку лета.

Вот сколько разных поделок можно придумать и сделать для начальной школы своими золотыми руками. Ничего сложного, зато как увлекательно!

А прямо сейчас поющие детишки поделятся с вами своим прекрасным золотым осенним настроением)

А что вы уже успели соорудить из природных материалов этой осенью? Расскажете? Ждем комментариев)

Приятного вам творчества!

Ваша, Евгения Климкович.

Теплое время года – отличная пора для заготовок. Речь идет не только о консервировании овощей на зиму. Можно собирать коллекцию, чтобы впоследствии сделать необычные поделки из природного материала, которые потом пригодятся на выставку в школу, детский сад.

Множество вариантов интересных самоделок из того, что вы нашли в парке или что выросло на огороде

Весной и летом на дачах растет много полезных растений, кроме того, что-то можно собрать в лесу, на берегу водоема, в городском парке, песочнице около дома. Когда ребенок отправится в учебное учреждение, родители, плодотворно поработавшие в теплое время, помогут смастерить интересные осенние поделки из природного сырья, а также поучаствовать в конкурсах, посвященных праздникам. Рассмотрим наиболее популярные мероприятия.

Праздник урожая

Сюда подойдут оригинальные поделки:

  • ежики из шишек, украшенные гроздьями рябины, полянки с домами из желудей и травой из зеленого мха;
  • птички с перьями из опавших листьев;
  • лесовики с телом, сделанным из маленьких овощей с плотной кожурой;
  • разрезанная пополам тыква станет черепахой;
  • старая коробка из-под обуви, оклеенная синей бумагой и декорированная листиками, грецкими орехами, будет аквариумом.

Лесовичок, туфельки, черепашка, аквариум – для этого нужны простые растительные материалы и немного украшений

Новый год

Необычайно интересными будут венки с еловыми и сосновыми шишками, которые школьники смогут сделать сами в домашних условиях. Елки, лешие из сушеных веточек и травы также будут востребованы. Оригинально смотрятся новогодние шары из крышечек от желудей.

Больше блеска – вот что нужно для новогодних самоделок

Международный женский день

На этот праздник можно сделать оригинальный букет с сушеными листьями, аппликацию с гороховыми зернами, ракушками, косточками от фруктов, топиарий со скорлупками от грецких орехов, кофейными зернами.

К Женскому дню подойдут букеты из засушенных цветов или оригинальные топиарии

День защитника Отечества, День Победы

Тематически эти два праздника перекликаются, поэтому легче делать самоделку из природного материала к 9 Мая и 23 Февраля одновременно. Например, самолеты из шишек, пластилина, танки из желудей, открытки с аппликациями, выложенными зернами или мелкими фруктовыми косточками.

Немного фантазии – и готов подарок к военному празднику

Сделать самолетик, как показано на картинке, смогут даже дошкольники, следуя простому мастер-классу:

  1. На лист плотного картона прикрепляют небольшое пластилиновое основание.
  2. Сверху присоединяют шишку так, чтобы широкая часть была впереди.
  3. Из пластилина любого цвета лепят плоские крылья, хвост. Закрепляют их на шишке в соответствующих местах.
  4. Из остатков картона вырезают две лопасти, делают пропеллер, склеивая запчасти между собой.

Самолет к 9 Мая украшают звездами, георгиевской лентой. Наклеивая желуди на каркас из толстого картона, можно также изготовить танк ко Дню Победы.

Наиболее востребованными будут работы, созданные к Пасхе. Интересно смотрятся аппликации в виде курочек или цыплят из сушеных тыквенных семечек, цельные яичные скорлупки, обернутые сушеной травой, тонкие веточки в виде гнезд, миниатюрные деревья с висящими на ветках пасхальными яйцами из пластилина.

Пасхальные идеи очень просты в реализации

Это далеко не полный список идей поделок с использованием даров природы, которые заготавливают летом и осенью, а затем применяют в реализации самых оригинальных проектов круглый год.

Украшения для дачи

Летними вечерами за городом следует проводить время с пользой, особенно, если в доме есть дети дошкольного возраста. Простые фигурки разных животных и другие предметы легко сделать, применив богатую фантазию, вспомнив русские народные сказки.

Сделать поделку для сада и огорода своими руками можно в декоративных целях или для решения определенной практической задачи. Правда, чаще всего в ход идут предметы, не имеющие натуральное происхождение, но способные надолго сохранить свойства.

