Красота        04.01.2022   

О море и о силе любви. Сценарий театрализованного представления "день нептуна" в летнем лагере Сведения из славянской мифологии

Над океаном - три домика. Вытянулись по краю обрыва в ряд - зеленый, красный и серенький. Домики маленькие, затейливой, словно детской постройки; вокруг каждого ограда из колючих тугих кустов кратегуса, в оградах игрушечные сарайчики и курятники. В зеленом домике живет старая француженка со своим любимым шпицем Принцем; в красном - русское семейство, маленькая худенькая мама с дочкой, Соней. Третий домик, серенький - каменный, наглухо закрыт, на окнах жалюзи, собачья будка затянута паутиной, дорожки заросли серой высокой травой, - домик пуст, не удалось его на лето никому сдать…

Внизу шипит, плещет старый океан. Рыбачьи лодки, накренив паруса, везут в залив за скалы богатую добычу: сардины, скумбрию, плоскую камбалу, уродливых крабов в деревянных клетушках. За крайней серой дачкой длинный, высокий береговой отрез далеко ушел в зеленую воду, размытый прибоем, отошел от материка и стал необитаемым островом. Тут же, за дачкой, покачивается над обрывом на шесте пустая сеть. По вечерам хозяин ресторанчика, что на перекрестке дорог, зовет слугу и из-под ноздреватых скал тянет с ним на блоке грузную сеть: авось среди водорослей и пестрого морского хлама краб попадется на счастье.

Жилица из красного домика, худенькая Сонина мама, пошла с корзиночкой по верхней дороге за скалы к устью реки. Надо было поспеть вовремя, чтобы с рыбачьих лодок всю рыбу не расхватали. А Соню, свою единственную дочку, тихую маленькую девочку, отвела к соседке, старой француженке.

Будьте, мадам, добры, пусть моя Соня у вас в садике посидит…

О, пожалуйста! Мой Принц очень любит с вашей дочкой играть.

Мама ушла, француженка ручки на животе сложила и в складном кресле уснула, Принц под крыльцо забрался позавчерашнюю кость отрывать. Скучно стало Соне… Океан шипит, француженка храпит, шпиц ворчит, ветерок посвистывает в темных кипарисовых метелках. Жарко и пустынно, зеленая вода с тускло-голубым небом на горизонте обнимаются, глаза слепят.

Девочка вышла за ограду. На три шага ведь отойти от дома можно… И на пять можно. И на пятнадцать - уж не такое преступление.

И представить себе трудно, как внизу хорошо! Серая тропинка сквозь бурьян сбегает зигзагами к океану. Отлив… Из воды вылезли далеко-далеко вперед морщинистые коричневые камни. Вокруг камней густыми макаронами лежат водоросли, там и сям сквозят лужицы голубоватой воды. На берегу, в узком скалистом ущелье, бродят дети и взрослые, роют лапами песок собаки, девочки моют в воде резинового негра… Камни блестят, песок блестит, водоросли блестят - Соня не выдержала, подошла к краю обрыва и, шаг за шагом, цепляясь за крепкий бурьян, стала по тропинке спускаться вниз - к детям, к голубым лужицам, к веселому, доброму океану.

В комнате, чтоб не скучно было, чтоб себя позабавить, нужны разные вещи: игрушки, книги, цветные карандаши. А у океана ни книг, ни игрушек не надо. Куда ни взглянешь, - все забава… К обнаженным камням какие-то рубчатые ракушки присосались, - хоть кряхти, хоть ногти себе обломай, ни за что не оторвешь. В лужицах у подножья скалы крошечные крабы в испуге в пестрые камушки зарываются: очень страшно, - стоит над ним розовая девочка, ногой по воде шлепает, а океан куда-то ушел, и спастись негде!

Соня осторожно переползла с камня на камень, очень боялась, чтобы из густых водорослей ее за ногу омар не ущипнул… Вернулась на берег, собрала драгоценную коллекцию камушков: обточенный волной кирпичный обломок, черный-пречерный глазок с белым зрачком, лиловую сосульку, розовую рогульку, - полный кармашек набрала.

Чужую собаку водой из консервной жестянки окатила, собака обрадовалась, встряхнулась, соленые брызги с носа слизнула.

Обернулась Соня - люди шумят, бродят, едят, друг с друга фотографии снимают. Девочка резинового негра на веревочке под камнем плавать учит. Какой-то толстый француз на одинокую скалу полез, до верхушки добрался и уселся, как помпон на колпаке… Насмотрелась Соня, перебралась вдоль берега через гряду валунов и попала в соседнее ущелье, выбитое в высоком берегу с незапамятных времен волнами. Здесь было тише, и почти никого не было. Только за скалой какой-то старичок наливал в бутылку соленую воду и выливал ее. Пять, шесть, восемь раз, - Соне и считать надоело.

«Старый, а как пятилетний мальчик…» - подумала Соня и под острым, наискось врезавшимся в берег огромным камнем пробралась в третье ущелье.

Вот… Здесь и устроюсь.

Ни души. Вверху небо светлым треугольником над ущельем застыло. Океан шлепает за камнями, шлейф по водорослям волочит…

В глубине ущелья темная щель. Пещера! Соня осторожно подошла ближе и вошла. Крепкий слежавшийся песок от входа бугром подымался в глубь пещеры, по бокам вдоль скал темнели серые полосы… Ай! Что за гадость?! На песок со стен запрыгали отвратительные длинные мокрицы.

Соня стремглав вылетела из пещеры. Села под скалой в тени и засмотрелась вдаль: на коптивший небо медленный трехтрубный пароход, на вспухающие валы, косо бегущие к берегу. Сидела долго, убаюканная теплым ветром, ленивым солнцем и ворчаньем воды, сидела долго и неподвижно, словно бабочка на теплом вишневом стволе.

И вдруг всмотрелась. Где же дальние коричневые камни? Почему водоросли набухли и просочились водой? И жестянка, которая валялась перед ней на песке в десяти шагах, - плавает… Почему? О! Как сердито шлепнула волна об угол скалы… Пена до самых пяток докатилась.

Соня быстро вскочила. Прилив? Конечно, прилив! Ротозейка… И старичок, и все собаки, должно быть, давно ушли. Она побежала к наклонному камню, под которым был проход в соседнее ущелье. Прохода не было, и под камнем шипела и пенилась вода…

Побежала вперед к океану - пусть промочит платьице, не беда, - лишь бы во второе ущелье пробраться, а оттуда в первое к тропинке, что ведет наверх… Но новая волна хлопнула в камень прямо перед ней; едва успела Соня отскочить и отбежать в угол ущелья. Прилив!

Вы подумайте только: маленькая кроткая девочка и огромный, одуревший океан… Ни вправо, ни влево дороги нет, вода закрыла все проходы и лазейки, пена и раскатистая волна с каждым ударом все ближе подбираются к маленьким дрожащим ногам… А вверху, над головой, на высоте трехэтажного дома, проезжают вдоль края обрыва автомобили, проходят беспечные пешеходы, и никому и в голову не придет взглянуть вниз на прижавшуюся к мокрой скале девочку…

Влезть на отвесный берег? Но разве девочка мокрица, или обезьяна, или акробат? Бросилась Соня в один угол, в другой, словно мышь в мышеловке, заметалась во все стороны и, наконец, вспомнила о последнем средстве, оно всем детям знакомо, - стала кричать пронзительным голоском:

Спасите! Спасите! Меня захватил прилив…

Но грубый океан басистым ревом покрыл Сонин голосок, ветер унес и разметал детские испуганные слова… И опять стала Соня кричать все громче, все отчаяннее. Волна, правда, ее пока что еще не трогала: подкатывалась к ногам и с шипящим вздохом, растекаясь журчащими ручейками и унося за собой пестрые камушки, возвращалась назад в родное темно-зеленое лоно.

