Детский сад        26.06.2023   

Застревающий тип личности рекомендации. Эмоциональное застревание в возрасте Акцентуация характера застревание

Психология и психоанализ характера Райгородский Даниил Яковлевич

Застревающие личности

Застревающие личности

Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта .

Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека гаснет, если можно наказать того, кто рассердил или обидел его; страх у боязливого проходит, если устранить источник страха. В тех случаях, когда адекватная реакция почему-либо не состоялась, аффект прекращается значительно медленнее, но все же, если индивидуум мысленно обращается к другим темам, то в норме аффект через некоторое время проходит. Даже если разгневанный человек не смог отреагировать на неприятную ситуацию ни словом, ни делом, то тем не менее не исключено, что уже на следующий день он не ощутит сильного раздражения против обидчика; боязливый человек, которому не удалось уйти от внушающей страх ситуации, все же чувствует себя через некоторое время освобожденным от страха. У застревающей личности картина иная: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют.

Как уже говорилось, патологическим последействием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты , так как именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных или мстительных людей . Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легкоуязвимыми людьми . Обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.

Однако и ущерб, наносимый интересам другого плана, например жажде материальных благ, страсти к приобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаются чрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественной несправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабой степени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений. И если среди представителей данного типа все же встречаются иногда борцы за гражданскую справедливость, то лишь в той мере, в какой эти люди отстаивают одновременно справедливость в отношении себя; обобщением они лишь стараются придать больше веса своим личным претензиям.

Черты застревания сказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и в случае ее успеха . Здесь мы часто наблюдаем проявления заносчивости, самонадеянности . Честолюбие - особенно характерная, четкая черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало.

Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность . Человек болезненно чувствительный, постоянно страдающий от мнимого «плохого отношения» к себе, точно так же теряет доверие к людям, как и человек, недоверие которого объективно обоснованно. Ведь подозрительность вполне обоснованна, например, у ревнивца, которого действительно обманывают. Но в то время как оправданная подозрительность не идет дальше данного случая, подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Поэтому о подозрительности как свойстве психики можно говорить только при наличии общей настроенности недоверия, распространяющейся на любые области и отношения.

Повторение нескольких однотипных случаев может послужить толчком к началу параноического развития, но объяснять последнее только суммированием подобных случаев было бы неверно.

Если какое-то лицо постоянно чувствует себя мишенью для обидных замечаний, допустим, со стороны своего начальника, то, с одной стороны, будет постоянно расти ненависть к этому человеку, а с другой - появится притупление реакций на систематически действующий раздражитель, т.е. произойдет постепенное ослабление аффекта. Такой результат наблюдается обычно в тех случаях, когда вступить в борьбу с обидчиком невозможно, но параноического развития такие ситуации не дают.

Постоянное нарастание аффекта вызывается появлением описанного выше длительного чередования успехов и провалов. Представим себе, что есть возможность должным образом прореагировать на обиду, однако успех этот будет лишь частичным, так как вскоре за ним вновь последует новый выпад со стороны обидчика. Такая непрерывная смена удовлетворений и новых поражений и ведет к возникновению параноического аффекта. Подобное развитие может иметь место - при описанных предпосылках - даже у лиц, не отличающихся застреваемостью аффектов. Часто встречается такое положение в быту, скажем, в «борьбе» невестки со свекровью возможно развитие реакций типично параноических. При этом сам аффект бывает неизмеримо сильнее, чем вызвавший его повод.

Особенно велика опасность тогда, когда в вышеописанное «раскачивание» вовлекаются аффекты, обладающие тенденцией к стойкости. В этом случае толчок в обратную сторону не дает достаточного снижения силы аффекта.

Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли больного, что приводит к возникновению сверхценных или даже бредовых, параноических идей.

Вне области психиатрии такого рода развития почти бредового порядка мы наблюдаем в первую очередь в связи с ревностью . В области эротики больше, чем во всех других, человек постоянно колеблется между надеждой и опасениями, в силу чего аффект все усиливается. Это усугубляется тем, что любовные проявления обычно держат в тайне, так что судить о том, есть ли измена или нет, бывает затруднительно. Добавим к этому, что кокетливые женщины нередко специально дразнят партнера двойственным поведением, чтобы он терзался ревностью, ибо известно, что с ревностью усиливается любовь.

При такой смене чувств страдание от мысли о возможной неверности любимой достигает апогея, но ему тут же противостоит захватывающее ощущения счастья, связанное с надеждой, что, может быть, она все-таки верна. В другой работе я детально описал этот процесс, который ведет к «любви, исполненной ненависти» . Ревность может охватить не только мужчину, но и женщину. Правда, ревность женщины обычно не доходит до столь опасных финалов, как у мужчин, так как последние воспринимают факт, что их «предали», не только эротически. У них в гораздо большей мере, чем у женщин, страдает самолюбие.

Кроме эротической сферы человека могут «раздирать на части» также судебные тяжбы . Они безжалостно выматывают сутягу, который как бы раскачивается, то поднимаясь на вершину, то стремительно падая вниз. В конечном итоге аффект достигает наивысшей точки и настолько овладевает мыслями, что для благоразумия уже не остается места. Весь «путь» тяжбы усеян сильными аффектами, а человек постоянно находится во власти противоречивых умозаключений: то он в отчаянии, что проиграет процесс, то полон надежды, что все же выиграет. Даже если дело не доходит до подобных крайностей, то параноически настроенный человек может просто упереться, считая себя правым, хотя факты свидетельствуют об обратном. В таких случаях мы имеем дело с индивидуумом несговорчивым, не терпящим ни в чем возражений, упрямо настаивающим на своем. Преобладающие черты несговорчивости часто проявляются у людей и в быту.

При экспансивно-параноическом развитии заболевания на переднем плане также стоит аффект. Для человека, который поставил перед собой большую цель и которого постоянно «шатает» между успехом и фиаско, уже сама цель начинает таить в себе магическую привлекательность, не терпящую объективной критической оценки. В ходе развития такого психоза человек, например, может возомнить себя крупным изобретателем, хотя объективно об этом ничто не свидетельствует. Так как подобные радужные ощущения обнаруживают тенденцию к стойкости, ибо человек вообще охотно погружается в оптимистические грезы, то экспансивного пути развития акцентуации следовало бы ожидать чаще, чем персектурного (бреда преследования). Однако при перевесе радужных чувств резко снижается активность, необходимая для постоянного поддержания описанных падений и взлетов, а их смена и есть основной механизм патологического развития.

Идеи, возникающие в результате параноического развития, часто не носят бредового характера, однако они должны быть отнесены к сверхценным (название предложено Вернике), т.е. всецело овладевающим мышлением человека. Например, человек до такой степени может быть захвачен мыслями о своей ущербности, которые появились у него на почве ревности, или своей идеей грандиозных достижений, что все другие интересы и цели для него не существуют. В этом поведении выявляется такая характерная черта, как твердолобость параноической личности.

