Похудение        02.11.2023   

Роль игры в жизни ребёнка. Игра как форма обучения. Значение игры в жизни ребёнка Игры в жизни ребенка

Юлия Шарнина
Игра в жизни ребенка

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

группа раннего возраста

Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре , таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

А. С. Макаренко

Цель : изучение значение игры как ведущей деятельности ребенка .

Задачи :

Развивать игровой деятельности;

Изучать методической литературы по данной теме;

Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

Разработать консультации (анкеты) для родителей.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра . Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Экологические (дмдактические) игры :

«Угадай, что в руке»

«Найди, что назову»

«Чудесный мешочек»

«Что в корзинку мы берем»

Русские народные (подвижные) игры :

«Подними ладошки»

«Зайка»

«Огуречик»

«У медведя во бору»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?

Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом.

Анкеты для родителей.

«Как играть с ребенком »

ЦЕЛЬ : заинтересовать родителей игрой ребенка , показать ее значение в жизни детей , в воспитании. Дать рекомендации по организации игр в семье, по приобретению игрушек.

1. Как вы понимаете значение игры в жизни ребенка ? ___

2. С кем любит играть ваш ребенок ? ___

3. Какие у него есть любимые роли и игры? ___

4. Есть ли у вас дома уголок игр? ___

5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки? ___

6. Часто ли вы говорите ребенку , что заняты, когда он просит вас поиграть с ним ? ___

7. Что вас интересует по проблеме детской игры? ___

8. Есть ли постоянные роли у ребенка ? Положительные они или отрицательные? ___

9. Удается ли вам воздействовать на ребенка при помощи игры ? ___

10. Играете ли вы вместе с ребенком ? В какие игры? ___

11. Понаблюдайте за играми своих детей .

Во что и как они играют , какие стороны жизни отражают ? ___

Консультация для родителей : «Поиграй со мной »

«Поиграй со мной - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ : «Некогда, поиграем потом » . Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка ? Или просто не хотим и не умеем играть ?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир , в котором он живет «сейчас» , а не «потом» . И в этом мире все правда, а не выдумка….

….Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Публикации по теме:

Музыка в жизни ребенка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 275 г. Уфа «Музыка в жизни ребенка» Прайс Юлия Фанилевна Вступления.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка. Играем вместе с ребенком» «Не мешай! Иди, поиграй!» - как часто родители произносят эту фразу. Современные родители знают, что у детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игра в жизни вашего ребенка» Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов, развитие.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, со своими мечтами о будущей профессии. Они еще по - детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде, постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражаются повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. А также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только видели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и др. Если ограничиться только этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание - игрушки, игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и над ее содержанием. Однако опыт подсказывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте большой игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать различные интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры являются также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их.

Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения детей.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства - осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.

Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым, скромным.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает ни какой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с мнением других людей.

Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединять детей.

Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нет нужных игрушек, дети заменяют их другими и наделяют воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя - поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

Завирюха С.Б. воспитатель МБДОУ №48 п. Мегет

статья

Игра в жизни ребенка

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда" И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: "Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого".

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка.

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: "игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); "...играть - резвясь, забавляться, развлекаться" (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); "...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит "город" с "улицами", "машинами", "скверами", взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: "Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным "продуктом" игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: "Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры".

Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - "...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга".

В раннем детстве, впервые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П.Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

    определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

    строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

    обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

    развлечения, развивающие, прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

    развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);

    развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности, равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре, воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: "опробывание" себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития "женских" и "мужских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчеств развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Используемая литература при написании статьи:

    Журналы: "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".

    В.П.Шашкина "Роль игры в воспитании личности".

Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие ребятишки. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью.

Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Давайте узнаем, в чем еще заключается роль игры в жизни ребенка.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше кроха, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс.

Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу карапузов. А вот в старшем дошкольном возрасте родителю отводится позиция стороннего наблюдателя и «консультанта».

