Воспитание        21.02.2021   

Техника безопасности пользования лестницей в доме. ОМ.В.84 Поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за вашу руку, наступает на каждую ступеньку двумя ногами Судебная практика по

Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях Белоусова Татьяна

На лестнице

На лестнице

Подымаясь на лестницу с дамой, мужчина должен идти впереди, для того чтобы оберегать ее от всякой неожиданности - от отворенной внезапно двери, от выбежавшей навстречу собаки, от дворника, идущего с ведром или дровами и пр.

Клеопатра Светозарская. «Светский человек»

Несмотря на прошедшие сто тридцать лет и на экзотичные объяснения Клеопатры, суть процесса -подъем по лестнице и сопутствующие этому возможные опасности - не изменилась. И даже технический прогресс на стороне именно этой версии (видимо, в силу ее логичности!).

I. При пользовании эскалатором - лестницей движущейся, механизмом сложным и опасным, -заботливый человек интуитивно шагает первым на неустойчивые ускользающие ступени и поддерживает за руку опекаемое лицо (взрослый - ребенка, мужчина - женщину). Как при спуске, так и при подъеме! Если пропустить на эскалатор вперед даму или малыша, то в случае их падения можно не успеть их поддержать.

II. На лестнице: поднимаясь или спускаясь, мужчина идет на ступеньку впереди женщины. Вверх - он предлагает руку женщине для опоры, вниз - мужчина поддерживает даму «под локоток».

Подобный регламент поведения на лестнице объясняется не только тем, что на ней можно оступиться, но и тем, что идущему впереди человеку удобнее открывать и придерживать тяжелые двери.

Такой же порядок сохраняется, когда по лестнице идут: молодой - с почтенным человеком, взрослый - с ребенком.

Есть еще одна точка зрения на процесс подъема по лестнице: невежливо рассматривать женщину, скажем деликатно, со спины.

В деловом этикете практически не акцентируют гендерных различий, посему в служебном пространстве мужчины и женщины по лестницам поднимаются и спускаются самостоятельно.

Общие правила приличий - быть вежливым, внимательным, предупредительным и благодарным -действуют на всех без исключения общественных территориях. И все же вследствие высокой вероятности падений и травм при подъемах и спусках по лестницам напомним о том, что на них делать нельзя:

Толкаться;

Резко останавливаться;

Мешать друг другу у перил;

Преграждать путь людям, несущим тяжести.

III. На лестницах, как и на улицах , при движении придерживаются правой стороны .

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

Бел КАУФМАН американская писательница, автор романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Из записки начальника административного отдела школы, в которой преподавала Бел Кауфман: «Задержан мною за нарушение правил: шел вверх по лестнице, ведущей вниз». * * * Есть учителя,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сколько ступенек в самой длинной в мире лестнице? Самая длинная лестница содержит 11 674 ступеньки. Она проходит параллельно фуникулеру в швейцарском городке Шпиц и служит для его страховки, обслуживания и ремонта. На севере Японии на священной горе Хагуро стоит буддийский

Из книги Основы дрессировки служебных собак автора Синельщиков С

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вверх по лестнице, ведущей вниз С английского: Up the Down Stair case.Название романа (1961) о школе, который принадлежит перу американской писательницы Бэл Кауфман (р. 1911), внучки известного еврейского писателя Шолом-Алейхема (псевдоним Шолома Нохумовича Рабиновича, 1859-1916). Б.

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Падения на лестнице Основной принцип – падать, как очень нетрезвый человек, т. е. без спортивной самостраховки борца (и гарантированной травмы руки), мягко оседая вниз расслабленным телом. Главный секрет – максимально присесть вниз, в положение на корточках и только

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Спуск по лестнице Осуществляется так же, как и подъем. При необходимости скоростного спуска (преследование или отступление) всегда можно обойти в скорости самого быстрого противника. Для этого в середине лестничного пролета зацепитесь за перила руками и перебросьте

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

Из книги автора

На лестнице Подымаясь на лестницу с дамой, мужчина должен идти впереди, для того чтобы оберегать ее от всякой неожиданности - от отворенной внезапно двери, от выбежавшей навстречу собаки, от дворника, идущего с ведром или дровами и пр. Клеопатра Светозарская. «Светский

