Беременность        14.09.2023   

Какие изменения могут произойти в «Салавате Юлаеве. Психическое развитие в юности Искусство общения с родителями

Юношество – это период взросления человека, переход от подросткового возраста к зрелости, ко взрослой самостоятельной жизни. Единого общепринятого мнения о возрастных рамках данного периода нет. Большинство западных психологов объединяют отрочество и юность в единый возрастной период, который называют периодом взросления и определяют его возрастные границы от 12-14 до 25 лет. В отечественной психологии выделяют раннюю юность – 15-17 лет, и позднюю юность – 17-21 год.

В изучении особенностей юношеского возраста существует три основных подхода:

  • биогенетический;
  • социогенетический;
  • психогенетический.

Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит на первое место процесс биологического созревания, а все остальные процессы рассматривает как его производные. Так, например, В. Целлер в своей книге «Конституция и развитие» называет изменения, происходящие с телом ребёнка, а также их осознание и принятие связующим звеном между соматическим и психическим развитием. Обычно к 15 – 18 годам общее физическое и половое созревание организма заканчивается, сердечно-сосудистая система обретает гармоническое соответствие, завершается формирование и функциональное развитие органов и тканей организма, рост достигает максимального значения, возрастает мышечная сила и повышается работоспособность. В поведенческих реакциях наступает равновесие – бунтарство и мятежность уступает место внутренней самостоятельности и эмоциональной уравновешенности, повышаются показатели коммуникабельности. Но, в то же время, обостряется косвенное влияние соматотипа на характер молодых людей и становление их личности. Согласно системе профессора Гарвардского университета Уилдона Шелдона люди делятся на три типа телосложений:

  1. Эндоморфный – характерной особенностью являются шарообразные формы, большой живот, круглая голова; руки и ноги слабые и вялые с большим количеством жира на бёдрах и плечах, но при этом запястья и лодыжки тонкие.
  2. Мезоморфный – характеризуется массивной кубической головой, широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми руками и ногами; в теле преобладают кости и мышцы с минимальным количеством подкожного жира.
  3. Эктоморфный – представитель этого типа – долговязый человек с узким вытянутым лицом, узкой грудной клеткой, длинными руками и ногами; подкожный жировой слой у таких людей практически отсутствует, а мускулатура не развита.

Люди разных типов телосложения не одинаково привлекательны для окружающих в любом возрасте, а в подростковом и юношеском особо. Стройным мускулистым юношам обычно приписывают лидерские качества, энергичность, живость ума, а представители эктоморфного телосложения кажутся незрелыми как в физическом смысле, так и в социально-психологическом. Однако эти ожидания не всегда оправдываются.

Социогенетический подход

В центре внимания социогенетического подхода стоят социальные факторы развития личности и процессы социализации. Процессы социальной линии включают в себя становление культурных, морально-этических, политических ценностей, постижение общественно необходимых знаний, норм, а так же включение в общественно-трудовую деятельность.


В юности круг социальных интересов и ролей расширяется; на этот период жизни приходится много значимых социальных событий: получение паспорта, возможность заключения брака, возможность реализации избирательного права, наступление уголовной ответственности. Основной задачей ранней юности является профессиональное самоопределение.

Психогенетический подход

Психогенетический подход анализирует собственно психологические процессы.

Очень важным новообразованием юношеского возраста в интеллектуальной сфере является развитие теоретического мышления. Учащихся старших классов и студентов начальных курсов чаще интересует вопрос «почему?», их мыслительные процессы более активны и самостоятельны, они более щепетильно относятся к преподавателям и содержанию приобретаемых знаний. Представления об интересности предмета меняются: в отличие от младших подростков, которые ценят описательную сторону предмета и его увлекательность, старшеклассники интересуются тем, что неоднозначно и требует самостоятельного обдумывания. Они оценивают нестандартную подачу материала и эрудицию преподавателя. В это время активно проявляются и развиваются творческие способности, требующие не только усвоения знаний, но и проявления инициативы, креативности, гибкости ума. Эти способности школьники и студенты чаще всего реализуют вне школы – на факультативах, курсах и секциях.