Добавит вашему ландшафтному дизайну озорства такой веселый лягушонок

Этот постоялец двора создаст на даче радостное настроение. Он особенно понравится малышам, потому что таким способом можно оформить маленький искусственный прудик или аквариум с игрушечными рыбками, где они будут весело пускать кораблики.

Подробный мастер-класс по изготовлению такой лягушки по силам повторить любому. Для этой поделки из подручного материала своими руками понадобятся:

  • одна большая покрышка от автомобильного колеса;
  • несколько небольших кусков плотной резины для лап;
  • две шины меньшего диаметра или крупные пластиковые крышки для глаз;
  • остатки зеленой, красной, белой и черной краски.

Сначала устанавливают шину в нужное место, засыпают ее землей, если поделка будет использоваться в качестве клумбы. Для декоративного пруда понадобится плотная парниковая пленка, которой выстилают дно и стенки. Ее края закрепляют степлером для мебели или мелкими гвоздями. Прикрепляют на свои места заранее вырезанные лапки и глазки. Конструкцию красят, чтобы придать ей сходство с настоящим лягушонком.

Леший

Лесовичок может использоваться как пугало для грядок

Отличной и полезной весенней поделкой для дачи будет именно этот персонаж. Его можно выполнить ростом с человека – в таком случае он убережет будущий урожай от надоедливых птиц.

Мастер-класс по изготовлению этого лесного чуда предполагает наличие:

  • бревна длиной от 1 метра;
  • двух палок с рогатинами на концах;
  • старой мочалки;
  • ненужной соломенной шляпы или таза;
  • цветных крышек от консервов для глаз и носа;
  • старого веника или швабры.

Бревно вкапывают в землю на достаточную глубину, чтобы оно не упало на грядку. Можно прислонить его к березе или другому крепкому дереву, стоящему на дачном участке. Лешему приделывают руки, привязывая ветки шпагатом или проволокой, приклеивают или прибивают остальные детали. Надежный охранник для дачи готов. К 9 Мая его можно декорировать тематически.

Мелкие декоративные элементы

Поделка из природного сырья может значительно преобразить загородный дом. Например, совята, усевшиеся на березку или забор, будут смотреться необычно и оригинально.

Существует несколько мастер-классов по изготовлению этих милых лесных обитателей.

Сова – модный образ, которые легко повторить на своем дачном участке

Создать такое простое украшение для дачи можно, используя плоский камень, но придется надежно закрепить его на ветках, чтобы сова из природного материала не упала на голову гуляющим по участку. Достаточно найти основу подходящего размера, очистить ее от грязи, высушить и нарисовать акриловыми красками эту забавную птицу. Сверху изображение покрыть бесцветным лаком. Если выбрать матовый, эффект будет более натуралистичным.

Можно выполнить сову в виде панно для украшения интерьера

Еще одной весенней поделкой для загородного дома будет сова из шишек. Сделать такое панно можно, приклеив материалы на пластиковую или деревянную основу. Придется заранее сходить в лес осенью и набрать как можно больше еловых шишек. Прикреплять их следует на силиконовый клей, чтобы оказавшаяся на природе сова не развалилась от первого дождя.

Сова из древесной стружки потребует аккуратности, но результат того стоит

Невероятно красиво смотрится птица из стружек, оставшихся от работы по дереву. Здесь школьнику потребуется помощь взрослого. Каркас можно сделать из тканевых мешков, набитых сушеной травой или теми же шишками. Сверху наклеивают опилки так, чтобы получились правдоподобные перья. Основу для крыльев изготавливают, используя толстую проволоку, ветки. Обработанная березовая кора послужит для вырезания крупных перьев, которые затем тонируют лаком или акрилом. Глаза делают из крупных бусин или других похожих материалов.

Забавные совята для детской песочницы или украшения лавочки

Для детской площадки или песочницы идеальными будут два совенка, изготовленные с помощью небольших полешек и спилов. Разные по диаметру детали подбирают и соединяют между собой гвоздями. Глазки рисуют акрилом. Клюв и уши делают, используя кусочки коры и тонкие ветки.

Легкие бабочки приносят на своих крылышках радостное настроение

Отличным вариантом для декорирования беседки, стены дачного дома или забора будут насекомые, которых вырезают из старых пластиковых бутылок разных цветов.

