Беременность        05.04.2020   

Как вырастить вундеркинда системы с раннего возраста. Как вырастить гения и не погубить детство. Проблемы одаренных детей

Какая мама не желает, чтобы ее малыш был смышленым, умным, талантливым. Так вот, именно родители должны помочь своему ребенку обнаружить и развить скрытые таланты, а они есть практически у каждого малыша. Важно позволить ребенку свободно развиваться, проявлять любознательность, не ограничивать возможности для любого творчества. Почему надо растить вундеркинда с пеленок? Да потому, что именно период младенчества, первый год жизни особенно важен для развития врожденных способностей.

Три «секретных компонента»

Три «кита», на которых держится система успешного воспитания – это Любовь, Похвала и Помощь. Но ведь все родители любят своих детей. Да, однако, не всегда они дают ребенку это почувствовать, а очень зря. Только купаясь в лучах родительской любви, дети растут здоровыми, спокойными, уверенными и успешными. Похвала тоже не должна быть редкостью – даже самые маленькие успехи заслуживают внимания и обязательно – одобрения. И это правило не только для родителей, которые хотят вырастить вундеркинда с пеленок.
А вот помощь должна быть правильной: никогда нельзя бросать ребенка наедине с его проблемой, страхом, неудачей. Для малыша может быть одинаковой трагедией как боязнь темноты, так и не получившийся домик из кубиков.
Не надо бросаться исправлять все за малыша, но помочь, подсказать, подбодрить – вот отличный стимул для малыша довести дело до конца и получить заслуженную похвалу.

Ловкие пальчики – сообразительные дети

А вы знаете, что есть способ определить уровень развития речи вашего чада, даже не разговаривая с ним! Надо попросить малыша показать сначала один, потом два и наконец, три пальчика по очереди. Если пальчики двигаются вместе, слишком напряжены или наоборот двигаются слабо и вяло, то малыш еще толком не заговорил. А ребенок легко совершает отдельные движения каждым из пальцев, то ребенок этот явно разговаривающий.

Развивающие занятия и игрушки для вундеркиндов с пеленок

В чем же секрет, где связь мелкой моторики и малышовой речи? А дело в том давлении, которое оказывается на кончики пальцев во время выполнения тонких движений. Нервные окончания отправляют импульсы, которые «будят» еще спящие клетки коры головного мозга, отвечающие за речь и мышление. Детки с развитой моторикой более сообразительные, внимательные, наблюдательные, у них нет проблем с памятью и координацией.

Большинство действительно эффективных методик раннего развития включают упражнения и игры для улучшения мелкой моторики. Именно так и можно вырастить с пеленок вундеркинда – играя, читая, регулярно занимаясь по выбранной системе.

Начинать заниматься с ребенком можно хоть с самого рождения: когда мама гладит крошечные ладошки, перебирает малюсенькие пальчики, происходит первое воздействие на мозговые центры. Позже малыш все хватает, в ладошки хлопает, разжимает и сжимает кулачки.
Тренировать ручку ребенка можно играя с кубиками и пирамидками, рисуя пальчиковыми красками, используя разные развивающие коврики, браслеты-погремушки.

Позднее можно заинтересовать малыша шнуровками, сортерами, обучающими столиками и другими развивающими игрушками.

Заниматься нужно регулярно, осваивая одни игры, и предлагая ребенку что-то новенькое, чтобы у него не пропадал интерес к таким играм-урокам. Как и в любом деле, только систематические упражнения дают заметный эффект.

Сегодня ассортимент развивающих игрушек огромный, но не стоит забывать и о лепке из различных материалов (теста, глины, пластилина), нанизывании колец и бусин. Можно плести косички, расстегивать-застегивать пуговицы.

Что читают маленьким гениям

Важно много читать ребенку, даже если нет цели — вырастить вундеркинда. Начать можно прямо с рождения, а можно и даже во время беременности. Многие продвинутые мамочки говорят, что не только читали, рассказывали сказки, но и пели своим малышам еще до рождения, слушали красивую музыку, и принесло это только пользу. Книжки надо выбирать исходя из возраста – сначала ребенок будет просто слушать, потом заинтересуется яркой обложкой, шуршанием страниц, картинками. Потом начнет различать, кто нарисован, захочет потрогать, полистать сам.
Постепенно малыш научится не только вслушиваться в мелодику маминого голоса, но и различать знакомые слова.