Ещё одна особенность развития юношеского интеллекта – тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, присущих частным фактам. Старшеклассники как никто любят «большие теории», тяготеют к «космическим» обобщениям. Но широкий круг интересов в юности зачастую сочетается с интеллектуальным дилетантизмом – разрозненностью, отсутствием системы в обретении знаний и навыков.

Нередко старшие школьники склонны к преувеличению своих интеллектуальных способностей, силы интеллекта и уровня знаний, из-за чего им присуща демонстративная, вычурная интеллектуальность. Именно поэтому практически во всех старших классах есть скучающие ученики, которым учёба кажется пресной, примитивной и не имеющей ничего общего с реальной жизнью и наукой.

Важно, что в ранней юности увеличивается степень определения индивидуальных интересов и способностей, причём нередко разница дополняется дурными поведенческими реакциями. Так в старших классах легко можно выделить различные подгруппы: интеллектуалы-отличники («ботаники»), способные, но безалаберные ученики («богема»), «хронические троечники» и т.д.

В юношеском возрасте формируется активная жизненная позиция, происходит самоопределение, осознание собственной значимости. Развитие мышления даёт предпосылки для формирования взглядов на жизнь, основы бытия, жизненную философию, осознание своей жизни не как цепочки хаотичных событий, но цельного процесса, имеющего последовательность и смысл. Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию, осознание себя как части социальной общности, выбор будущего социального состояния, а так же способов его достижения.

Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является формирование образа собственно «Я» и становление стабильного самосознания. Этот процесс связан с усилением самоуправления и личностного контроля. Важнейшее приобретение ранней юности – осознание собственного мира и его эмансипация от взрослых. Этот возраст очень чувствителен к своим внутренним проблемам и склонен переоценивать их значимость.

Становление собственного, уникального «Я» зачастую связано со многими психодраматическими переживаниями. Юношеское «Я» очень нестабильно, подвержено различным влияниям; становление внутреннего мира может сопровождаться чувством беспокойства, внутренней пустоты, непонятного ожидания и одиночества. Отсюда – острая потребность в общении и одновременно – повышение избирательности общения, хотя в то же время может появляться и желание уединения.

Старшие школьники при оценке людей начинают обращать внимание на их личностные качества, в отличие от подростков, в первую очередь оценивающих внешность. Это также относится к самосознанию – у юношей появляется желание подчеркнуть собственную уникальность и индивидуальность. Но при этом может повышаться чувствительность к каким-то особенностям собственного тела или внешности. У девушек и юношей формируются некие идеалы, стандарты, образцы «женственности» и «мужественности», и они что есть сил стараются следовать им в одежде, манерах, жестах, жаргоне. Порой эти идеалы завышены или противоречивы и это приводит ко множеству внутренних конфликтов.

В юношеском возрасте источником беспокойства могут быть небольшой рост, проблемная кожа, размер груди, избыточный вес и т.д. Реальные или вымышленные недостатки молодые люди компенсируют экстравагантностью в поведении, одежде, прическах, макияже, делает представителей субкультурных групп похожими друг на друга и противоречит их желанию к подчёркнутой демонстрации собственной индивидуальности. Поэтому они часто бывают конфликтны, мнительны, тревожны и внутренне нестабильны. Это такая особенность юношеского возраста – специфический эгоцентризм (они часто думают, что окружающие постоянно обращают на них внимание и оценивают, причём чаще негативно).

Но чем старше становятся юноши и девушки, тем меньшее значение для них обретает внешность (своя и чужая), они привыкают к особенностям своей внешности, принимая себя такими, как есть, и в связи с этим стабилизируется уровень притязаний в данной области. Обычно самооценка стабилизируется и становится более адекватной к старшему юношеству; очень важную роль в этом процессе играет самоуважение.

Период ранней юности традиционно связан с обострением проблемы отцов и детей. Молодые люди стремятся быть наравне со взрослыми, видеть в них друзей и советчиков, а не покровителей и наставников. Молодые люди, осваивая новые «взрослые» социальные роли, нуждаются во взрослых и часто ищут у них совета, при этом моделью поведения и примером могут быть родители. В тоже время растёт желание стать независимым от взрослых, освободиться от их влияния, и поэтому нежелание или неумение признать автономию своих детей зачастую приводит ко множественным конфликтам. Большую роль здесь играют общий культурный уровень семьи, её состав, характер взаимоотношений и позиция юноши в ней.