Подробный мастер-класс не вызовет трудностей:

  • По бумажному шаблону обводят контур.
  • С помощью острого ножа отделяют бабочку.
  • Слегка загибают крылья вперед, чтоб сделать фигурку объемной.
  • Рисуют дополнительный контур и узоры витражной краской или акрилом.
  • Усики делают из проволоки, декорированной бисером.

Вырезать бабочку должны взрослые, так как это довольно тяжелая и опасная работа. Заниматься дальнейшим украшением необычных насекомых может вся дружная семья.

Весенние поделки для огорода или сада порадуют дачников перед началом работ. В загородный дом все будут приезжать, не только чтобы усердно трудиться, но и поднимать себе настроение, хорошо проводя время на свежем воздухе.

Выбор того, какие поделки из природных материалов сделать на выставку в школу, детский сад или для украшения дачного участка, зависит только от фантазии автора и темы. Чаще всего разнообразные фигурки или композиции выполняют на праздник урожая, Пасху и к 9 Мая.

Материал природный

Как прекрасен мир, который нас окружает. Невозможно не остановить свой взгляд на сказочной красоте цветов, причудливой форме плодов различных растений, неповторимым цветам осенних листьев, фантастичеки-замысловатой окраске морских ракушек и птичьих перьев. Каждое растение отличается своей индивидуальностью (форма листьев, их цвет и т.п.) – это обязательно нужно учитывать в работе с природным материалом .

Работая с природным материалом , ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения.
Наиболее часто используются для различных поделок шишки, хвоя, орехи (лесные, грецкие, арахис, кедровые) и ореховая скорлупа, каштаны, желуди, кора, береста, ветки, корни, листья, семена, солома, ракушки, перья, трава, декоративные тыквы, яичная скорлупа, мох, лыко.

Мастер-класс

Ваш мастер-класс не должен полностью дублировать уже имеющийся в Стране Мастеров. Перед публикацией проверьте через поиск , что на сайте нет аналогичных МК.

Процесс должен быть поэтапно сфотографирован (см. Советы по фотосъёмке поделок) или снят на видео (см. как загрузить видео).

Порядок оформления: первая фотография - готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото - материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Если вы уже опубликовали свой МК на другом сайте и вам хочется также опубликовать его у нас, то нужно соблюсти все правила оформления МК, описанные выше. Другими словами: в записи с типом МК нельзя просто поставить фото готового изделия и ссылку на мастер-класс на другом сайте.

Внимание: все мастер-классы в Стране Мастеров проверяются помощниками сайта. В случае, если требования раздела Мастер-класс не соблюдены, тип записи будет изменен. В случае, если нарушено Пользовательское соглашение сайта, например, нарушены авторские права, запись будет снята с публикации.

Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя - воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.

Поделки из природного материала: как научить дошкольников

Конструирование из природного материала - творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.

Кроме того, ребята:

  • изучают свойства природного материала,
  • учатся планировать последовательность своих действий,
  • учатся подбирать материал,
  • учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
  • учатся творчески подходить к оформлению изделия.

Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.

Конструирование из природного материала способствует гармоничному развитию личности ребёнка

Цели, задачи и приёмы обучения

  • посредством конструирования из природного материала расширять кругозор;
  • приобщать к миру прекрасного;
  • формировать целостное мировосприятие;
  • развивать:
    • внимание,
    • память,
    • сенсомоторику.

Творческое постижение реальности лучше, чем что бы то ни было ещё, заставляет человека чувствовать, что жизнь достойна того, чтобы жить.

Дональд Винникот

Задачи обучения для старшей группы:

  1. Сформировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
  2. Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
  3. Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
  4. Развивать любознательность и творческое мышление.

Подготовительная группа:

  1. Закрепление и совершенствование навыка конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
  2. Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка), но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.

Виды поделок по технике исполнения:

  • Конструирование - создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
  • Аппликация - присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).