Влияние игр на детское развитие: основные аспекты

Всесторонне развивать кроху можно лишь в играх. Детская психика, двигательные навыки – без игрушек малыш не сможет стать полноценной личностью. Давайте подробнее рассмотрим, каково значение игровой деятельности в жизни малышей.

  1. Познавательное развитие. В игре детки начинают познавать окружающую действительность, узнают назначение и свойства предметов. Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание. Ранее приобретенные навыки (умение анализировать, запоминать и размышлять) пригодятся ребенку при учебе в школе.
  2. Совершенствовани е физически навыков. Играя, кроха осваивает различные движения, учится их координировать и согласовывать. С помощью подвижных игр дети познают свое тело, развивают ловкость, укрепляют мышечный корсет, что чрезвычайно важно для подрастающего малыша.
  3. Развитие воображения. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в листьях березы – денежные купюры, а в глине – тесто для пирога. Принятие нестандартных решений развивает у малышей образное мышление и воображение.
  4. Развитие речи. Сюжетно-ролевые игры – прекрасная возможность для совершенствовани я речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.
  5. Развитие нравственных и моральных качеств. Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.
  6. Эмоциональное развитие. Малыши смогут научиться сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать. Играя, дети прорабатывают свои эмоциональные неурядицы – страхи, тревожность и агрессивность. Вот почему игротерапия является одним из ведущих методов коррекции детского поведения.

Что важнее – игра или обучение?

Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать.

Однако многие мамы и папы почему-то об этом забывают, отдавая предпочтение современным методикам раннего воспитания и развития.

Но специалисты уверены, что все психические процессы развиваются, в первую очередь, именно в игре, а лишь затем через целенаправленное обучение.

Еще 20-30 лет назад, когда школа учила писать и читать, все свое свободное время малыши посвящали играм.

Сейчас же для поступления в престижное образовательное учреждение детям приходится сдавать непростые тесты. Поэтому родители стараются приобретать развивающие игрушки и записывать своих чад на обучающие курсы.

Даже в садиках основной упор делается на подготовку ребятишек к школе, а игры остаются на втором плане.

Психологи обеспокоены не только тем, что обучение заменяет игровую деятельность, но и тем, что детей оставляют наедине с игрушками.

Очень скоро у ребенка пропадает интерес к куклам и машинкам, потому что игра – это важный процесс, а не количество игровых принадлежностей.

В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога.

Виды игр и возраст ребенка

Вид и характер игровой деятельности во многом зависят от возраста малышей. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер. Итак:

  • для малыша до 1,5 лет необходимы предметные игры. Игрушками в этот возрастной период служат абсолютно любые предметы, которые попадут в руки. Основные игровые операции – бег, ходьба и бросание;
  • для деток от 1,5 до 3-х лет важна сенсорно-моторна я игра. Ребенок трогает предметы, взаимодействует с ними, манипулирует и двигается. К трем годам кроха уже умеет играть в прятки и салочки, учится кататься на велосипеде, обожает игры с мячом;
  • для ребенка от 3-х до 5 лет нужны перевоплощения. Малыш переносит определенные свойства предметов друг на друга. К примеру, стул становится кораблем, а одеяло превращается в палатку. Еще дети в этом возрасте любят «пародировать», то есть подражать и передразнивать окружающих людей.
  • для дошкольников старше 5 лет подходят абсолютно все виды игр – сюжетно-ролевые, подвижные, драматические, по правилам. Однако всех их объединяет одна особенность – они структурированы и упорядочены, включают в себя элементы хорошо развитого воображения, фантазии и творчества. Старшие дошколята уже могут занять себя самостоятельно.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованнос ть игрушками и играми.

Несмотря на то, что взрослые являются равноправным игровыми партнерами, они не должны превращать руководство играми в строгие указания и приказы.

Ребенок обязательно должен иметь свободу выбора – во что играть и чем заняться.

Уважайте его право, не навязывайте развивающие и полезные, на ваш взгляд, игры. И тем более не укоряйте малыша за то, что он играет «неправильно, не так, как другие дети».

Не забывайте, что целенаправленное обучение и компьютерные игры никогда не смогут заменить спонтанную детскую игру.