Юношеское общество – это зачастую не столько компания одновозрастных юношей и девушек, сколько людей со схожим социальным статусом, потребностями и т.д. – юношеская субкультура. В этом возрасте возникают первые дружеские и любовные привязанности, которые носят достаточно длительный, хотя, преимущественно, романтический характер.

Юность – определенный период развития и созревания человека, лежащий между детством и взрослостью. Хронологические рамки этого возраста определяются разными учеными-психологами по-разному.

Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст (а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида) прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда во многом определяют социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь бывает как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (сравним не всегда осознанные представления о «нормальном» поведении и о степени ответственности подростка и взрослого и т.д.).

Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-экономическими процессами.

С одной стороны, в обществе постоянно происходит перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы (прежде всего – общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций) и реализуется с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в умении индивида на каждом этапе его жизненного пути принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению). В этом смысле подготовка к выходу на пенсию – такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация – опережающей социализации подростков и юношей.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.

В разных обществах и в разные эпохи это проходило по-разному.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое (в частности, половое) созревание заметно ус-корилось, заставляя снижать границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда – удлинение периода ролевого «моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих стереотипов. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно – расширение сферы сознательного самоопределения и повышение самостоятельности.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой отцов и детей, преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:

  1. генерацию, звено в цепи от общего предка (поколение отцов и детей в отличие от поколения детей;
  2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и то же время и образующих определенный слой населения;
  3. условный отрезок времени, в течение которого живет и действует данное поколение;
  4. современников – людей, сформировавшихся в определенных общественно-исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний (поколение Великой Отечественной войны).

Говоря о преемственности или конфликте, ученые сплошь и рядом имеют в виду совершенно разные вопросы: возрастную структуру общества, взаимоотношения старших и младших, темп исторического развития, взаимоотношения конкретных отцов (и вообще родителей).

Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по А.Л. Гезеллу, от 11 лет до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет, т.е. от 11 до 16. На основании исследований ученый делает некоторые выводы. 10 лет, по его мнению, – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, отмечаются частая смена настроений, ссоры со сверстниками. В 12 лет такая «турбулентность» проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет влияние семьи и сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток становится более ин-тровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится избирателен в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастают его уверенность в себе, а также интерес к людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими людьми, активно идентифицирует себя с любимыми героями кино, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летнего, по мнению психологов, трудно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения в семье и школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Понятие юности тесно связано с понятием переходного периода, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на 3 фазы:

  1. препубертатный, подготовительный период;
  2. пубертатный период, когда осуществляется процесс полового созревания;
  3. постпубертатный период, когда организм достигает полной половой зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, препубертатный период соответствует младшему подростковому возрасту, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому. Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны как у мужчин, так и у женщин. Однако рост не связан со сроками полового созревания. Велики здесь и индивидуальные различия как по срокам, так и по течению процессов полового созревания. Кроме того, существуют различия в этих процессах у девочек и мальчиков.

Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими (или сензитивными) называются такие фазы развития, когда организм отличается повышенной чувствительностью к каким-то вполне определенным внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых в данной точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. В социологии и философии этому отчасти соответствует понятие социальных переходов – поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, начало трудовой деятельности или вступление в брак); они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами перехода».

Поскольку сенситивные периоды и социальные переходы сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие «возрастных кризисов», с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности. Дабы подчеркнуть, что эти состояния, какими бы сложными и болезненными они ни были, являются естественными, статически нормальными и преходящими, их называют нормативными жизненными кризисами, в отличие от ненормативных жизненных кризисов и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств (например, смерть родителей).

Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические и социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно сказать, точнее, предсказать, в каком возрасте средний индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот вызов конкретный человек, предсказать невозможно.

Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Повторяющиеся структурные свойства жизненных событий могут быть зафиксированы объективно. Но личная значимость, мера судьбоносности любого события зависят от множества конкретных причин.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста: собственная возрастная специфика, право на автономию от старших. Но и социальное, и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. Но пока это предвосхищающее самоопределение не проверено практикой, его нельзя назвать прочным и окончательным. Отсюда – третий период, от 18 до 23–25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.

В отличие от подростка, который в основном принадлежит миру детства, и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая его результаты по взрослым стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой группе уже нельзя говорить вообще: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения.

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, существующей между детством и взрослостью. В это время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее с позиции будущего, ищет смысл своей жизни. Если рассматривать развитие только как изменение психических функций, то все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь в старшеклассника. Поэтому некоторые авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Но рассматривать развитие старшеклассника таким образом было бы ошибочно. Каждый возрастной период важен сам по себе в жизни отдельного человека. Независимо от связи с другими возрастными периодами. Ведь только с присущей этому возрасту социальной ситуацией развития происходят довольно существенные изменения личности.

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него значимость учения. По сравнению с подростками интерес к учебе у них повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и становятся действующими. Старшеклассники, для которых главным является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать обучение как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте проявляется сознательное положительное отношение к учебе. их интересуют преимущественно те предметы, которые будут нужны в дальнейшей жизни, их снова начинает волновать успеваемость обучения. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" предметов, отказ от пренебрежительного отношения к оценкам, свойственна подросткам.

Заканчивая школу, старшеклассники должны быть психологически готовыми к взрослой жизни. Понятие "психологической готовности" предусматривает в данном случае наличие потребностей и способностей, позволяющих выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни, будущей семейной жизни. Прежде всего, это потребность в общении с другими людьми, потребность и способность творчески работать, во-вторых, умение теоретически мыслить, ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире, выступает в форме научного, теоретического мировоззрения, в-третьих, наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую базу для социального и личностного самоопределения школьников - центрального новообразования раннего юношеского возраста.

Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать свой жизненный путь.

Самоопределение означает не автономию от взрослых, а четкую ориентацию и определения своего места во взрослом мире.

Понятие "самоопределение", которое используется в отечественной психологии, подобное понятие «идентичность», разработанного американским ученым Э. Эриксону.

Идентичность - психосоциальная тождественность - позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.

Идентичность - условие психического здоровья, и если она не сформируется, то человек не находит себя, своего места в обществе, чувствует себя "потерянной".

Канадский психолог Ж. Марша установил четыре типовых варианта формирования идентичности:

  1. Неопределенную, еще не сложившуюся, "диффузной" идентичность.
  2. Заранее обусловлен, "обречен вариант развития".
  3. Проба ролей или "мораторий" в попыток] выработать идентичность.
  4. Реализована или "зрелая идентичность".

Первый вариант означает, что молодой человек не прошел через испытания, связанные с самоопределением; второй вариант предусматривает, что индивид ранее определенного срока включился в "взрослую" систему отношений, сделав это под чужим влиянием, - это расценивается как неблагоприятный фактор для формирования его личностной зрелости. В третьем случае юноша находится в процессе интенсивного поиска себя; "зрелая идентичность" свидетельствует о том, что кризис прошел, ощущение самоидентичности, то есть собственной определенности, сформирован, и молодой человек перешла к самореализации. Указанные варианты формирования идентичности выступают в двух своих значениях: это этапы развития личности и одновременно ее типы. Пройдя стадию неопределенной идентичности, юноша может подойти к интенсивному проверяются ролей, но может остаться и на начальном уровне, так и не пережив все трудности и радости процесса самоопределения.

Диффузная идентичность связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошения. Диффузная идентичность может проявляться в открытом неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения, в неуважении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении стать "ничем" (если это единственный способ самоутверждения, что остался).

Только реализована, сформированная идентичность личности (доверие к миру, самостоятельность, инициативность, компетентность) позволяет старшекласснику решить, главная задача, * которое ставит перед ним общество - задача самоопределения, умение разработать свой жизненный план.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка, то есть, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение). Жизненный план возникает, по мнению И.С. Кона, только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому собирается идти человек, те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.

