Красота        02.11.2020   

Кризис 5 лет у детей. Как проявляется кризис пяти лет у детей и как вести себя родителям. Характерные особенности поведения малыша в этот период

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Каждый человек в течение жизни проживает массу кризисов. Хоть они порой и нелегки к проживанию, но выполняют очень важную функцию – позволяют развиваться, как бы переступать со ступеньки на ступеньку, постепенно поднимаясь.

Наибольшее их количество приходится как раз на детский возраст. Что, в принципе, неудивительно. Стремительный рост, активное познание окружающего мира, знакомство с собой, близкими и не очень людьми...

Такой большой объём информации, поступающий ежесекундно, порой малыш не в состоянии качественно обработать, усвоить и внести в структуру собственной личности. Он просто ещё не обладает необходимыми навыками для этого процесса. Отчего и происходят сбои, перегрузы. Которые проявляются в виде истерик, непослушания и прочее.

И сегодня мы с вами поговорим о том, какой он, кризис 5 лет у ребёнка, как с ним «жить» и, конечно же, по каким признакам своевременно определить.

Какой он, пятилетка?

Этот период называют ещё дошкольным детством. Ребёнок пытается стать независимым, доказать, что он взрослая и самостоятельная личность. Со своими отдельными интересами и увлечениями. При этом он достаточно сильно эмоционально включён в жизнь близких людей, которые он нём заботятся.

Ясное дело, что взрослые задачи ему решить не под силу, поэтому основной его деятельностью является игра. Именно с её помощью он воссоздаёт жизненные ситуации, требующие какого-то понимания, осознания.

Например, игрушки может наделить вполне реальными образами знакомых людей и «отыграть» какой-то сценарий, который в реальности затронул его чувства. Он подражает взрослым, стараясь перенять социально-приемлемую модель поведения в обществе, знания, каким образом строить отношения и прочее.

Хоть игра и кажется достаточно несерьёзным и бесполезным занятием, на самом деле она развивает мышление, позволяет сбросить накопившееся напряжение, лишние эмоции. Также несёт в себе воспитательную функцию, тренирует память, внимание и даже речь.

В этом возрасте дети ещё достаточно эгоистичны, в родительской заботе и внимании нуждаются меньше, чем ранее. То есть, всё больше времени могут проводить в одиночестве, не требуя постоянно совместной деятельности.

Обычно пятилетки увлекаются рисованием, лепкой, созданием каких-либо подделок. В общем, стремятся создавать, получая похвалу от окружающих за свою продуктивность. Да и с помощью творчества лучше познают себя и выражают эмоции, которые ещё не совсем умеют отслеживать и осознавать.

Также в этом возрасте дети уже способны понимать шутки, различать, где вымысел, а где правда. Предпочитают общение со сверстниками, хотя до этого родители или другие взрослые, которые о них заботятся, были в приоритете.

Основные признаки кризиса

  • Перепады настроения, вспыльчивость. Малыш становится раздражительным, любая мелочь может вызвать целую бурю эмоций. Вроде бы столь милый и добрый ребёнок неожиданно перестаёт таким быть и позволяет себе грубости даже по отношению к незнакомым людям.
  • Эмоциональность. Интенсивность проявляемых чувств порой несоразмерна ситуации, обстоятельствам. По крайней мере, так оценивают, воспринимают взрослые. Для маленького человечка же даже упавший осенний лист с дерева может показаться трагедией.
  • Манерность. Моментами напоминает шута, который кривляется. Таким образом он хочет показать, что вырос и вполне умеет себя вести так, как полагается зрелому человеку.
  • Неуверенность. Теряет устойчивость, так как обычная похвала по мелочи, да ещё и не заслуженная, может перестать устраивать. Также переживает, что другие дети лучше, чем он, им больше удаётся, они красивее, умнее и так далее.
  • Самостоятельность. Отказывается держаться за руку, проявляет желание попробовать какие-то запретные напитки или еду. Например, заявляет, что тоже хочет пить кофе по утрам. В общем, стремится делать дела, которые только подчеркнут его независимость.
  • Фобии. Неожиданно начинает бояться того, что раньше не вызывало страха. Например, у некоторых возникают даже навязчивые состояния на тему смерти, либо переживания по поводу будущего, вероятности неудачи и прочее.
  • Замкнутость. Весёлый и общительный, резко замыкается в себе, отказываясь, порой разговаривать не только с посторонними, но и с близкими людьми.
  • Ложь. На самом деле то, что говорит ребёнок, не является результатом его осознанной лжи. В этот период он просто настолько активно начинает фантазировать, что порой сам путается, где реальность, а где вымысел. Ему может настолько чего-то сильно хотеться, что будет выдавать желаемое за действительное.