На процессе психического развития этих состояний мы уже останавливались, описывая акцентуированных личностей ананкастического типа . У последних, например, мысли о своем тяжком недуге или навязчивое представление, что нечто важное упущено, - по сути, те же сверхценные идеи, хотя психиатры их так и не называют. Сходство параноического и ананкастического развития еще больше бросается в глаза в тех случаях, когда у застревающих личностей потенцируется страх . Страх может лежать в основе как ананкастического, так и параноического развития. При колебаниях между надеждой выздороветь и опасением умереть страх в большей или меньшей мере овладевает и застревающими личностями. В результате - картина ипохондрического развития протекает у акцентуированных личностей и педантического, и застревающего типа примерно одинаково, хотя у последних она встречается значительно реже.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможности как положительного , так и отрицательного развития характера. Как известно, человек лишь в том случае может добиться уважения и авторитета, если он в чем-то достигает положительных результатов, выделяясь на фоне других. Поэтому всякий честолюбивец стремится достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Истерики, впрочем, могут обойтись и без этого, они часто бывают довольны собой без видимой причины. Объяснение простое: путем вытеснений истерики могут субъективно продемонстрировать тот престиж, которым объективно вовсе не обладают.

Паранойяльные личности, не обладая склонностью к самовнушению, должны завоевать реальное признание других людей, чтобы иметь основания гордиться собой. Таким образом, честолюбие может стать важной движущей силой на пути к отличным трудовым или творческим показателям . Но честолюбие может оказаться и отрицательным фактором, например, когда честолюбец бесцеремонно подавляет и оттесняет своего коллегу, в котором видит конкурента. В таких случаях честолюбец обычно наталкивается на протест общественности, и выход может быть двояким: либо он образумится и снова попытается добиться признания самоотдачей в труде, либо победит вторая особенность такой личности - ее подозрительность, враждебность.

В приводимых ниже примерах мы познакомимся с тем, как застревание может отразиться на поведении личности и в положительную, и в отрицательную сторону. У первого обследуемого, который ранее уже был описан Зайге в нашем коллективном труде, до 60-летнего возраста преобладали положительные черты акцентуации, а вместе с ними и позитивная жизненная установка. Позднее положение резко изменилось: стала преобладать подозрительность, а не честолюбие. Именно подозрительность и толкала больного на бесплодную борьбу с окружением и окружающими.

Такое положение встречается нередко: застревающие личности в юные годы отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов, но с возрастом превзойти других бывает нелегко, и застревающая личность, характеризующаяся чрезмерной стойкостью аффектов, с возрастом уже не чувствует былого удовлетворения своей деятельностью. Признание ее достижений становится теперь весьма умеренным, и возникает параноическая готовность взвалить вину за создавшееся положение на других, на тех, которые якобы враждебно к ней настроены. Со временем такая личность окончательно становится на отрицательный путь, вредный для общества.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта.Чувства, способные вызывать сильные реакции, обычно идут на убыль после того, как реакциям «дать волю»: гнев у разгневанного человека

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

ДЕМОНСТРАТИВНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ При комбинациях истерических и параноических черт развитие может принимать различные направления, иногда совершенно противоположные. С одной стороны, возможно, что характерная для истерика тенденция обходить трудности начинает

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ТРЕВОЖНО-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ Интересная комбинация личности с преобладанием тревожности и личности застревающей, жаждущей самоутверждения. При этом неизбежно возникает дисгармония личности.С такой комбинацией мы встречаемся у Йогана из повести «Сын служанки»

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ДИСТИМИЧЕСКИ-ЗАСТРЕВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ Надо полагать, что Готхельф испытывал особое пристрастие к изображению дистимических или субдепрессивных личностей, ибо этот темперамент представлен еще у двух персонажей его произведений, правда, на этот раз не без примеси

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

Из книги автора

Из книги автора

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

Из книги автора

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги автора

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги автора

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги автора

5 Личности не любят - личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, - но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие

Застревающий тип – это такой тип акцентуации личности, который характеризуется чрезмерной устойчивостью аффекта.

В нашей жизни всё устроено так, что сильно эмоционально окрашенные чувства постепенно идут на убыль. Причина тому: им дали волю, они выплеснулись наружу и произошла разрядка. У застревающей личности весь процесс идёт по-другому. Действие аффекта, кажется, не кончается никогда: стоит лишь мысленно вернуться к ситуации, и эмоциональный всплеск снова бушует. Хотя новыми переживаниями или вообще стимулами он (упомянутый аффект) не подпитывается и не подкрепляется.

В принципе, здесь нет особенности: наиболее болезненно воспринимаются личностные обиды. Но, как особенность, можно назвать эгоистические аффекты. Реальный моральный ущерб может быть в этом случае мизерным.

Со стороны коллеги или окружение его даже не заменят. Но, человек с такой акцентуацией расценит случившееся как уязвление его достоинств и чувства гордости. И подобное запомнится ему надолго. Поэтому людей с застревающим типом акцентуации характера могут считать злопамятными и мстительными.

Также их часто характеризуют как крайне обидчивых и, в связи с этим, у них могут возникать проблемы в общении.

Можно вспомнить яркий пример, когда на литературном вечере лектор делал доклад про жизнь знаменитого поэта. Естественно, что открывались новые интересные факты и данные про личную жизнь указанного поэта. И некоторые люди, не сдержавшись, потихоньку делились своим впечатлением о вновь услышанном. Буквально после четвёртого случая такого «отвлечения» от слушанья его доклада, лектор резко захлопнул книгу и сообщил, что «если его богатые знания никому не интересны, он не собирается терять своё время».

Большинство присутствующих были просто поражены такой реакцией. Женщина, которая вела этот вечер и знала про его особенности, с трудом остановила его и уговорила завершить доклад.


Следующий раз этот лектор был встречен случайно через пару недель, совершенно на другом собрании, и, когда его спросили о его делах, первое что он начал рассказывать – «ужаснейший случай неуважения к нему и великому поэту, о котором он имел честь докладывать». И это говорил молодой мужчина, который (с точки зрения физиологии) находился в самом активном и трудоспособном возрасте. Заметим, что дополнительно тема этой лекции не затрагивалась. Просто такова была сугубо его аффективная реакция на ощущение уязвлённого самолюбия.

Слишком хорошо – тоже не хорошо.

Увы, но черты застревания сказываются даже в случае успеха. Основным и ведущим моментом является честолюбие. Поэтому, когда всё получается и складывается как нельзя лучше, могут проявляться чувства заносчивости и самоуверенности. Поощрений и благодарности таким людям всегда мало или же они «не так» выражены.

Подозреваю вас всех!

Поскольку честолюбие всегда заставляет человека двигаться к заветной цели успеха, то помехами на пути могут быть другие личности. Причём не всегда ведь открытые враги.

Коллеги, которые претендуют на то же место или так же на прибавку к жалованью и при этом улыбаются и протягивают ему руку в приветствии вызывают у него непонимание. И таким образом развивается ещё одна доминирующая черта – излишняя подозрительность.

В случае же полосы неудач или если мы имеем дело ещё и с параноическим типом, подозрительность может носить просто все захлёстывающую форму.

На войне все средства хороши

Так же такому типу личности характерны упрямство и такое понятие как «я всегда прав». Он обладает очень низкой внушаемостью со стороны, и, если и может кого-то послушать, так это явно признанного своего руководителя, от которого финансово зависим. Однако часто не согласен даже с ним. Но, несмотря на это, способен добиться грандиозного успеха.

Во-первых, он действительно обладает завидным упорством и работоспособностью. Во-вторых, он реально требователен к себе и готов приложить максимум усилий к самосовершенствованию. В-третьих, он готов так же «драть три шкуры» с других, даже коллег, которые ему официально не подчиняются. Это зачастую нравится работодателю.

Любовь и дружба

Застревающему типу личности тяжело угодить, поэтому у него крайне ограниченный близкий круг. И достаточно малейшей «искорки», которую вы даже не заметите, но которая навсегда вычеркнет вас из этого близкого круга. В принципе, такой человек достаточно конфликтный. Но, эти конфликты воспринимаются им же скорее, как вариант защиты. Правда другие не всегда это воспринимают именно так, поскольку ответ по силе явно не соответствует нанесённой обиде или ущербу.