Аппликация может использоваться для создания картин, коллажей, мозаичных панно

Виды конструирования и аппликации из природного материала:

  • Предметное конструирование - единичная объёмная фигурка или аппликация (бабочка, цветок, ослик, кошечка, гномик и т. д.).
  • Сюжетная композиция («На арене цирка», «Лесная школа», «День рождения принцессы» и т. д.) - дети работают в подгруппах или коллективно, сочиняют и рассказывают сказочные истории, дают словесные характеристики своим героям, создают живые образы (добрая черепаха, шаловливый зайчик, важный слон), составляют из отдельных фигурок единую композицию на основе самостоятельно придуманного сюжета или «оживления» героев любимых сказок и мультфильмов.
  • Создание больших композиций на территории детского сада: плоскостных (ковёр из листьев, палочек, камешков, ракушек), а также объёмных (средневековый город с замком и домами, окружённый крепостью, подъёмными мостами и рвами или космодром с ракетами и роботами). Это групповая работа, которая занимает до нескольких недель.

Композиция на участке детского сада

Фотогалерея: сюжетные композиции

Сюжетная композиция «Дары осени» Коллективная работа «Райский уголок» Сюжетная композиция «Семейство ёжиков» Сюжетная композиция «Домик лесных человечков» Сюжетная композиция «Старичок-лесовичок»
Коллективная работа «Лесная сказка» Сюжетная композиция «Лесовичок Кузя» Коллективная работа с элементами рисования «Осенний пейзаж» Коллективная работа «Осень золотая» Сюжетная композиция «Ёжик в осеннем лесу» Сюжетная композиция «Осень»

Приёмы моделирования поделки:

  • смена расположения в пространстве - ребёнок внимательно рассматривает материал, представляет, какую фигурку напоминает естественная конфигурация, вертит корешки, веточки в разные стороны;
  • метод «достраивания» образа - ребёнок фиксирует на подставке материал в определённом пространственном положении и дополняет оригинальный образ с помощью деталей из другого природного материала или пластилина, создавая, например, фигурку ёжика, собачки, принцессы или акробата;
  • метод комбинирования - создание сюжетных композиций из нескольких фигурок;
  • способ «убрать лишнее» - ребёнок отламывает лишние веточки,а далее добавляет необходимые детали, например, голову, и получает образ клоуна.

Природный материал: что собирать и как хранить

Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле - во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

Мелкие семена и скорлупки удобнее хранить в отдельных контейнерах

  • Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра - прекрасный материал для туловища человечка или животного. Небольшие округлые шишки сосны пригодятся для оформления головы или конечностей. Шишки, собранные с деревьев или на влажной поверхности почвы, имеют закрытые, плотно прижатые друг к другу чешуйки. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.
  • Разнообразные по величине, форме, цвету грибы, растущие на деревьях и пнях - детали из этого материала соединяются с помощью креплений в виде остроконечных веточек или спичек, которые вставляются в проделанные шилом углубления (эту работу выполняет только взрослый), заполненные кусочком пластилина или клеем.
  • Хвойные иголки - собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.
  • Ветки, корешки - детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.

    Веточки разного размера, длины и толщины могут быть элементами для самых разны поделок

  • Сухие листья - интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.

    Ребята коллективными усилиями создают интересное украшение для интерьера детского сада из сухих листьев и ягод

  • Початки и листья кукурузы - практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).
  • Скорлупа яиц - незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.
  • Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.
  • Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой). Высушенные плоды довольно твёрдые, но с хрупкой кожурой, поэтому перед использованием засохшие каштаны и жёлуди целесообразно замочить на день в холодной воде, а затем в течение суток просушить в прохладном месте.

    Во время прогулок ребята изучают свойства природного материала, придумывают оригинальные композиции

  • Различная по размеру и фактуре кора деревьев чаще всего применяется для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций.
  • Многочисленные ягоды и фруктовые косточки, фасоль, горох, мох, ракушки, камушки, солома, перья, семена - ценный материал для оформления деталей и декоративных дополнений. Солому желательно окунуть в кипяток и оставить на сутки воде, это сделает её эластичной.

Что и как делать

Виды изделий по способу комбинирования материалов:

  • поделки, вылепленные из пластилина, в которых для оформления мелких элементов и декоративных дополнений (клювик или оперение у птички, ушки, лапки, хвостик у лесных зверей, колючки ёжика, костюм фигурки человечка) используется натуральный материал;

    Фигурка ёжика вылеплена из пластилина, а иголки сделаны из семечек

  • изделия, в которых крупные части корпуса выполнены из природного материала и дополняются элементами из пластилина (например, туловище лебедя из шишки, а изящная шея и голова вылеплены из пластического материала);

    Туловище фигурок смешариков выполнено из природного материала и дополняется элементами из пластилина

  • игрушки, все компоненты которых состоят из природного материала и скреплены с помощью соединительных приспособлений (заострённые палочки, спички, проволока) или кусочков пластилина;
  • поделки из овощей и фруктов или их частей, соединённых с помощью креплений и оформленные декоративными элементами из ткани, цветной бумаги или фольги.