Что это за зверь такой, этот кризис?

Психология рассматривает кризис как состояние, когда старое перестало работать, а новое ещё не было придумано. И вот человек находится на стыке, между тем, что устарело и тем, что пока не изобретено.

Отчего испытывает массу неприятных эмоций в связи с нестабильностью, неизвестностью. Например, тревогу, страх, злость, разочарование. Поэтому вспышки гнева и перемены в настроении или поведении становятся для нас понятными.

Только вот если кризис наступил у маленького человечка – это, что вполне ясно, пугает его до ужаса. Он не владеет какой-либо информацией о психологии личности и возрастной периодизации, не имеет жизненного опыта и каких-либо знаний о свойствах собственного характера.

А тут ещё и родители ругаются, что он изменился и не так хорош, как им кажется. А лучшая защита что? Верно, нападение. Поэтому и появляется неуверенность, страх, агрессивность и закрытость. Он начинает думать, что плохой, не достойный любви, перестаёт доверять другим и всячески отстаивает своё право быть собой.


Эмоции в момент истерики зашкаливают, отчего ему необходима помощь в успокоении, а не качественное наказание, которое ещё больше «расшатает» нервы.

Вспомните себя, когда вы чем-то расстроены или опечалены, вам поможет, если кто-то другой пригрозит, к примеру, лишением любви и внимания? Вряд ли, скорее всего, это ещё больше вас расстроит.

Поэтому с истериками важно не бороться, не лечить, а учить осознавать свои чувства и успокаиваться. Как это лучше всего сделать, вы узнаете далее.

Если всё идёт по плану, а точнее, при поддержке взрослых, то этот сложный период займёт примерно 6 месяцев, кому-то потребуется чуть больше времени, кому-то чуть меньше. Но если маленькая личность не справится и не сможет решить жизненные задачи этого возраста, то в дальнейшем будет регрессировать. То есть, иногда возвращаться в свои пять лет, несмотря на то, сколько ей реально лет.

Главное – это не поддаться соблазну наказать малыша за непослушание и столь резкие перемены в характере и настроении. Своей устойчивостью и спокойствием вы создадите те границы, которые пятилетка ещё не в состоянии формировать самостоятельно. Поэтому, как только расплакался и потерял над собой контроль – обнимите его.

Когда он вам грубит – он не просто хочет сделать вам больно, а не знает, как стоит правильно выражать мысли, несогласие, отстаивать права и прочее.

Старайтесь сохранять устойчивость и свою родительскую позицию. Порой стыд лишает внутреннего равновесия. Когда кажется, что окружающие люди смотрят только на вас, хочется, чуть ли не любой ценой прекратить крик, чтобы выглядеть в чужих глазах хорошей мамой или хорошим папой.

Если вас тревожат такие переживания, постарайтесь поработать с ними. Ваше чадо не должно страдать из-за ваших сложностей и ограничений.

Последовательность

Вы должны быть последовательны в своих запретах. Только важно, чтобы они были логичными и понятными. Если только сегодня вы разрешили ему 2 часа играть в телефон, а на следующий день передумали и запрещаете его брать в руки – вполне ожидаемо, что вас попробуют переубедить.

Несмотря на то, что дети ещё не совсем опытны и осознанны, в манипуляциях они отлично разбираются. Обнаружив слабое место родителя, они будут на него давить, проверяя, когда же он, наконец, сдастся.

Это называется «прощупать границы». А точно ли что-то не разрешат, или если хорошенько постараться, закатив истерику, то получиться добиться желаемого?

Если же ваше чадо знает, что в семье существуют правила, нарушение которых влечёт серьёзные последствия, например угрозу жизни и здоровью. А также запреты, о которых даже нет смысла пытаться заводить разговор – то ему будет проще ориентироваться и понимать, как вести себя не только с вами, но и в этом мире.

В общем, не будете бросать слова на ветер, а также менять своё мнение – вам удастся избежать ссор и скандалов, плача. В них просто не будет смысла, если чадо понимает, что ничего не добьётся с их помощью, то зачем всё усложнять?


Забота и присутствие

Истерика, как уже упоминалось – это крик о помощи. Это означает, что переживания настолько переполняют и являются непонятными, что маленький человечек попросту теряет контроль над своим телом. Да, некоторых хлопнув по попе, можно привести в чувство. В смысле, успокоить. Но это только на первый взгляд. Так как физическое наказание осознанности не придаст, а лишь будет являться маркером, что нужно замолкнуть, иначе будет хуже.