Где остановится прилив? На какой линии, у какой черточки? Камыш в глубине ущелья был сух, значит, волна туда не докатывается? Или он высох в часы отлива на горячем солнце под теплым сквозным ветром? Ах, если бы мама, возвращаясь с рыбой домой, по дороге вдоль края обрыва, взглянула вниз на свою дочку!.. Бросила бы рыбу наземь, побежала в ресторанчик за веревкой и мигом бы спасла дочку.

Мама! Я больше не буду одна спускаться к воде… Что же это за несчастье! Ма-ма!

Кричала, кричала, даже закашлялась… Хоть бы орел какой-нибудь пролетающий ее за фартушек подхватил, она б ему у верхней дороги тумака под самое крыло дала и благополучно бы прыгнула на землю…

И вот, представьте себе изумление Сони: орел не орел, а из-за угла скалы, прямо из лопочущей воды вышел на ее зов… Нептун, настоящий морской бог Нептун, как его во всех книжках рисуют. Седая, разметавшаяся борода, косматые брови, в руке трезубец, сам весь в водорослях, словно змеи по ногам его опутали, на плечах прозрачная мантия цвета рыбьего пузыря… Вышел Нептун из волны, приветливо улыбнулся оторопелой Соне, взял ее на руки, точно легкую камышинку, и опять пошел, взбивая мутную пену, в воду. Ахнула Соня, закатила глазки, головка набок свисла…

Очнулась девочка, ничего понять не может. Лежит она в чужой избе на высокой мягкой постели. Перед ней старушка вся в черном, вся в складочках, в бретонской наколке, сидит и изо рта водой на Соню брызжет. Словно прачка на белье перед тем, как гладить. У стены высокий буфет с волнистыми полочками, на полочках расписные тарелки, пестрые человечки и графинчики! А у окна, - девочка изумленно повернула голову, - Нептун! Сидит на скамье, трубку курит и круглую сетку на свет рассматривает.

Очнулась?.. - ласково сказала старушка. - Вот и чудесно, дружок мой.

Нептун подошел, смотрит и улыбается.

Набралась Соня храбрости и спрашивает:

Вы Нептун, правда? Почему же вы в избе живете?

А старик рассмеялся, трубку на стол положил и говорит:

Ишь ты, что ей с испугу померещилось! Почему же я Нептун?.. Разве Нептун трубку курит?

Да ведь вы же из океана ко мне вышли, с трезубцем, весь в водорослях и в океан меня унесли…

Гм… А ты взгляни-ка в окно.

Смотрит Соня: стоит у крыльца рыжий, широкогрудый конь, ноги расставил, ветер гривой играет, а за конем в двуколке бугром водоросли навалены и в них трезубец - вилы торчат.

Вот видишь? Я у берега водорослями нагрузил тележку, мы их для удобрения на огород вывозим. Еду по верхней дороге, слышу: внизу писк, не то мышь, не то девочка… Посмотрел вниз, вижу: ты на мокрые камни карабкаешься, прилива испугалась. Спустился я вниз, как был с вилами, по воде вдоль камней прошел, тебя подобрал и той же дорогой обратно вернулся… Вот я какой Нептун! А ты лучше скажи, ты где живешь-то?

В красном домике, - тихо ответила Соня и покосилась на клеенчатый прозрачный балахон, что висел на гвозде. Вот она, Нептунова мантия…

Выворотил старик Нептун водоросли наземь, посадил Соню рядом с собой в двуколку и покатили: очень было весело ехать: океан, небо, ветер, лошадь фыркает, но в сердце то и дело булавочки покалывали… Придется ведь и маме, и соседке-француженке всю правду рассказать…


Где-то далеко-далеко, за непроглядной толщей загадочной, но волнующей своей неизвестностью, воды. Средь остовов затонувших кораблей, до отказа набитых драгоценностями. Средь восхитительных, причудливо — изогнутых коралловых рифов. Средь диковинных рыб и зверей, невиданных и недоступных людскому взору. В царстве Нептуна, в сказочной стране пленительных Русалок, сладкоголосых Сирен, могучих Тритонов — высился дворец повелителя морских глубин. В золочёных чертогах Нептуна были собраны все невообразимые сокровища, не имеющие ценностей для обитателей моря. Пожалуй, единственной вещью, достойной внимания и безусловного поклонения всего подводного царства — была морская раковина с самой обычной жемчужиной. Редкостный перламутр — был самого обычного оттенка, и, может быть, лишь необычное сияние и тепло, исходящее от него — делало морских жителей добрее, теплее и ласковее. Нептун повелевал не только морем, но и, наверное, сердцем каждого, кто хоть раз внимал божественному пению волн.

О морских обитателях, как и несметных сокровищах, потерянных и сокрытых давностью веков и людскими легендами и притчами — написано и будет написано очень много. Всё недоступное — загадочно до тех пор, пока не прикоснулся и не постиг. Познанное или полученное — теряет свою ценность слишком быстро, так как неизвестная будущность — всегда волнительна, именно, непознанностью. Но всегда, во все времена и эпохи, лишь человеческая душа — чистая и искренняя — была и будет самой магической сущностью, из всего, что когда-либо бытовало на маленьком шарике. Поэтому, эта сказка не о Нептуне или Русалках, а о мирской любви, которая способна на безумства, не требуя ничего взамен.

Он был красивым, статным, белокурым юношей. Его дивные, небесного цвета глаза всегда, вопреки причудам природы, излучали чарующий блеск. Его искренней улыбке радовалось всё живое. А его нежное прикосновение руки, наверное, могло воскресить или даровать надежду на самое несбыточное. Многие девушки мечтали хотя бы на ничтожный миг оказаться рядом с этим юношей, чтобы заглянуть в васильковые глаза иль прикоснуться взором к волшебной улыбке.

Он был путешественником. Он открывал новые, неведанные страны. Он покорял просторы неизведанных галактик и цивилизаций, поднимаясь к сияющим звёздам. Он восходил на вершины заснеженных гор. Он спускался в подземное царство к молчаливому Харону на реке забвения Стикс. Он поднимался к богам на венценосный Олимп. Он ни раз опускался в подводные, морские дали безбрежного океана. И каждый раз, где бы он не бывал и, чтобы он не изведал, он, вновь и вновь, возвращался к той единственной, которой он был так безгранично предан.

Он засыпал любимую заморскими цветами и охапками простых, полевых цветов. Он бросал к её ногам драгоценные камни и редкостные украшения. Он разыскивал в каждом, из существующих, загадочных, миров что-то особенное для своей, единственной, милой, хрупкой девушки, чтобы она улыбнулась. Чтобы стала хоть на краткий миг немножко счастливее. Но, раз за разом, принимая очередной, напоённый его любовью, дар — она, почти беззвучно, шептала: » Я так люблю море….»

Возвращаясь из очередного путешествия, сидя на корме белоснежного корабля, юноша услышал от матросов легенду о дивной жемчужине, затерянной и спрятанной где-то в царстве Нептуна. Не раздумывая ни секунды, юноша прыгнул за борт, чтобы найти дивный перламутр для своей любимой. Всемогущий Нептун потребовал взамен — ничтожную малость — обольстительно — нежную улыбку белокурого юноши.

Юноша, стоя на коленях, подарил любимой жемчужину. Хрупкая девушка впервые встала с кровати, к которой была прикована с рождения. Чтобы пойти во след единственному на, затерянный мирами, остров Любви и Счастья. Чтобы встретить малиновый рассвет на ласковом, лазурном побережье. Чтобы обязательно заставить желанного улыбнуться…

Интересный и увлекательный сценарий для школьников от 8 до 13 лет. Сценарий для летнего отдыха.