Самое время закреплять связи слово-образ, называя слова и показывая картинки, предметы, выражая мимикой эмоции. Создайте свою подборку детских книжек, читайте разноплановые вещи, подмечайте, что больше всего заинтересует ребенка. Поощряйте любую реакцию маленького на чтение, общайтесь, спрашивайте, подсказывайте. Например, вот такую книжку-развивалку можно заказать в магазине mytoys.

Некоторые развивающие книжные наборы выглядят как новогодняя коробка конфет, а играть с книгой-погремушкой не только весело, но еще полезно и интересно. Маленькие гении даже купаться могут со специальными книжками для ванной!

В заключение, хочется сказать, что методик раннего развития существует довольно много, и нужно только выбрать подходящую именно вашему малышу. Но если все так просто, возникает вопрос — почему же не из всех детишек вырастают гении? Ответ прост – большинству родителей не хватает терпения и последовательности, чтобы заниматься регулярно и постоянно.

Достигая определенных успехов, большинство пускает занятия на самотек, а потом и совсем бросает это дело. Например, научился малыш говорить, или читать-писать раньше положенного, и все, мама уже может с гордостью демонстрировать успехи крохи. И со временем весь тот задел, все то опережение, ранее развитие, к которому так стремились родители постепенно сходит на нет. И к школе это уже совершенно обычный ребенок с тем же уровнем что и у всех.

Но ведь можно продолжать занятия, не лениться и не останавливаться на достигнутом, не утомляя ребенка, но и помогая ему не потерять, а наоборот совершенствовать полученные навыки. Только тогда результат будет постоянно прогрессировать, а маме и малышу определенно будет, чем гордиться!

Система доктора Глена Домана творит чудеса. Дети могут с самого раннего возраста могут выполнять невероятные гимнастические упражнения, с двух лет умеют читать и общаться на нескольких иностранных языках. И это еще не все! В чем же секрет этой методике, которая воспитывает гениев?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В конце 40-х годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Он разработал особые методики, которые сразу же начали давать отличные результаты. Дети, которым давался «приговор» быстро развивались и даже во многом обгоняли своих здоровых сверстников. Вскоре выяснилось, что в основе всех методик Домана лежит легкое открытие: на поврежденные участки мозга можно воздействовать через здоровые.

Глен Доман возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Сегодня его методику используют родители всего мира.

Все дети гениальны с рождения, но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться

ФУНКЦИИ МОЗГА

Глен Доман выделяет шесть функций головного мозга, благодаря которым человек и отличается от всех других живых созданий. Это моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо, зрение, слух, ощущения.

Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Все эти функции от рождения ребенка и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. На этой основе и построена вся методика обучения Домана.

При этом, основной функцией считается двигательная функция (ходьба, бег, прыжки).

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Обильная подвижность дает ребенку возможность быстрее повышать свой умственный потенциал. Поэтому начинать развитие нужно с самого рождения малыша.

Первая ошибка. Большинство младенцев обычно кладут на спину, а в этом положении они беспомощны и не имеют возможности нормально двигаться. Доман предлагает перевернуть новорожденного на живот.

Вторая ошибка. Родители часто кутают малышей в теплые одежды, которые очень мешают им в движении. Учитывайте, факт, что после рождения ребенку не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С, но чтобы ему было тепло, нужно утеплить саму комнату, а не надеть на него кучу одежды.

СУТЬ МЕТОДИКИ


Доман предлагает использовать с первого дня рождения специальные треки для . Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Когда кроха отталкивается ножками, то сможет проползти достаточно большие расстояния. А любое ползание очень важно в развитии зрения, речи и интеллекта малыша. Поэтому даже старшим детям рекомендуется ползать вместе с малышами.

Кроме ползания, важно развивать у новорожденных . Для этого можно просто подносить 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам.

В итоге, перемещение на животе через 2,5 месяца перерастет в осознанное ползание, в 3-4 месяца в ползание на четвереньках, а потом в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, уже в шесть лет ребенок сможет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и несколько километров без остановки.

В изучении методики Глена Домана, также важно брать то, что подходит именно вашему малышу, не ставя себе рамки только этой программой. Так, например, продолжайте слушать с ребенком песенки, читать стихи, играть в ролевые игры и игрушки, а также заниматься творчеством.

Не забывайте подкреплять процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поглаживанием или поцелуем

ЧТЕНИЕ С РОЖДЕНИЯ

Доман считает обучение чтению самой главной и важной задачей. Если малыш научится читать, он не будет ограничиваться тем, что знают и дают ему родители.

По системе Глена Домана обучение чтению, математике и разным другим наукам строится по одному принципу. В течении дня ребенку нужно быстро показывать карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т.д., при этом четко произносить названия изображаемого. Такое обучение нужно начинать как можно раньше, тогда эффект будет больше.