В случае же семейных отношений, наиболее частой фразой такого человека будет «не так». Те так глянули, не так сделали, не так сказали, не так подали или не подали. Кроме того, в связи с тем, что он легко уязвим и раним, такая личность может быть крайне ревнива. Причём ревность эта идёт не из реальных действий партнёра, а из восприятия им действий или даже каких-то «отголосков» и «предпосылок».

Просто в основе, как мы уже знаем, лежит ущемлённое самолюбие, с которым у такого человека проблемы. А не реальные поступки партнёра. Поэтому и убедить в своей невиновности партнёру совсем не просто. Чем сильнее он оправдывается, тем сильнее подозревается. Кстати, ревность может возникать не только на уровне личностных отношений. Такой тип личности может ревновать к работе, на которой, по его мнению, партнёру интереснее, чем с ним. Или к успеху.

Хотя нельзя вывести лишь одну универсальную картину его поведения. Если, как мы упомянули ранее, человек будет успешным, он может быть более терпимым к близким. Кроме того, багаж его знаний не может оставить равнодушными многих людей.

В случае, если же такой человек остаётся не оценен и совсем не может реализоваться, он способен часами напролёт жаловать-перемалывать одну и ту же проблему изо дня в день, высказывая при этом не лестные отзывы про окружающих.

Что же с этим всем делать?

Как выйти из состояния застревания? Если вас интересует этот вопрос, значит эта тема точно не про вас! Иногда можно встретить на приёме клиентов, которые сами ставят себе такой, то ли диагноз, то ли ярлык. При этом их рассказ начинается с действительно сильного эмоционального потрясения, от которого они не могут оправится аж (!) две недели. Поэтому спешу успокоить таких клиентов: ваши проблемы действительно сложные и должны решаться на приёме у психолога. Но, это совсем другое и к застревающему типу не имеет отношение.

Кстати, если ваш муж бросил вас с долгами и двумя детьми, благополучно перекочевав к молодой любовницы. И вы, встретив его через год, готовы его побить — даже это не застревание! Потому что голодные дети каждый день и выплаты каждый месяц являются дополнительными аффективными добавками, а, как мы помним из текста, у застревающего типа аффект держится без них.

На что же могут пожаловаться люди, которые действительно имеют такую акцентуацию? Конечно, на непонимание и жестокость мира. Психологическая работа в этом случае возможна. Но, она будет долгой и трудной.

Во-первых, психологу стоит с одной стороны не выпадать с круга доверия, с другой – не превращаться лишь в ухо для жалоб, в-третьих – сохранять дистанцию, чтобы не быть втянутым в ближайший круг. В этом случае такой человек может просто начать подменять в своём представлении профессиональное умение слушать и принимать его позицию, личностной заинтересованностью. Ведь ему постоянно хочется найти человека, понимающего и ценящего его.

Безусловно, степень выраженности акцентуации может быть различной. И, как мы уже отмечали, сами такие личности могут хотеть снизить свои эмоциональные реакции, которые их истощают. Поэтому, можно понемногу научить человека тому, что весь мир не собирался его оскорблять. Таким образом он научится более адекватной реакции.

Но, если эта акцентуация доминирует и ярко выражена, то человек, скорее всего, долго не задержится в терапии и сам будет искать своё место в жизни со своими установками и недостатками.

Хотя, все мы обладаем какими-то недостатками. Поэтому, конечно, не хотелось бы выставлять личностей с такой акцентуацией совсем уж такими прямолинейными и негативными. Все они разные и многие из них могут стать дорогими нашему сердцу, просто со своей особенностью восприятия.

Теперь перейдем к личностям с застревающей, или па­раноидальной акцентуацией. Многие авторы в своих класси­фикациях выделяли эту акцентуацию (или психопатию). Мы находим ее у К.Леонгарда, Д.Шапиро, православного психо­терапевта С.А. Белорусова (Который соотносит ее со страстью сребролюбия.), а также в известной классифика­ции П.Б. Ганнушкина. А.Е. Личко, описывая типы конститу­циональных психопатий и акцентуаций характера у подрост­ков, не выделяет этот тип по той причине, что раскрывается он после 30 лет, в период полной социальной зрелости. 247 .

Черты человека с застревающей акцентуацией гораздо более патологичны, чем у какой-либо другой. Эти люди поч­ти во всех своих действиях и мыслях несут отпечаток глубо­кой душевной дисгармонии. Проявлений параноидного стиля выделено достаточно много. Это всевозможные сверхценные увлечения, доминирующие и сверхценные идеи, патологиче­ские страхи, кверулянтство (страсть к письменным жалобам и доносам), подозрительность, бредовые расстройства (ревности, величия), вплоть до галлюцинаций (чаще при па­раноидной форме шизофрении).

Естественно, есть люди не со столь зримыми отклоне­ниями. У них личностные аномалии могут проявляться так: ригидность - подозрительность - догматичность. И чаще всего, говоря о застревающих личностях, мы вспоминаем об их подозрительности, поскольку эта черта порой определяет весь их внутренний облик. В основе подозрительности лежит какой-либо страх: обмана, супружеской измены, унижения, болезни, утраты, дисморфофобия (Дисморфофобия - боязнь физического недостатка.).

Подозрительное мышле­ние всегда оказывается ригидным, негибким. Если начальник застревает на подозрении своих сотрудников в обмане, он в любой ситуации будет видеть попытку составить заговор. Если человек имеет какой-либо физический недостаток, на этой почве может развиваться очень болезненное состояние - дисморфофобия. "Все вокруг смеются над моим длинным носом. Когда я иду на рынок за покупками, все только и смотрят на меня, улыбаются и перешептываются". Подозри­тельный человек "смотрит на мир с устойчивым предубеж­дением, постоянно занимаясь поисками подтверждений сво­их подозрений". 248 Никто не отрицает, что на рынке люди пе­реговариваются и порой смеются. Но подозрительность и напряженное ожидание насмешек приводят к неправильной интерпретации действительно существующих фактов.

"Сравнительно медленный темп психической деятель­ности сближает педантичных (навязчивых - авт.) с за­стревающими личностями. Но у последних медлительность касается в основном застревания на эмоциональных пере­живаниях эгоистического характера, когда затрагиваются личные интересы и самолюбие данного объекта". 24



Люди этого типа довольно колоритны как в светской, так и в церковной жизни. Но если взглянуть глубже и выде­лить главное, то, что определяет их душевный облик, то мы замечаем такую черту, как длительное существование всех переживаний (аффектов), особенно греховных (по типу за­стревания).

У любого человека может возникнуть гнев, но аффект спадает и гнев проходит. Страх утихает, приступ самолюбия может смениться раскаянием. У застревающих личностей обида может жить в душе бесконечно долго. Человек вспо­минает ее обстоятельства, все детали, истолковывая их в свою пользу. Чувство обиды и жажда отмщения не всегда выходят наружу и воплощаются в действиях и словах. Это зависит от развития человека, его культурного и духовного уровня. Но могут пройти годы, и чувство обиды не гаснет, а это уже называется злопамятностью. Порой эти люди выгля­дят нелепо, когда начинают ворошить прошлое, призывать к ответу, когда уже никто не помнит обстоятельств события.

При такой злопамятности их впечатлительность и обидчивость также довольно велики. Часто они сами сетуют на то, что обижаются по пустякам. А те, у кого понятия о ду­ховной жизни совсем не развиты, порой с гордостью заявля­ют: "Да, я такой, я очень обидчив".