1 вариант

Действующие лица: Нептун, Водяной, Морская Волна, Летучая Мышь, Золотая Рыбка, пираты, русалки, черти.

Звучит песенка Водяного («Я — Водяной, я — Водяной») из мультфильма «Летучий корабль».

Водяной: Здравствуйте, уважаемые надводные и подводные обитатели, представители чистой и нечистой силы! Сегодня у нас в Подводном царстве — Водяном государстве праздник. А знаете ли вы, в честь кого?

Это он грозится в море,

Водит волны на просторе.

Топит корабли в пучине,

Клады копит без причины.

Кто же это? Правильно — Царь Нептун.

И как в сказке говорится,

Царь Нептун решил жениться.

Сегодня свадьба Нептуна и Золотой Рыбки. А вот и он! Встречайте!

Звучит торжественная музыка. Появляется Нептун в сопровождении свиты чертей и русалок, усаживается на трон.

Нептун:

Я — владыка морей, океанов,

Рек больших и речушек малых,

Всех болот, омутов и затонов,

Всех озер и прудов-водоемов.

Здравствуйте, ребята! Уважили вы меня. Спасибо, что прибыли на мой праздник. А где же невеста моя — Рыбка Золотая?

Звучит «Песня разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты». Под крики и свист появляются пираты.

Нептун: У-гу-гу-гу-гу-у-у-у-у!!! Кто посмел нарушить покой подвластного мне царства? Кто встревожил мою мокрую душу?

1-й пират: Ты что, Нептун, совсем стар стал? Пиратов не узнаешь?

2-й пират: Ты нас на праздник не пригласил?! Не пригласил! Так вот, спешу тебя обрадовать — свадьбы не будет!

Нептун: Это почему «не будет»?!

3-й пират : Да потому что невесту мы твою украли и спрятали на одном из островов! Ха-ха-ха!

Пираты убегают.

Нептун : У-гу-гу! Вот это горе, так горе... Что же делать? А ну- ка, слуги мои верные, успокойте своего владыку, развеселите душу мою влажную! А ты, Водяной, подумай пока, как нам Рыбку Золотую спасти!

Танец русалок.

Водяной : Знаю, знаю, что делать! Нам ребята помогут. Они отправятся на двух кораблях в плавание и спасут твою невесту Золотую Рыбку.

Нептун: Но для того, чтобы корабли успешно совершили плавание, нужно их укомплектовать опытными командами мореплавателей, что мы сейчас и сделаем.

Звучит песня Ю. Антонова «Море». Русалки предлагают ребятам жеребьевку: каждый вытягивает из конверта кораблик, на обратной стороне которого написано его название. Таким образом формируются две команды.

Водяной : Итак, жеребьевка окончена! Эти ребята отправятся в путешествие на корабле «Крейсер», а эти — на корабле «Эсминец».

Нептун: Свистать всех наверх!

Команды собираются возле двух нарисованных кораблей.

Нептун: Теперь надо выбрать капитана, боцмана, механика, лоцмана. Остальные — матросы.

Звучит песня О. Газманова «Морячка». Ребята распределяют роли.

Нептун: Вот и готовы экипажи. Теперь осталось только заполнить баки горючим, и можно отправляться в путь.

Водяной : Посмотрим, как механики наших экипажей справятся с этой задачей.

Конкурс механиков

Каждый механик должен наполнить свой бак (стакан) горючим, перенося в него воду из цистерны (тарелки) при помощи ложки. Расстояние между тарелкой и стаканом 5-6 метров, вода подкрашена. Звучит веселая музыка, механики выполняют задание — кто быстрее.

Нептун: Вот молодцы, механики! Теперь все готово к плаванию. Пора отправляться в путь! Приготовиться к отдаче швартовых!

Капитаны: Приготовиться к отдаче швартовых!

Команды : Есть приготовиться!

Нептун: Право на борт десять румбов!

Капитаны: Право на борт десять румбов!

Команды: Есть десять румбов!

Нептун: Поднять паруса!

Капитаны: Поднять паруса!

Команды: Есть поднять паруса!

Нептун: Полный вперед!

Капитаны: Полный вперед!

Команды: Есть полный вперед!

Нептун:

Водят смело капитаны

Корабли по океанам,

Интересно плавать им

По просторам голубым.

Днем и ночью, днем и ночью

Курс прокладывают точно

И бросают якоря

В океанах и морях.

Водяной: Внимание, наши корабли приближаются к фиордам. Ребята, а вы знаете, что это такое? Фиорды, или шхеры, — это узкие заливы и бухты, а кругом — скалы, изрытые трещинами, высокие и неприступные.

Нептун : Может быть, именно здесь коварные пираты спрятали Золотую Рыбку! Внимание, команды! Приготовиться ко входу в Фиорд музыкальных минут. Сейчас многое зависит от лоцмана, от его умения провести корабли по сложному фарватеру.

Конкурс лоцманов

Всем членам команды, кроме лоцмана, завязывают глаза. Ребята становятся в колонну по одному, положив руки друг другу на плечи. Во главе колонны — лоцман. Он должен провести свою команду между расставленными кеглями, не сбив их и, таким образом, не «посадив корабль на мель».

Водяной: Вот, ребята, мы и в фиорде!

Звучит фонограмма шума прибоя, появляется Морская Волна.

Морская Волна:

Добрый день, дорогие друзья!

Приветствует вас Морская Волна.

В моем Фиорде музыкальных минут

Ребята играют и песни поют.

Нептун: Подскажи нам, Морская Волна, нет ли здесь у тебя Золотой Рыбки?

Морская Волна: Не скажу, пока не споете мне песню.

Все вместе исполняют лк)бую песню о море.

Морская Волна : Спасибо! Но, к сожалению, здесь нет Золотой Рыбки. Поищите в другом месте.

Раздается звон корабельного колокола.

Нептун: Команды, внимание! Поднять якорь!

Капитаны : Поднять якорь!

Команды : Есть поднять якорь!

Нептун: Поднять паруса!

Капитаны : Поднять паруса!

Команды: Есть поднять паруса!

Нептун: Полный вперед!

Капитаны : Полный вперед!

Команды : Есть полный вперед!

Звучит фонограмма шума моря, крика чаек.

Нептун: Хорошо в море! Недаром еще древние греки говорили, что море смывает все невзгоды с души человека.

Водяной: Слева по борту вижу пещеру!

Нептун: Наши корабли приближаются к Гроту полезных затей.

Водяной: Отдать швартовы!

Капитаны: Отдать швартовы!

Команды: Есть отдать швартовы!

Водяной : Командам сойти на берег!

Капитаны: Командам сойти на берег!

Команды: Есть сойти на берег!

Звучит лирическая музыка, появляется Летучая Мышь.

Летучая Мышь: Здравствуйте, ребята! Каким ветром вас занесло в мой волшебный грот?

Водяной: Мы ищем невесту Нептуна — Золотую Рыбку. Не подскажешь ли ты нам, где она?

Летучая Мышь : Ишь чего захотели! Коль и знаю — просто так не скажу! Вот исполните мои желания, тогда и посмотрим...

Нептун: Конечно, исполним!

Летучая Мышь: Для начала я хочу проверить, хороши ли ваши боцманы. Боцман должен быть ловким, смелым и умелым. От него зависит работа всего экипажа. Предлагаю боцманам следующее задание.

Конкурс боцманов

Боцманы с завязанными глазами должны обуть табурет в кеды, кто быстрее.