Кстати, Доман не начинает обучение детей с букв. Он считает, что читать буквы очень сложно, поскольку нет примеров, на которых им можно показать. Зато гораздо проще со словами: много кто ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу.

Даже простой уход за малышом способен стимулировать его интеллектуальное развитие

Если в советские времена основной задачей педиатра было здоровье малыша и нормальная прибавка в весе, теперь врачи все чаще говорят о раннем развитии ребенка, то есть о раскрытии потенциала личности и проявлении талантов буквально с грудного возраста. «Если раньше многие богатые люди передавали своих чад нянькам, то теперь уделяют им куда больше внимания — все стали озабочены ранним развитием детей», — признается профессор, педиатр, неонатолог Елена Кешишян.

Какие методики и инструменты раннего развития есть сегодня, когда нужно начинать и каких результатов ждать от малыша — в материале «МК».

— Сегодня педиатров действительно интересует не только физическое здоровье детей, но и их развитие — чтобы дети усваивали информацию, впоследствии хорошо учились, — говорит Елена Соломоновна.

Говоря о раннем развитии, подразумевают первые три года жизни ребенка — это период максимальной пластичности нервной системы, когда формируются основные навыки и умения. Правильность созревания и формирования нервной системы, конечно, способны оценить только специалисты — педиатры и детские неврологи.

Сегодня существует огромное количество разных методик развития детей (М.Монтессори, С.Лупан, М.Ибука, Ш.А.Амонашвилии и множество других). Все они хороши, но ту, которая подойдет конкретно вашему ребенку, специалисты смогут определить при тестировании. Как рассказывает доктор Кешишян, сейчас в мировой педиатрии появился новый термин — «уход в целях развития». Появляются новые методики, рассказывающие, как ухаживать за младенцами, чтобы их потенциал раскрывался максимально. Начинать развивать ребенка целенаправленно врачи советуют буквально с первых дней его жизни — через прикосновения, активацию слуховых и зрительных образов. А готовить к этому восприятию можно еще во время беременности. «Чем раньше вы начнете заниматься ранним развитием своего ребенка, тем больше у него будет возможностей для раскрытия его личностных качеств», — говорит Елена Соломоновна.

Наиболее эффективные инструменты раннего развития — игрушки. Основное правило очень простое — эти игрушки должны нравиться не родителям, а подходить для детей, отвечать требованиям возраста и умениям. При этом какие-то сверхигрушки, которые стоят целое состояние, детям совершенно не нужны. Они с удовольствием играют даже прищепками для белья. Если ребенок видел какой-то предмет обихода в руках у мамы, а потом он достается ему, это важный посыл заинтересоваться им и выполнить то, во что предлагают ему играть. Например, вынуть из ведерка, сложить в ведерко, переложить из одного в другое… Процесс игры с такими простыми вещами может быть долгим и постоянно усложняющимся.

В игру можно превратить даже процесс еды. «Сегодня многие производители детского питания уделяют внимание упаковке, стараясь привлечь детей яркими картинками. Некоторые снабжают баночки с творожками пазлами, другие придумали мягкие упаковки с пюре, снабженные «интеллектуальными» разноцветными крышками, которые соединяются между собой и образуют фигурки от простой ромашки до замков, башен и зверей. Можно собирать интересные игрушки, попутно развивая моторику пальцев. Элементы игры очень важны для раннего развития», — продолжает доктор Кешишян.

К раннему развитию относится и приобщение ребенка к коллективу — иными словами, поход в ясли или детский сад. Однако многие дети тяжело переживают такие перемены в своей жизни — некоторые кричат, устраивают истерики. «И родители говорят: мой ребенок так меня любит, что не может оторваться. На самом же деле у таких детей не развиты навыки коммуникации. Известно также, что многие дети в детском саду часто болеют. Уверяю вас — большинство таких болезней идет от головы. Примерно три четверти болезней детей в детском саду — чистая психосоматика. Дети подсознательно не хотят идти в детский сад и охотнее хватают вирусы. И не всегда такие болезни нужно лечить — задача педиатра тут не назначать лекарство, а разобраться в проблеме. Чем раньше дети будут приучаться к обществу, тем лучше социализируются в будущем, тем успешнее будут в жизни. Гиперопека же для ребенка плоха с любой точки зрения. Ну а если ребенок совсем не будет ходить в сад, у него появятся проблемы с общением в школе», — продолжает наш эксперт.