Жизненный план - это план деятельности, поэтому он "заземляются", в первую очередь, на выбор профессии.

В профессиональном самоопределении в возрастной психологии различают ряд этапов.

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, "проигрывая" отдельные элементы связанной с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, который охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка ("Я люблю читать художественную литературу", "Состояния филологом"), затем - с точки зрения его способностей ("У меня хорошие дела с математикой, может, заняться ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Хочу помогать людям, стану юристом»).

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессии включает в себя два основных компонента: определение уровня квалификации будущей деятельности, объема и времени подготовки к ней, выбор конкретной специальности. Выбор специальности - многоступенчатый процесс. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование (вступление в X класс), на профессиональное образование (вступление в ПТУ или техникум), непосредственно на работу (с последующим завершением либо не завершением образования). Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения имеет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. Тот, кто выбирает профессиональное образование или работу, должен сразу же дополнить социальную ориентацию профессиональной - куда именно поступить и что делать. В других такое решение откладывается до окончания XI класса, к тому же в одиннадцатиклассников, как и у девятиклассников, выбора профессии предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, профессиональное образование или работу.

Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода: о мире профессий (в целом) вообще и возможности и требования каждой из них; о себе, своих способностях и интересы. И такой информации старшекласснику не хватает. В основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактный, так как не пережитый, а не выстраданный человеком. Подавляющее большинство старшеклассников выбирает профессию более или менее стихийно. Существенные факторы профессионального самоопределения - это возрастной период, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности и уровень притязаний старшеклассников.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, во время которого существует определенная опасность. Например: откладывание во времени профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов (это соответствует этапу диффузной идентичности по Ж. Марша).

Конечно, неопределенное будущее не дает возможности идти к нему. Попытки родителей ускорить этот процесс с помощью прямого психологического воздействия, как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у старшеклассников рост тревожности, а иногда и отказ от любого самоопределения, нежелание вообще что-то выбирать (что соответствует стадии "предопределение" или "диффузии" идентичности по Ж. Марша).

Раннее самоопределение считается положительным, хотя тоже имеет свои недостатки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служит психологическим защитным механизмом, средством бегства от сомнений. В будущем это может привести к разочарованию. Иногда ранняя профессионализация связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими негативными факторами, которые снижают уровень сознательного и добровольного выбора.

Важен также и уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Юноши и девушки плохо знают конкретные особенности каждой профессии, делает их выбор преимущественно случайным. В выборе профессии большое значение имеет профессиональная консультация, которая у многих городах нашей страны.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. На старшеклассника влияет субъективный уровень требований, предъявляемые к ним в профессии, он часто завышен. Чаще всего это стимулирует человека к преодолению трудностей. Хуже, если уровень запросов занижен, и юноша ни к чему не направлен.

Подготовка молодежи к труду и выбор професии- важна государств на деле. Необходимо обеспечить связь общего и трудового воспитания, организовать участие старшеклассников в общественно полезном труде, обеспечивая сознательный выбор профессиональной подготовки.

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачный только тогда, когда он связан с социально-нравственным выбором, с размышлениями о смысле жизни.

Старший школьный возраст - начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

В физическом отношении это период спокойного развития. Рост веса тела становится больше относительно увеличения роста. Исчезают диспропорции отдельных частей тела и подростковая неуверенность движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину). Продолжается развитие мозга, проходят процессы внутриклеточного усложнения и развития соответствующих функций.

Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие влияет и на развитие некоторых качеств личности.

Среди старшеклассников, как и среди людей всех возрастов, различаются три главных типа строения тела: екдоморфний (с избытком веса), мезоморфный (стройный, мускулистый), ентоморфний (худой, костлявый). Важно учитывать принадлежность юноши или девушки к тому или иному типу, поскольку ценность их в глазах сверстников неодинакова (предпочтение среди них отдастся мезоморфному типа), соответственно и их влияние на становление личности тоже разный.

Старшеклассники эндоморфного типа часто не имеют симпатии среди сверстников, это затрудняет их вхождения в малую группу, им чаще, чем другим, необходима поддержка. И наоборот, юноши и девушки с мезоморфным типу построения тела находятся всегда в центре внимания, ведь со стройным телом ассоциируются качества вожака, спортивность, энергичность.