Звучит веселая музыка, боцманы выполняют задание.

Летучая Мышь : Молодцы, боцманы! Ух, какие же бравые ребята!

Если ты сумеешь делом

Ум и смелость доказать —

Капитаном можешь стать.

Капитан должен быть самым умным на корабле. А ну-ка, капитаны, попробуйте ответить на мои вопросы.

Конкурс капитанов

Сколько на земном шаре океанов? Назовите их. {Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский)

Какие вы знаете «цветные» моря? (Белое, Черное, Красное, Желтое, Мраморное)

Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал, его глубина 1620 метров)

Летучая Мышь : Молодцы! Порадовали меня! Вот последнее мое задание — для матросов.

Конкурс матросов

По команде Летучей Мыши «Человек за бортом!» первый матрос берет спасательный круг (обруч), надевает его на себя, проходит через него, передает следующему матросу. Выигрывает команда, которая сделает это быстрее.

Летучая Мышь: Теперь я вижу, вы — настоящая несокрушимая и неустрашимая команда. Поэтому открою вам тайну: морские разбойники спрятали Золотую Рыбку на коралловом острове, заперли ее в башне за пятью замками. Но замки я вам помогу отпереть — вот ключи волшебные к каждому замку. Пусть сопутствует вам удача, вас ждет еще много испытаний.

Водяной : Спасибо тебе, Летучая Мышь! А нам пора в путь! Командам занять свои места! Полный вперед!

Команды : Есть полный вперед!

Звучит фонограмма шума моря, крика чаек.

Водяной: Плывем... Тишина... Только волны шелестят вдоль бортов да мачта поскрипывает. Но вот ветер начал свежеть, по волнам пошли барашки.

Звук удара.

Водяной: Что случилось?

Нептун: Корабли налетели на рифы. В днищах возникла течь, в трюмы хлынула вода. Плохо! Теперь всё будет зависеть от того, насколько правильно команды организуют работу насосов.

Конкурс «Насосы»

Игроки каждой команды разбиваются на пары. Пары становятся спиной друг к другу и сцепляют руки под локти. Не разъединяя рук, необходимо присесть и встать, и так до тех пор, пока не останется одна, самая стойкая пара."

Звучит песня «Яблочко», команды выполняют задание.

Нептун: Молодцы! Течь задраили, воду откачали, плавание продолжается.

Водяной: А вот и коралловый остров!

Нептун: Внимание, приготовиться к швартовке!

Команды: Есть приготовиться!

Нептун: Командам сойти на землю!

Команды: Есть сойти на землю!

Звучит «Песня разбойников», с криками и свистом появляются пираты.

1-й пират: Ого! Все-таки добрались до острова!

2-й пират: Но так просто Рыбку мы вам не отдадим!

3-й пират: Мы вызываем вас на почти честный поединок!

Нептун: Хорошо, мы согласны. Правда, ребята?

1-й пират: Сейчас мы посмотрим, кто из нас сильнее!

Звучит веселая музыка. Между пиратами и ребятами проходят соревнования по перетягиваю каната. Пираты проигрывают.

1-й пират: Ну и ладно! Зато мы самые ловкие!

Нептун: А это мы сейчас проверим!

Эстафета

Пираты и две команды кораблей выстраиваются в колонны. Первым участникам вручаются теннисные шарики и ложки. Ребята, держа в руках ложку с шариком, бегут к флажку, обегают его, возвращаются и передают ложку и шарик следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрей справилась с заданием. Пираты проигрывают.

1-й пират: Ух и молодцы, ребята! Мы сдаемся на милость Нептуну.

2-й пират: Не такие уж мы и вредные. Просто очень нам хотелось на праздник попасть!

3-й пират: Забирай, Нептун, невесту свою. Она сидит вот в этой башне. Только ключи мы потеряли!

Пираты (хором): Простите нас!

Нептун: Простим их, ребята? И приглашаем вас к нам на праздник. А ключи у нас есть!

Водяной: Смотрите, а ключи-то заколдованные! Чтобы расколдовать каждый ключ, необходимо отгадать загадку.

Загадки

В старину украшали его резьбой.

Названье его знает любой.

Куда бы ветер корабль ни нес,

Впереди все равно всегда будет... (нос).

Бьет в борт могучая волна,

Задняя часть корабля видна,

У каждого судна есть она,

А называют ее... (корма).

Без него не бывает судна,

Кораблем без него называться трудно.

Слово созвучно слову «порт»,

У всех кораблей есть... (борт).

На море буря или штиль,

Волну под судном режет... (киль).

Вертикальный столб посреди корабля,

С верхушки его видна земля,

Ему не страшна легкая качка,

А называют его... (мачта).

Звучит лирическая музыка, появляется Золотая Рыбка.

Золотая Рыбка : Здравствуйте, ребята! Спасибо вам большое, что вызволили меня из плена.

Нептун: Молодцы, ребята! А теперь давайте веселиться — свадьба у меня сегодня все-таки!

Золотая Рыбка: Давайте все вместе исполним танец «Буги- вуги».

Все танцуют.

Нептун : За помощь вашу я, ребята, вас отблагодарю.

Звучат фанфары. Нептун разворачивает свиток, зачитывает приказ.

Нептун:

Я — владыка морей и океанов,

Рек больших и речушек малых,

Всех болот, омутов и затонов,

Всех озер и прудов-водоемов...

Приказываю... (Пауза). С сегодняшнего дня сезон купания считать открытым!

Ну что ж, нам пора отправляться в пучину морскую, в наше Подводное царство — Водяное государство.

Золотая Рыбка: А вам счастья и здоровья желаем. Удачи, друзья! До свидания!

Водяной : До встречи в будущем году!

Звучит торжественная музыка. Нептун со свитой уходят, праздник заканчивается купанием.

2 вариант

Роли могут исполнить старшие подростки или родители. Ребята —участники праздника делятся на две команды.

Ведущий:

Солнце смеется, ветер играет,

Весело волны шумят.

В гости к Нептуну дружно шагают

Все — за отрядом отряд.

Давайте, ребята, позовем Нептуна! Царь морей, Нептун, приди к нам!

Выбегают пираты. Поют на мотив «Песни разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»:

Пираты:

Говорят, мы бяки-буки,

Как выносит нас земля!

Дайте, что ли, карты в руки —

Погадать на Нептуна!

О-ля-ля! О-ля-ля! Эх-ма!

Нынче дальняя дорога

Выпадает Нептуну.

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!

У-лю-лю! У-лю-лю! Эх-ма!

Пираты с удивлением смотрят на ребят.

1-й пират: Что это вы здесь собрались?

2-й пират: Вы тоже Нептуна поджидаете?

3-й пират : Ну-ну, ждите, ждите, и мы подождем.

Пираты прячутся. Появляется Нептун с русалками.

Нептун: Здравствуйте, ребята!

Мне принес глашатай весть —

Нынче праздник в мою честь.

Я Нептун, царь морей, прибыл к вам на праздник.

Неожиданно с гиканьем и выстрелами выскакивают из засады пираты, хватают Нептуна, связывают.

1-й пират: Каррамба, сто чертей и одна ведьма! Не видать вам праздника, как своих ушей лопоухих!

2-й пират: Не отдадим вам Нептуна.

3-й пират: Страшно?! Пока Нептун у нас, никакого праздника не будет.

Ведущий: Ну, пираты, миленькие, отдайте нам Нептуна. Посмотрите, сколько ребят собралось на праздник. Ребята, давайте вежливо попросим пиратов, может, они поймут, что ведут себя плохо.

Каждый ребенок называет пиратов ласковым словом.