Миниатюры из природных материалов могут выглядеть очень мило

Дополнительные возможные материалы:

  • всевозможные виды бумаги;
  • фольга;
  • цветные лоскутки тканей;
  • клей ПВА;
  • нити;
  • проволока или заострённые палочки и спички для скрепления деталей.

Инструменты:

  • шило (этим инструментом пользуется исключительно педагог);
  • ножницы;
  • кисти для рисования и клея;
  • стеки для пластилина;
  • карандаши и краски.

Как обучить детей изготовлению поделок

Приёмы работы по освоению детьми технологии конструирования:

Показ и объяснение

  • Воспитатель рассказывает об особенностях материала.
  • Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.
  • Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.
  • Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.
  • Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.

Словесные приёмы

Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.

Таблица: загадки о животных

Загадка Ответ
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Белка
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это…
Ёж
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…
Жираф
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Заяц
Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Он копытцами - цок-цок!
Покатай меня, дружок!
Конь
Глазищи, усищи,
Когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
Кот
Краса-девица
Петь мастерица.
Живёт на болоте
В зелёном капоте,
Глаза - как плошки:
Берегитесь, мошки!
Лягушка
Летом ходит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Медведь
А я туда-сюда хожу,
Сам мал,
А груз большой ношу.
Муравей
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Собака
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
Сова
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Черепаха

Игровые приёмы

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры

Развитие навыков изготовления поделок

Этап первый (старшая группа):

  • Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.
  • Первые шаги в мире конструирования дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.
  • Освоив элементарные технические навыки конструирования, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческого конструирования.

Фотогалерея: детские поделки

Грибы из овощей Весёлые человечки из желудей Чайный сервиз из желудей Гусеничка из каштанов и пластилина Лошадка из каштанов, деревянных бусин и ниток Мишка из каштанов Муравей из каштанов Паучки из каштанов и желудей Пингвины из шишек и пластилина Барышня-осень из сухих листьев Фигурки легушат из пластилина и ракушек

Этап второй (подготовительная группа):

  • Опираясь на любознательность и познавательный интерес ребят шести-семи лет, педагог расширяет их кругозор, продолжает знакомство с богатством мира природы. Например, ребята узнают, от чего зависит причудливая форма раковины, почему она имеет тот или иной цвет, от чего зависит прочность домика моллюска.
  • Воспитанники подготовительной группы учатся планировать свою работу пошагово, для чего применяют рисунки, схемы и технические карты. Кроме того, педагог просит изготовить поделку только из каштанов, шишек или сухих листьев и палочек (например), что требует от детей умения работать по заданному условию. В начале занятия дети рассматривают образец-рисунок, анализируют способ конструирования, продумывают последовательность операций. Затем приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности.

Фотогалерея: схемы и технологические карты поделок

Схема конструирования щенка из жёлудей и веточек Схема конструирования Чебурашки из каштана, жёлудя и пластилина Схема конструирования фигурки космонавта из соломы Схема конструирования стрекозы из пластилина, веточек и семян Схема аппликации из сухих листьев Схема конструирования вертолёта из палочек и семян Схема конструирования пингвинов из шишок и пластилина Схема конструирования вертолёта из грецкого ореха, шишки и семян Схема конструирования котёнка из каштанов Схема конструирования лошадки из шишек и веточек

Видео: забавные поделки из шишек

Как организовать и провести занятие

Для детей четвёртого-пятого года жизни продолжительность занятия по конструированию составляет 20 минут, ребята старшего школьного возраста занимаются 25–30 минут. Занятия традиционно проводится один раз в неделю, но не стоит ограничиваться запланированной программой, поскольку собирать, рассматривать, изучать особенности природного материала, экспериментировать, развивать аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной оздоровительной прогулки или повседневной свободной деятельности в группе.