Из свойств личности у них более всего развито волевое начало (напомним, что, к примеру, у шизоидов гипертрофи­рованна умственная сфера, а у истероидов - чувственная). Даже при наличии среднего уровня интеллекта застревающие личности способны добиваться продвижения по службе, если только их не выгонят совсем за частые конфликты и неужив­чивость. "Типичный начальник" - говорят обычно про тако­го человека: въедливый, своенравный, волевой, с множеством идей, все подмечающий, недоверчивый.

Эгоистическим влечениям и аффектам застревающих личностей присуща особая сила. 250 Когда затронуты их инте­ресы, они могут помнить обиду долгое время. Чаще всего они весьма честолюбивы, требуют от всех окружающих вы­полнения "долга". В приходской жизни такой человек выде­ляется навязчивыми приставаниями ко всем и вся с желанием переделать и исправить их, добиться справедливости. Онилюбят, не разбирая лиц и обстоятельств, биться "за правду", защищать несправедливо, на их взгляд, обиженного.

В Церкви им принадлежит решающая роль в борьбе со всевозможными периферийными (Т.е. малозначащими.) явлениями внутриприходской жизни. Они способны изжить свою жертву из общины. Или, затеяв какое-либо дело, например организацию право­славной библиотеки, легко могут превратить дело в траге­дию, перессорившись со всеми.

Если им не хватает интеллекта, могут стать "волевым центром" какой-либо секты, возглавляемой шизоидной лич­ностью, 251 или "правой рукой" младостарца. Именно пара­нойяльным личностям чаще всего приходят в голову сверх­ценные идеи вроде борьбы с засильем жидомасонов в России или поскромнее - война со старушками, поющими на кли­росе "не по уставу".

Как видим, это типичные волевые экстраверты - их неуемная энергия направлена вовне. Их главным недостатком является неумение заглядывать в свое сердце, нежелание во всех трудных и конфликтных ситуациях, в которые они по­падают, брать хотя бы часть вины на себя. Они твердо убеж­дены, что им недодали любви, почета, внимания, недооцени­ли. И все, чего у них нет, они хотят взять извне, силой, вме­сто того чтобы воспитать в своем сердце навык принятия ок­ружающего мира. Им приходится по душе утверждение, что "Царство Небесное силой берется" (Мф. 11, 12), но приме­няют они его неверно. (И уж, конечно, не вспоминают слова Спасителя: "Царствие Бо­жие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21)).

Вся их бурная деятельность, естественно, не вызывает восторга у окружающих, их сурово "смиряют" или тактично осаживают. Впрочем, при их степени чувствительности к обидам это практически одно и то же.

В связи с этим они убеждены, что к ним плохо отно­сятся, причем именно из-за их правдолюбия.

- Я все говорю в глаза, не лукавлю, как некоторые, - с жаром доказывает нам активист "боя с тенью".

А что это всё? Какова его ценность? - уточняем мы.

Речь идет о нашем спасении! - следует ответ.

Да, это такой козырь, что крыть нечем, и мы умолкаем. В связи с тем, что им трудно общаться с людьми, а также из-за частых насмешек над их негибкостью, в них быстро фор­мируется подозрительность. Она основана именно на общем недостатке доверия к людям. 252

Во всех источниках, описывающих застревающих лич­ностей, указан типичный образ ревнивого мужа. Но в прак­тике приходской жизни это может выглядеть как ревность к старцу, духовному отцу, в связи с тем, что он "изменяет" на­шему ревнивцу с другими прихожанами. "Что он так долго ее исповедует? А с этим-то как внимательно беседовал! А на меня сегодня и не взглянул!" Из-за склонности к аффектам их настроение колеблется между напряженным разочарованием и надеждой.

Такой человек может отравить жизнь целого прихода, доводя священника чуть ли не до инфаркта.

По этому поводу вспоминается одна актив­ная прихожанка, всеми возможными средствами боровшаяся за место рядом с батюшкой. При рев­ности эмоции достигают особого накала, причем развиваются сразу на обоих полюсах: любовь и не­нависть. 253 Потому-то наша героиня досаждала пастырю доносами, интригами, клеветой, ставя его в трудные ситуации, только бы он уделил ей хоть немножечко внимания. (Вообще-то, подобного рода любовь слишком напоминает процесс поглощения и переваривания пищи (ср. размышления о любви героя льюисовских "Писем Баламута")).

Ревность - не единственное сверхценное образование, характерное для параноидального типа.

Нам самим пришлось тесно общаться с не­сколькими застревающими личностями, в том числе с одной "глубоко правдивой", по ее собственному определению, особой. Ее параноическая настроен­ность вылилась в жестокую борьбу за "правду" с администрацией учреждения, в котором она рабо­тала. Она извергала бесчисленное число жалоб, облекая их в письменную форму и рассылая по са­мым высоким и "компетентным" инстанциям. В ка­честве доказательств вины обвиняемых эти объе­мистые опусы содержали много цитат из Библии, хотя направлялись в сугубо светские организации.

В быту мы часто встречаем людей несговорчивых, уп­рямых. Цепляясь за мелочи, они никак не хотят идти на ус­тупки, на сближение точек зрения, даже если всё говорит против них. Последним их аргументом будет: "Я так хочу - и все!" или "Право имею!" В православной семье муж с та­кими чертами никогда не уступит в споре, через слово цити­руя: "Жена да убоится мужа своего!"

Часто эти люди склонны застревать на страхах. Страх вообще является доминирующим в сознании наших совре­менников чувством.

Православный человек воспитывает в себе открытый взгляд на все происходящее. Мы не способны отразить окру­жающие нас явления и события объективно, поскольку смот­рим на них сквозь призму своего "я" (О том, что наше восприятие мира носит глубоко личный характер, и марксистско-ленинская теория отражения в корне неверна, см., напр., у диакона Андрея Кураева в его книге "Традиция. Догмат. Обряд".).

Застревающая лич­ность ставит между собой и миром призму своих страхов, и смотрит через нее подозрительно и въедливо. Православный человек должен воспринимать мир через молитву (покаянную, благодарственную, просительную, славослов­ную). "Жизнь и молитва - одно", - утверждает митр. Ан­тоний (Блум). 254 На самом деле застревающую личность вол­нует не столько сам факт, скажем, насмешек (как при синдроме дисморфофобии), сколько неопределенность, рож­дающая напряженное ожидание: "Если две старушки у подъ­езда действительно посмеиваются над моим носом с боро­давкой, то я способен с этим справиться. Я поражу их пре­зрением, я придумаю такую месть (и пусть она свершится лишь в моей голове), что они навсегда отучатся издеваться надо мной! Но меня гложет неизвестность: о чем же они шу­шукаются в данный момент? И это особенно тревожит меня".

В книге прп. Иоанна Кассиана "О гордости" нарисован портрет человека, в котором возобладала указанная страсть, в результате чего, судя по описанию, он пришел в прямо-таки параноидальное состояние. Когда такому человеку говорят что-либо о духовной жизни, он, "занятый своими подозре­ниями, ловит, перенимает не то, что надобно бы принять к своему преуспеянию, но озабоченным умом изыскивает при­чины, почему-то или иное сказано, или с тайным смущением сердца придумывает, что можно бы возразить им". 255 Более того, этот слушатель "подозревает, что все сказано против него". А из-за этого он ожесточается, впадает в гнев, ищет отмщения. Именно неукротимая гордость толкает паранои­дальных личностей на авансцену жизни, в том числе и при­ходской. Именно гордость заставляет их вести затяжные вой­ны с "неугодными", прикрываясь знаменем правды, или же делаться учителями для многих (ср. 1 Тим. 1, 7; Иак. 3, 1).