2-й пират: Ишь, какие вежливенькие! Ну ладно, отдадим вам вашего зелененького, но сначала — выкуп.

Ведущий : Какой выкуп? Это ведь дети. Они денег не зарабатывают!

3-й пират (почесывая голову): Да-а-а! Ну что ж, тогда пусть они нас развлекают!

1-й пират : Я хочу песню.

Ребята исполняют песню про дружбу.

2-й пират: А я хочу танец.

Русалочки исполняют танец.

3-й пират: А я хочу играть.

Проводится игра.

1-й пират : Как здорово у вас, как весело! Давайте не будем портить праздник ребятам. Отпустим морского царя.

Пираты отпускают Нептуна.

Нептун:

Ну, спасибо вам, ребята,

Освободили, молодцы.

И девчонки, и ребята —

Все ну просто удальцы.

Что ж, отлично вы живете,

Песни весело поете,

Но пиратов нужно наказать,

Чтобы неповадно было

Царей похищать.

Искупать пиратов!

Ребята бросают пиратов в воду. Пираты, выходя из воды, просят прощения.

Нептун: До свидания, друзья! Можете войти в мои владения и продолжать праздник!

Спортивные соревнования в воде проводятся между двумя командами. От каждой команды выбирается по два участника, один из которых садится на плечи другого. Задание — столкнуть в воду соперника. Второе соревнование — кто быстрее надует плавательное средство (круг, жилет).

Подведение итогов, награждение победителей.

Анастасия Прановна Янч
Небесные сказки для гномика

В волшебном лесу жил маленький, но очень любознательный Гномик. Больше всего на свете он любил смотреть в небо. Небо тоже любило Гномика и каждый раз, когда Солнце пряталось за лес, а над деревьями появлялись звёзды и Луна, небо рассказывало ему свои сказки. С каждой новой сказкой небо для малыша становилось всё больше и красивее.

Сказка первая. Луна.

Давным-давно во Вселенной появилась красавица планета Земля. Всего у неё хватало, и воды, и воздуха. Наряды же были такими раскошными, что каждый мог позавидовать. Да только рядом-то никого не было. Сёстры-планеты жили очень далеко, а близких подруг у Земли не было. Это огорчало красавицу - не с кем было вместе грустить и вместе радоваться, не кому было показывать свои пышные наряды. От одиночества Земля начила злиться, раскаляться до красна и выбрасывать вверх клубы дыма и столбы огня. Часто от этого загорались её наряды - деревья, цветы и травы и бедняжка ещё больше горевала. Не известно, чем бы всё кончилось, если бы мать-природа не сжалилась над красавицей. В один из дней рождения Земли, когда были перемерены все новые наряды и можно было уже идти спать сверху послышался голос:

Эти наряды тебе очень к лицу. Ты стала ещё красивее.

Здравствуй! Кто ты?

Я твоя спутница, и надеюсь стать подругой. А зовут меня Луна.

Ты мой новый подарок к дню рождения?

Наверное, это так и есть. Только видеть ты меня будешь не днём, а ночью.

Вот и прекрасно. Теперь и ночью моя красота будет видна далеко -далеко, ведь твой свет такой яркий, что затмил многие звёзды в ночном небе.

Это не мой свет. Это свет Солнца. Я только отражаю его. Не всегда ты будешь видеть меня такой большой и яркой, а иногда даже вообще не увидишь.

Ты что же покинешь меня?

Нет, нет. Я всегда буду твоей спутницей, даже когда ты меня не будешь видеть.

Грустно, что ты, такая красивая, почти как я, будешь прятаться. А может это будет не часто?

Но тут на небе появился розовый рассвет и Луна ушла за горизонт, так и не успев ответить. А на следующую ночь она появилась на небе снова, но уже не очень круглая.

Теперь я могу ответить. -Сказала она - Каждые 29 ночей я буду меняться:от совершенно круглой и яркой до абсолютно невидимой.

Да, я теперь понимаю.- Ответила взгрустнувшая Земля.

Прошло 29 дней и ночей. За это время Луна была и круглой, как яблоко, и похожей на половинку сыра, и сияла тоненьким серпом, но всегда Земля чувствовала её присутствие рядом с собой, даже, когда спутницы и вовсе не было видно. Земля стала веселее и ещё краше. Луна стала её лучшей и самой близкой подругой.

Сказка вторая. Меркурий

У дядюшки Яркого Солнца был племяник-Меркурий. Он был маленький и кругленький. Дядюшке очень хотелось, чтобы эта крошка не потерялась в нашем большом мире, поэтому Яркое Солнце никуда от себя егоне отпускал. Дядюшка дарил своему любимцу всё своё тепло.

Меркурию нравилась такая жизнь под постоянной охраной мудрого и заботливого Яркого Солнца. Он даже разленился и лёжа катился вокруг дядюшки. Одно только не очень нравилось малышу, хотя дядюшка и согревал его как только мог, всё-же это всегда происходило только с одного боку, другой же в это время сильно, ну просто ужасно сильно, охлаждался. И волей не волей ленивец должен был поворачиться, чтобы обогреться всему.

Яркое Солнце стал замечать, что Его дорогой племяник очень не поворотлив и решил заставить Меркурия двигаться быстрее, подталкивая и подталкивая его. Иногда Яркое Солце недовольно бурчал:

- Если ты будешь таким ленивым, то превратишься в совсем некрасивого.

- А зачем мне красота? Кроме тебя её никто не видит. Ты так ярко горишь, что все наши соседи, когда смотрят в мою сторону, видят только тебя.

- Ты ошибаешься, малыш. Каждый кто любит смотреть в небо ранним утром, когда я ещё не появился над горизонтом, видит тебя на розовом фоне зари.

- О, так это только утром, да и то, наверное, не всегда.

- Вечером тобой тоже можно любоваться, в лучах заката. Правда иногда видна только одна твоя половинка или даже краешек.

- Дядюшка, дорогой, ведь если я буду кривой или однобокий, то это сразу же станет заметно всем?-

Конечно.

- Я так не хочу. Я буду много двигаться, даже буду бегать вокруг тебя.

- Чтобы бегать надо сначала встать, а ты всегда на боку.

- Тогда я буду катиться, но очень быстро и останусь кругленьким и красивым.

С тех пор Меркурий движется вокруг Солнца очень быстро, быстрее, чем вокруг своей оси. За три своих года, он только два раза поворачивается вокруг своей оси.

Сказка третья. Венера

В огромном и необыкновенно богатом царстве Солнечная Система у светлого царя Солнца есть дочь, принцесса Венера. Как все принцессы, она очень красива и изящна. Отец всегда радуется, глядя на неё - такие совершенные формы, такие ловкие движения... Хотя...,тут надо остановиться подробнее.

Движения Венеры действительно очень ловкие, даже слишком. Дело в том, что все остальные братья и сёстры её вращаются вокруг соей оси с запада на восток, и Солнце над ними утром всходило на востоке, а по вечерам пряталось за горизонт на западе. Венера же неисправимая упрямица. Ни что не может её отказаться от своей прихоти встречать по утрам Солнце на западе, а вечером провожать его на востоке. Отец так любил свою прицессу- дочь, что прощал ей даже эту шалость.

Но Венера не только проказница, нет, нет. Она стыдлива. Трудно поверить!? Но это так. Она никогда не сбрасывает с себя плотное, плотное покрывало. И когда ей говорят, что так можно задохнуться или ещё как-нибудь заболеть, Венера только краснеет от смущения, а может и от жары. Правда на её коже-коре иногда лопаются прыщи-вулканы и оставляют уродливые шрамы, но зато не долетают до нежной кожи опасные небесные камни, большие и особенно маленькие. Плотное покрывало-атмосфера надёжно укрывает Венеру и от любопытных глаз, чтобы не сглазили. Вездесущим папарацци она говорит:

Хочешь меня сфотографировать, тогда прогрейся как следует в бане моей атмосферы, и если останешься живым, сможешь сделать несколько снимков.