Для удобства планирования и проведения занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный, мотивационный этап (5 минут).
  2. Основной этап (15–20 минут) - показ и пояснения педагога, самостоятельная работа детей. Не стоит забывать, что занимаясь столь увлекательным занятием, как конструирование дети всё же устают, поэтому вовремя проведённая физкультминутка поможет расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к созданию поделки.
  3. Заключительный, итоговый этап (3–5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, выставка детских поделок. Анализ и рефлексия проводятся с учётом таких критериев:
    • аккуратность и эстетически привлекательный внешний вид поделки;
    • качественный технический уровень исполнения;
    • степень самостоятельности и оригинальности творческого решения;
    • старательность, трудолюбие и чувство товарищества, проявленные во время работы.

Как правильно провести начало занятия

Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески, что вызовет позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит ребят и поможет настроить их на созидательную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания своих маленьких воспитанников воспитатель в организационной части занятия активно использует разнообразный арсенал мотивирующих заготовок:

  • стихотворения и загадки;
  • развивающие и подвижные игры;
  • костюмированные театрализованные инсценировки;
  • демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

Варианты сценариев

Для того, чтобы подвести детей к процессу изготовления поделки, можно использовать разные сказочные сюжеты и сценарии.

«Белое пёрышко»

Педагог рассказывает детям трогательную историю о семействе лебедей, местом обитания которого с давних времён было лесное озеро. Осенью лебединая стая поднималась над родным лесом, издавала прощальный крик и улетала в тёплые края, где пережидала холодную зиму. Каждую весну местные жители с нетерпением ждали возвращения этих красивых и гордых птиц, но были и такие, которые приходили на берег озера с ружьём, желая заполучить ценный лебяжий пух. Жадность и жестокость охотников на лебедей привели к тому, что озеро опустело, постепенно обмелело, покрылось тиной, заросло тростником, но в народной памяти сохранилось старое название «Лебяжье».

В итоговой части занятия «Бёлое пёрышко» в детском саду поселяется стая лебедей

Воспитатель приглашает детей совершить прогулку к лесному озеру. Комната с помощью декораций оформлена в виде лесной полянки, к которой ведут медвежьи и заячьи тропинки (массажные дорожки) и мостики. Звучат запись пения птиц, журчания ручейка. Дети отправляются в путешествие, подходят к озеру и видят красивого, грациозного белого лебедя. Все вместе ребята придумывают ему имя, но сожалеют, что лебедь одинок и ему скучно и тоскливо, и воспитатель предлагает смастерить для него друзей.

«Кораблик»

Педагог показывает детям начало поучительной мультипликационной сказки «Кораблик» по мотивам одноимённого произведения В. Сутеева о мышонке, цыплёнке, муравье и червячке: дружная компания отправилась на прогулку к реке, встретила лягушонка, который пригласил их поплавать, но оказалось, что герои сказки не умеют плавать. Воспитатель просит детей придумать выход из затруднительной ситуации и помочь друзьям совершить речное путешествие. Дети обсуждают, на чём можно плавать по реке и по морю, рассматривают картинки с изображением лодочек, парусников и пароходов, смотрят продолжение сказочной истории. Затем педагог предлагает смастерить парусник из скорлупы грецкого ореха, придумать конструкцию паруса. В конце занятия дети устраивают парусную регату в тазике с водой, испытывая свои поделки на прочность.

Видео: мультфильм «Кораблик»

«День рождения Винни-Пуха»

Воспитатель сообщает ребятам, что у их любимого сказочного героя сегодня день рождения, но замечает, что мишка (мягкая игрушка) очень грустный. Дети предполагают, что такое печальное настроение связано с тем, что никто из друзей не пришёл поздравить Винни и не подарил подарков. Ребята принимают решение помочь мишке и сконструировать поросёнка, тигрёнка, кролика и ослика, которые придут к нему в гости и подарят радостное настроение.

«Весёлые ежата»

В гости к детям приходит сказочный Лесовичок. Он приветствует малышей и сообщает, что принёс подарки от лесных жителей, но отдаст их только после того, как дети разгадают загадки и догадаются, кто же им передал сувениры. Дети выполняют задание лесного гостя и получают вознаграждение в виде красочной коробки с дарами природы (шишки, каштаны, веточки, корешки, скорлупа ореха и т. д.), из которых они могут сделать интересные и красивые поделки.