Попав в затруднительные обстоятельства, мы все мо­жем испытывать страх, неуверенность, растерянность. Мо­литва гармонизирует наши отношения с миром, водворяет спокойствие в душе; без нее невозможен духовный рост. У застревающих личностей особое отношение к молитве. Истероида (тщеславие!) более интересует вопрос: а как я выгляжу на молитве со стороны? Застревающий тип считает много­численные (ритуальные) повторения молитв защитным меха­низмом от своих страхов. "Вот прочту 12 раз "Отче наш", и пойду на экзамен". Внимание сфокусировано на том, какую молитву и сколько раз прочесть, а не на искренности и глу­бине сердечного вопля к Богу. Ритуал помогает успокоиться, ощутить себя на твердой почве, он играет роль спасательного круга, поскольку ригидная психика параноидной личности камнем идет ко дну в любых необычных для нее условиях. И такой студент придет в замешательство, если не успеет про­бормотать установленное им число молитв, поскольку он бо­ится больше не самого экзамена, а неожиданностей во время его сдачи.

К любому доброму делу такой человек тщательно го­товится, продумывая детали, и обязательно выполнит его, если все пойдет по плану. Но если неожиданно изменятся обстоятельства, он может просто не успеть перестроиться. В идеале человек должен научиться делать добро почти авто­матически, лишь только заметит нуждающегося в помощи. Наши постоянные колебания и мучительная борьба ("делать - не делать") есть не что иное, как показатель последствий первородного греха и удобопреклонности нашей воли ко греху (Более подробно см., напр., главу "Первородный грех и его по­следствия" в книге митр. Макария (Булгакова) "Догматическое богословие".).

С другой стороны, верующий человек всегда памятует о наличии Промысла Божия, ведущего ко спасению, и стре­мится согласовывать свои действия с волей Господа. В слу­чае же с застревающей личностью, которой сделать добро помешали непредвиденные обстоятельства, можно легко за­метить упование не на Бога и желание исполнить Его волю, а на свои собственные силы.

Между умом такого человека и всяким событием или вещью становится плотной стеной его негибкая воля. Она может быть направлена в сторону добра, как это кажется са­мому человеку, но слишком уж она прямолинейна. И, конеч­но, здесь нет даже намека на вслушивание в "глас хлада тон­ка" (3 Цар. 19, 12), возвещающий волю Божию. В результате человек поступает по своему желанию, причиняя боль окру­жающим.

Свт. Феофан Затворник, основываясь на учении афон­ского старца Никодима, указывает, что "когда подлежат нам духовные дела, мы тотчас вожделеваем их и устремляемся к ним; однакож не как движимые волею Божией, или не с тою одною целию, чтоб угодить Богу, но ради того утешения и обрадования, которое порождается в нас, когда вожделева­ем и ищем того, чего хощет от нас Бог: каковая прелесть бывает тем скрытнее и утаеннее, чем выше само по себе и духовнее то, чего вожделеваем". 257

Все мы склонны путать свои желания с волей Божией. Однако застревающие личности намного более настойчивы в достижении выбранных целей и с большим трудом сворачи­вают с намеченного, порой неверного пути. Они не понима­ют, "что не должно довольствоваться тем одним, чтоб же­лать, чего хощет Бог, но надлежит еще желать сего, как, когда, почему и для чего хощет того Он ". 258 Порой им труд­но применяться к обстоятельствам. Поэтому они часто испы­тывают разочарование и страх (феномен фрустрации) оттого, что мир не таков, каким они себе это представляли. Допус­тим, приготовившись выйти на большую арену и что-то громко прокричать, наш герой неожиданно попадает в ма­ленькую комнату. Впадая в паническое состояние, он не ус­певает перестроиться и начинает громко выкрикивать, как запрограммировал себя заранее.

Все, что есть в человеке, все его душевные качества должны преобразиться, подчиняясь "единому на потребу" (Лк. 10, 42) - достижению спасения. Если в душе есть страх, то он должен быть страхом оскорбить Бога. Гнев должен быть праведным и прежде всего обращенным на самого себя за нарушение заповедей.

Личность параноидального типа во всех обстоятельст­вах ищет подтверждения своих странных подозрений. При этом игнорируются очевидные факты, зато подыскиваются "годящиеся в дело" малозначимые детали.

В словах священника, сказанных на проповеди, такие люди "находят намек на себя, но, в отличие от обычного человека, рассматривают "намек" не как призыв к исправ­лению, а как желание духовника причинить боль, обиду, рану. Доверие к пастырю у них постоянно под угрозой ". 259 .

"Сюда же можно отнести "пожилых церковных людей, болезненно реагирующих на то, что "их место" в храме занято, на неприветливость (часто кажущуюся) на­стоятеля или старосты, в чем видится попытка их "выжить"; чужая сумка, поставленная на "их место", - намек на то, что им уже давно "пора убираться отсюда ". Они болезненно "замечают ", что их не оценили по достоин­ству, их благие намерения не поддержали, их не выслушали, не поняли... Но характерным отличием этой категории па­сомых от других, проявляющих реакции обиды, является то, что кажущееся ущемление их достоинства вызывает в них не столько расстройство, уныние, печаль, сколько гнев, злость, желание мщения. В качестве практического совета в общении с таковыми, как пастырю, так и обычному чело­веку можно настоятельно рекомендовать не вникать глу­боко в слова и рассуждения этих больных при общении с ними. Вслушиваться в параноидальный бред не только бес­смысленно, но и небезопасно ". 260

Интересно, что при всем этом параноидальные лич­ности не фантазируют и не домысливают ситуацию, а лишь извращенно истолковывают реально существующие факты и детали. Кстати, в поиске деталей они не имеют себе равных. Истероид может "сочинить" себе беду и заставить всех пере­живать вместе с ним. Шизоид прямо-таки живет в своем при­думанном мире, но другие могут и не подозревать об этой terra incognita (Земля неизвестная (лат.)).

Застревающий же тип не склонен к выдумкам и фантазиям. Он лишь выхватывает из общей мозаики мира отдельные фрагменты.

Известно, что в Древнем мире существовали сочините­ли, составляющие целые произведения из строк поэм Гомера, произвольно выхватывая и переставляя их. По сути это психология сектантства: вырвать из Священного Писания или церковного учения какой-либо фрагмент и акцентуировать его.

Приведем жизненный пример.

Пожилая женщина, седьмой год усердно по­сещающая занятия в Духовном училище (В то время как даже готовящиеся к священству обучались один год.), попала на лекции по Истории Русской Церкви к новому преподавателю. Сразу стало заметно, что она как-то необычно внимательно слушает, записывает бу­квально все сказанное, придираясь к мелочам и во всем выискивая ереси. Однажды, услышав что-то уж совсем неприемлемое для себя, она не выдер­жала и начала конфликт с "противником", считая себя борцом за чистоту Православия. По этому по­воду она написала докладную инспектору училища и сделала отповедь самому "виновнику", в том чис­ле в письменной форме (склонность к кверулянтству! (Кверулянтство - здесь: стремление к письменному сутяжничеству (характерна для параноидальных личностей).) Никаких фактов, подтверждающих неправославность преподавателя, жалобщица отыскать не смогла. Да и руководство, в отличие от нашей жа­лобщицы, почему-то не считало клеветой на Цер­ковь существование на Руси ересей и сект.