Соответственно, переживания внутри удерживаются, а потом совершенно неожиданно прорываются на волю. Конечно же, на более безопасный объект, от которого не получишь наказания. Допустим, пострадать от несправедливой агрессии может домашнее животное или мальчишка во дворе, с которым на пустом месте завяжется драка.

Золотая середина

Не приветствуется в такой момент. Потому что кризис пяти лет является важным этапом становления личности, то есть, он учится отстаивать свои права, мнение и желания. И если не дать ему этой возможности, то в дальнейшем это грозит тем, что он попросту будет терпеть несправедливое отношение, вплоть до насилия.

Но попустительство тоже не приемлемо. Иначе он ощутить власть над вами. Что грозит утратой родительской позиции, вы на него повлиять не сможете, он будет словно «разбалансирован», так как лишится ощущения безопасности. Фигуры, на которые крайне важно опираться, оказались неспособными и более слабыми, чем он в пять лет.

Так что пытайтесь найти золотую середину, проявив, когда необходимо твёрдость, либо наоборот, гибкость.

Свобода

Пятилетка протестует – потому что требует к себе уважения и признания. То есть, права выбирать и иметь своё мнение. Предоставьте ему возможность быть самостоятельным, чтобы он понял, что с ним считаются.

Конечно, опыта у него маловато и риск наделать ошибок очень велик. Но есть один приём. Предлагайте ему выбрать из нескольких вариантов, которые вас в любом случае устроят. Например: «Ты на завтрак будешь рисовую кашу, или гречневую?», «На улицу пойдёшь в синей, или оранжевой футболке?».

Таким образом, малышу нет необходимости «ломать голову» над тем, что делать. А вам переживать, что зимой ему захочется погулять в босоножках.


«Контейнирование»

Вам необходимо стать неким контейнером для чувств чада. То есть, когда он не понимает, что с ним происходит, важно ему это объяснять. Допустим, «да, я вижу, что ты расстроился, потому что я не разрешила съесть любимый, но пропавший сыр. Ты теперь злишься из-за этого, что вполне нормально».

Если же вы просто будете молча ждать, когда он сам успокоится – это для него будет выглядеть как отвержение. Что причинит ещё больше боли, нанеся психологическую травму. Так что ни кричать, ни игнорировать не рекомендуется. Повторюсь, но обнимите его крепко и рассказывайте спокойным голосом о том, как любите его и понимаете его чувства.

Когда удастся его утешить, предложите попить воды, покажите, что вы не отвергаете, а продолжаете быть рядом, причём готовы заботиться о нём в такой момент.

В людном месте постарайтесь увести или унести его в сторонку. Чтобы и вы ощущали себя в безопасности, скрывшись хоть ненадолго от чужих взглядов и нравоучений о том, какие невоспитанные дети пошли и безответственные родители.

  • Раз уж он так отчаянно хочет повзрослеть, привлекайте его к своим повседневным обязанностям. Только не приказывая и заставляя, а обращаясь с просьбой, объясняя, что вам важна его помощь в уборке дома, готовке… Придумайте задачи, которые будут ему посильны, даже если с первого раза не выйдет с ними справиться, при поддержке он научиться и поверит в свои силы.
  • Уделите в этот период ему больше времени. Гуляйте, общайтесь, делайте что-то вместе. «Вовлечённость» в жизнь малыша даст ему ресурсы качественно пройти этот нелегкий для всех этап развития. А ещё укрепит связь между вами, сблизит.
  • Разговаривайте и объясняйте причины своих запретов.
  • Извиняйтесь. Если не справились с эмоциями и накричали на своё чадо – извинитесь потом, как остынете. Так он научится признавать собственные ошибки, на вашем примере. Да и не будет копить злость за порой несправедливое наказание.
  • Я-высказывания. Вы живой человек и тоже иногда не отдаёте отчёт своим словам и действиям. Учитесь не обвинять, давать оценку, а говорить от своего имени. Ощущаете разницу между фразами: «Ты меня злишь» и «Я разозлился»? В первом случае возникнет желание защититься, оправдаться, в то время как второй вариант является обратной реакцией на какие-либо действия. Тогда малыш не будет думать, что он плохой и расстраивает родителей, а поймёт, что именно такое поведение вызывает именно такую реакцию. Это повышает осознанность. И предотвращает в будущем массу межличностных проблем.