Безусловно, настоящие развлечения с шалашами из подушек и пледов не всегда удобны для родителей, приводят к беспорядку и шуму.

И все же не следует ограничивать маленького непоседу в его фантазиях и воображении, ведь детство – это время для игр и забав.

Самое главное значение игр для детского развития заключается в том, что наигравшись, ребенок успешно переходит на следующую ступень – он готов стать школьником.

Значение игры для эмоционального и интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Игра не только отражает все этапы такого развития, но в равной степени дает подрастающему человеку возможность выразить все свои радости, огорчения, чувства.

С первых же месяцев ребенок начинает гулить, агукать, испускать еще какие-то звуки, бросать предметы, ожидая реакции взрослых. Игра сразу же становится для него видом деятельности, единственная цель которой - удовольствие и выстраивание отношений с другими, причем за удовольствие это никому и ничем не надо платить.

К концу первого года жизни способность выпустить предмет из рук или бросить его отражает решающий в развитии ребенка этап: теперь он может играть со взрослыми, чем-нибудь с ними обмениваясь. Примерно те же задачи у игры в прятки или в «а вот и я!», когда малыш как будто прячется под одеялом или занавеской, а потом - либо на сигнал родителей «ку-ку!», либо умея «кукукнуть» уже сам - с радостным смехом вылезает, выскакивает оттуда.

Игра позволяет ребенку исследовать мир и приобретать опыт, а это, в свою очередь, дает стимул развитию его интеллекта.

До двух лет дети, даже в яслях, играют либо одни, либо с кем-то из взрослых. Тем не менее игры, в которых ведущим, инициатором игры, становится по очереди то один, то другой ребенок, возникают уже в яслях.

В три года, то есть в том возрасте, когда ребенок поступает в детский сад, он уже вполне способен играть с другими детьми.

Начиная с четырех-пяти лет мальчики и девочки группируются по отдельности, и дети делят игры на «мальчишеские» и «девчачьи» (см. «Половая самоидентификация»), не желая участвовать в тех, которые, как они считают, не годятся для их пола. Однако параллельно с играми, способствующими социализации, ребенок обязательно должен учиться играть один - это благоприятно для его психологического развития.


Обучение в детском саду немыслимо без игр, и нежелательно противопоставлять игру и работу. Ребенку этого возраста легче всего научиться чему-то именно в игре, да и позже, в процессе обучения, игра порой оказывается куда полезнее и продуктивнее, чем другие методы.

Вашему ребенку необходимо играть и с вами: общие игры, как и истории, которые вы ему рассказываете, чрезвычайно важны для ваших отношений.

Малыш не умеет играть один, все время зовет вас

Способность ребенка играть одному - отражение его способности переносить в течение недолгого времени одиночество или разлуку с вами.

Ребенку необходимо ощущать, что вы рядом, даже если вы не участвуете в его играх.

Привык ли ваш ребенок к двум годам управляться с разными предметами, проявляя изобретательность и творческие способности?

Если вы всегда рядом, если вы опекаете малыша, если то и дело подсказываете, как лучше поступить, находясь в постоянном страхе: «Ой, только бы мой маленький не ушибся или не поранился!» - словом, если вы непрерывно его тем или иным образом контролируете, ребенок решит, что не может без вас обходиться, и станет звать каждую минуту.

Постарайтесь как можно раньше найти для ребенка возможность играть одному в безопасном месте, чтобы у вас не было необходимости держать его постоянно в поле зрения.

Когда вы играете с малышом, которому еще не исполнилось двух-трех лет, обучайте его играм, требующим воображения, таким, в которых он сможет проявить свои творческие способности. Не мешайте ему импровизировать, придумывать игры самостоятельно с найденными под рукой предметами - обрывком веревочки или кусочком картона. Помните, что еще ребенку необходимы игры, которые помогают формировать его независимость, автономность.

К четырем годам у ребенка развивается «внутренняя речь», благодаря которой он сам себе рассказывает разные истории.

Воображаемый мир малыша - ресурс, откуда он будет черпать способность играть в одиночку.