После того как инспектор, разобравшись в ситуации, посоветовал преподавателю не обра­щать на нее внимания, она написала новую жалобу, на этот раз архиерею (застревание). Стоит отме­тить, что эта "студентка" до сих пор стоит на страже чистоты православного учения в Духовном учили­ще, конфликтуя со многими преподавателями, в том числе имеющими священный сан.

Налицо типичная черта подозрительного мышления - избирательность, направленность внимания, сопровождаемая значительным волевым импульсом. Действительно, свет прожектора всегда несет большой заряд направленной энер­гии. Однако объективную информацию о происходящем в непроглядной тьме только с помощью этого луча получить сложно: слишком уж много зависит от того, на что в данный момент направлен луч. Поэтому параноидальные личности фактически неспособны классифицировать и обобщать мате­риал, к чему способен обсессивно-компульсивный тип.

Один студент того же Духовного училища, зайдя в преподавательскую, сразу "заметил" в шкафу среди сотни самых разных книг "еретическое", на его взгляд, издание...

Что и говорить, весьма необычная внима­тельность!

Попав в ситуацию опасности, гармоничная личность легко переключает внимание с обозрения общей картины на изучение мелких деталей. Полученные путем тщательного изучения данные свободно включаются в общий контекст, формируя целостную картину явления со всеми его особен­ностями. После выхода из трудной ситуации внимание пере­ключается на другие предметы. Истероид в подобных же случаях "расфокусирует внимание". 261 Он постарается рассе­яться, "растечься", раствориться во всех и вся, чтобы удар судьбы был не слишком жестоким. Картина мира получается размытой, без четких деталей (Это можно сравнить с рисованием акварелью, особенно с помо­щью техники "по-сырому".). Для параноидального типа характерна повышенная активность, чрезмерно сфокусиро­ванное на избранных фрагментах внимание. Их модель по­знания мира можно назвать ригидно-фрагментарной. Ее по­рой сравнивают с сознанием переутомленного солдата, стоя­щего на посту. Из-за длительного волевого перенапряжения и утомления зрения он способен открыть стрельбу по теням. И если, придя в Православие, такой человек не пойдет путем глубинного изменения себя, смирения и покаяния, то под­держиваемая страстями воля непременно направит его на борьбу с призраками (А это уже больше похоже на графику.).

Простота и ясность - непременные качества духовно зрелого человека. "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного", - говорил прп. Амвросий Оптин­ский. Теряя простоту, застревающие личности искажают пропорции мира и при этом теряют присущие ему цвет и аромат (Если ранее мы сопоставляли истероидную акцентуацию с импрес­сионизмом в живописи, то параноидальное видение мира можно соотнести с искусством натюрморта: чтобы изобразить животный или растительный мир, его нужно сорвать или убить и положить на блюдо.).

Любая греховная страсть способна развиваться не только в форме усиления, но и в виде дифференциации. Страсть не существует в душе сама по себе, страстей всегда много, но доминируют одна или две из них, определяя внут­ренний мир человека и его поведение. Дифференциация - возникновение новых, нетипичных доселе патологически-страстных реакций на внутренние и внешние обстоятельства. Так, легкомысленный и веселый человек, относившийся ко всему наплевательски, иронизирующий даже над серьезными проблемами, однажды может впасть в уныние и депрессию перед лицом трудного духовного выбора.

Ярко проявляется это при последовательном разверты­вании стадий алкоголизма. Переход из первой во вторую ста­дию характеризуется изменением картины опьянения. Если раньше, "приняв дозу", человек начинал шутить, раскрепо­щался, рассказывал массу анекдотов и сам заразительно над ними смеялся, то тут у него начинают доминировать тревожно-дисфоричные состояния, появляется гневливость, жесто­кость к домашним животным и даже к членам семьи. Так ис­полняется предостережение Спасителя о "семи злейших бе­сах" (Мф. 12,43-45; Лк. 11, 24-26).

Параноидальный человек менее других подвержен та­кой дифференциации в силу уже указанных причин: мощного волевого начала, крайней ригидности эгоистических аффектов и значительной выраженности патологических черт лич­ности.

I.Schumuker в книге "Религия и психическое здоровье" отмечает, что "Вера, придавая смысл существованию, уменьшает экзистенциальную тревогу", а фундаментализм, догматизм и авторитарность могут представлять угрозу ос­мыслению абсолютных ценностей. 262

Умение соизмерять свою ревность о доброделании с конкретной ситуацией Оптинские старцы считали искусст­вом. Они говорили: "Искусство - половина святости". Видя чьи-либо ошибки от чрезмерного "старания", прп. Макарий Оптинский говорил: "Свят, да неискусен", "потому что не­искусство, при неуместной ревности, часто может произ­водить бестолковой путаницы не менее самого греха" 263

  • Застревающий тип акцентуации
  • Преодолей кризис
  • Как бороться с застреванием

Слово «застрял» в русском языке имеет отрицательный оттенок. Застрять можно не только физически (в лесу, в болоте, в сугробе), но и психологически: «застрять в интересах, в возрасте». Термин этот придумал еще Фрейд. Что же это такое и как с этим быть?

Как считал Фрейд, и что стало теперь одним из постулатов общей психологии, застревание на какой-то определенной фазе становления психики приводит в дальнейшем к возникновению негативных явлений: неврозов и комплексов.

Согласно теории Фрейда, ребенок фиксируется на одной из стадий развития, связанной с удовольствием. Психотравма, случившаяся в этот период, накладывает на личность сильный отпечаток:

  • застревание на оральной фазе будет способствовать тому, что во взрослом возрасте он будет ждать поддержки и одобрения от окружающих;
  • на анальной фазе - скорее приведет к перфекционизму или повышенной импульсивности;
  • на фаллической стадии - приведет, согласно теории Фрейда, к повышенному вниманию к своему телу, часто выражающемуся в вызывающей манере одеваться. Женщины будут при этом стремиться к обольщению всех окружающих без разбора, а мужчины доказывать свою состоятельность победами в постели.

Сегодня теории Фрейда трактуются очень широко. Однако на приеме у психолога пациенты часто рассказывают про себя нечто такое, что заставляет поверить в психоанализ.

Пример из практики психолога

Игорю 28 лет, он пожаловался психологу, что все время ссорится с женой. Причина ссоры состояла в том, что, по мнению Игоря, жена неправильно воспитывала дочь и слишком много ей позволяла. Во время занятий с психологом Игорь припомнил, что в детстве его родители не позволяли ему заниматься приятными занятиями, так как считали их вредными. Ему даже не позволяли держать игрушки, которые давали другим детям. В результате занятий Игорь осознал, что пытается лишить свою дочь радостей жизни так же, как пытались его лишить этого родители. Игорь изменил тактику поведения и перестал ссориться с женой.

Застревание как вид акцентуации личности

Теория акцентуации - это определение в характере человека слабых мест. Карл Леонгард, знаменитый немецкий психиатр, считал, что акцентуации свойственны большому количеству людей и при определенных обстоятельствах способны привести к нервным срывам на «повторяющейся» почве (например, человек начинает волноваться во время экзамена, при общении с чиновниками). Акцентуированная личность выявляется при помощи специальных тестов.