И ещё немного

  • Отдыхайте и идите за собственным интересом. Кризис утомляет и лишает сил не только того, кто его проживает. Чтобы у вас были ресурсы, будьте внимательны и к собственному самочувствию. Если понимаете, что уже всё, не справляетесь, берите тайм-аут, попросив бабушек и прочих людей, которым доверяете, присмотреть за ним денёк-второй.
  • Согласованность. Договоритесь с остальными членами семьи о методах воспитания. Обязательно должна быть согласованность ваших действий, единый подход. Если кто-то будет пытаться «тянуть одеяло на себя», желая выглядеть положительным героем, то это только усугубит ситуацию, создав немало сложностей.
  • Внимательность. Как только заметите первые признаки того, что скоро начнётся истерика, постарайтесь успеть переключить внимание своего чада. Возможно, залюбовавшись птичкой или собачкой, он и забудет о своих намерениях устроить скандал.
  • Договор. Он должен знать, что вы ему не враг. В общем, учитесь договариваться. Вместо того чтобы пытаться заставить его идти домой со двора, скажите, что вам очень жаль, но больше нет времени на качели. Вам пора обедать, работать, а потом вы обязательно вернётесь, чтобы он мог доиграть с друзьями. Так вы наладите контакт, и слёзы с криками всё реже будут мучить вас. Смысла в них просто не будет.
  • Осознанность. Учитесь отслеживать свои переживания, тогда и ваше чадо сможет это делать. Когда внутри творится хаос, очень сложно жить. Именно это и провоцирует вспышки агрессии, постоянно присутствующая в фоне тревога не даст возможности расслабиться даже во сне. А это всё грозит возникновением психосоматических заболеваний.

Завершение

И напоследок хочу напомнить, что каждый человек индивидуален. Поэтому кризис по-разному проявляется. Порой он совсем незаметен и не ощутим, либо же приобретает серьёзные масштабы.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

1

Вашему ребенку 5 и из послушного малыша он превратился в неуправляемого капризного демона?

Или наоборот замкнулся в себе и боится простых вещей?

Тогда можно с уверенностью заявить, что это – кризис 5 лет у детей.

Как же справиться с этим периодом в жизни ребенка без последствий для него, и, сохраняя нервные клетки родителей?

Советы психолога дадут ответ на этот вопрос.

К 5-ти годам дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно общаться.

Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей и начинают подражать им.

Частенько для этого подглядывая и подслушивая за их жизнью.

Появляется желание самим быть взрослыми и самостоятельными. “Я сделаю сам” – это их любимая фраза в этом возрасте.

Но, естественно, пятилетний малыш не может быть таким же, как взрослый человек.

Поэтому и наступает кризис – желания не совпадают с действительностью.

Ребенок полон разочарования, из-за чего злиться, ведет себя неуравновешенно и агрессивно.

Также малыши в этот период стремятся побольше общаться со сверстниками, но не всегда это получается.

Мыслительные способности также уже развиты на хорошем уровне.

Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера.

Развитие головного мозга идет полным ходом, поэтому и эмоций становится больше.

На этом этапе малышу предстоит научиться контролировать и выражать свои чувства. Следует проявить терпение, пока чадо не освоит это искусство до конца.

Приходит понятие различия между полами. Ребенок пытается осознать себя, как лицо определенного пола. Из-за этого он становится замкнутым.

Дети начинают выражать свое собственное мнение об окружающем мире.

Нередко это мнение сопровождается изрядной дозой фантазии. Они даже могут придумывать целые истории и жизненные сюжеты.

Кроха начинает отождествлять себя в качестве личности.

Но не все мысли и эмоции пока еще могут быть объяснены. Отсюда вытекают капризы и истерики.

Другими словами это период быстрого развития малыша.

Появляется много новых увлечений, хобби. И бывает, что кроха не может справиться с нагрузкой.

Все эти особенности характера становятся причинами кризиса в пятилетнем возрасте.