Желающих увидеть красавицу-недотрогу находилось много. Но большинства из них уже нету, сгорели, так и не увидев лица Венеры. А те кому удалось коснуться поверхности её лица, фотографии делали, но сами уже навсегда оставались в плену этой проказницы. И всё-таки желающих становится с каждым годом всё больше и больше, потому что таинственность всегда очень привлекает. А Венера по-прежнему загадочна и прекрасна. Когда она появляется на утреннем или вечернем горизонте Земли, вид её яркого блеска иногда даже заставляет предметы отбрасывать тени.

Ай, да, принцесса Венера!

Сказка четвёртая. Марс

Красный, но не помидор, круглый, но не яблоко, планета но не Земля- Что это?

Такие загадки весёлый Марс любил задавать своим друзьям. Разумеется, те всегда сразу же отгадывали и весело кричали:

Ведь это ты - Марс!

Конечно! Это не трудно понять, а вот вы отгадайте, почему я - Красный?

Хороший вопрос. Ответ на него мог дать только тот, кто очень хорошо знал нашего героя. Так в чём же секрет? Где разгадка? Может сам Марс скажет нам что к чему?

Да очень даже просто - всё дело в кремнезёме, которого во мне так много, что я волей не волей покраснел.

А скажи Марс почему ты не умоешься? Водой разве нельзя смыть этот твой кремнезём?- спросила однажды соседка Земля.

Смыть водой, наверное, можно. Только где её взять?

У тебя нет воды?- Земля не могла в это поверить - она прекрасно видит ледяные шапки на полюсах друга.

Такой водой, какая меня покрывает, не умоешься, он твёрдая.

Какая жалость. Она, твёрдая вода, тебя не царапает?

Ну немного царапает,но это не главное. Вот, если бы у меня была жидкая вода, как, например у Тебя, Земля, я был бы ни только чище, но и богаче.

Как это?

На мне тоже могли бы расти деревья и в лесах жить звери, а в моём небе пели бы чудные птицы. А всего-то надо, что меня согрели...- и Марс загрустил.

Ты не унывай. У тебя нет лесов и птиц, зато рядом с тобой всегда два верных спутника. Дружба самое большое богатство. Но ты видимо этого не понимаешь. Зачем своих спутников ты зовёшь "Ужас" и "Страх"?

Ну, во-первых не Ужас и Страх, а Фобос и Деймос, а во-вторых они не обижаются.

Я бы обиделась.

Так ведь они ни какие-то слезливые девчонки. Они тверды, как скала, настоящие каменные глыбы.

Земля разозлилась за "слезливую девчонку", но не подала виду. Она добрая и дружелюбная и уже обдумывает, как помочь Марсу разогреться и стать красивее и добрее.

А ты, Гномик, не подскажешь как добавить тепла нашему красному соседу?

Сказка пятая. Юпитер


Хочешь услышать рассказ о самом большом на свете волчке? Да?

Ну так слушай.

Не могу точно сказать, кто и когда заставил этого гиганта крутиться, но точно знаю, остановить его вряд ли удастся в скором космическом времени. Я говорю о Юпитере. В чёрном пространстве вселенной он висит и не падает,большущий и тяжеленный. Все планеты Солнечной системы вместе взятые будут легче Юпитера. Но он не падает... Куда? Да хотя бы на Солнце.

А где же сказка?

Слушай же. Катится по солнечной дорожке колобок. Необычный такой - колобок. Если к нему как следует присмотреться, то он какой-то недопеченный, что-ли? А дотрагиваться до него и вовсе не стоит, можно...утонуть. Одним словом, не твёрдый он. Мало того, так вещество его ещё и с огромной скоростью движется, и, что ещё более странно, в разные стороны. Вот и получается, что он полосатый - полоса тёмная, полоса светлая и опять полоса тёмная, полоса светлая, а посредине пятно. Это пятно особенное, оно красное, и вещество в нём, как смерч, крутится против часовой стрелки. По величине же пятно больше Земли.

Катится колобок себе и катится, и никого не боится. Да и кого ему бояться, когда он такой большой и сильный, кого угодно схватит и не отпустит. Вот катятся рядом с Юпитером четыре маленьких колобка, его вечные спутники. Может это его пленники, как знать? Такому великану всё под силу.

Не попадайтесь на пути каменные глыбы ни малые, ни большие, Юпитер вас захватит себе в вечное рабство. Будете вокруг него весь век кружить, как десятки и десятки его малюсеньких, по-сравнению с ним, спутников неправильной формы.

Однако и великанам иногда достаётся "на пироги". Из-за своей жадности Юпитер хватает иной раз слишком большую и быструю комету. От такого деликатеса у него живот болит и искры из глаз сыплются. Сам виноват, надо быть по-скромнее!!!

Сказка шестая. Сатурн

Поспорили кольца Сатурна, спутники Сатурна и облака Сатурна - кто из них важнее для планеты, да так рассорились, что Сатурн их с трудом опять помирил.

Первыми весь сыр-бор начали Кольца.

Мы самые заметные, мы самые яркие, мы лучшее украшение нашей великой планеты. - Воскликнули они.- Только благодаря нам все узнают Сатурна из далёкого далека. Посмотрите, какие у нас правильные формы. Посмотрите......

И долго ещё намеревались кольца рассказывать о своих прелестях, но не выдержали спутники.

Прекратите.- Возмутились они.- Да вы ведь просто разбросанная груда мелких камней и ледышек. Вот мы действительно много значим. Мы огромные, по сравнению... с некоторыми, и нас много. Да что там говорить, посмотрите только на меня, - говорит Титан.- Я самый большой спутник во всей Солнечной системе. Я почти, как планета. Да я и мог бы быть планетой, и самостоятельно кружить вокруг Солнца, если бы не моя сильная привязанность к Сатурну. Я...

Тут уже не выдержали облака.

Что же это вы все на самом деле? Да вы просто хвастуны! Можно подумать, что без вас наша прекрасная планета не обойдётся. Какой вздор! Вот мы, действительно нужны Сатурну, хотя бы потому, что мы его неотъемлемая часть. Посмотрите внимательно и вы увидите, что мы как великолепная шестигранная корона венчаем нашу планету. Такого украшения нет ни у одной планеты, кроме нашего дорого Сатурна. Разве можете, вы кольца, которые так далеко, или, вы спутники, которые бегаете вокруг планеты, словно играете в прятки, разве можете вы сравниться по важности с облаками...

Долго продолжался бы спор и вылился бы в настоящую ссору, если б мудрый Сатурн не помирил спорщиков.

Все вы мне очень важны.-Сказал он.- Все вы мне очень дороги. Всех вас я берегу и не собираюсь ни с кем расставаться. Но вы должны помириться, иначе могут быть неприятности и не только у вас, но и у меня. Я требую и мира, и повиновения! Главный тут, всё же, я!

И спор затих, ибо все м сразу стало стыдно за своё хвастовство. Как могли они они выпячивать свою значимость, если рядом была огромная и могущественная планета, их любимый Сатурн.

Сказка седьмая. Уран.

В далёком, чёрном космосе затерялась огромная скалисто-ледяная глыба. Только обычные глыбы - всякие кривые, а эта - ровная, круглая и совсем даже не обычная.