Однако акцентуированный характер сам по себе не означает патологии. Отличия одного от другого сформулированы в работах Юлия Гиппенрейтер:

  • Акцентуированность проявляется не постоянно, а только в особых условиях (например, в школе, в больнице);
  • Не приводит к социальной дезадаптации, или же она бывает непродолжительной. При этом поводом для конфликтов или срывов становится не весь спектр проблем и сложностей (например, человек спорит только с продавцами в магазине или устраивает скандалы только в присутствии семьи);
  • Проявляясь особенно остро в подростковом возрасте, со временем акцентуации сглаживаются (например, в детстве подросток дерется, а потом, во взрослом возрасте, становится хорошим тренером по боксу).

Если знать такие слабые места характера, можно избегать слишком тяжелых нагрузок и сложностей везде: на работе, в семье.

Пример из практики психолога

Анне 25 лет. Она часто ссорится с коллегами и по этому поводу обратилась к психологу. Специалист расспросил ее о детстве. Выяснилось, что мать Анны всегда заставляла дочь поддерживать очень строгий порядок в комнате. В результате Анна стала очень педантичной, и ее очень раздражают люди, которые не строго соблюдают отведенный порядок. Вместе с психологом Анна проделала упражнения, которые освободили ее от необходимости постоянно контролировать порядок на чужих рабочих местах. В результате ее отношения с коллегами улучшились.

Застревающий тип акцентуации

Человек с застревающим типом акцентуации не может забыть обиды и постоянно пытается свести счеты со своими «обидчиками». Он несговорчив в быту и в профессиональной деятельности, причем, конфликты развязывает сам. К положительным чертам «застревающего» характера можно отнести повышенную жажду справедливости, принципиальность и устойчивые убеждения (это хорошо для профессий «юрист», «адвокат»). Отталкивающими качествами являются подозрительность, обидчивость, конфликтность.

Вообще, подозрительность - доминирующая черта, определяющая «застревающий» характер. Основана подозрительность на страхе: обмана, унижения, потери. Когда застревающие личности переживают обиду или другое сильное чувство, они не теряют по прошествии времени остроты ощущений: чувство ущербности может даже усиливаться, их чувства «болезненно ударяют в душу». Злопамятность при этом объясняется не злым умыслом, а устойчивостью переживаний, их малой способностью к движению.

Проявление в современных реалиях

Характерная особенность застревающих людей - особая, в своих крайних проявлениях - доходящая до патологии, стойкость определенных эмоций и аффектов. События, вызвавшие отрицательные эмоции, давно миновали, но сами эмоции сохраняются у такого человека очень долго. Если вдруг оказалось, что в чем-то произошло ущемление интересов таких личностей - этого они не забудут никогда. Поэтому их часто называют мстительными и злопамятными.

Обычно такие люди очень легко обижаются, их нетрудно задеть. Стойкость аффектов приводит к излишнему развитию честолюбия и самонадеянности. Часто их всецело поглощают мысли, связанные с «плохим отношением» к ним, «непорядочностью» окружающих, иногда приводя к образованию «сверхценных идей».

Так, например, человека может преследовать мысль о том, что ему изменяет жена. При этом фактов измены у него нет, но на подозрения он не скупится. Однако не все так плохо: роль, которая импонирует таким людям - это роль борца за справедливость. Честолюбие вполне может стать и положительным моментом, той движущей силой, которая ведет к трудовым и творческим успехам.

Несмотря на то, что застревающие личности не способны отвлечься от своих негативных эмоций, они отличаются высокой трудоспособностью и часто оказываются успешными, например, в юридической сфере.

Патологическая адаптация к травме

Термин «застревание» часто используется при работе с посттравматическим расстройством. Посттравматический стресс - естественная реакция на шоковую травму, как правило, связанную с угрозой собственной жизни или жизни значимых людей. Пережить такой стресс очень непросто: организм включает механизмы защиты, и нередко случается так, что реакция на стресс затягивается, и возникает посттравматический стресс (иногда называемое «афганским» или «чеченским» синдромом) - возникающее после травмы стрессовое расстройство, продолжающееся иногда не один год. Такую «неправильную» адаптацию к шоковой травме также принято называть застреванием.

Что происходит при таком состоянии? Развивается постоянная тревога, хроническая усталость, подавленность, болезни. Мышление человека не может выйти из замкнутого круга, перебирая раз за разом стрессовые события, нереализованные ожидания. При таком «застревании» у человека нарушен контакт с реальностью, он не может мыслить адекватно, а контактирует лишь со своей травмой, со своими переживаниями. И способа самому справиться с такой ситуацией, выбраться, взглянуть на нее со стороны, у человека просто нет. Такое состояние начинает со временем восприниматься как естественное и привычное, человек считает его нормальным. Если при этом он остается без помощи врачей, состояние усугубляется настолько, что возникают психиатрические заболевания и серьезное ухудшение качества жизни. Для выхода из этого состояния медицина катастроф и психотерапия предлагают специальные планы терапии, включающие в себя разбор защитных механизмов, приводящих к деструкции, наработку ресурсов, работу с психосоматикой.

Пример из практики психолога

К психологу обратился Сергей. Ему 29 лет. Он пожаловался на излишнюю раздражительность. Психолог стал расспрашивать его. Выяснилось, что в 10 лет Сергей попал в аварию: ехал в маршрутке, которая столкнулась с мусоровозом. Потом Сергей узнал, что шофер грузовика был нетрезв. Это обстоятельство до сих пор возмущает его: по его мнению, люди постоянно допускают преступную халатность, и Сергей пытается с ней бороться. Вместе с психологом они выработали план более спокойной жизни, которая не требует постоянного напряжения и борьбы с «врагами». Сергею стало легче.

Преодолей кризис

Рассматриваемый термин широко использует в своих статьях и лекциях популярный семейный психолог Павел Зыгмантович. Под этим термином понимается ситуация, при которой человек сталкивается с кризисом и не может его преодолеть. Происходит «застревание», остановка психологического развития человека в том психологическом возрасте, в котором произошел кризис, не позволяя ему развиваться дальше.

Нельзя сказать, что такое состояние случилось навсегда: нередко бывает, что текущие события или следующие кризисы выпихивают человека из застревания, и он, возможно и против своей воли, вынужден двигаться вперед. Но текущие ситуации должны быть при этом суровыми, вплоть до экстремальных, например, стихийные бедствия, боевые действия и тому подобное. «Застреваний» при этом может быть много, каждый кризис провоцирует у человека отдельное явление. Однако надо учитывать и то, что само понятие роста и развития человека предполагает это прохождение череды кризисов, так что такие «застревания» неизбежны.

Залипание и сложности с переключением внимания

Еще одна широко распространенная трактовка термина в популярной практической психологии. Застревание - это проблемы с внутренним монологом: психологическое состояние, при котором в голове прокручиваются тревожащие ситуации, оценки рисков, последствий, споры с самим собой и невозможность принять окончательное решение.

Или то же застревание, но касающееся какого-то события, уже случившегося, при этом прокручивание мыслей о том, что решение принято неверно, и как было бы хорошо, если бы оно было другим. Такие состояния сильно изматывают и снижают активность, поэтому оцениваются как негативные.

Существуют действенные психологические приемы, помогающие справиться с застреванием. Если в голове прокручивается уже случившееся событие, решений по которому принимать уже не надо, достаточно запланировать себе определенное время на такое переживание, отметив его на календаре. То есть, буквально так: сегодня с 22:30 до 23:00 я переживаю по поводу своего неудачного собеседования. Как правило, когда приходит «час икс», переживать уже не слишком и хочется.

Если же «застревание» касается выбора, который нужно сделать прямо сейчас, то есть техника, практикуемая еще японскими самураями: если решение не может быть принято за 7 вдохов, значит самурай к нему не готов. Так что, считаем до семи, и… либо решаем, либо отставляем выбор в сторону.