Видео: ёжик из шишек

Таблица: картотека тем для занятий

Темы Образовательные задачи
«Ковёр из листьев» (по образцу) Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество
«Ёжик» (по образцу) Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми.
«Птичка» (по образцу) Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали пластилином.
«Снеговик» (по условию) Учить составлять образы из частей, дополнять их деталями, сглаживать места соединения, воспитывать желание украсить свой участок.
«Снегурочка» Учить делать постройки из снега, использую для скрепления - воду, для украшения - акварель.
«Цветы для мам и бабушек» (по образцу) Учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение.
«Мышка» (по образцу) Учить детей использовать различный природный материал, соединять детали с помощью пластилина, делать поделки разнообразными и устойчивыми.
«Пчёлки» Продолжать учить создавать знакомые образы при помощи природного материала, развивать воображение, мелкую моторику рук.
«Паучок-Лесовичок» Учить детей делать поделки из разного природного материала, видеть в нём сходство с отдельными частями. Учить придавать паучку выразительность, составлять композицию используя несколько паучков и дополнительные предметы. Воспитывать бережное отношение к природному материалу.
«Кокошники» Учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.
«Бусы для Осени» Учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать своё рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.
«Снежинки» Учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
«Корзиночка» Познакомить детей с приёмами изготовления поделок из травы. Учить плести косички из трёх прядей. Закрепить умение работать в парах. развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к культуре родного края. Развивать умение доводить начатое до конца.

Таблица: конспект НОД по конструированию из природного материала в подготовительной группе «Олень», автор Лариса Николаевна Чернова

Характеристика занятия Задачи:
  • Продолжать расширять знания детей о природном материале.
  • Учить детей использовать различный природный материал (шишки, веточки) для изготовления поделки «Олень».
  • Развивать у детей умения соединять часть поделки при помощи заострённых веточек.
  • В процессе работы развивать у детей творчество, умственные способности, фантазия, воображения детей.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности за свой труд.
  • Закреплять технические навыки и умения в работе с природным материалом.
  • Учить аккуратно, экономно использовать материал.
  • Продолжать учить детей с осторожностью работать с острым материалом, напоминать технику безопасности.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к животным.

Материал:

  • шишки еловые,
  • веточки,
  • палочки длиной со спичку,
  • деревянная дощечка,
  • шило и нож для воспитателей,
  • спокойная музыка «Птичье пение».

Предварительная работа:

  1. Изготовление различных поделок.
  2. Чтение художественной литературы:
    • казахская народная сказка «Два оленя»;
    • Г. Снегирев «Голубая Тува»,
    • Н. Лесков «Загон».
  3. Рассматривание иллюстраций фотографий и слайды о жизни животных Севера.
  4. Дидактическая игра:
    • «Где чей дом?»,
    • «Разрезные картинки»,
    • «Рыба, птица, зверь»,
    • «Кто в домике живёт».
  5. Подвижная игра:
    • «Быстрый олень» (придумали дети),
    • «Стой, олень».

Методика:

  1. Вводная беседа.
  2. Использование образцов.
  3. Художественное слово.
  4. Самостоятельная работа детей.
  5. Словесные указания.
  6. Индивидуальная работа.
  7. Частичный показ.
  8. Рассматривание детских работ.
  9. Подведение итогов.
Вводная часть Воспитатель: Все люди любят свой родной край, природу, Родину. Каждый человек по-своему видит красоту нашей природы. Опавшие листья, семена деревьев, яичная скорлупа, шишки, жёлуди, лоскутки, перья, семена арбуза, дыни, тыквы - из всего этого можно сделать много прекрасных красивых вещей. Сегодня мы с вами будем делать поделку из природного материала для детей младшей группы. Какую поделку будете делать, узнаете, отгадав загадку:
Он на Севере живёт,
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега
Корм добудет
Снег поест - вот так он пьёт…
(Дети отвечают: олень)
Воспитатель: Правильно, угадали. Смотрите, что у меня в руке? (Показывает поделку «Олень»).
Мы об оленях знаем многое. Что вы можете рассказать о северном олене? (Дети отвечают)
Основная часть Воспитатель объясняет детям, как последовательно изготовить поделку:
  1. Для головы оленя берут жёлудь, делают в нём шилом три отверстия: два сверху, в них вставляют разветвлённые веточки-это рога; и одно - снизу, в которое вставляют палочку, для соединения головы шеи.
  2. Затем выбирают еловые шишки: одну большую для туловища, другую для меньшего размера и короче для шеи.
  3. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в отверстие большой шишки палочку, на неё плотно насаживают маленькую шишку, таким образом осуществляя соединение туловища с шеей.
  4. После этого в шишке-туловище делают пять отверстий для четырёх ног и одного хвоста.