Проявления кризиса 5 лет у детей

  1. Ребенок становится капризным без особых на то причин.
  2. По любому поводу устраивает истерики. Например, если не может найти любимую игрушку.
  3. Резкие изменения поведения, проявление агрессии.
  4. Не у всех детей, но все же встречается замкнутость во время этого кризиса. Вдруг малыш перестает рассказывать о всех своих событиях, хотя раньше всегда это делал.
  5. Подражает взрослым, копирует их поведение, кривляется.
  6. Если раньше малыш ничего не боялся, то теперь могут возникнуть различные страхи, например, боязнь темноты или страх заговорить с незнакомым взрослым человеком.
  7. Желание быть самостоятельным, хочет все делать сам без помощи взрослых, даже гулять без родителей.
  8. Придумывает рассказы и фантазирует, выдает это за правду.
  9. Чрезмерная двигательная активность быстро сменяется усталостью. Повышенная эмоциональность и возбудимость.
  10. Непослушный характер и отказ подчиняться родителям.
  11. Частые злость и раздражение, грубости в общении с родителями и сверстниками.
  12. Совершает поступки назло взрослым и наоборот, даже в том случае если это принесет вред ему самому.
  13. Все время всем недоволен.
  14. Проявляет упрямство до последнего и не отступает, настолько важным для него является, чтобы к его мнению прислушивались.
  15. Строит из себя диктатора – говорит всем, что делать. По его мнению именно так ведут себя “большие”.

Сколько длится?

Кризис 5 лет по времени может длиться различное время индивидуально у каждого ребенка.

Минимально от нескольких недель до месяцев и даже года.

Стоит также отметить, что начаться он может не строго в пятилетнем возрасте, а раньше или позже.

Зависит это также от индивидуальный особенностей конкретного малыша.

Некоторые родители даже не замечают наступление критического состояния, настолько легко он проходит.

А некоторые хватаются за голову и не знают что делать.

Главное – не паниковать, а следовать советам психологов. Тогда все получится, и вы забудете о сложном периоде.

Обратите внимание: Необходимо понять и принять тот факт, что кризис 5-ти лет у детей – это неизбежно. Но то, на что вы можете повлиять так это сгладить острые углы этого времени и сделать его безболезненнее, используя опыт психологов и родителей, уже прошедших этот путь.

Плюсы кризиса

Возраст 5-ти лет у детей отличается не только негативными моментами кризиса, но и положительными.

Именно сейчас у малышей проявляются их таланты и способности.

Поэтому сейчас самое время, чтобы присмотреться к своему чаду и помочь ему найти себя и свое любимое занятие.

Чтобы раскрыть возможности крохи необходимо записать ее на различные развивающие кружки и занятия.

Поинтересуйтесь у сына или дочки, что является наиболее интересным и привлекательным.

И отведите туда ребенка. Помимо его интересов можете еще сами предложить что-то.

Кто знает, может быть малыш не догадывается, что рисовать оказывается так увлекательно.

Говорят, не бывает бездарных детей, бывают одаренные дети, которым не помогли раскрыться взрослые.

Конечно, нельзя утверждать, что абсолютно каждый ребенок занимаясь танцами или музыкой станет второй Волочковой или Пугачевой.

Но свое призвание все-таки найти можно именно сейчас. И в будущем малышу уже не придется ломать голову, кем он будет когда вырастет.

К тому же и кризис переживается намного легче, когда ребенок занят любимым делом. Также это помогает научиться ставить цели и достигать их.

Как пережить этот период легче и без лишней суеты читайте ниже:



Следует понимать, что для малыша наступило непростое время.

Поэтому не нужно его ругать и наказывать за капризное поведение.

Это самая большая ошибка родителей. Наоборот обращаться с крохой необходимо очень мягко, но и одновременно настойчиво.

А для этого следуйте следующим советам:

  1. Создайте атмосферу спокойствия и комфорта
  2. Постарайтесь узнать причину плохого поведения. Возможно, ребенку нужно всего лишь больше ласки и любви.
  3. Если проблема кроется глубже, выясните и обсудите ее, предложите малышу найти решение вместе.
  4. Не переходите на крик и ругань во время истеричного поведения ребенка. Необходимо подождать пока кроха придет в себя и затем в спокойном тоне поговорить с ней.
  5. Не демонстрируйте раздражение, гнев.
  6. Сохраните теплые отношения с чадом, и его доверие. Если будет налажен хороший контакт, вам обоим будет намного проще пережить кризисное время.

Стоит отметить: Станьте лучшим другом и примером для подражания. Тогда сложное время пролетит незаметно и покажется не таким уж кошмаром для вас и малыша.

Чего делать нельзя

  1. Не обращать на ребенка внимания, пускать все на самотек, занимаясь своими делами.
  2. Повышать голос без причины, ругаться, истерить, использовать унизительные слова и сравнения, физические методы воспитания.
  3. Поучать, вести себя навязчиво, читать нотации, указывать на детский возраст и на превосходство взрослых.
  4. Использовать в общении слова: “ ты ничего не умеешь”, “ не мешай, отойди” и тому подобные вещи.
  5. Закрывать глаза на явную агрессию и неадекватное поведение.
  6. Тянуть и откладывать в долгий ящик помощь ребенку, когда он в ней нуждается. Отложите все дела и займитесь его проблемами.
  7. Если не получается разговаривать с малышом в спокойном тоне, то следует обратиться к психологу.