Педиатры советуют развивать коммуникативные навыки ребенка с того момента, как он начнет ощущать себя частью социума. Ребенок должен понимать, что он растет в семье, и родители не должны прерывать свои дела или свой разговор, как только малыш начнет требовать внимания. «В 3-4 года переучивать ребенка будет уже поздно», — предупреждает Елена Соломоновна.

Сегодня многие психологи говорят о новом поколении взрослых, которые выросли по методике доктора Спока, — как правило, это бездушные, недолюбленные люди. Доктор Кешишян называет своего коллегу Спока «продуктом советской идеологии»: «Он стал популярен в Америке в период депрессии, поскольку учил не обращать внимания на детскую боль, кормить малышей строго по часам. Эти дети росли с уверенностью: плачь не плачь — никто не подойдет, мама поцелует 2 раза в день, а папа — раз в неделю. В итоге из таких людей можно делать гвозди».

Каким вырастут новые поколения детей? Это во многом зависит от родителей.

Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

«ЧИТАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ»

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.
Хотя есть в эпидемии раннего обучения и положительный момент. Здравомыслящие родители, «переболев» новомодными методиками, возвращаются к играм в «Ладушки» и сказкам про «Колобка». Психологи признают, что проверенные десятками поколений методы воспитания гораздо лучше новомодных образовательных продуктов.

Света Орехова

D&M. От себя

Я, само собой, публикую чужую статью без купюр и собственных вставок, как в первоисточнике. Но хотелось бы добавить пару фраз, несколько смягчив отдельные тезисы статьи.

Во-первых, т.н. "раннее развитие" совсем не обязательно наносит вред детской психике. Обычно и чаще всего - нисколько не наносит. Но отчасти повышает риск нанесения такого вреда, это связано со многими факторами.

Во-вторых, нужно понимать, что т.н. "раннее развитие" сегодня означает огромный коммерческий сегмент родительства и детства, связанный с устранением детских садов и других государственных дошкольных учреждений от процесса воспитания и развития детей. Слово "раннее" здесь означает просто модный бренд. Чаще всего коммерческие центры развития детей, секции etc. не предлагают ничего реально "раннего", хоть это и написано у них на вывесках и в программах. Это самое обычное развитие (причем чаще всего уступающее по качеству и насыщенности еще советским стандартам).

И в-третьих, в сегменте т.н. "раннего развития" очень много откровенных шарлатанов, ибо "чадолюбие" - как точно подметил еще О.Генри - остается неиссякаемым источником выманивания денег для огромного числа нечистых на руку "деловых людей".

От себя лично хотелось бы сказать только одно: не нужно стремиться сделать своих детей "конкурентноспособными" в отдаленном будущем, где они будут счастливы и благодарны за это родителям. Будут ли они счастливы - большой вопрос. А вот если дети несчастливы уже сейчас, в свои два, три, четыре года, то это наша, безусловная вина. Mea culpa. И нет нам, родителям, оправдания, если наши дети несчастливы в своем детстве. Никакими благими намерениями, никакими "развивающими" перспективами детское несчастье оправдать нельзя.

Давайте быть внимательными к своим детям, и если дети довольны жизнью, если с аппетитом едят и крепко спят, если активно играют, смеются, плачут, дерутся, пристают с вопросами, если бегают за собаками и шлепают по лужам, если валяются в снегу и прыгают на диване, если распахнув глаза слушают сказки и с удовольствием поют песни, - значит, мы сейчас все делаем правильно.

Это главное.

А каждому этапу развития - свое время.

О самых распространенных мифах о первом годе жизни рассказала психолог с многолетним стажем, автор книги «Главный секрет первого года жизни» Марина МЕЛИЯ .

Способность любить

Миф 1. Главное - накормить и уложить спать . Многие считают, что в первый год жизни ребенку нужен только правильный уход: вовремя накормить, перепеленать, уложить спать, и совсем не важно, кто это будет делать. Сегодня в моде так называемое облегченное материнство: едва успев родить, молодые мамы стремятся переложить свои родительские обязанности на нянь и бабушек и быстрее вернуться к привычной жизни. Конечно, хорошо, когда у малыша есть экологичные пеленки, красивая одежда и лучшие в мире игрушки. Но ему мало быть просто сытым и ухоженным, только есть, пить, спать. У ребенка есть жизненно важная потребность в привязанности к заботящемуся о нем взрослому, который находится с ним постоянно.

Если рядом нет близкого человека, то у малыша возникает ощущение смертельной опасности. Оно проходит только тогда, когда его берут на руки, кормят, обнимают, - так он понимает, что о нем позаботятся, что он не погибнет. Когда мы видим уверенного в себе и эмоционально устойчивого взрослого человека - скорее всего, в детстве родители обеспечили ему установки: «Ты нужен. Ты любим. Все будет хорошо». Без подобных установок ребенку страшно.