Но влияние типа телосложения на личность не однозначен и не фатальный. Многое зависит от самосознания старшеклассника. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно подчиняется или начинает чувствовать себя неполноценным. Другой компенсирует недостаток достижениями в другой сфере (например, в обучении). Третий пытается исправить физический недостаток (например, занятиями спортом). Выбор этих вариантов обусловлен как личностной позицией старшеклассника, так и позицией взрослых, которые его окружают.

Вместе с тем, половая зрелость старшеклассника еще не означает зрелости социальной. Юность - это переход от физиологической зрелости к зрелости социальной, содержанием которой является включение старшеклассника к взрослой жизни, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. Социальная зрелость в наше время наступает позже, так как необходимо гораздо больше времени для получения необходимого образования.

Некоторые особенности индивида в ранней юности зависят от его когнитивного развития в этот период жизни.

    формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств

    происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания

    возрастает волевая регуляция

    возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление

    появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

    формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии

    увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений

    стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности

    пренебрежение к советам старших

    критиканство, проявление недоверия

    сухой рационализм, практицизм

    стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

    стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности

    отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

    завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям

    возникает первое чувство любви, дружбы

    происходит существенная перестройка эмоциональной сферы

    недостаточное осознание последствий своих поступков

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. – но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни – важнейшие проявления юношеского самосознания.

§ 5.3. Поздняя юность (от 17 до 23) Кризис 17 лет

В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно на­правленность личности в целом), и отчасти для подрост­ков с эгоистической направленностью.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники шко­лы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой соци­альный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: напри­мер, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зара­батывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достиже­ние поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две кате­гории: первые надеются на помощь родителей, скорее все­го платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вто­рые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирает­ся пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осва­ивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее под­вержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направ­ленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой силь­ной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом».

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. Особенности личности старших школьников своими корнями уходят в психологические новообразования, которые зарождаются уже в подростковом возрасте. Однако у юношей и девушек уже мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают.

В юношеском возрасте особенности, появившиеся у подростков, претерпевают значительные изменения, качественно преображаются. (Асеев, С. 163, Немов, С. 193).

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим 1-ю из названных особенностей – развитие самосознания . Его отличительной характеристикой становится резкое усиление процесса рефлексии , т.е. стремления к познанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. (Асеев, С. 164). Рефлексия – (от лат. «reflexio» – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышления о самом себе; осознании того, что воспринимают и оценивают человека окружающие люди по-разному.

Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время – рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди. То, как они тебя понимают.

Рефлексия как психологический феномен связана в своей основе с процессом общения, но общения особого вида – общения с самим собой; рефлексия подразумевается всегда внутренний диалог.

Чем сильнее развита рефлексия, тем активнее человек становится способным решать встающие перед ним задачи, в частности, – выбора дальнейшего жизненного пути, – и тем быстрее он становится субъектом, хозяином своей жизни и деятельности.

Таким образом, в юношестве человек по существу впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».

В юношеском возрасте желание самоутвердиться также претерпевает трансформацию. В отличие от подростков, которые, пытаясь самоутвердиться, как правило, понимают под этим желание быть похожим внешне на взрослого, юноша же озабочен другим – он жаждет , чтобы окружающие признали его оригинальность . Это проявляется в форме повышенной активности в некоторых видах деятельности, например, в музыке, технике, литературе, спорте и т.п. (Асеев, С. 164). Таким образом, в этом периоде отмечается тенденция . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность. (Сапогова, С. 359-368).


Еще одной особенностью юношеского самосознания является становления нравственного самосознания . Юношеству, благодаря быстрому развитию интеллекта, становятся открытыми для понимания многие вопросы и проблемы, волнующие взрослых. Такими вопросами являются, в частности, морально-нравственные. Эти вопросы начинают волновать юношей и девушек в связи с установлением отношений с лицами противоположного пола и началом поры любви. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония. Современным юношам свойственны трезвый, практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность.