Физкультминутка:
По тундре гуляет олень (ходят в разных направлениях);
Как ветви у него рога (показывают рожки, качает головой влево и вправо);
Обходит сочные луга (ходят по кругу, высоко поднимая ноги);
Он других не обижает (пальчиком указательным покачивают из стороны в сторону);
Возит нарты далеко, с ним на Севере легко (идут по кругу высоко поднимая полусогнутые ноги);
Ищет ягель целый день (бьют носочком ноги);
Благородный северный олень (кладут руки друг другу на плечи и ходят по кругу).
Воспитатель:
Проверьте, всё ли у вас есть для работы?
Не забывайте правила безопасности с острыми предметами.
Мы к работе приступаем и друг другу помогаем.
(Выполняют задания под лёгкую музыку «Птичье пение»).
В процессе работы воспитатель оказывает помощь, подсказывает, подбадривает.
Физкультминутка для глаз:
Раз - налево, два - направо,
Три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать:
Раз - сжали кулачки, два - разжали,
Три, четыре - мы похлопали
В ладошки.
Воспитатель: Молодцы, постарались! Замечательные получились поделки!

Итоговая часть (рефлексия) Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что потребовалось вам для поделки? Кто затруднялся?
Для кого мы мастерили поделки? (Дети отвечают).
Воспитатель: У вас на столе лежат круги.
Красный круг - понравилось;
Синий круг - не понравилось;
Вы должны поднять круги, и я узнаю, понравилось ли вам занятие (дети поднимают).
Мне очень приятно видеть, что вам понравилось мастерить такие прекрасные поделки.
Всем доброго здоровья!

Видео: занятие по конструированию из природного материала

Поделки из природного материала своими руками

Многие операции довольно просты, и дети могут самостоятельно их выполнять после демонстрации.

«Птичья беседка»

  1. Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове.

    Скатать небольшую шею из пластилина, присоединить к сосновой шишке (туловище) и жёлудю (голова), присоединить шляпку к голове

  2. Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина.

    Между чешуйками раскрытой шишки вставить перья и закрепить с помощью пластилина

  3. Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку.

    Аналогичным образом смастерить остальные фигурки птичек и установить на подставку-пробку

  4. Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево).

    Пробку разрезать поперечным движением пополам, шилом проделать отверстие, заполнить его клеем и вставить сухие семена клёна (дерево)

  5. На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол).

    На основу приклеить сухие листья, дерево, древесный гриб (стол)

  6. Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника. Композиция готова.

    Посадить фигурки птичек, приклеить к столу цветы бессмертника

«Птички»


«Домик для Бабы-Яги»

  1. Из тонких веточек подготовить брёвна и сложить из них избушку, стыки проклеить.
  2. Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями.

    Ступа - пластиковый стаканчик снаружи оформить декоративной корой, внутри - сухими листьями

  3. Из двух шишек смастерить фигуру Бабы-Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок, усадить сказочную героиню в ступу.

    Из двух шишек смастерить фигуру Бабы Яги, волосы сплести из ниток, глаза и рот сделать из пластилина, повязать на голову платок

  4. Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево, смазать клеем и присыпать сухими листьями. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо.

    Из подходящей по конфигурации ветки сделать дерево. Из скорлупы грецкого ореха сконструировать гнездо, из пластилина скатать яйца и положить в гнездо

  5. Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой.

    Из крышки картонной коробки сделать подставку для композиции, поместить домик, соорудить из двух палочек скамейку, приклеить дерево с гнездом и ступу с Бабой-Ягой

  6. Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья.

    Оформить мхом тропинку, разбросать сухие листья

«Осеннее дерево»

  1. Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями.

    Подсушить семечки тыквы, раскрасить в жёлтый, оранжевый и розовый цвет обычными красками или пищевыми красителями

  2. Нарисовать по шаблону силуэт дерева.

    Нарисовать по шаблону силуэт дерева

  3. Тонировать силуэт дерева коричневой краской.

    Тонировать силуэт дерева коричневой краской

  4. Вокруг веток дерева аккуратно нанести клей и приклеить разноцветные семечки.