Долгое время кроме Солнца и ближайшего соседа-Сатурна никто и не знал про Уран. Далеко он. Правда этот отшельник и гордец не очень-то переживает из-за отсутствия внимания к его особе. Он окружил себя стайкой верных ему спутников. И вместе, Он и 21 Его спутник совершают своё путешествие вокруг светила, могучего нашего Солнца. Путешествие это долгое. Уран так устал, что теперь уже лёжа совершает своё традиционный обход длительностью в 84 земных года.

Слоистые облака его смачивают и охлаждают.

От чего охлаждают?

От собственного тепла. Уран так далеко от Солнца, что на его месте любой другой уже давно замёрз бы. Любой другой, но не Уран. Этот гигант знает себе цену - он хранит своё тепло далеко в глубине и не даёт Космосу уничтожить этот драгоценный очаг.

Говорят, будто есть у Урана заветная тайна. Давным давно у него был друг-спутник. Долгое время друзья жили душа в душу. Но что-то произошло, никто не знает что, и спутник распался на мелкие кусочки. Летают теперь вокруг осколки, кольцом окружают планету. Оставшиеся друзья всё время докучают Урану расспросами о той далёкой трагедии, пытаясь что-нибудь узнать. Но наш гигант эту тайну никому никогда не раскрывает. Как знать, может он чувствует за собой какую-то вину?Может быть. Кто знает, кто знает? Величественные гордецы часто не ценят дружбу и бывают очень несдержанными. Может и Уран таков? Как знать? Как знать? Очень уж он далеко...

Сказка восьмая. Нептун


Научились жители Земли делать летающие машины. С каждым годом этих аппаратов становилось всё больше. С каждым разом они делались всё лучше и лучше. Сначала люди летали на воздушных шарах, потом - на самолётах, и наконец- на космических кораблях. Всю Землю, как огромный шар, обозревали космонавты из иллюминаторов ракет. Однако людям и этого было не достаточно. И вот полетели космические аппараты от Земли к другим планетам, чтобы узнать поближе что там и как.

Очень удивились люди, когда космические аппараты стали долетать до таких мест, о которых на Земле только догадывались. Одним из таких мест был Нептун.

Очень далеко этот огромный шар от Земли и, тем более, от Солнца. Если бы он мог разговаривать, то многое о себе мог бы рассказать, и было бы это, примерно так:

Я - Нептун. Я самый загадочный из всех планет Солнечной системы. Я самый таинственный и далёкий. Я очень холодный снаружи. Но вы не знаете, что у меня внутри... такой жар вам и не снился. А какие ветры надо мной. Ничто не может удержаться на поверхности, всё несётся, всё кружится. Вы только посмотрите на моё синее пятно. Думаете, это я измазался, ничего подобного - это огромных размеров торнадо. О-о-о, такого не увидишь нигде, а у меня их несколько. Не советую подлетать ко мне слишком близко, закружу и застужу-у-у! Пролетайте, лучше мимо! Если, конечно, у вас ещё хватает силы куда-то лететь. А я свои тайны до поры до времени никому открывать не собираюсь, пролетайте, пролетайте! У-у-у!!!

Только зря Нептун пытался бы отпугнуть Землян. Рано или поздно люди изучат его так же подробно, как и все другие планеты. И неважно, что он далеко, так далеко, что вокруг Солнца обходит за 60190 земных дней и окружил себя 12 спутниками. Любознательности людей нет предела. Всё смогут жители Земли,если захотят, всё смогут! И к Нептуну полетят!


Ты думаешь, что карлики есть только среди людей? Ничуть не бывало! Прислушайся к шёпоту космоса и ты познакомишься с планетами-карликами. Одна из них - Плутон.

Как, откуда появился этот карлик, трудно угадать. Однако, он есть и очень даже заслуживает нашего внимания.

Маленький и далёкий-он долгое время жил в полной неизвестности для обитателей Земли. Только это нисколько не смущало малютку. Да и то... - трудно заставить расчувствоваться каменную скалу. Плутон- каменный это верно, но характер у него не похож на его внешность и строение. Иногда в разговоре со своим самым близким соседом, тоже карликом, он раскрывает свою душу.

Знаешь, друг мой, отчего мой путь вокруг Солнца не похож на путь других планет? Ведь кому, как ни тебе знать, что я. то приближаюсь к нашему светилу ближе Нептуна, то убегаю в чёрные просторы вселенной в два раз дальше. Не думаешь ли ты, будто такой бег доставляет мне удовольствие? Нет, не от счастья и радости я бегаю... Они не хотят меня брать в свою компанию. Мне это обидно и я удаляюсь. Такие вот не очень весёлые дела, друг мой. А мне так хочется быть такой же планетой как и другие. Ну и что же, что я мал. За-то я выносливый, быстрый, а может и самый умный, как все маленькие. Я верю: мой час ещё придёт! надо только уметь ждать.

И Плутон снова ушёл в далёкую темноту космоса.

Воспитатели:

Васильева Анна Александровна

Маркова Светлана Юрьевна

Тема : «Путешествие в подводный мир!»

Ц ель: Расширить знания детей о море и морских обитателях. Развивать зрительную и слуховую память. Образное и логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Приобщать детей к удивительному миру искусства. Создавать совместную композицию в соответствии с замыслом. Использовать полученные знания и умения в создании художественного образа. Развивать творческий интерес к новой техники в рисовании. Развивать процессы внимания, мышление воображение, речь, самостоятельность, креативность.
Активизировать словарь. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Совершенствовать двигательную активность детей. Воспитывать веру ребенка в самого себя, что они волшебники.
Форма проведения : игровая.
Оформление : Детские работы и заготовки рыбок.

Материал : маленький обруч. Картинки с изображением морских животных (морского конька, морской звезды, краба, медузы, морской черепахи, осьминога, кита, дельфина). Ракушки. Синие ленточки по количеству детей. Фотоаппарат. Костюм Нептуна, брызгалка. Золотые рыбки. Пластиковые контейнеры.

Музыкальное оформление : звуки: шум моря, кита, дельфинов, плеск воды.
Методы и приемы : показ и объяснение воспитателя, игровая ситуация, наблюдение за работой детей, анализ работ воспитателем и детьми.
Этапы подготовки : Чтение сказки С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению». Разучивание детьми стихов, загадок о рыбах. Вылепливание детьми рыбок и жемчужин из пластилина. Задача воспитателя в предварительной работе подготовить каждому ребенку контейнер с его рыбкой (на дно контейнера укладывается морская ракушка с пластилиновой жемчужиной, к ней прикрепляется нитка и к нитке крепится рыбка из плавающего пластилина).

Словарная работа : батискаф, иллюминатор.
Организационный момент:

Воспитатель : Отгадайте загадку:
А кто же властелин морей и океанов?
Есть у него трезубец без изъянов.
Волшебник, он, но не колдун,
Он - царь подводный. Кто?

Дети: Нептун.
Воспитатель : Ребята, я не зря вам загадала эту загадку, потому что, утром я получила письмо в необычном предмете.
Показывает большую ракушку.
Воспитатель : Как вы думаете, что это?

Дети : Ракушка.
Воспитатель : Правильно, а на ракушке написано от Нептуна, внутри письмо, прочитаем его?
Достает письмо и читает:
"Вам привет с морской пучины!
Пишет Царь с морского дна.
Плачу я, и есть причина,
К сожаленью, не одна.
Одиноко, скучно мне.
На морской глубине.
С вами встретиться не прочь,
Скучно мне и день и ночь!
Может, вы ко мне придете?
И веселье принесете?
Уж побалуйте царя,
Чтоб узнали все моря,
Как умеют веселиться,
И поселки и столицы!"
Воспитатель : Ребята, ну, что вы хотите отправиться в гости к морскому царю? Дети встают в круг. Берут «иллюминатор» - обруч и отправляются в путь.