— Кроме того, он сумеет использовать опыт запомнившихся ему игр с вами.

Ребенок этого возраста на самом деле никогда не играет один, потому что внутренний диалог дарит ему возможность делать живыми других персонажей или воображаемых собеседников.

Ваш ребенок превращается в сценариста и режиссера. Если он теперь просит вас поиграть с ним, то лишь потому, что нуждается в реально существующих актерах, роли для которых, скорее всего, им уже придуманы.

— Если сейчас у вас нет времени с ним поиграть - не надо себя корить или специально освобождать для этого время, малыш прекрасно может поиграть и один.

Если вы заняты, предложите ему поиграть рядом с вами или просто в той же комнате - каждый займется своим, но ощущение, что вы вместе, будет и у вас, и у ребенка.

Если все-таки ему скучно - ничего страшного. Ничегонеделание - тоже важный период в жизни: не стоит пренебрегать временем, которое можно отдать мечтам.

Начиная с пяти лет ощущение скуки может стать для ребенка довольно привычным.

Если вы сейчас реже слышите, как ребенок жалуется, что ему нечего делать, вероятно, тут немалую роль сыграл телевизор. Тем не менее не стоит пугаться «ящика» и считать, будто он во всем виноват, - у скуки тоже есть свои преимущества.



Когда ребенок ничем не занят, у него остается время на фантазии и творческую активность.

— Ребенок некоторое время поскучает, и в голове его вдруг возникнет какая-то идея - вот и доказательство связи скуки и желания.

— Спросите себя: почему мне не нравится, когда мой ребенок скучает? Франсуаза Дольто говорила, что взрослые используют время ничегонеделания, чтобы думать о своих проблемах. Так стоит ли всегда чем-то заниматься, избегая возможности поразмышлять?

Никто точно не знает, почему ребенок становится гиперактивным, но не могут ли вести к гиперактивности подобные рассуждения?

Если вы не очень любите играть с ребенком

Не всякий взрослый способен играть с ребенком: для этого необходимо уметь «возвращаться вспять» и получать такое же удовольствие от игры, какое вы получали в детстве.

— Не насилуйте себя, предлагайте ребенку игры, которые интересны и вам.
— Не чувствуйте себя обязанным что-то делать любой ценой, лучше подумайте, почему вы не расположены к игре.
— Не служат ли бесконечные вопросы ребенка отражением вашей собственной неспособности ставить их перед собой?

Разные способы играть

Когда вашему малышу около полутора лет, вы можете сидеть в одной комнате с ним, и пусть он бегает между вами и своими игрушками. Детский психиатр Гринспен советует находить возможность для совместного с ребенком спокойного времяпрепровождения, называя его «временем на полу».

Если ребенку два-три года, вы можете оставаться рядом с ним, ничего не делая или читая, вмешиваться в его игры не нужно, нужно только держать ухо востро.

Четырехлетнему предложите посмотреть на облака - с ума сойти, чего только дети в них не способны увидеть!

— Для того чтобы научить своего ребенка ничего не делать, нужно уметь это самому.

— Для того чтобы играть по-настоящему, нужно найти пространство между воображаемым и реальным. Богатство и разнообразие этого мира мечты и творчества зависят от способности каждого переносить одиночество.

Какие вопросы об играх могут у вас возникнуть?

Игра - это всегда поле более широких возможностей, чем те, что мы можем осуществить в реальности, возможность переступить границы приемлемого поведения, способов действия. В психологии такой феномен называется трансгрессией*: можно играть в войну и убивать, потому что всё это «понарошку»!

Если ваш трех- или четырехлетний сын любит переодеваться девочкой или дочка того же возраста - мальчиком, в этом нет ничего ненормального.

Каждому полу необходимо открывать в себе другую сторону личности. У любого мальчика и у любого мужчины есть женские черты, равно как и у любой девочки и женщины - мужские.

Это совсем иное, чем постоянное желание носить одежду, принятую для противоположного пола.
Иногда вас может беспокоить сексуальное содержание некоторых игр ребенка, иногда - насилие, которое проявляется в его играх.

— Игра не всегда средство разрешить внутренние конфликты или справиться с трудностями, но всегда - средство вывести их на поверхность.

Ваш четырех- или пятилетний сын вдруг заявляет, что ему хочется пистолет…

…а вы в ответ прилагаете все усилия, чтобы отговорить его, из опасения, что ребенок вырастет убийцей или любителем оружия.

Успокойтесь! Убийцами становятся не те, кто играл в детстве с пластмассовым пистолетом, - для большинства преступников, наоборот, характерно отсутствие обмена игрушками в детстве, как, впрочем, и отсутствие самих игр и игрушек.

Играть с пластмассовым пистолетом - это в первую очередь играть, то есть учиться «делать вид».

— Ребенок, который играет в войну и размахивает «пистолетом» (это может быть просто кусочек дерева подходящей формы), манипулирует, прежде всего, символом своей ранней возмужалости, своей принадлежности к мужскому полу.

— Следует беспокоиться отнюдь не о природе игры и игрушки! Следует бить тревогу, если ребенок не умеет или не хочет играть, потому что подобное может быть признаком депрессии.

Ребенок не терпит проигрышей

Когда дети приходят в детский сад, они уже способны подождать своей очереди и соблюсти кое-какие правила игры, но ни один ребенок не любит проигрывать.

Разные дети по-разному воспринимают проигрыш, и их способность отнестись к нему терпимо зависит больше от особенностей личности, чем от возраста.

Игры с правилами, или по правилам, - англичане называют их «game» - отличаются от стихийных игр, игр на воображение или игр с символами - «plays».

Двух- или трехлетний малыш, хотя ему еще трудно соблюдать правила, способен к имитации и может делать вид, что играет, например, в футбол или другие игры с мячом. В таких случаях вполне можно дать ему выиграть.

В четыре года всё уже иначе. Четырехлетний ребенок - особенно, если это мальчик - считает себя «самым могучим на свете» и объявляет счет 10:0… каким бы на самом деле ни был результат. Согласиться с проигрышем ему все труднее.

В том возрасте, когда ребенок уже способен понять настоящие правила игры, система «поддавков», при которой он всегда победитель, может сказаться на его игровом общении с друзьями. Либо он не поймет, чего от него хотят, либо начнет изобретать собственные правила.

Если малыш чересчур сильно нервничает, проигрывая, выбирайте игры, в которых он способен победить по правилам.
— Нет ничего особенного в том, что четырехлетний ребенок хочет быть сильнее всех, но это желание может говорить и о недостаточной вере в себя .

Стремление постоянно обыгрывать папу - то есть осуществлять символическое убийство отца - свидетельствует о том, что ребенок переживает стадию развития, называемую в психоанализе эдиповым комплексом. Для нее характерно неосознанное желание, превзойдя во всем родителя своего пола, стать для родителя противоположного пола более привлекательным партнером.

— Тем не менее мальчику этого возраста всегда хочется, чтобы его отец был самым сильным и служил образцом для восхищения и подражания.

Ребенок пяти-шести лет уже знает, что проиграть одну партию не означает проиграть вообще и что это проигрыш по правилам игры, а не какая-то реальная потеря.

Он приучается уважать правила, понимает, что нельзя мошенничать, и сдерживает свои , сверяя свое поведение с поведением родителей и других людей старше себя.

Такой разумный ребенок может даже в порядке исключения поддаться в игре младшему братишке или сестренке, при условии, что между ними нет яростного соперничества и ставки не слишком велики.

Предложите старшему ребенку самому придумать справедливые правила игры с младшим, но не требуйте, чтобы он все время поддавался, если ребенок сам этого не хочет.

Играть становится легче, но это не значит, что время от времени правила не нарушаются, пусть даже совсем чуть-чуть… но ведь мы знаем, что принять для себя возможность проигрыша и любить проигрывать - совсем разные вещи!

Трансгрессия - одно из ключевых понятий философии, психологии и ряда других областей знания, обозначающее феномен перехода непроходимой границы, прежде всего - границы между возможным и невозможным.