Совет:

Если вы вынуждены нанять няню, это должен быть один человек, готовый относиться к ребенку по-матерински, а не десять нянь, которые работают «вахтовым методом» или все время меняются. Сегодня многие, доверяя малыша няне, считают, что таким образом воспитывают его «как в дворянских семьях». На самом деле детей дворян растила кормилица или няня, которая находилась с ребенком неотлучно, становилась членом семьи - по-настоящему родным человеком. Как говорится, почувствуйте разницу!

Формирование стабильной, надежной привязанности - одна из главных задач первого года жизни. Именно эмоциональная связь в будущем даст ребенку внутреннюю уверенность, спокойствие, силы жить и развиваться, поможет преодолевать страх, справляться со стрессами. Повзрослев, он сможет строить здоровые, гармоничные отношения с другими, научится дружить, любить, доверять. Базовое доверие к людям он пронесет через всю жизнь.

Уверенность

Миф 2. Нельзя брать ребенка на руки слишком часто - станет избалованным . По крайней мере до шести месяцев можно не бояться избаловать малыша. Наоборот, надо дать ему столько любви, сколько возможно. На первых этапах роста и развития ребенку необходима теснейшая связь с мамой - не только физиологическая, но и психологическая. Это так называемая «фаза симбиоза», которую нельзя отменять и прерывать. Поэтому не надо торопить процесс отделения («сепарации») - всему свое время.

В этот период мы должны подходить к малышу по первому зову, держать его на руках, успокаивать. Но ни в коем случае не надо «жертвовать собой» и превращаться в идеальную «мать-наседку», «мать-слугу», которая буквально валится с ног от недосыпания, - это приводит к неврозам и депрессии. Все должно быть в меру. Надо быть просто «достаточно хорошей мамой» - чувствовать своего ребенка, понимать его, внимательно относиться к его желаниям. Достаточно хорошая мать не «служит» младенцу, а любит его, общается с ним и при этом не забывает о себе, о своих делах и о других членах семьи.

Первые месяцы, когда мы полностью посвящаем себя ребенку, очень важны - младенец пока не может переносить даже малейший дискомфорт, и мама оберегает его от любого неудобства. Но постепенно надо учить малыша терпеть, ждать, понимать слово «нет». Разговаривать с ним уверенным, спокойным голосом: «Подожди немного, я сейчас оденусь и приду».

Стабильность

Миф 3. Развивать ребенка надо с пеленок - а то будет поздно . Современные мамы торопятся развивать малыша как можно раньше: он лежит в коляске, а ему уже зачитывают английские слова. Он еще не ходит, а ему показывают буквы и цифры. Все мечтают о «маленьких гениях»! Но так ли безобидно раннее развитие? Мозг - не просто однородная масса нейронов, а очень сложная система, состоящая из множества подструктур, которые отвечают за разные процессы и созревают не одновременно. Чего мы добиваемся, пытаясь напичкать малыша знаниями? У ребенка происходит развитие правого полушария (отвечающего за эмоции), а мы нагружаем левое и таким образом «обделяем» правое. Научить ребенка в два года говорить по-английски - пожалуйста, читать - легко. Но надо понимать, что в таком случае мы даем эти знания за счет «обкрадывания» других участков головного мозга.

Напичканные знаниями в раннем возрасте дети потом плохо учатся, они эмоционально неразвиты, неуютно чувствуют себя в детском коллективе, потому что задачи, которые мы перед ним ставили, вступили в противоречие с актуальным процессом созревания мозга. На самом деле в этот период мы должны заниматься совершенно другим - развивать эмоциональную сферу ребенка и прививать ему самые простые навыки.

Все нормальные, здоровые дети осваивают умение читать в период от 4 до 7 лет. Не надо делать из этого проблему. Лучше сами почитайте ребенку вслух: тогда он будет развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально. Нужно как можно больше играть с ним. Сила игры невероятна! А таская малыша с одного занятия на другое - с английского на рисование и т. д., - мы ему только вредим. Пусть ребенок сам рисует, а вы вместе с ним.

Культура общения

Миф 4. При младенце можно говорить о чем угодно - он все равно ничего не понимает .

Некоторые родители не придают никакого значения тому, что они говорят в присутствии ребенка. Но он «считывает» нашу интонацию, мимику, жесты, «прикладывает» смысл слов к конкретной ситуации. Первый год - важное время, когда формируется языковая компетентность ребенка.

Наталья КОЖИНА