Перейдем ко 2-ой особенности личности юношей и девушек – формированию мировоззрения . Юношеский возраст связан с формированием мировоззрения как системы взглядов на общество, мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний.

Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений . Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни, как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. (Сапогова, С. 357).

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни , причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («приносить пользу», «служить людям» и т.п.). (Сапогова, С. 357).

В настоящее время в обществе нет единых взглядов на окружающее, как было раньше, а характерна некая противоречивость, изменчивость.

Это по-своему сказывается на формировании мировоззрения у старшеклассников. С одной стороны (положительный момент) неоднозначность побуждает человека самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих свою точку зрения. С другой стороны (отрицательной) данная ситуация разделяет людей на группы, отличающихся социально-мировоззренческой зрелостью. Те, кто способен самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы, намного уходят вперед в своем развитии от тех, кто не способен сам справиться с проблемами.

В настоящее время важно, чтобы было сформировано экономическое мировоззрение , заключающееся в способности разбираться в экономической ситуации, сложившейся в обществе. При отсутствии данного мировоззрения у людей, трудно приспособиться и выжить в обществе.

Также важное значение имеет и развитие этического и эстетического мировоззрения , т.к. в настоящее время встречаются люди, богатые в материальном плане, но имеющие не развитые эстетические, этические, литературные, музыкальные вкусы.

Остро стоит сейчас и проблема формирования научного и религиозного мировоззрения . Необходимо, чтобы эти два вида мировоззрения дополняли друг друга, т.к. они связаны с познанием мира, а оно полно тайн и противоречиво. (Немов, С. 196-197).

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью . Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Обнаружено, что по ряду психологических тестов нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых . Вполне нормальные юноши и девушки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения», чем взрослые (ММР I). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых считались бы отклонениями, у юношей являются статистической нормой. Проективные методики (Роршаха, ТАТ) показывают рост уровня тревожности к юношескому возрасту. Возрастает число случаев деперсонализации ; часто встречается синдром дисморфофобии (бред физического недостатка). (С. 357-359).

Максимум эмоциональных реакций (в т.ч. и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий . В юношеском возрасте остро акцентируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося поведения. Например, повышенная активность и возбудимость могут привести к неразборчивости в выборе знакомств, участию в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях, толкают к алкоголю, наркотикам. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от чувства собственной неполноценности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.

В целом в юношестве способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Это обеспечивает психологическую устойчивость личности к ряду внешних факторов.

Характер : В юношестве улучшается коммуникативность , снижается чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребности в опеке; уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В ранней юности устанавливаются внутренние нормы поведения, расширяется сфера эстетических чувств , юмора, иронии.

Центральным новообразованием является становление самоопределения (т.е. становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я») . Это связано с открытием своего внутреннего мира, что подтверждается результатами стандартных личностных тестов (описывая себя, юноши акцентируют внимание на мыслях, чувствах, внутренних проблемах; в то время как подростки говорят о действиях, поступках). У юношей усиливается внимание к личностным, внутренним, собственным психологическим качествам других людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, так свойственной подросткам, снижается.

Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени . Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается до конца жизни. Это связано с тем, что человек начинает жить преимущественно будущим, а не настоящим, как живут дети.

Формирование образа «Я» (идентичности по Э. Эриксону) акцентировано на 3-х важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание .

Опасностью этой стадии, по Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности . Это может быть связано с неуверенностью в сексуальной идентичности (следствие этого – психотические и криминальные эпизоды → так достигается прояснение образа «Я»), но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность.

Неспособность разрешить, выйти из диффузии приводит к задержке в развитии личности (кризис идентичности затягивается), а выход приводит к достижению «взрослой идентичности». Состояние острой диффузии составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности , по Эриксону, связан с рядом моментов: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что способно изменить жизнь; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («юнисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. (Сапогова, С. 359-368).

Список использованной литературы

1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.

3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб.пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.

4. Крайг, Г. Психология развития: Учеб.пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.

5. Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс – М., 2002. – 288 с.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб.пос. / Л.Ф. Обухова. – М., 2000. – 448 с.

9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.