"Мама!.. Где же мама? Куда она пропала?"
И словно в ответ на этот вопль его души, где-то в дальнем углу подвала раздается знакомый глухой и встревоженный голос:
- Лешенька! Сынок! Мальчик! Где ты?..
- Здесь я!.. Мамочка, мама!.. - кричит он и чувствует, что голос его срывается...
Александра Сергеевна с трудом проталкивается к нему. В руках у нее одеяло, подушки и крохотный узелок с вещами.
- Почему ты так долго? - бормочет Ленька. - Где ты была? Я уж думал...
- Ты думал, маленький, что меня убили? Нет, мой дорогой, слава богу, как видишь, я жива. Но, представь себе, какой ужас, - пока мы с тобой сидели тут, нас дочиста обокрали!..
- Кто?!
- Откуда же я знаю, кто? Нашлись какие-то бессовестные, бессердечные люди, которые воспользовались несчастьем ближних и унесли буквально все, что было в номере. Осталась только всякая мелочь на туалете - гребенка, пудреница... немножко провизии... Да в шкафу я разыскала, на счастье, твои штанишки и сандалии.
- А шинель?
- Я же говорю тебе, - ничего нет: ни шинели, ни фуражки, ни моих калош, ни чемодана...
- Эх, народ! - смеется Ленькин сосед, заворачивая в салфетку остатки завтрака и пустую бутылку из-под молока. - Ловко работают! Молодцы ребята!
- Постойте, это что же значит? - говорит кто-то. - У меня же в номере все вещи остались!
- Боже мой! А у меня полтора пуда крупчатки и вот такая банка прекрасного вологодского масла!
Среди обитателей подвала поднимается паника. Многие устремляются наверх в надежде спасти хоть что-нибудь из оставленного имущества.
- Мама, - говорит Ленька, - а где же этот... клетчатый, с которым ты ходила?
- Ты спрашиваешь о молодом человеке, который провожал меня наверх? говорит Александра Сергеевна почему-то очень громко, как будто для того, чтобы ее услышали и другие, а не только Ленька. - Он сказал, что идет в город - разыскивать своего дядю. Его дядя - владелец писчебумажного магазина - где-то, кажется, на Казанском бульваре.
- Дядя... Магазин, - бормочет, прислушиваясь, бородач. - Я бы такого племянника за дверь выставил. Нахал этакий! А еще, оказывается, из приличной семьи юноша...
В узелке, который принесла из номера Александра Сергеевна, кроме Ленькиных штанов и сандалий оказалось несколько бутербродов, остатки нянькиных "яблочников" и "куличиков" и порядочный кусок шпика. Ленька оделся, то есть напялил на голые ноги форменные брюки и сандалии; Александра Сергеевна накрыла на стол, то есть расстелила на одном из ящиков скомканный лист газетной бумаги, и оба они с удовольствием поели.
- Там страшно? - спрашивал Ленька, набивая рот сухим картофельным яблочником и показывая головой наверх.
- Нет, в общем, не так уж страшно.
- Ну да! - как будто даже огорчился Ленька.
- В Петрограде бывало и пострашнее.
- Пули свистят?
- Мне, мой дорогой, было не до пуль.
Через некоторое время Ленька почувствовал необходимость сходить туда, где ему уже давно следовало побывать.
- Хорошо. Сейчас. Я провожу тебя, - сказала Александра Сергеевна, укладывая в узелок жалкие остатки завтрака.
- Не надо. Я сам, - сказал, покраснев, Ленька.
- Ты заблудишься.
- Ну, вот... Что я, маленький? Ты объясни только, как пройти.
- Да и объяснять нечего. Это совсем близко. Сразу на лестнице, на второй площадке. На двери увидишь два ноля. Но только, умоляю тебя, пожалуйста, сразу же возвращайся!
Ленька обещал не задерживаться, запахнулся в мамино пальто и, шлепая сандалиями, стал пробираться к выходу.
...В помещении с двумя нолями на дверях он действительно не задержался дольше, чем требовалось. Но когда он вышел на площадку, увидел ведущую наверх лестницу и пробивающийся откуда-то дневной свет, искушение поглядеть хоть одним глазом на то, что делается в гостинице и в городе, овладело им с такой силой, что он начисто забыл все обещания, данные матери.
"Только чуть-чуть погляжу и сразу вниз", - сказал он себе и, подобрав по-женски полы пальто, через две ступеньки на третью побежал наверх.
Ему пришлось пробежать три или четыре лестничных марша, прежде чем он очутился в длинном гостиничном коридоре, по обе стороны которого бесконечной чередой тянулись маленькие, желтые, похожие одна на другую двери. Над каждой из них висела белая табличка с номером. Некоторые двери были приоткрыты или распахнуты настежь, и оттуда струился тусклый сумеречный свет. Посмотрев по сторонам, Ленька прислушался и осторожно заглянул в одну из комнат. Там никого не было. В разбитое окно дул свежий волжский ветер. Вся комната была засыпана битым стеклом и штукатуркой. Платяной шкаф был раскрыт, на полу у дверей валялась железная платяная вешалка. На столе посреди комнаты стояла недопитая бутылка "Боржома", открытая коробка анчоусов, две рюмки, стакан, лежала скомканная салфетка.
Чувствуя, как бьется его сердце и как противно хрустит под ногами стекло, Ленька на цыпочках вошел в комнату, приблизился к окну и выглянул на улицу.
Пушки под окном уже не было. Солнечный вечерний свет заливал улицу, площадь, золотил яркую зелень бульвара, горел на осколках стекла и на белых китайских вазах в разбитой вдребезги витрине магазина "Сиу". Площадь была пуста, лишь несколько штатских с винтовками за плечами лениво похаживали взад и вперед у подъезда углового дома... Было тихо, только навострив уши, Ленька расслышал отдаленные винтовочные и пулеметные выстрелы. Действительно, в Петрограде было гораздо страшнее и куда интереснее.
...Слегка разочарованный, он вернулся в коридор и хотел уже идти к лестнице, как вдруг дверь соседнего номера открылась и оттуда - с большим медным чайником в руке - вышел молодой человек в клетчатой куртке.
Ленька почти столкнулся с ним.
- Здравствуйте, - сказал он, опешив.
- Здравствуй, - ответил тот, останавливаясь. - Не узнаю. А-а! Ты что тут делаешь?
- Я так. В уборную ходил.
- Нашел?
- Нашел.
- Молодец.
- А вы что, - не нашли своего дядю?
- Какого дядю? Ах, дядю? - усмехнулся молодой человек. - Да нет, дядя, оказывается, уехал в Америку...
- В какую? В Северную или в Южную?
- Черт его знает, - в Центральную, кажется. Ничего, проживем как-нибудь и без дяди.
- А вы почему в подвал не вернулись? - спросил Ленька.
- Да понимаешь... Как тебе сказать... Здесь наверху удобнее. Никто не мешает.
- А пули?
- Что ж пули... На свете, братец ты мой, есть вещи куда более неприятные, чем пули. Постой, а с какой стати ты таким халатником вырядился?
- Нас же обокрали, - сказал Ленька.
- Где? Когда?
- Здесь, в номере. Вы разве не знаете?
- Нет. И много унесли?
- Всё унесли. Даже шинель мою утащили.
- Гимназическую?
- Нет, я реалист.
- Жалко. Послушай, скажи, пожалуйста, - а кто твоя мать?
- Учительница.
- Ах, вот что? Гм... Она у тебя хорошая. Правда? Ты любишь ее?
- Люблю, - пробормотал Ленька.
Молодой человек постоял, помолчал и сказал:
- Ну, иди, простудишься.
Ленька не успел сделать и двух шагов, как белокурый снова окликнул его:
- Эй, послушай!
- Что? - оглянулся Ленька.
- Тебя как зовут?
- Алексей.
- Вот что, Алеша, - вполголоса сказал парень. - Ты... это... лучше не говори никому, что меня здесь видел. Ладно?
- Ладно. А маме тоже не говорить?
- Маме можешь сказать. Только потихоньку. Понял?
- Понял.
- Ну, беги. Не упади только в своем балахоне.
Ленька постоял, проводил глазами белокурого и пошел к лестнице. Но оказалось, что найти лестницу не так-то просто. Больше того, оказалось, что найти ее совершенно невозможно. В коридоре было такое огромное множество дверей и все они были до того похожи одна на другую, что через несколько минут мальчик совершенно запутался и потерялся.
Он толкался то в одну, то в другую дверь. Одни двери были заперты на ключ, открывая другие, он попадал в чужие номера.
Наконец он увидел дверь, не похожую на остальные. Над дверью висел продолговатый ящик-фонарь, на черном стекле которого красными буквами было написано:
ЗАПАСНЫЙ ВЫХОДЪ
Ленька толкнул дверь. Она открылась, и он очутился на лестнице.
"Слава богу! Наконец-то!.."
Шлепая сандалиями, он побежал вниз. Вот на площадке рыжая облупленная дверка с двумя тощими черными нолями. Вот, рядом с ней, ярко-красный, как пожарная бочка, огнетушитель. Он хорошо помнит его. Он видел этот огнетушитель, когда бежал наверх. Еще один лестничный марш - и перед ним низенькая, обшитая железом дверь в подвал. С разбегу он налетает на нее, толкает и чувствует, что дверь не открывается. Он еще раз, из всех сил наваливается на нее плечом - дверь не поддается. Похолодев от страха, он начинает барабанить кулаками по ржавому железу. Никто не откликается. Он прикладывает ухо к двери, садится на корточки, заглядывает в большую замочную скважину. Из скважины в глаз ему дует кладбищенским холодом. В подвале тихо.