Воспитатель : А кто - ни - будь, из вас был на море?

Дети: ответы……
Воспитатель : Скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

Дети: На корабле, на яхте.
Воспитатель : А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Дети : С помощью подводной лодки
- Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста.
Воспитатель : Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
Показывает картинку.
- А чтобы лучше запомнить, как он выглядит, предлагаю выполнить задание:
«Сложи картинку»
Предлагает пазлы, глядя на картинку нужно собрать батискаф.
Воспитатель : В первое подводное путешествие лучше плыть все вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна.
Займите свои места!
Подводная лодка готова к отплытию!
- Воспитатель : (под звук морской волны).
«Все девчонки и мальчишки,
знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Всяк попасть туда мечтает».
Воспитатель : А какие животные живут в море?

Дети: Акула, дельфин, морской еж, морской конек…
- А могут ли морские животные жить в грязном море?

Дети: Нет
- Почему?

Воспитатель : Правильно, нельзя засорять моря, океаны, реки водоемы. Ведь трудно будет рыбкам, и плавать и дышать.
Воспитатель : Ребята, а бывают ли на море волны?
А как вы думаете, какие волны бывают?
Воспитатель : Правильно, бывают. Иногда маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся. Ой, наша подводная лодка подняла на море такие волны…
Упражнение «Волны»
Педагог раздает ленточки называть характер волн. (Радости, грусти, спокойствия)

Воспитатель : Ребята, внимание! Наша лодка опустилась на морское дно.
1 -2 -3 –все замрём!
В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только закрыть глаза.
В этот момент приглушается свет в групповой комнате, включаются подсветка панно «морского дна». Раздаются звуки подводной воды.
Воспитатель : Мы с вами оказались на морском дне.
Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это?
Показывает «Медузу».

Пальчиковая гимнастика «Медуза»
Воспитатель
: Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро.

Воспитатель : Молодцы, вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.
Игра : «Невод».
Выбирает по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками.
Под веселую музыку рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т.е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод».
Воспитатель : А сейчас немного отдохнем и по отгадываем загадки.

Появляется Нептун.
Нептун:
- Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском,
Весь усыпан янтарем.
Нептун: Здравствуйте мои друзья! Вижу, ракушка доставила вам мое послание. И вы здесь! Я очень рад!
Воспитатель : Дорогой Нептун, мы раду твоему приглашению и с удовольствием поиграем и повеселим тебя!
Нептун: В моей стране есть морской закон, существует давняя традиция: те, кто впервые находиться на морском дне должен пройти сквозь морскую воду.
Нептун обрызгивает детей из брызгалки.

Подвижная игра «Море волнуется раз».

Воспитатель:- Нептун, а чем ты больше всего любишь заниматься в своем подводном царстве?
Нептун: Я люблю рисовать. Но мне уже надоело, рисовать красками, смешивать их, и я все свои кисточки подарил дочкам русалочкам.
Воспитатель : Морской царь, мы с ребятишками тоже много рисовали и раскрашивали. А еще ребята учатся конструировать, посмотри какие, осминожки у них получились.

Нептун: А я то думаю, откуда это в моем море приплыли гости так это с вами.

Ведущая: Царь - Нептун, а мы с ребятишками на занятиях учимся работать с пластилином и слепили рыбок, но они не могут плавать, не знаеш ли ты какие-нибудь волшебные слова, чтобы наши рыбки поплыли.

Нептун: Конечно, знаю и помогу вам, но не просто так. За это я хочу послушать стихи вы знаете стихи про рыб.

Ведущая: конечно, знаем, садись, отдохни, мы тебе почитаем.

Нептун: ну что ж молодцы заслужили волшебные слова «Волны волны поднимитесь, рыбки - рыбки оживитесь».

У детей рядом с их контейнером стоит стакан с водой, после волшебных слов дети выливают воду из стакана в контейнер, и происходит чудо, рыбки оживают (всплывают).

Ведущая: - А теперь нам пора попрощаться с Нептуном и возвращаться в детский сад.
Нептун : Я хочу вам подарить подарки, на долгую память о том, что вы были у меня в гостях.

Ведущая : Спасибо тебе царь Нептун за чудо, за подарки. До свидания.

Нептун : До свидания (уходит)

Ведущая : Волны, волны расступитесь! Дети в детский сад вернитесь!

Сидят не шевелясь, закрыв глаза. Открывают глаза. Осматривают помещение.

Фотографируют, рассматривают рисунки друг друга.

Воспитатель : Скажите мне ребята, где мы с вами сегодня путешествовали?

Мы были на море, на морском дне. Встречались с Нептуном.

Воспитатель : Как называется подводная лодка?

Дети: Батискаф.
Воспитатель : А какие морские животные вам больше всего запомнили, почему?

Дети: …..

Воспитатель : Звуки каких животных вам запомнились?

Дети: ….

Ведущая: Вот и закончилось наше волшебное путешествие.

Рыбок дети уносят домой.

Загадки

Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.

Этот зверь клыкастый,
Вместо ног - ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.

Как у гуся ласты.На его ногах,
Он, обычно, в маске.Или же в очках,
Сзади - два балона,
В баллонах - кислород,
И, как-будто рыбка,
Он в воде плывёт.
АКВАЛАНГИСТ

Море синее прекрасно.
Только плавать в нем опасно!
Как бы вас не «хватанула»
Кровожадная …
(Акула)

Как громадный пароход,
В океане он плывет,
Без трубы и без винта,
На спине его – фонтан.
(Кит)

Гриб прозрачный водяной,
Проплывал вместе с волной.
(Медуза)

Есть лошадка, что не пашет,
«И-го-го» она не скажет,
Молча плавает в воде,
Прячется в морской траве,

То ли рыба, то ль зверек?

Кто это?…
(Морской конек)

Есть у нас один работник -
На все руки мастер-плотник.
Хоть в воде его пила -
Не ржавеет никогда!
(Рыба-пила)

Как плывут они красиво –
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит?

(дельфин)

Из морской воды…(дельфины)

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт.

У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами.

В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу.

(скат-хвостокол)

Стихи о морских обитателях

Морской конёк.

Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня...
Здесь какая-то ошибка:

Крабик
Я на самом деле - рыбка! От волны невдалеке,
Двигаясь неспоро,
Крабик ножкой на песке
Делает узоры.


Морская звезда.
На дне морском живёт звезда
И всем твердит упрямо,
Что будто бы она туда,
На дно, с небес упала.
С самих небес упала!

Морской ёж.
Дружить всерьёз с морским ежом
Нам нужно осторожно.
Ведь не секрет, что родом он
Из хищных иглокожих –
Коварных иглокожих!

Осьминог.
Снаружи грозный осьминог,
В душе – добрейший малый:
Он приготовил нам пирог
С начинкой из коралла –
Из нежного коралла!

Мурена.
Мурена – рыба просто жуть,
Таких мы не встречали:
Характер злой, ума чуть-чуть,

А зубы – как из стали.
Из самой прочной стали!

Дельфин.
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!

Акула.
Акула – всех морей беда,
Виновница разгула.
Она сейчас не голодна:
Акула съела мула –
Огромнейшего мула!

Морской конёк.
Морской конёк, как горбунок,
Застыл немым вопросом:
Достанет ли свой гребешок
Он длинным чутким носом.
Своим длиннющим носом!

Электрический скат.
Средь рыб океанических
Стоит он как-то боком,
А назван электрическим
За то, что бьётся током –
Представьте, бьётся током!

Я слушала внимательно
О жизни в глубине –
Морские обитатели
Теперь знакомы мне!
Да-да, знакомы мне!