С точки зрения понимания мира

Еще одну трактовку можно найти у Ричарда Бендлера, американского психолога, одного из основателей НЛП. По его мнению, существует застревание на определенном способе понимания мира, когда другие способы оказываются недоступны по каким-то причинам. Это явление - основная причина таких болезненных состояний, как:

  • повышенная серьезность;
  • уверенность в собственной правоте;
  • осознание собственной важности.

Если что-то приобретает слишком большую важность, все остальное эту важность теряет, и, тем самым, важность является способом оправдать любое свое поведение и качество. Поэтому с чувством своей правоты приходится иногда и бороться.

Как бороться с застреванием

Людям, которые постоянно психологически «застревают», психологи рекомендуют следующие вещи:

  1. Постоянно общайтесь с новыми людьми: расспрашивайте их как можно больше об их жизни. Сравнивайте их поведение со своим.
  2. Общайтесь с детьми. Это даст вам возможность научиться непредвзятому взгляду на мир.
  3. Влюбляйтесь или просто позволяйте себе испытывать эмоции. Это будет вас раскрепощать и даст вам возможность, как говорят психологи, «вентилировать» свои чувства.
  4. Побольше читайте и усваивайте новую информацию. Это позволит вашему мозгу постоянно упражняться.
  5. Занимайтесь физкультурой. Гибкое тело позволяет делать гибким мышление .
  6. Старайтесь мыслить позитивно и находить оправдание поступкам людей.

Пример из практики психолога

Евгений работает учителем в школе. Ему 39 лет. Он стал замечать за собой, что стал более злопамятным, постоянно прокручивает в голове то, что сказал ему завуч. На консультациях с психологом Евгений признался, что мало отдыхает, так как ему приходится много работать: его цель - выиграть конкурс среди учителей. Вместе с психологом он понял, что накопившаяся усталость как раз и привела к застреванию в жизни. Новые установки позволили ему отказаться от чрезмерных целей.

Одной из особенностей параноического, или застревающего, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта, то есть душевного волнения или страсти, а если они достигают большой силы, то завладевают личностью параноика полностью, и на этом фоне образуются сверхценные идеи. Сверхценные в смысле того, что такая идея для параноика становится единственной идеей, которой подчиняются все другие, и эта идея всецело овладевает его чувствами, мыслями, поведением.

Глубокие аффекты могут вызываться различными причинами. Но большей частью у застревающей личности они вызываются мыслями об уязвленном, задетом самолюбии, хотя в аналогичных ситуациях нормальные личности не обратили бы внимания на такие незначительные факты.

Параноик относится к категории людей злопамятных и мстительных. Даже мелочные обиды и небольшие уколы в свой адрес он воспринимает очень болезненно и запоминает надолго. Всякий человек, имеющий дело с параноиком ипоступающий не так, как тому хочется, может стать его личным врагом. В каждой мелочи параноик находит факты, которые преувеличивает до огромных размеров, а в каждом поступке может видеть оскорбление в свой адрес. Кроме того, он чувствителен, обидчив и легко уязвим.

Самоуверенность застревающей личности легко переходит в самонадеянность. В своем поведении такие люди бывают заносчивы. Если параноик вступает в борьбу с кем- нибудь, то часто в этой борьбе он становится победителем, потому что отличается способностью к длительному волевому напряжению.

Он упрям, настойчив и последователен в своей борьбе. Если он принял решение, то ни перед чем не остановится, чтобы довести дело до конца. Он бывает очень жесток, не обращает внимания ни на мольбы самого соперника, его родственников, ни даже на угрозы вышестоящих и более сильных людей, потому что убежден в своей правоте, и его ничто не может переубедить.

Он не слушает и не спрашивает ничьих советов. В своей борьбе он проявляет массу изворотливости и большую находчивость, привлекает на свою сторону любыми средствами массу сторонников, убеждая их в справедливости и бескорыстии борьбы, поэтому часто выходит победителем из самых безнадежных ситуаций благодаря упорству, коварству, настойчивости и даже мелочности.

Следующей отличительной чертой человека параноического типа является подозрительность. Если подозрительность у нормальных людей относится к конкретной личности (например, у ревнивца к жене) или факту действительности, то у параноика она носит всеохватывающий характер, возникший от якобы несправедливого отношения к нему, и вызывает недоверие ко все более широкому кругу отношений, в которых действует параноик.

В повседневной жизни людей с застревающей акцентуацией можно часто отличить по проявлениям ревности. Как известно, сфера любовных отношений наиболее эмоциональна, ранима и интимна. Именно в этой области проявляется чаще всего застревающая личность, которая мучается ревнивой мыслью «Верна или неверна?», которая колеблется от самых радостных - «Она верна только мне» - до самых мрачных: «Она - шлюха». Все эти колебания усиливаются незнанием, ведь любовные похождения держатся в тайне, и судить о том, была измена или нет, бывает очень трудно.

Еще одна сфера проявления таких личностей - судебные тяжбы, когда эмоциональное напряжение то увеличивается, то спадает, вызывая ощущение то победы, то поражения. Но даже в случае проигрыша, когда факты налицо, застревающие личности могут, доказывать, что все подстроено против них. И они всеми силами упираются, считая себя правыми.

В таких ситуациях параноик проявляется как человек, не терпящий возражений, несговорчивый и упрямый. Так, К. Леонгард отмечает такую характерную черту подобной личности, как твердолобость. Конечно, для того чтобы добиться успехов, застревающие личности должны обладать такой чертой, как честолюбие. Эта черта особенно часто проявляется в молодые годы и играет явно положительную роль. Такие личности в молодости достигают выдающихся результатов.

Очень близка к группе параноических личностей группа фанатиков. Если дать краткое определение этой группы, то можно сказать, что это люди «одной идеи и одной страсти». Обычно они всю свою жизнь посвящают служению одному делу, одной идее, не оставляя места личной жизни или каким-то другим интересам. В процессе служения этому делу они ни к кому не испытывают жалости, идут до конца, последовательно и настойчиво, не останавливаясь перед человеческим горем и страданиями.

Часто бездушие и жестокость являются чертами, ведущими к цели. Но главная черта фанатиков - несокрушимая, железная воля, которая позволяет им всю жизнь посвятить своей идее и осуществлять ее без страха и упрека. Их нельзя переубедить ни доказательствами, ни фактами, ни опытом, ни жалостью, а сопротивление и преследование их только закаляют и убеждают в своей правоте.

Это и делает их опасными для общества. Можно сказать, что любые вожди псевдорелигиозных течений и сект, а также вожди-революционеры вполне могут являться пациентами психиатров. Здесь уместно вспомнить случай из практики великого российского психиатра Бехтерева. Когда его спросили, кого он вчера осматривал, он ответил: «Сухорукого пациента с классической паранойей». Это был И.В. Сталин.

Можно вспомнить множество случаев религиозного фанатизма, которые заканчивались трагически - коллективными самосожжениями, самоубийствами, самопогребениями и другими изуверствами.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что застревающему типу личности присущи следующие черты:

1) привлекающие на первых этапах знакомства - чувство долга, уверенность, требовательность, принципиальность, бесстрашие, раскрепощенность, деловитость, идейность, настойчивость, самопожертвование;

2) приводящие к дезадаптации, конфликтам при более длительном знакомстве - злопамятность, мстительность, обидчивость, подозрительность, самоуверенность, самонадеянность, мечтательность, а иногда жестокость и бессердечность.