"Господи! Что такое? Куда же они все девались?!"
От чрезмерных волнений он снова испытывает срочную необходимость побывать в помещении с двумя нолями на дверке.
Пошатываясь, он поднимается площадкой выше, толкает коленом рыжую дверь и видит, что и эта дверь закрыта!
Но на этот раз он чувствует даже некоторое облегчение. Значит, за дверью кто-то есть. Значит, кто-то выйдет сейчас, объяснит ему, в чем дело, поможет найти маму.
Минуту или две он деликатно ждет, потом осторожно стучит костяшками пальцев по двери. Никто не отзывается.
И тут он с ужасом замечает, что дверь в уборную заколочена. Большие ржавые гвозди в двух местах наискось торчат из косяка двери.
Повернувшись спиной к двери, Ленька изо всех сил колотит в нее ногой.
И вдруг его осеняет догадка: он же не туда попал!.. Это не та лестница! Не могли же, в самом деле, за то время, что он был наверху, заколотить гвоздями уборную!..
Он бежит наверх. Опять он в этом ужасном, длинном, как улица, коридоре с бесконечными рядами похожих друг на дружку дверей. Но теперь он знает: надо искать дверь, над которой нет таблички с номером. Он находит такую дверь. Он бежит по лестнице вниз и, пробежав полтора марша, убеждается, что опять не туда попал. Лестница приводит его на кухню. В нос ему ударяет запах кислой капусты и мочалы. Он видит кафельные белые стены, огромную плиту, жарко начищенные медные котлы и кастрюли.
Хватаясь за шершавые железные перила, он тащится наверх. В глазах у него начинает мутиться.
"Надо найти этого... белокурого, - думает он. - Он поможет мне... Надо только вспомнить, где он живет, из какого номера он вышел тогда с чайником..."
Ага! Вспомнил. Он вышел вон из той двери, как раз против кипяточного бака.
Он подбегает к этой двери, стучит.
- Да, войдите, - слышит он недовольный голос.
Он открывает дверь, входит и видит: пожилой лысый человек в желтовато-белом чесучовом пиджаке ползает на коленях посреди комнаты и завязывает веревкой корзину.
- Тебе что? - спрашивает он, изумленно подняв брови.
- Ничего... простите... я не туда попал, - лепечет Ленька.
Человек вскакивает.
Ленька выбегает в коридор.
- А ну, пошел вон! - несется ему вдогонку разъяренный голос. За спиной его хлопает дверь, поворачивается в скважине ключ.
Он стучит в соседнюю дверь. Никто не отвечает. Он толкает ее. Дверь закрыта.
Он мечется по коридору, как мышонок по мышеловке.
...И вот он попадает еще на одну лестницу. Эта лестница устлана ковровой дорожкой. Стены ее разрисованы картинами. На одной из них наполеоновские солдаты бегут из России. На другой - Иван Сусанин завлекает поляков в дремучий лес. На третьей - бородатый благообразный староста оглашает перед крестьянами манифест царя об "освобождении". На бумаге, которую он читает, большими буквами написано: "19-е февраля".
Конечно, в другое время и при других обстоятельствах Ленька не удержался бы, чтобы не рассмотреть во всех подробностях эти увлекательные картины. Но сейчас ему не до поляков и не до французов. Ему кажется, что положение, в котором он очутился, гораздо хуже всякого голода, плена и крепостной зависимости.
Он снова плетется наверх. Ноги уже еле держат его. И вдруг он слышит у себя за спиной мягкие мелкие шаги. Он оглядывается. По лестнице, придерживаясь рукой за бархатные перила, поднимается немолодой полный человек с бесцветной сероватой бородкой. Ленька успевает подумать, что человек этот очень похож на его покойного дедушку. На белом пикейном жилете блестит золотая цепочка, в руке позвякивает связка ключей.
И почти тотчас внизу хлопает дверь, и вдогонку ему раздается хрипловатый юношеский голос:
- Папа!
Человек остановился, смотрит вниз.
- Да, Николашенька?
Его догоняет высокий молодой офицер. На плечах его блестят новенькие золотые погоны. Новенькая кожаная портупея перетягивает стройную атлетическую грудь. Новенькая желтая кобура подпрыгивает на поясе.
- Что, Николаша?
- Ты знаешь, - говорит, слегка запыхавшись, офицер, - надо, в конце концов, что-то предпринять. Я сейчас прошел по номерам... Это же черт знает что! Этак через два дня, глядишь, не останется ни одной подушки, ни одной электрической лампочки и ни одного графина...
И тут офицер замечает Леньку, который, перегнувшись через перила, смотрит на него с верхней площадки.
- Эй! Стой! - кричит он и с таким страшным видом устремляется наверх, что Ленька, отпрянув, кидается к первой попавшейся двери.
В дверях офицер настигает его. Схватив Леньку за плечо, он тяжело дышит и говорит:
- Ты что тут делаешь, мерзавец? А?
- Ничего, - бормочет мальчик. - Я... я заблудился.
- Ах, вот как? Заблудился?
И, выглянув на лестницу, офицер кричит:
- Папа! Папа! Изволь, полюбуйся... Одного поймал!
- Да, Николашенька... Иду. Где он?
Офицер крепко держит Леньку за плечо.
- Ты посмотри - а? На нем же, негодяе, дамское пальто, - говорит он и с такой силой встряхивает Леньку, что у мальчика щелкают зубы.
- Ты где взял пальто, оборванец? А? - кричит офицер. - Я спрашиваю - ты у кого украл пальто, подлая образина?
От боли, ужаса и отвращения Ленька не может говорить. Он начинает громко икать.
- Я... я... ик... не украл, - задыхаясь бормочет он. - Это... это мамино пальто...
- Мамино? Я тебе дам мамино! Я из тебя, уличная шваль, отбивную котлету сделаю, если ты сейчас же не скажешь!
- Коленька! Коля! - смеется старик. - Оставь его, отпусти... Ты же из него и в самом деле все внутренности вытряхнешь. Погоди, сейчас мы разберемся. А ну, чиж паленый, говори: откуда ты взялся? Где твоя мать?
Икота не дает Леньке говорить.
- Ик... ик... в подвале.
- В каком подвале? На какой улице?
- Ик... ик... на этой.
- На Власьевской? А какой номер дома?
- Ик... ик... не знаю.
- Не знаешь, в каком доме живешь? Вот тебе и на! Сколько же тебе лет?
- Де... десять.
- Да это ж, Коленька, форменный идиотик. В десять лет не знает номера своего дома.
- Оставь, пожалуйста. Какой там идиотик! Не идиотик, а самый настоящий жулик.
И пальцы офицера с такой силой впиваются в Ленькино плечо, что мальчик вскрикивает.
- Оставьте меня! - кричит он, завертевшись вьюном. - Вы не смеете... Еще офицер называется... Я здесь, в этом доме, в гостинице живу!..
- Ха-ха!.. Остроумно! В каком же, интересно, номере? Может быть, в люксе?
- Не в люксе, а в подвале.
- Стой, стой, Николаша, - говорит встревоженно старик. - А может, и верно, а? Ведь они там, и в самом деле, все в подвал забились...
- Да ну его. Врет же. По глазам вижу, - врет.
- А мы это сейчас выясним. А ну, пошли, оголец! Кстати, я и сам хотел туда заглянуть. Неудобно все-таки, надо навестить публику.
Сознание, что сейчас он увидит маму и что страданиям его приходит конец, заставляет Леньку на время забыть обиду. Подобрав подол злополучного пальто и шлепая сползающими сандалиями, он бодро шагает между своими конвоирами.
И вот он в подвале; протискивается навстречу матери и слышит ее возмущенный и встревоженный голос:
- Леша! Негодный мальчишка! Ты где пропадал столько времени?!
Он кидается ей на шею, целует ее и, показывая пальцем на офицера, захлебываясь, икая, глотая слезы, жалобно бормочет:
- Он... Он... ик... Он... этот... меня... меня...
Офицер смущенно переглядывается со своим спутником.
- Гм... Так, значит, это ваш мальчик, мадам? - говорит старик в пикейном жилете.
- Да, это мой сын. А что случилось?
- Да ничего. Сущие пустяки, - со сладенькой улыбкой объясняет офицер. Ваш мальчуган заблудился, попал не на ту лестницу... И мы с отцом, так сказать, вывели его на путь истины...
- Благодарю вас. Вы очень любезны.
- Пожалуйста! Совершенно не за что, - говорит офицер и, щелкнув каблуками, поворачивается к своему спутнику:
- Н-да, папаша... Комфортом здесь у вас, надо признаться, и не пахнет.
- Не пахнет, не пахнет, Николашенька, - соглашается тот. И, по-хозяйски осмотрев помещение, он обращается к присутствующим:
- Ну, как вы себя здесь чувствуете, господа?
- Великолепно! - отвечают ему из разных углов.
- Не жизнь, а сказка.
- Не хватает только тюремных оков, надсмотрщиков и орудий пытки.
- А ведь вы, господа, совершенно напрасно себя здесь замуровали. Можно и в номерах отлично устроиться.