Возьмите на заметку: Примерьте на себя роль опоры и центра вселенной. Относитесь мягко, не пренебрегайте совместными играми, от души веселитесь с малышом. Поймите его мир. Дайте понять крохе, что самое важное для вас – это ее благополучие, а не карьера и другие “взрослые” дела.

Вопросы и комментарии психолога

“Здравствуйте! Я мама двоих детей. Старшему сыну 5 лет и 2 месяца, а дочке 10 месяцев.

Сын очень ревниво относится к сестре, при этом проявляет сильную агрессию в ее сторону.

В 3 года у него появились нервные тики, когда он нервничает.

При приступах агрессии к сестренке тики становятся еще сильнее. Что делать, как помочь ребенку?”

Этот термин нельзя воспринимать как негатив, беду или патологию. Психологи термином «кризис» называют переход ребенка к новому этапу взросления, развития, восприятия мира. Касается это и кризиса пяти лет. Детально узнаем о важном периоде жизни деток и о том, как должны себя правильно вести в такое время их родители.

Особенности возраста

В это время девочки и мальчики пытаются, как никогда, подражать взрослым. Они уже могут управлять эмоциональностью своего поведения, то есть сдерживать радость от приятных событий и проявлять возмущение от неприятностей. У детей появляется интерес к определенным видам деятельности и увлечения, они стремятся больше общаться со сверстниками, быстрее формируется их характер. Мозг развивается активно, дети начинают фантазировать и придумывают себе воображаемых товарищей, сочиняют истории, которых на самом деле с ними не происходило. Пятилетние дети отлично копируют манеру поведения родителей, могут даже перекривлять их. Любопытство и интерес к окружающему миру заставляет их подслушивать, подглядывать.

Признаки кризиса

Замыкание в себе - один из них. Мальчик и девочка, которые донедавна были откровенными с родителями, не хотят делиться своими переживаниями, неудачами, успехами. У деток появляются страхи, например, страх смерти близких и боязнь темноты. Ребята становятся неуверенными в себе, стесняются чужих людей. Они боятся не понравиться взрослым. Ребенок, который всегда отличался покладистостью, может вдруг стать агрессивным, злым и неуправляемым. А порой пятилекти превращаются в нытиков, требуют что-то у родителей, закатывая истерики.

Признаком кризиса является то, что у детей вмиг может поменяться хорошее настроение на истерику, недовольство и уныние. Дети начинают сильно уставать, потому что эмоциональное перенапряжение отнимает много сил.

Как вести себя родителям

Конечно же, ни папе, ни маме не понравятся негативные изменения, которые происходят с их до недавних пор послушным и добрым малышом, поведение которого можно было всегда предугадать. В период кризиса от ребенка можно ждать, что угодно. Многие родители думают, что дитя просто ними манипулирует…

Читайте также

Итак, первое, о чем должны помнить взрослые в период пятилетнего кризиса их чада, это необходимость обеспечения спокойной обстановки в доме. Так малышу будет легче пережить сложный возрастной этап. Надо попытаться вывести ребенка на разговор и понять, что его тревожит. Может быть, не с первой попытки, но все же удастся узнать страхи и тайны чада. Надо подумать, чем и как успокоить дитя. Например, многие девочки уже в пять лет переживают по поводу своей внешней непривлекательности. Любая мама должна уметь успокоить дочь в этой ситуации. Конечно, в 5 лет девочке не стоит объяснять, что красота - далеко не главное в жизни (хотя некоторые вполне адекватно воспринимаю этот аргумент). Подчеркните возле зеркала все достоинства внешности ребенка и скажите, что для папы с мамой никого на свете красивее и милее нет. Педиатр Евгений Комаровский советует всегда интересоваться печалями и успехами ребенка, привлекать его к помощи по дому, подчеркивая его значимость. Отлично действует на детей рассказ о страхах самого папы, например, в детстве, о его удачах. Надо дать пятилетнему ребенку определенную свободу действий, показать, что ему доверяют, что он может быть самостоятельным. Да и общаться с ним, по мнению Евгения Олеговича, нужно как со взрослым, не ругая за промахи и ошибки.

Некоторые родители, столкнувшись с симптомами кризиса у дочери или сына, сразу же вводят массу ограничений, кричат и наказывают. Да, в определенных случаях очень трудно брать себя в руки и не давать воли нервам. Но перекрикивать кричащего ребенка - означает подавлять его, демонстрировать не свою силу, а слабость. Спокойная реакция на истерику, выжидание, выход из комнаты - более мудрое поведение, ведь, потеряв зрителя, дети быстро заканчивают свой спектакль. Вот после этого можно и разобраться в причинах. Тем более нельзя физически наказывать ребенка, прекращая таким образом его истерику. Это только озлобит дитя.

Чтобы подчеркнуть взрослость сына или дочери, его значимость в семье, необходимо уже в пятилетнем возрасте возложить на него определенные обязанности. Например, девочке можно поручить поливать цветы через день, мальчикам - чистить обувь всем членам семьи.

Если мама и папа сами не могут справиться с чадом в период кризиса, то стоит проконсультироваться у психолога.

На протяжении всего периода взросления малыша сопровождает такое понятие, как кризис, и у детей 5 лет он также бывает, посему советы психолога по его безболезненному преодолению будут весьма кстати. Давайте узнаем, как его распознать и чем помочь своему ребенку.

Признаки кризиса 5 лет у детей

Не следует думать, что отметив День рождения, можно ожидать взрыва эмоций. Нет никакого четкого графика, по которому развиваются события. Возрастные кризисы могут начаться у детей и в 5, и в 6 лет – все зависит от развития. Длятся они также непредсказуемо – у кого-то месяц, у кого-то растягиваются на год. Задача родителей – смягчить их проявление у своего ребенка.

Как правило, и у мальчиков, и у девочек кризис 5 лет проходит по похожему сценарию, хотя именно в этом возрасте дети уже четко понимают разницу между полами. Присмотритесь пристальней к своему ребенку и, возможно, вам удастся увидеть следующее:

  1. Психология у ребенка во время кризиса 5 лет претерпевает кардинальные изменения. Вот почему добрый и ласковый малыш вдруг становится злым, грубым, порой и жестоким к своим близким. На людях это не так проявляется, а вот в семье отношения могут ухудшиться.
  2. Ребенок вдруг становится очень скрытным. Если вчера он еще с упоением рассказывал, как прошел его день в детском саду, то сегодня он наотрез отказывается от рассказа и не идет на контакт.
  3. Внезапно малыш хочет сам гулять, сам выбирать свои вещи, сам идти по улице, а не за руку с мамой. Это сигналы начавшегося кризиса.
  4. может случиться без видимого повода в любом месте. Ребенок может кричать, топать ногами в людном месте, требуя сам не зная что.
  5. На новый уровень выходят если они имелись, или же возникают ниоткуда. Ребенок может начать бояться общения с чужими людьми, не хочет идти на детскую площадку или не расстается с мамой ни на минуту.
Как помочь малышу?

Помощь родителей при любом кризисе – доброта и понимание. Взрослые должны знать, что все это временно и следует набраться терпения. Ребенку следует объяснять его поведение, ведь в этом возрасте он уже может оценивать свои поступки. В критических ситуациях весьма полезной будет помощь детского психолога. Вот что следует предпринимать в самых распространенных ситуациях в этом возрасте.

Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача.

Ответственная миссия родителей заключается в том, чтобы помочь малышу в преодолении психологических трудностей и проблем, успешно и безболезненно перейти на новый этап жизни. Какая помощь необходима ребенку? Какова роль родителей? В этой статье мы попробуем дать несколько полезных рекомендаций, которые облегчат задачу маму и папы на данном этапе.

Почему наступает кризис?

При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание.

В зависимости от характера возникших проблем, ребенок может проявлять грусть, замкнутость или агрессию. Каковы причины возникновения кризиса?

Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным.

Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.

Каковы причины ухудшения психологического состояния малыша:

  • нехватка заботы и внимания;
  • недостаток общения;
  • однообразие в повседневной жизни;
  • проблемы с адаптацией к новой среде;
  • психологическое давление родителей.

Влияние окружающих на состояние малыша имеет немалое значение. Ребенок во время кризиса должен легко делиться с окружающими своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Ребята тяжело переносят продолжительное пребывание в одной и той же обстановке, необходим периодический активный отдых с новыми увлекательными развлечениями. В противном случае, у детей возникает психологический дискомфорт и течение кризиса намного усложняется.

Сколько может длиться кризис?

На психологическое состояние малыша могут оказать негативное воздействие последствия затяжного кризиса трех лет. Родители должны вовремя помочь ребенку преодолеть сложный барьер, иначе со взрослением ребенка проблема не уйдет, а станет глубже. Кризису может способствовать активное быстрое развитие малыша.