- Да? Вы считаете? А не опасно?
- Ну, полно. Какая там опасность! Никакой опасности нет. Большевики наголову разбиты, и не только у нас, но и по всей губернии. Вот мой сынок, подпоручик, может вам подтвердить это.
- Совершенно точно, - подтверждает молодой офицер. - Военные действия в Ярославле закончены. В городе устанавливается порядок. Никакой опасности для лояльно настроенного населения нет.
Прижавшись к матери, обхватив руками ее теплую шею, Ленька с ненавистью смотрит на этого надутого щеголя, на его пухлые, румяные щеки, на его прилизанные, нафиксатуаренные виски, на большие белые руки, которые поминутно поправляют то портупею, то пояс, то кобуру на нем.
- Скажите, - спрашивает кто-то. - А правда, что в Москве и в Петрограде тоже идут бои?
- Насколько мне известно, не только в Москве и в Петрограде, но и по всей стране.
- Да что вы говорите?!
- Значит, и в самом деле можно покидать это подземелье?
- Можно, господа, можно, - говорит человек с цепочкой. - Незачем вам здесь чахотку наживать. Правда, не посетуйте, порядка у нас в гостинице пока немного. Прислуги, видите ли, не хватает. Разбежались. Но завтра с утра, не беспокойтесь, все это наладим.
Перед уходом он еще раз обращается к обитателям подвала:
- Кстати, поимейте в виду, господа: завтра с утра открываем ресторан. Милости просим. Чем богаты, тем и рады.
- Действительно кстати, - отвечают ему. - А то уж мы тут на пищу святого Антония переходим.
- Только такое условие, господа, - улыбаясь говорит в дверях старик. На радостях завтрашний день угощаю всех за свой счет.
Провожаемый шутливыми аплодисментами и криками "ура", он выходит на лестницу. Вместе с ним уходит и офицер.
- Кто это? - спрашивают вокруг.
- Да неужто ж вы не знаете, господа? - обиженным голосом говорит всезнающий бородач. - Это ж Поярков, хозяин гостиницы.
- А молодой?
- А молодой - его сынок. Академик.
- Как академик?
- А так. Учился в Москве в Петровской сельскохозяйственной академии. В войну был прапорщиком. При Керенском до подпоручика дослужился. А нынче приехал к отцу на каникулы и - вот, пожалуйста, угодил, так сказать, прямо к светлому праздничку.
- А погоны он что, с собой привез? - спрашивает кто-то. Студенты-петровцы, насколько мне известно, погон не носят.
- Значит, уж где-нибудь прятал. Своего часа ждал.
- Погоны что! А вот где они пушку взяли?!
...Тем временем Александра Сергеевна, уложив Леньку на приготовленную из ящиков постель и пристроившись рядом, вполголоса распекала мальчика.
- Нет, дорогой, - говорила она. - Это невозможно. Придется мне, как видно, и в самом деле привязывать тебя за веревочку...
- Привяжи! Привяжи! Пожалуйста! - шептал Ленька, прижимаясь к матери и чувствуя, как мягкая прядка ее волос щекочет его щеку. В эту минуту он только этого и хотел - чтобы всегда, каждый час и каждое мгновенье быть рядом с нею.
- Простудился небось, безобразник?
- И не думал.
- Господи, даже градусника нет. А ну, покажи лобик. Нет... странно, температуры нет. Ну, давай спать, наказание ты мое!..
В подвале уже устраиваются на ночь. То тут, то там вспыхивают и гаснут свечные огарки. Смолкают разговоры. Кое-кто пробирается к двери, ободренные хозяином, многие обитатели подвала уходят наверх.
- А мы не пойдем? - спрашивает Ленька.
- Куда ж на ночь?.. Подождем до завтра. Там видно будет.
- Мама, значит, большевиков уже нет больше?
- Как видишь, говорят, что нет.
- И в Петрограде?
- Говорят, что и в Петрограде восстание.
- А в Чельцове?
- Боже мой, не разрывай мне сердца. Спи, пожалуйста!
Но Ленька не может спать. Он думает о Петрограде, вспоминает Стешу, где она сейчас и что с ней? Думает о Кривцове, о Васе и Ляле, оставшихся на руках няньки. Вспоминаются, наплывая одно на другое, события дня. Ему кажется, что прошла вечность с тех пор, как он лежал в постели и читал "Тартарена из Тараскона"... А ведь это было лишь сегодня утром. Светило солнце, за окном шумел город, старик нищий кричал "матка боска", и все было так хорошо, мирно и спокойно.
- Не вертись, пожалуйста, Леша. Ты мешаешь мне спать, - сонным голосом говорит Александра Сергеевна.
- Штаны колются, - бормочет Ленька.
Он уже засыпает, и вдруг вспоминается ему его черная реалистская шинель и черная с апельсиновыми кантами и с латунными веточками на околыше фуражка... Господи, неужели действительно они пропали? Неужели ему теперь всю жизнь придется ходить таким халатником, как назвал его давеча этот молодой человек в клетчатой куртке?..
- Мама, - говорит он вдруг, приподнимаясь над подушкой.
- Ну?
- Ты спишь?
- Боже мой!.. Нет, это невозможно!..
- Мамочка, - шепчет ей в ухо Ленька, - ты знаешь, а ведь я видел того, клетчатого...
- Какого клетчатого?
- Ну, того, который тебя провожал наверх.
Александра Сергеевна молчит. Но Ленька чувствует, что мать проснулась.
- Где? - говорит она очень тихо.
- Он здесь, в гостинице... У себя в номере...
- Не шуми!.. Ты разбудишь соседей. Ты говорил с ним?
- Да. Ты знаешь, у него, оказывается, дядя в Америку уехал...
- Куда?
- В Америку. В Центральную... Это где? Там, где Мексика, да?
- Да... кажется... Только ты, милый, никому не говори об этом.
- О чем?
- О том, что ты видел здесь этого человека. Понял?
- Понял. Он тоже просил не говорить. Он сказал, что ты - хорошая. Ты слышишь?
Александра Сергеевна долго молчит. Потом, обняв мальчика за шею, она крепко целует его в лоб и говорит:
- Спи, детка!.. Не мешай соседям.
И Ленька засыпает.
...Хозяин гостиницы не обманул. Утром пили чай в ресторане, где все было как в мирное время - мельхиоровая посуда, пальмы, ковры, белоснежные скатерти, официанты в полотняных фартуках... Сам Поярков стоял за буфетной стойкой и, улыбаясь, кланяясь, приветствовал входящих гостей.
Официантов было немного, они сбивались с ног, разнося по столикам чайники с чаем и кипятком, блюдечки с ландрином вместо сахара, сковородки с яичницей, черствые французские булки, сухие позавчерашние бутерброды...
Денег официанты с посетителей не брали.
- Не приказано-с, - улыбаясь и пряча за спину руки, говорили они, когда с ними пытались рассчитываться. - Завтра - пожалуйста, с нашим великим удовольствием, а нынче Михаил Петрович за свой счет угощают.
Ленька и Александра Сергеевна сидели за маленьким столиком у разбитого окна. Отсюда хорошо был виден и ресторан, и буфетная стойка у входа, и площадь, и театр, и магазин "Сиу и К°"
На залитых солнцем улицах уже не было так безжизненно и пустынно, как вчера вечером. То тут, то там мелькали за окном фигуры прохожих. Проехал извозчик. Пробежал босоногий мальчишка с керосиновым бидоном в руке. Где-то недалеко, в соседнем квартале, бамкал одинокий церковный колокол. На балкончике над магазином "Сиу" пожилая женщина в пестром капоте вытряхивала зеленый бобриковый ковер...
По мостовой, со стороны бульвара, нестройно прошла большая группа военных и штатских с винтовками за плечами. В последнем ряду с грозным видом шагали - тоже с ружьями на плечах - два гимназиста, один - высокий, с пробивающимися усиками, а другой - совсем маленький, лет тринадцати.
- Мама, смотри, смешной какой! - сказал Ленька, пробуя выдавить из себя презрительную усмешку. Но усмешка не получилась. Он почувствовал, что смертельно завидует этим вооруженным серошинельникам.
- Не зевай по сторонам, кушай яичницу, - окончательно убивая его, сказала Александра Сергеевна.
В ресторане стоял веселый гул, звенела посуда, слышался смех. То и дело хлопала дверь, появлялись новые посетители.
- Пожалуйста, пожалуйста, господа, милости просим, - кланялся и улыбался за буфетом хозяин. - Вон столик свободный... Никанор Саввич, пошевелись, - окликал он пробегавшего мимо старичка официанта.
Он весь сиял, этот седобородый добряк Поярков. Ленька смотрел на него, и ему казалось, что за ночь хозяин гостиницы еще больше пополнел, зарумянился, расцвел.
- Господа, слышали новость? - обращался он к сидящим за ближайшим от буфета столиком. - Городская управа с утра начала работать!
- Что вы говорите! Настоящая управа?
- Самая настоящая. Словечко-то какое приятное, а?
- Да, звучит весьма ласкательно.
- И кто же вошел в нее?
- Черепанов фамилию слыхали?
- Помещик?
- Он самый.
- Помилуйте, но это ж черносотенец, известный монархист.
- А вас что - не устраивает?
- Меня-то, пожалуй, устраивает, но ведь... вы понимаете...

Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации должно способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Результатом исполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы должно быть создание такой образовательной среды, в которой все условия будут гарантировать сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся (Приказ Министерства образования и науки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645). Образовательная организация, в соответствии со статьей 28 п. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Вместе с тем, согласно статистическим данным, много травм обучающиеся получают при передвижении по лестницам в образовательных организациях. Лестницы – одно из наиболее травмоопасных мест в образовательной организации. Ощущение опасности связано с узкими маршами, открытыми пролётами, скользкими ступенями, отсутствием поручней, плохим освещением, толпой, столкновением потоков.

Основные причины травм обучающихся на лестницах

Анализ случаев травмирования обучающихся позволил определить основные причины получения травм на лестницах. К таким причинам относятся:

1. Рассеянность внимания обучающихся при перемещении по лестницам, а также бег, прыжки и столкновения.

2. Оставленные на лестницах предметы (неумение поддерживать чистоту и порядок).

3. Перенос груза по лестнице (загораживает обзор, мешает использовать перила, приводит к неустойчивому положению ног).

4. Незакреплённые или отсутствующие перила.

5. Скользкие, изношенные или разбитые ступеньки.

6. Недостаточное освещение.

7. Скользящая обувь.

8. Отсутствие контроля за передвижением обучающихся и необходимых ограничительных мер со стороны администрации образовательной организации.

9. Хаотичное движение обучающихся на лестничных маршах.

Организация безопасного движения по лестницам в образовательной организации

Лестница в образовательной организации – это не только удобство перемещения, но и объект повышенной опасности для обучающихся. В чём опасность лестниц в образовательной организации? Наши дети развиваются, максимально стараются познать мир вокруг себя, при этом у них отсутствует психологическое осознание того, насколько тот или иной объект опасен, и поэтому они смело двигаются вперед. Лестничные перила, как показывает практика, не в полной мере обеспечивают безопасность детей. Как уберечь детей от внезапного падения с лестницы? Главная мера – организовать безопасность передвижения.

Существуют определенные требования к организации безопасного передвижения по лестницам:

1. Безопасное движение по лестницам образовательной организации.

1.1. Технические требования:

Соблюдение нормативных требований;

Соответствие проектной документации;

Надлежащее освещение;

Своевременное проведение текущего ремонта.

1.2. Организационные требования:

Определение оптимальных направлений движения по лестницам и контроль за движущимися потоками;

Ограничение скорости движения детей по лестницам;

Организация дежурства педагогов на переменах;

Своевременная уборка лестниц;

Организация раздельных потоков обучающихся;

Своевременное проведение расследований по фактам травматизма.

1.3. Педагогические требования:

Проведение воспитательной работы;

Сопровождение учителями начальной школы и воспитателями ГПД групп учащихся;

Проведение с учащимися учебных эвакуаций;

Изучение с детьми правил безопасности на лестницах и при передвижении по ним;

Использование наглядной агитации;

Показ личным примером.

2. Организация раздельных потоков обучающихся при движении на лестницах:

Частичное разделение потоков (при малом количестве лестниц, при выделении части здания в блок начальной школы);

Полное разделение потоков (в крупных зданиях с большим количеством лестниц, в зданиях, где не выделены отдельно блоки для начальной школы).

3. Безопасность лестниц в образовательной организации может быть достигнута с помощью таких мер, как:

Использование двухсторонних поручней разного уровня,

Использование контрастной окраски крайних ступеней,

Применение антискользящих насечек;

Оборудование просветов стоек должно быть на расстоянии не менее 10 см;

Высота поручней должна составлять не менее 1,2 метра;

Использование металла в качестве материала для изготовления лестниц;

Обеспечение качественной отшлифовки стойки ограждения, отсутствие на поверхности выступающих деталей или заусениц.

Требования безопасности к лестницам

Узкие лестницы особенно опасны, так как на них не могут сразу разойтись два потока. Их надо хорошо освещать, окрашивать или маркировать яркими цветами. Самым ярким цветом, не теряющим своей цветности при затемнении, является жёлтый и близкие к нему цвета.

В дошкольных отделениях и начальной школе лестницы требуют большего внимания. Воспитанники и младшие школьники испытывают страх высоты, вероятности быть сбитым с ног. Дети плохо понимают, где лево, а где право, в таком случае можно рекомендовать направляющие цветовые решения, например, разделение потоков верх/вниз при помощи цветовых полос.

Некоторые школы используют цвет для маркировки этажей или кодируют цветом лестницы в разных школьных корпусах.

Для разделения потоков на более широких лестницах можно использовать разделительные перила по центру. Такое решение даёт лучший результат для безопасного передвижения.

Необходимо использовать для ступеней качественные нескользящие материалы. Для уже существующих лестниц рекомендуются нескользящие накладки, о которые нельзя споткнуться.

С этой точки зрения резиновые полосы вдоль края ступени, используемые в некоторых образовательных организациях, не оправдали себя, так как резиновое полотно имеет определенную толщину, о которую можно зацепиться ногой, их сложно мыть, они оказываются проблемой для обучающихся, имеющих обувь с каблуками.

Особое внимание надо уделять освещению лестницы, необходимо заранее продумать, чтобы выключатели были доступны. Особенно хорошо должна быть освещена первая и последняя ступеньки. Хорошо, если свет и тень будут резко контрастировать на проступи и подступенке. В результате граница станет четко видимой, ведь большинство травм происходит из-за соскальзывания ноги именно с края ступени. Удобной может быть система, автоматически включающая свет на несколько минут, достаточных для того, чтобы подняться или спуститься.

Следует помнить, что высота каждой ступени должна быть строго одинаковой. Неодинаковая высота ступеней является причиной многих травм, полученных на лестницах.

Безопасность лестницы зависит также и от материала, из которого сделаны ступени. Если лестница облицована полированным камнем, то необходимо дополнительное противоскользящее ковровое покрытие, закрепляющееся на ступеньках. Специальные коврики для ступенек используются не только для каменных ступеней, они могут быть закреплены на ступеньках из любых материалов. Они не только препятствуют скольжению, но и защищают лестницу, продлевая срок её службы.

При организации безопасного передвижения обучающихся по лестницам можно использовать правила безопасности на лестнице (Приложение № 1).

Как правило, опасности могут возникать в самых обыденных местах, когда их не ждешь. Строгие меры и законы не помогут снизить травматизм, если в каждой образовательной организации в целом не будут созданы и безопасная образовательная среда, и условия для развития системы формирования безопасности личности, безопасного поведения обучающихся.

Литература:

1. ГОСТ 23120-78. Лестницы маршевые, площадки и ограждения стальные. Технические условия.

2. ГОСТ 9818-85. Марши и площадки лестниц железобетонные.

3. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645

5. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями).

Приложение № 1

Материал для изучения с обучающимися правил безопасности на лестнице

1. Почему люди падают на лестницах?

Непосредственными причинами падения на лестницах являются:

Проскальзывание ноги на ступени,

Проступь мимо ступени,

Опора пяткой или носком на край ступени,

Зацеп одной ноги за другую,

Запутывание ног в одежде,

Зацеп за слетевшую с ноги обувь,

Зацеп за посторонние предметы, оставленные на лестничном марше.

2. Поведенческие факторы падений на лестницах.

Правило, способное предупредить падение на лестнице, гласит: «Передвигаясь по лестнице, думайте только о передвижении по лестнице». Большинство поведенческих причин падений на лестницах связаны со спешкой, отвлечением внимания и одновременными занятиями другими делами. Идя по лестнице, необходимо смотреть под ноги и держаться руками за поручень. В крайнем случае – держать руку возле поручня, чтобы успеть схватиться за него при необходимости.

Люди чаще всего падают на лестницах, перепрыгивая через ступени, невнимательно ставя ноги на ступени, на край ступени, одновременно разговаривая с собеседником, говоря по мобильному телефону или работая с мобильным устройством.

Падениям способствует слетающая с ног обувь, обувь на высоких каблуках, на скользкой подошве.

Переноска больших или тяжелых предметов также способствует падениям как из-за потери равновесия, так и из-за ограничения поля зрения. Помните, что при движении по лестнице одна рука около поручня всегда должна быть свободна.

3. Как предотвратить падение и травмирование на лестнице.

3.1. Не отвлекайтесь. Некоторые люди так часто спускаются по лестнице, что совершенно не смотрят под ноги, и это становится причиной множества несчастных случаев. Согласно проведенным исследованиям, люди обычно смотрят только на первые три ступеньки лестницы и не обращают внимание на все остальные. Спускаясь вниз по незнакомой лестнице, ступайте на каждую ступеньку осторожно.

3.2. Не торопитесь. Не неситесь и не сбегайте вниз по лестнице. Никогда не переступайте ступеньки. Внимательно смотрите, куда ступаете, особенно у основания лестницы. Многие несчастные случаи происходят в тот момент, когда человек считает, что уже спустился, и делает шаг в пустоту.

3.3. Важно держаться за поручень. Поручни являются эффективным средством для предотвращения падения с лестницы. Поручень должен беспрепятственно тянуться от начала и до конца лестницы без каких-либо пробелов.

У основания поручень должен по крайней мере достигать длины одной ступени. Это позволит повысить устойчивость достижения конца лестницы.

3.4. Лестница должна быть заметной. Причиной множества случаев падения становится ошибочная оценка расстояния до лестницы. Наиболее распространённая стратегия – нарисовать яркую полосу вдоль края каждой ступеньки. Если лестница станет более заметной, то труднее будет ошибиться.

3.5. Ходите по лестнице в соответствующей обуви. Обувь с хорошей подошвой повысит вашу устойчивость при спуске вниз по лестнице. Хождение в обуви на высоком каблуке, с мягкой подошвой приведёт к соскальзыванию вниз по лестнице.

3.6. Не ходите в одежде, которая тянется по полу. Спускаясь вниз или поднимаясь вверх по лестнице, очень легко наступить на длинную, стелящуюся юбку или брюки. Тогда вы вряд ли сможете избежать падения.

Ношение чрезмерно длинной одежды помешает увидеть ноги, а отсутствие зрительного подтверждения положения ног на лестнице повышает риск падения.

4. Правила безопасного поведения на лестничном пролёте:

1) Двигаться по лестнице спокойно, с правой стороны.

2) Не допускать столкновения с другими людьми, идущими по лестнице.

3) Быть внимательным. Смотреть под ноги. Не отвлекаться разговорами.

4) Не перешагивать через несколько ступеней.

5) Не ставить ногу на край ступеньки. Нога должна прочно стоять на ступеньке.

Приложение № 2

Правила безопасного поведения в коридорах (рекреациях) и на лестницах

1. Общие требования безопасности.

1.1. При нахождении в коридоре (рекреации) и на лестницах учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.

1.2. Опасными и вредными факторами в коридорах (рекреациях) и на лестницах являются:

Отсутствие ограждений на лестницах и в местах перепада высот;

Дефекты покрытия полов.

1.3. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить дежурному учителю или администратору.

1.4. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.

2. Требования безопасности перед выходом в коридор (рекреацию), при входе на лестницу.

2.1. Изучить содержание настоящих Правил.

2.2. Дверь в коридор (рекреацию), на лестницу открывать осторожно, чтобы не нанести ею травму другим людям.

2.3. Убедиться в том, что при этом не произойдёт столкновения с другими учащимися (взрослыми).

2.4. Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках немедленно доложить дежурному учителю или администратору.

2.5. Запрещается выходить в коридор (рекреацию), входить на лестницу в случае обнаружения их несоответствия установленным в данном разделе требованиям.

3. Требования безопасности при нахождении в коридоре (рекреации), на лестнице.

3.1. Во время нахождения в коридоре (рекреации), на лестнице учащийся обязан:

Соблюдать настоящие Правила;

При прохождении мимо дверей соблюдать осторожность во избежание получения травмы открывающейся дверью;

При ходьбе по лестницам придерживаться правой стороны;

Неукоснительно выполнять все указания дежурного учителя и администратора;

Постоянно поддерживать порядок и чистоту в коридорах (рекреациях), на лестницах.

3.2. Учащимся запрещается:

Бегать по коридорам (рекреациям), лестницам;

Толкаться, устраивать потасовки;

Оставлять в проходах и на лестницах портфели, сумки и другие предметы;

Собираться в группы в узких местах коридоров и на лестницах;

Пользоваться лестницами без ограждений;

Находиться рядом с перепадом высот при отсутствии ограждений;

Выносить в коридор (рекреацию), на лестницу и из коридора (рекреации) любые предметы (мебель, оборудование и т. д.).

4. Требования безопасности при выходе из коридора (рекреации), сходе с лестницы.

4.1. Выходить из коридора (рекреации), сходить с лестницы необходимо, соблюдая очередность, пропуская вперед младших, взрослых и не создавая сутолоки.

4.2. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, ограждений проинформировать об этом дежурного учителя или администратора.

Бедный маленький калмычонок... В какое ужасное время он родился!..
Он открывает глаза и вздрагивает. Он видит перед собой страшное, черное, выпачканное сажей лицо. Кто это? Или что это? Ему кажется, что он опять бредит. Но ведь это генеральша Силкова, старуха вдова, живущая во флигеле, в шестом номере. Он хорошо знает ее, он помнит эту маленькую чистенькую старушку, ее румяное личико, обрамленное траурной кружевной наколкой, ее строгую, чинную походку... Почему же она сейчас такая страшная? Что с ней случилось? Остановившимся взглядом он смотрит на старуху, а она наклоняется к нему, часто-часто мигает маленькими слезящимися глазками и шепчет:
- Спи, спи, деточка... Храни тебя бог!..
И страшная костлявая рука поднимается над Ленькой, и грязные, черные, как у трубочиста, пальцы несколько раз крестят его.
Он вскрикивает и закрывает глаза. А через минуту слышит, как за ширмой мать громким шепотом уговаривает старуху:
- Августа Марковна!.. Ну, зачем это вы? Что вы делаете? Ведь, в конце концов, это негигиенично... В конце концов, заболеть можно...
- Нет, нет, не говорите, ма шер, - шепчет в ответ старуха. - Нет, нет, милая... Вы плохо знаете историю. Во времена Великой революции во Франции санкюлоты, голоштанники{64}, именно по рукам узнавали аристократов. Именно так. Именно, именно, вы забыли, голубчик, именно так.
Голос у генеральши дрожит, свистит, делается сумасшедшим, когда она вдруг начинает говорить на разные голоса:
- "Ваши ручки, барыня!" - "Вот мои руки". - "А почему ваши руки белые? Почему они такие белые? А?" И - на фонарь! Да, да, ма шер, на фонарь! Веревку на шею и - на фонарь, а ля лянтерн!.. На фонарь!..
Генеральша Силкова уже не говорит, а шипит.
- И к нам придут, ма шер. Вот увидите... И нас не минует чаша сия... Придут, придут...
"Кто придет?" - думает Ленька. И вдруг догадывается: большевики! Старуха боится большевиков. Она нарочно не моет рук, чтобы не узнали, что она - аристократка, вдова царского генерала.
Его опять начинает знобить. Делается страшно.
"Хорошо, что я не аристократ", - думает он, засыпая. И почему-то вдруг вспоминает Волкова.
"А Волков кто? Волков - аристократ? Да, уж кто-кто, а Волковы, конечно, самые настоящие аристократы..."
...Он спит долго и крепко. И опять просыпается от грохота. Кто-то властно стучит железом о железные ворота. На улице слышатся голоса. Из маминой спальни, куда на время переселились Вася и Ляля, доносится детский плач.
- Стеша! Стеша! - приглушенно кричит Александра Сергеевна. - Что там случилось? Голубушка, подите узнайте...
- Хорошо, Александра Сергеевна... сейчас... узнаю, - спокойно отвечает Стеша, и слышно, как в "темненькой" чиркают спичками... Шлепают босые Стешины ноги. Через минуту на кухне хлопает дверь.
Ленька лежит, не двигается, слушает. На улице и во дворе тихо, но воспаленному воображению мальчика чудятся голоса, выстрелы, стоны...
Опять хлопнула дверь.
- Стеша, это вы?
- Я, барыня.
- Ну, что там такое?
- Да ничего, барыня. Матросы и красногвардейцы ходят. С обыском пришли. Оружие ищут.
- Куда же они пошли?
- В шестой номер, к Силковой.
- Боже мой! Несчастная! Что она переживает, - со вздохом говорит Александра Сергеевна, и Ленька чувствует, как у него от ужаса шевелятся на голове волосы, или, вернее, то, что осталось от них после стрижки под нулевую машинку.
"На фонарь! На фонарь!" - вспоминается ему шепелявый шепот генеральши. Он сбрасывает одеяло, садится, ищет в темноте свои стоптанные ночные туфли. Ему страшно, он весь трясется, но в то же время он не в силах превозмочь жадного любопытства и желания увидеть своими глазами последние минуты несчастной генеральши. Он не сомневается, что она уже висит на фонаре. Он ясно представляет ее - чинную и строгую, висящую со сложенными на груди руками и с молитвенным взором, устремленным в небеса.
Накинув на плечи одеяло и шатаясь от слабости, он пробирается на цыпочках в прихожую, единственное окно которой выходит во двор. Перед самым окном растет тополь, под тополем стоит газовый фонарь.
Зажмурившись, Ленька приближается к окну. Открыть глаза он боится. Целую минуту он стоит плотно прищурившись, потом набирается храбрости и разом открывает оба глаза.
На фонаре никого еще нет. На улице идет дождь, фонарь ярко светится, и дождевые капли косо бегут по его трапециевидным стеклам.
Где-то в глубине двора, во флигеле, глухо хлопнула дверь. Ленька прижимается к стеклу. Он видит, как через двор идут какие-то черные фигуры. В темноте что-то блестит. И опять ему кажется, что из темноты доносятся стоны, слезы, приглушенные крики...
"Идут... вешать", - догадывается он и с такой силой прижимается лбом к холодному стеклу, что стекло под его тяжестью скрипит, дрожит и гнется.
Но люди минуют фонарь, проходят дальше, и мгновенье спустя Ленька слышит, как внизу, на черной лестнице, противно визжит на блоке входная дверь.
"К нам пошли!" - соображает он. И, угрем соскользнув с подоконника, теряя на ходу туфли, он бежит в детскую. Из маминой спальни доносится приглушенная песня. Укачивая Лялю, Александра Сергеевна вполголоса поет:
Спи, младенец мои прекрасный,
Баюшки-баю...
Тихо светит...
- Мама! - кричит Ленька. - Мама!.. Мамочка... Идут к нам... Обыск!..
И не успевает он произнести это, как на кухне раздается порывистый звонок.
С бьющимся сердцем Ленька вбегает в детскую. Одеяло сползает с его плеч. Он подтягивает его - и вдруг видит свои руки.
Они белые, бледные, даже бледнее, чем обычно. Тонкие голубые жилки проступают на них, как реки на географической карте.
Несколько секунд Ленька думает, смотрит на руки, потом кидается к печке, присаживается на корточки и, обжигаясь, открывает раскаленную медную дверцу.
В глубине печки еще мелькают красные угольки. Зола еще не успела остыть. Не задумываясь, он пригоршнями берет эту теплую мягкую массу и по самые локти намазывает ею руки. Потом то же самое делает с лицом.
А на кухне уже слышатся мужские голоса, стучат сапоги.
- Кто проживает? - слышит Ленька резкий грубоватый голос.
- Учительница, - отвечает Стеша.
Приоткрыв на полвершка дверь, Ленька выглядывает на кухню.
У входных дверей стоит высокий, статный, похожий на Петра Великого матрос. Черные усики лихо закручены кверху. Грудь перекрещена пулеметными лентами. В руке винтовка, на поясе деревянная кобура, на левом боку - тесак в кожаных ножнах.
За спиной матроса толпятся еще несколько человек: два или три моряка, один штатский с красной повязкой на рукаве и женщина в высоких сапогах. Все они с винтовками.
На кухне появляется Александра Сергеевна. Правой рукой она придерживает заснувшую у нее на плече Лялю, левой застегивает капот и поправляет прическу.
- Здравствуйте, - говорит она. - В чем дело?
Говорит она спокойно, как будто на кухню пришел почтальон или водопроводчик, но Ленька видит, что мать все-таки волнуется, руки ее слегка дрожат.
Высокий матрос прикладывает руку к бескозырке.
- Хозяйка квартиры вы будете?
- Я.
- Учительница?
- Да. Учительница.
- Проживаете одни?
- Да. С тремя детьми и с прислугой.
- Вдовая?
- Да, я вдова.
Великан смотрит на женщину с сочувствием. Во всяком случае, так кажется Леньке.
- А чему же вы, простите за любопытство, учите? Предмет какой?
- Я учительница музыки.
- Ага. Понятно. На пианине или на гитаре?
- Да... на рояле.
- Понятно, - повторяет матрос и, повернувшись к своим спутникам, отдает команду:
- Отставить! Вира...
Потом еще раз подбрасывает руку к фуражке, на ленточке которой тускло поблескивают вытершиеся золотые буквы "Заря Свободы", и говорит, обращаясь к хозяевам:
- Простите за беспокойство. Разбудили... Но ничего не поделаешь революцьонный долг!..
Ленька как зачарованный смотрит на красавца матроса. Никакого страха он уже не испытывает. Наоборот, ему жаль, что сейчас этот богатырь уйдет, скроется, растворится, как сновидение...
В дверях матрос еще раз оборачивается.
- Оружия, конечно, не водится? - говорит он с деликатной усмешкой.
- Нет, - с улыбкой же отвечает Александра Сергеевна. - Если не считать столовых ножей и вилок...
- Благодарим. Вилок не требуется.
И тут Ленька врывается на кухню.
- Мама, - шепчет он, дергая за рукав мать. - Ты забыла. У нас же есть...
Матрос, который не успел уйти, резко поворачивается.
- Тьфу, - говорит он, вытаращив глаза. - А это что за шимпанзе такой?
Товарищи его протискиваются в кухню и тоже с удивлением смотрят на странное черномазое существо, закутанное в зеленое стеганое одеяло.
- Леша!.. Ты что с собой сделал? Что с твоим лицом? И руки! Вы посмотрите на его руки!..
- Мама, у нас же есть, - бормочет Ленька, дергая мать за рукав капота. - Ты забыла. У нас же есть.
- Что у нас есть?
- Огужие...
И, не слыша хохота, который стоит за его спиной, он бежит в коридор.
Обитый латунью сундук чуть не под самый потолок загроможден вещами. Вскарабкавшись на него, Ленька торопливо сбрасывает на пол корзины, баулы, узлы, шляпные картонки... С такой же поспешностью он поднимает тяжелую крышку сундука. Ядовитый запах нафталина сильно ударяет в нос. Зажмурившись и чихая, Ленька лихорадочно роется в вещах, вытаскивает из сундука старинные шашки, подсумки, стремена, шпоры...
Нагруженный этой казачьей амуницией, он возвращается на кухню. Зеленое одеяло волочится за ним, как шлейф дамского платья...
Опять его встречает хохот.
- Что это? - говорит великан матрос, с улыбкой разглядывая принесенные Ленькой вещи. - Откуда у вас взялось это барахло?
- Это вещи моего покойного мужа, - говорит Александра Сергеевна. - В девятьсот четвертом году он воевал с японцами.
- Понятно. Нет, мальчик, этого нам не надо. Это вы лучше в какой-нибудь музей отнесите. А впрочем... постой... Пожалуй, эта сабелька пригодится...
И, повертев в руках кривую казацкую шашку, матрос лихо засовывает ее за пояс, на котором уже и без того навешано оружия на добрых полвзвода.
...Через десять минут Ленька сидит в постели. На табурете возле него стоит таз с теплой водой, и Александра Сергеевна, засучив рукава, моет мальчика ноздреватой греческой губкой. Стеша помогает ей.
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Как только малыш начнет ходить, его можно учить подниматься по ступеням на ногах. Это потребует от него умения сохранять равновесие на одной ноге, что само по себе важно для уверенной ходьбы.

Как оценить

Оборудование: Лестничный марш из шести ступенек с перилами; желательно, чтобы высота ступенек была ниже коленок ребенка. Перила должны быть высотой примерно на уровне его плеч.

Способ: Возьмите малыша за одну руку, а другую его руку положите на перила. Попросите его подняться по ступеням.

Результат положительный , если ребенок поднимается по лестнице из шести ступенек, держась одной рукой за перила, а другой - за вашу руку. На этом этапе он может вставать на каждую ступеньку двумя ногами.

Как учить

Поставьте малыша перед лестницей, а сами встаньте сзади него и положите одну его ручку на перила, придерживая ее сверху (ребенок должен держаться за перила впереди себя). Пусть другой рукой он возьмется за вашу руку. Если он держится за перила правой рукой, помогите ему согнуть левую ногу и поставить ее на ступеньку (для этого вам придется снять с перил свою руку!). Затем снова положите свою руку сверху его правой ручки, а другой рукой потяните его вперед так, чтобы он перенес вес своего тела на левую ножку. Похвалите его старания словами: “Вот молодец! Ты шагнул на ступеньку!”, и повторите это упражнение еще несколько раз.

Когда он научится координировать свои движения, потяните его за руку вперед так, чтобы он встал на ступеньку одной ногой и подождите, пока он не приставит к ней другую ногу. Передвиньте вверх по перилам его ручку, и снова потяните его вперед за другую руку.

Следующий шаг состоит в том, чтобы позволить малышу самому передвигать свою ручку по перилам. При этом необходимо, чтобы он держался за перила впереди себя. Вначале он будет забывать про эту руку и оставлять ее сзади. Напоминайте ему об этом, слегка похлопывая по ручке и подсказывая: “Передвинь ручку вперед”. Время от времени меняйте руку, которой малыш держится за перила.



Следите за тем, чтобы при подъеме на лестницу центр тяжести ребенка и рука, которой он держится за перила, всегда находились чуть впереди его ног.

ОМ.В.99 Сам поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила и ставя на каждую ступеньку обе ноги

Такой способ подъема по лестнице является дальнейшим усложнением предыдущего и предъявляет к малышу повышенные требования - он должен быть более уверен в себе, и его ножки должны быть более сильными.

Как оценить

Оборудование:

Способ: Попросите вашего ребенка подняться по лестнице.

Результат положительный , если малыш сам поднимается по лестнице, держась за перила только одной рукой. При этом он может ставить на каждую ступеньку обе ноги.

Как учить

К этому времени ваш ребенок уже должен уметь подниматься по ступенькам, держась одной рукой за вашу руку и сам передвигая другую ручку по перилам. Поэтому теперь старайтесь как можно меньше поддерживать его за руку. Используйте для этой цели все предыдущие приемы, направленные на развитие у ребенка большей самостоятельности - теперь вы и сами уже многому научились! Пусть теперь не малыш держится за вашу руку, а вы держите его за запястье, и вам с ним придется преодолеть много ступенек, пока он не привыкнет к такой форме поддержки. Постепенно все меньше помогайте ему, пока ребенок не перестанет опираться на вашу руку или тянуть за нее. Когда вы почувствуете, что малышу больше не нужна ваша помощь, отпустите свою руку и просто возьмите его за рукав. Это будет уже чисто символическая поддержка, но она придаст ребенку больше уверенности, так как он знает, что вы рядом и поможете ему, если будет нужно. И, наконец, просто поднимайтесь вместе с малышом по лестнице, вообще не дотрагиваясь до него. Через некоторое время он больше не будет беспокоиться о том, что вас нет рядом с ним, когда он поднимается по лестнице.

ОМ.В.100 Спускается по лестнице, держась одной рукой за перила и другой за вашу руку, наступает на каждую ступеньку обеими ногами

Еще долгое время после того, как ваш малыш научится сам подниматься по лестнице, он будет продолжать спускаться по ней на четвереньках. Как правило, это происходит не от неумения, а просто оттого, что он привык это делать, и от недостаточной уверенности в себе. Цель обучения данному навыку как раз и состоит в том, чтобы развить в нем эту уверенность.

Как оценить

Оборудование: Такой же лестничный марш, как и в ОМ.В.84.

Способ: Возьмите малыша за руку, другую его руку положите на перила и попросите его спуститься вниз.

Результат положительный , если он спускается по лестнице, сам передвигая свою руку по перилам.

Как учить

В начале обучения важно стоять перед ребенком лицом к нему, когда он спускается вниз, до тех пор, пока он совсем не перестанет бояться того, что упадет. Поэтому, стоя ниже него на ступеньках, возьмите его за одну руку, а другую свою руку положите сверху той, которой он держится за перила.

Наклоните его немного вперед и скажите: ”Шагай вниз”. Возможно, чтобы наклонить его, вам понадобиться легонько потянуть его за ручку, которую вы держите.

При спуске напоминайте ребенку о том, чтобы он передвигал свою ручку вниз по перилам и, если надо, помогите ему это сделать. Когда малыш благополучно спустится вниз (преодолев 4-6 ступенек), крепко обнимите его. Постепенно старайтесь как можно меньше поддерживать его за ту ручку, которой он держится за перила. Когда он научится сам передвигать руку по перилам и будет уверенно шагать вниз по ступенькам, встаньте рядом с ним и спускайтесь по лестнице, держа его только за одну руку.

Когда вы добьетесь положительного результата (т.е. когда ребенок спускается по лестнице, держась одной рукой за перила, а другой за вашу руку), начните постепенно ослаблять вашу поддержку так быстро, как возможно. Для этой цели пользуйтесь методом, описанным в ОМ.В.99.

ОМ.В.101 Встает на кубик без посторонней помощи

Овладев этим навыком, ваш ребенок сможет сам подниматься на край тротуара, а дома - на ступеньки, образованные разными уровнями пола, научится справляться с другими подобными ситуациями, когда нет перил, за которые он мог бы держаться.

Как оценить

Оборудование: Кубик площадью 30x30 см и высотой примерно 15 см.

Способ: Поставьте ребенка перед кубиком и попросите встать на него, или покажите ему, что он должен сделать.

Результат положительный , если ребенок встает на кубик без посторонней помощи, не теряя при этом равновесия.

Как учить

Начинайте учить этому ребенка на невысокой поверхности, имеющей большую площадь. Это может быть небольшое естественное возвышение на лужайке. Оно должно быть достаточно высоким для того, чтобы ребенок заметил, что перед ним “ступенька”, но не слишком высоким для того, чтобы он захотел опереться на него ручками.

Затем переходите к низкому тротуару. Встаньте лицом к малышу и помогите ему, взяв его за руку и удерживая ее на уровне его плеч или ниже (не надо поднимать его руку выше головы). Это поможет ребенку не отклоняться назад и не тянуть вас за руку, а перенести центр тяжести немного вперед. Постепенно ослабляйте вашу помощь, пока он не научится сам подниматься на край тротуара.

Теперь попробуйте повторить это упражнение с кубиком. Так как в этом случае ребенок должен ставить ножку на кубик более точно, то вначале он может чувствовать себя неуверенно. Тогда снова помогите малышу, встав лицом к нему и поддерживая его, если нужно, за руку, а затем постепенно ослабляйте эту помощь.