На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:

  • отношения в семье, общение со сверстниками;
  • образ жизни ребенка;
  • заболевания или какие-либо патологии;
  • индивидуальные черты характера и особенности психики.

Изменения в психическом развитии влияют на состояние ребенка, он становится раздражительным и беспокойным. На длительность кризиса воздействуют стиль семейного воспитания, темперамент и личные качества ребенка. Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года.

Как проявляется кризис?

Как проявляется кризис?

Первым сигналом к тому, что ребенок вступил в новую фазу развития являются перемены в поведении. Малыш стал эмоционально реагировать на замечания, слова и поступки взрослых, агрессивен, плаксив, раздражителен — значит, родителям пора подумать над тем, как помочь своему чаду в преодолении кризисных трудностей.

С наступлением кризиса малыш может замкнуться в себе и своих переживаниях. Он не спешит делиться своими мыслями и фантазиями со взрослыми. Между тем, именно в момент кризиса наиболее часто зарождаются различные страхи и фобии: страх темноты, одиночества, смерти родных и т. д.

Дети становятся крайне раздражительными, нервными, они стесняются, боятся самых повседневных обыденных вещей, появляется неуверенность в себе. Они переживают из-за того, что их поступки могут не понравиться взрослым.

В поведении малыша происходят кардинальные изменения. Послушный ребенок вдруг становится нервным, капризным, неуправляемым. Малыши начинают плакать без повода, ныть, что-то постоянно требовать у родителей, устраивать истерики. В то же время, негативные эмоции могут вдруг заменяться радостью, весельем, хорошим настроением.

Для внимательных родителей эта симптоматика бывает очевидной:

  • малыш стремится к одиночеству;
  • испытывает безразличие ко всему происходящему;
  • становится плаксивым и агрессивным;
  • происходит быстрая смена эмоций;
  • наблюдаются резкие изменения в поведении;
  • любая просьба вызывает протест, каприз, упрямство.

Важно помнить, что если вы рано распознали сигналы наступающего кризиса, тогда легче будет с ним справиться. Часто бывает так, что психологические показатели поведения ребенка настолько очевидны, что распознать кризисный период не составляет особого труда. Например, спокойный уравновешенный ребенок может стать гиперактивным или поведение может измениться в кардинально противоположном направлении, и малыш вдруг может стать пассивным.

Кризис находит отражение и в физиологическом плане:

  • у ребенка нарушается полноценный сон;
  • он теряет здоровый аппетит;
  • снижается иммунитет;
  • происходит упадок сил, наблюдается слабость.

Родители могут заметить некоторые неприемлемые для ребенка формы поведения: использование бранных слов, насмешки, непослушание, бойкот со стороны малыша, желание все время задавать вопросы и т. д. Кризис 4-5 лет характерен тем, что ребенок становится более эгоистичным и менее управляемым.

Что делать родителям?

Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:

  • У ребенка возникли адаптационные проблемы, например, когда он стал посещать детский сад. Во-первых, нужно отметить, что родители сами должны быть позитивно настроены на посещение ребенком детского сада. Также важно, чтобы малыш был подготовлен к садику: нужно организовать прогулки по территории детсада, много рассказывать о занятиях и досуге в саду. Перед посещением садика научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, помогите правильно держать в руках ножницы, вырезать, делать простейшие аппликации, работать с пластилином и т. д. О том, какие первоначальные навыки нужны малышу для пребывания в детсаду можно заранее узнать у воспитателей;
  • Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
  • У ребенка возникло непонимание в общении со сверстниками. Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение;
  • Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Чтобы победить неуверенность в себе у ребенка, можно обратиться к детскому психологу. Родители могут также попытаться решить эту проблему самостоятельно с помощью некоторых приемов. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.

Когда ребенок переживает кризисный возраст, родителям сложно уравновешенно осуществлять воспитательный процесс, чтобы вдруг не сорваться, не сделать ошибок, и, тем самым, не усугубить проблему. Любящие родители стараются в этот период быть внимательнее, заботливее и терпеливее. Проявите максимум выдержки, в этом вам помогут полезные советы психолога:

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.

Мнения специалистов

Давайте выясним, что нельзя делать в кризисный период. Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.

Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.

В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы, таким образом, оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. Согласитесь, что в таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.

Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.

Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.

Общение с ребенком исключает использование негативных высказываний, крика или брани. У любящих грамотных родителей всегда найдутся для малыша правильные адекватные слова и формулировки, которые помогут разрешить ситуацию мирным путем.

Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап.