Вскармливание        03.03.2020   

Конспект оод речевое развитие. Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Сказочная страна" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Читаем стихотворение «Ученики»

Елена Павлова
Краеведческие игры для дошкольников

Малая родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа .

Краеведение - это своеобразный "родительский сундучок". Это - совокупность наследства, оставленного нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение - это , прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Всем известный факт : формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте . Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста . Играя в такие игры , дети получают целостное представление о родном крае , городе, о своей Родине. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры , которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Краеведческая игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта

Краеведческие игры - мощный педагогический инструмент. Благодаря им, дети глубже, шире познают свой край, узнают, что присуще только данной местности, что любят жители этой местности.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте , а обучающая игра – это одно из средств воспитания и развития детей. Дидактическая игра для дошкольника на занятиях по петербурговедению – это интересный способ познания своего родного города. В процессе игры , помимо обучения, у детей развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Использование дидактических игр по петербурговедению - это хорошее средство закрепления полученных знаний как в совместной деятельности, так и в индивидуальной.

Все дидактические игры условно разделила на группы. Суть большинства игр отображена в названии.

1. Игры , направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта :

«Чего не хватает?»

«Выбери недостающую деталь»

«Найди лишнюю картинку»

«Узнай картинку по ее части»

«Сложи изображение из частей»

«Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»

«Собери пары картинок»

«Узнай по силуэту»

«Подбери к силуэту его изображение»

«Найди ошибку художника»

2. Игры , направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний :

«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)

«Кто больше назовет?»

«Аукцион петербургских названий»

«Правда – неправда»

«Петербургский кубик»

«Кто ответит быстрее?»

«Узнай по описанию»

«Придумай вопрос»

«Я знаю пять названий»

3. Игры , направленные на развитие устной и письменной речи :

«Найди лишнее слово»

«Назови одним словом»

«Полслова»

«Составь слово из слогов (из букв) »

«Доскажи словечко»

«Закончи предложение»

«Отгадай слово по первым звукам»

«Петербургские рифмы»

«Какой – какая»

4. Игры , направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.

«Петербургская математика»

«Найди правильное число»

5. Игры , направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения :

«Петербургские ассоциации»

«Изобрази скульптуру»

«Отгадай скульптуру по пантомиме»

«Черный ящик»

6. Игры , направленные на развитие пространственного ориентирования :

«Петербургский навигатор»

«Встаньте правильно»

К командным соревнованиям можно отнести такие игры , как :

«Что? Где? Когда?»

"Поле чудес"

«КВН»

«Путешествия по…»

«Прогулка по…»

«Экскурсия по…»

«Спасение … (сказочного героя.) от…»

«Собираем коллекцию экспонатов для музея…»

«Поиски пропавшей достопримечательности (клада.) »

«Поиски тайного (загадочного.) места в Санкт-Петербурге»

Важно не отдельно рассматривать каждый объект, а в единстве с другими, составляющими художественный ансамбль. Это позволяет развивать у детей стремление видеть целостность и единство памятников архитектуры, скульптуры, понимать значимость каждого в отдельности, умение ориентироваться в городе, развивать художественный вкус, желание наслаждаться красотой, изяществом, величием и могуществом Санкт – Петербурга. Главным результатом работы считаю воспитание современного, культурного маленького человека – юного петербуржца, любящего свой город, в котором он живет.

Список источников

1. Батяшева Л. П. Поисково-исследовательская деятельность в ДОУ / Л. П. Батяшева

2. Лаврова Т. Б. Нравственно-патриотическое воспитание. "Мой непостижимый город" / Т. Б. Лаврова сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

3. Лаптенок Е. Ю. «Занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского сада» (из опыта работы) сайт ДОУ №1 Адмиралтейского района

4. Миронова А. А. Петербурговедение для малышей. Создание условий для формирования первоначальных представлений о родном городе (и не только об этом) / А. А. Миронова

5. Серова З. А. "Знаешь ли ты Санкт-Петербург?" Краеведческие игры . Санкт-Петербург Издательский Дом "МиМ", 1998 г.

Публикации по теме:

Краеведческие центры как средство приобщения дошкольников к культуре родного края Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В этой статье автор делится опытом, как можно решать проблему патриотического.

Игры для дошкольников КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание.

Грушка бильбоке. (рассчитана на любой возраст, начиная с 4-5 лет.) Цель: Развивать ловкость у детей, глазомер, скорость реакции, координации.

Игры со сказками для дошкольников Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Незабудка» г. Северодвинск Игры со сказками для.

Краеведческие игры Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для нас не секрет, что основным видом деятельности детей является игра. Поэтому я создала серию игр, которые.

Дидактические игры

Задачи:

Материал:

Предварительная работа:

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Игровые действия:

Игровые правила:

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

2 вариант - «Классификатор».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Возраст:

Задачи:

Материал:

Узрост:

Задачы:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача:

Правілы гульні:

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы:

Матэрыял:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Матэрыял:

Дидактические игры

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками - 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений - 3 шт.; фигурка человечка - 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант - «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем - более удалённые.

3 вариант - «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома - поставить туда фигурку человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант - «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант - «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант - «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант - «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один - с гербом Минска, второй - с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо - с эмблемой южных стран.

2 вариант - «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант - «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант - «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте - белку, бурундука, в Волковыске - волка и т.д.).

5 вариант - «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй - по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом - соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий - узкий», «высокий - низкий», «большой - маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам - забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем - прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача - па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші - 9 шт., канверт - 1 шт., упаковачны канверт - 1 шт.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт - 36 літар, 6 слоў; другі канверт - 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

Настольная игра «111 вопросов для знатоков краеведения ЯНАО» предназначена для учащихся 3-4 классов, изучающих литературное краеведение, увлекающихся историей и культурой родного края.

Игра может проводиться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ГПД, руководителями кружков по краеведению, родителями обучающихся и детьми.

Цель игры: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину - Ямал.

Задачи :

· Привлечение внимания школьников к истории округа); вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.

· Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.

· Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой Родине, её народу.

· Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

Дорогой друг!

Ты держишь в руках настольную игру «111 вопросов для знатоков краеведения». Мы предлагаем тебе отправиться в путешествие по Ямалу. Вспомнить обычаи и традиции коренных жителей, разгадать северные загадки, приобщиться к мудрости скромного и работящего народа.

Во время игры вы побываете в стойбище оленеводов, погостите в чуме, обогатите знания об основных занятиях коренных жителей ЯНАО (оленеводстве, рыболовстве, охоте, рукоделие). Узнаете о самобытности и разнообразии ненецких колыбельных песен, игр. Убедитесь в бережном отношении к природе жителей тундры, восхититесь разнообразием животного и растительного мира нашего округа.

Надеемся, что игра поможет воспитать чувство уважения к традициям и обычаям народов ЯНАО, повысит чувство ответственности за состояние окружающей среды, разовьёт интерес к изучению родного края.

Игра может проводиться по трем вариантам. Значком * отмечен дополнительный вопрос, вопрос повышенной трудности.

1 вариант . Каждый игрок по очереди кидает кубик и ходит на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. На дорожке есть номера вопросов, на которые надо дать ответ. Вопросы задаёт ведущий и следит за правильностью ответов. При правильном ответе игрок получает 2 балла и продвигается вперёд на 2 кружка. В случае неполного ответа игрок получает 1 балл и продвигается вперёд на 1 кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.

2 вариант. Перед броском кубика игроки (или команда игроков) сами выбирают категорию вопросов. За правильный ответ получают то количество баллов, которое выпало на кубике. Баллы суммируются. Побеждает тот, кто набрал больше баллов.

3 вариант. Вопросы игры могут быть использованы для проведения викторины «Мой северный край». В викторине может одновременно участвовать весь класс, предварительно поделившись на команды. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Тематический блок вопросов

Ямал - России младший брат

В гостях у охотников

В гости, в тундру! (стойбище)

В мире северных загадок

Жилище кочевника

Аптека под ногами

В краю оленьих троп (об оленеводах)

Кто в северном краю живёт

Ямальские мастерицы (рукоделие)

Царство брусники и морошки (ягоды)

Колыбельная для тундровичка

По законам предков (обычаи и традиции)

Игры и игрушки ненецких детей

«Голубое» золото Ямала

Собиратели фольклора

«Войди в природу другом!»

В краю голубых озёр

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Как называется наш округ?

В каком году был создан наш округ?

Как переводится с ненецкого языка слово Ямал?

Как называется столица, главный город нашего края?

Найди на рисунке флаг нашего округа

Что изображено на гербе нашего округа?

Как назывался Салехард до 1933 года

«В гости, в тундру!»

Назовите коренных жителей ЯНАО

Перечислите основные занятия коренных жителей

Как называется временное поселение ненцев-пастухов?

Как называется жилище ненцев?

На сколько человек рассчитан чум кочевника?

Сколько километров в год проезжают оленеводы, следуя за стадом? А) 200 км; Б) 500 км; В) около 1000 км;

Знаете ли вы, что обозначают названия национальностей коренных жителей?

«Жилище кочевников»

Из чего строят чум?

Чем отличается зимний чум от летнего?

Кто занимается сборкой чума?

Сколько требуется времени, чтобы установить чум?

Сколько нужно шестов для установки чума?

Сколько нужно оленьих шкур для покрытия чума?

Что такое в чуме место СИ?

«В краю оленьих троп»

Что служит основным кормом северному оленю?

Почему оленеводы ведут кочевой образ жизни?

Как долго стадо может находиться на одном пастбище?

Какую пользу приносит оленеводство человеку?

Как оленеводы заботятся о стаде?

Кто такой авка?

Назовите любимое лакомство северного оленя?

«Ямальские мастерицы»

Исключи неправильный ответ. О мастерстве хозяйки судят:

А) по умению петь и рассказывать сказки;

Б) по обшивке чума;

В) по одежде детей и мужа

Какие орудия труда нужны мастерице для изготовления традиционной одежды?

С помощью чего украшается одежда ненцев?

Для чего, по мнению жителей тундры, нужен орнамент на одежде?

Как называется мужская национальная одежда ненцев?

Как называется женская национальная одежда ненцев?

«Колыбельная для тундровичка»

Что характерно для ненецкой колыбельной?

А) одна песня пишется для всех детей семьи;

В) колыбельная песня передаётся по наследству.

Меняются ли со временем слова и музыка колыбельной песни?

Каких песен нет в ненецком фольклоре?

Из чего изготавливается люлька для тундровичка?

Для чего центр тяжести ненецкой люльки находится в низу? (По принципу Ванька-встаньки)

Исключите неправильный ответ. К шапке малыша пришивается колокольчик чтобы:

Б) чтобы звон колокольчика отгонял злых духов;

В) чтобы его легко было найти, если он отошёл далеко от чума;

В какие подвижные игры любят играть ненецкие мальчики?

Из чего изготавливается ненецкая кукла?

Какими игрушками играют в чуме?

Назови одну из любимых детских игр, в которую играют вместе девочки и мальчики.

Какие праздники коренных жителей вы знаете?

Как часто ненцы празднуют День рождения?

«Собиратели фольклора»

В какой сказке мать превратилась в птицу, не дождавшись помощи от детей?

Кто такой Менкв или Менкв-ики?

А) добрый волшебник;

Б) ямальский Дед Мороз;

В) великан - людоед.

Продолжи примету.

Звёзды искрятся - становятся яркими к …

Какая из пословиц принадлежит народам Ямала:

Б) Робкого и тень страшит.

В) Волков бояться, в лес не ходить.

Продолжи примету.

Солнце в туманном круге к …

Какая из пословиц не принадлежит народам Ямала:

А) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

В) Не рыба, не сети, а руки кормят.

«В краю голубых озёр»

Как называется самая большая река нашего округа?

В какое море впадает Обь?

Как называется лодка ненца-рыбака?

Из какого растения вязали сети?

Какие виды рыб водятся в водах нашего округа?

Назови основную заповедь ненцев- рыбаков.

О чём идёт речь? Идёт, идёт, а следов не видать

«В гостях у охотников»

Назовите животных, на которых разрешена промысловая охота в нашем округе?

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу ЯНАО?

Почему в народе говорят: «Куда мышь бежит, туда и охотнику поспешить нужно».

Какие заповедники (заказники) расположены на территории ЯНАО?

Защищая хозяина, охотничья собака вступает в смертельную схватку с медведем. Назовите породу этой собаки.

Назовите основную заповедь ненцев- охотников.

Не буквы, а записаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут.

«В мире северных загадок»

В небе порхает, в воде умирает

Без рук, без ног, а дерево гнёт

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя

Олень от них всегда убегает, а они никогда не отстают.

Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет.

Идёт, идёт, а следа не видно

Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит

«Аптека под ногами»

Назовите лекарственные растения тундры.

Как используют жители тундры целебные свойства багульника?

Из каких растений оленеводы-кочевники готовят витаминный чай?

Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые?

О каком лекарственном растении говориться в загадке: Платье потерялось, а пуговки остались.

Какую из ягод тундры вводят в рацион питания космонавтам?

«Кто в северном краю живёт?»

Летом серая, а зимой белая

Ушки на макушке, хвостик как пушок

Рыжий, симпатичный маленький зверёк.

На тонких ножках под ветром дрожит.

Как только обсохнет, за мамой бежит.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Она от солнца прячется, а мышки от неё.

Почему волка называют «санитаром» тундры?

На конце белого холма чернеет уголёк

«Царство брусники и морошки»

На кустарнике растёт ягодка лесная,

Ярко-синенький бочок солнцу подставляя.

Какую ягоду называют северным лимоном?

Какая ягода, произрастающая в нашем крае, улучшает зрение?

В тундре - кусточки, на кусточках листочки,

Под листочками ягодки красные блестят

Летом - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?

Назовите ягоду, варенье из которой называют ямальским мёдом.

«По законам предков»

Какую религию исповедуют ненцы?

Кто такие Нум и Нга?

Кто такие шаманы?

Назовите священное дерево ненцев.

Продолжите ненецкие запреты:

А) Не дразни старого человека -

Б) Не учись сквернословить -

В) Не мучай животного -

Что должен сделать воспитанный человек, выходя из-за стола в чуме?

А) поблагодарить хозяев;

Б) пригласить к себе в гости;

В) предупредить хозяйку, что собирается уходить.

Что такое камлание?

А) вид охоты; Б) обряд шамана;

В) праздничное мероприятие.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

«Войди в природу другом!»

Найди старое кострище.

Блок ответов

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Ямало-Ненецкий автономный округ

А) декабрь 1930 г. Б)ноябрь 1940 г. В) январь 1950 г.

Край Земли

Салехард

Флаг сине-голубого цвета, в нижней части находится бело-сине-красный национальный орнамент

Герб состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя, на поле щита изображён идущий белый олень.

«В гости, в тундру!»

Ненцы, ханты, селькупы

Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие.

Стойбище

В среднем на 20 человек.

В) около1000 км;

Ненец - человек. Ханты - медведь, войско. Селькупы - таёжные люди.

«Жилище кочевников»

Из жердей, выделанных оленьих шкур (нюков), летом вываренной и сшитой между собой корой.

Зимний чум покрывается оленьими шкурами, а летний - вываренной и сшитой между собой корой.

А) мужчины Б) женщины В) пожилые люди

А) 1час, Б) 3 часа В) 40-50 минут

А) 30-50 Б) 10-30 В) до 10

А) 50-60 Б) 60-70 В) 30-40

Место в чуме, где хранятся семейные святыни.

«В краю оленьих троп»

Ягель (олений мох)

Нельзя долго находиться на одном месте, ведь поедание и вытаптывание ягеля может разрушить природную среду

Одна неделя

Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строится жильё. Мясо оленя - полезный пищевой продукт. Олень - надёжный транспорт в тундре.

Следят, чтобы на пастбище хватало корма, защищают от волков, выявляют и лечат больных животных, следят, чтобы олени не отстали и не заблудились.

Прирученный олень

«Ямальские мастерицы»

А) - неправильный ответ

Скребок, колотушка, нож, иглы, напёрсток, ножницы.

Орнамент. Аппликация из меха или цветного сукна. Плетение из бисера.

А) для красоты; Б) для сохранения тепла;

В) чтобы через ворот, рукава, края одежды не проникли злые духи.

Малица, совик

Ягушка, паны

«Колыбельная для тундровичка»

Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку;

Да. Меняется характер малыша, меняется и мотив песни.

А) трудовые; Б) дорожные; В) новогодние; Г) колыбельные.

Из вымоченной коры берёзы, а днище из древесины ели.

Чтобы при опрокидывании с нарт в снег, ребёнок находился в вертикальном положении.

А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке;

«Игры и игрушки ненецких детей»

Стрельба из лука. Поймай оленя! Прыжки через нарты.

Клюв гуся, утки, лебедя, кусочки разноцветного сукна, остатки меха

Вывко (пуговица на нити), нэсо (кости).

Девочки изготавливают кукольную семью «Нухуко», а мальчики мастерят «Аргиш» для далёкого кочевья.

День оленевода, день рыбака, дни большой радости (свадьба, встреча с родственниками и друзьями).

Один раз за всю жизнь.

«Собиратели фольклора»

Ненецкая сказка «Кукушка»

В) великан - людоед

К сильным морозам

А) Волка бояться - и от белки бежать.

Б) Без труда, не выловить рыбку из пруда.

«В краю голубых и озёр»

Карское море

Калданка

Кустарник тальник.

Ряпушка, сырок, щёкур, муксун, нельма, чебак, щука.

Не вылавливай всю рыбу из озера - оставь потомкам!

«В гостях у охотников»

Белки, песцы, соболи, лоси.

Стерх (белый журавль), орлан-белохвост, беркут, сокол-сапсан, дикий северный олень, белый медведь.

Песцы питаются мышами. Где мышь, там и песец.

Всего на Ямале 18 заповедников и заказников, ближайший - Надымский государственный природный охотничий заказник.

Не добывай на охоте дичи больше, чем нужно для питания твоей семьи.

«В мире северных загадок»

Северное сияние

«Аптека под ногами»

Багульник, шиповник, рябина, чага - древесный гриб, берёза (почки), брусника, черника, родиола розовая.

Настоем из багульника обрабатывают раны и лечат кашель.

Цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника.

Их употребляют животные для лечения.

«Кто в северном краю живёт?»

Куропатка

Оленёнок

Полярная сова

Охотится на больных, ослабших животных.

«Царство брусники и морошки»

Голубика

Брусника

«По законам предков»

Весь мир заселён духами. Поклонение духам (воды, земли, огня, охоты и т.д.)

Это боги. Нум - создатель всего живого. Нга - владыка подземного мира, охотник за душами людей.

Посредники в общении между людьми и духами.

Лиственница

А) вырастешь глупым.

Б) плохие слова на языке оставляют запах зловонья.

В) тебя могут постигнуть страшные мучения

В) предупредить хозяйку, (чтобы она успела «задержать стол» и гость не унёс бы с собой благополучие этой семьи).

Б) обряд шамана.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

Природный газ - лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин работает и передвигается с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства.

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское, Бованенковское.

Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты.

«Войди в природу другом!»

А) 2-3 года; Б) 12-13 лет; В) 20-30 лет;

Стерх (белый журавль), выращенный в неволе.

А) 20-30 лет Б) 12-13 лет; В) 2-3 года

Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не заболачивалось, убирают территорию.

Найди старое кострище.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапцуй Л.В. Эдейка. - Свердловск: 1978.

2. Нетребо Л.В. Пангоды. - Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1999.

3. Няруй В., Няруй С, Колыбельная для тундровичка. - Санкт-Петербург: Просвещение, 2001.

4. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. - Салехард: 1993.

5. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: издательский дом «Светлячок», 2002.

6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: 1994.

8. Фёдорова Л.В. Литературное краеведение. Программа учебного курса для начальной школы. - Салехард: 2006.

9. Ямальский калейдоскоп/Учебное пособие по литературному краеведению/Автор-составитель Л.В.Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 152 с.

Сегодняшние мальчики и девочки, посещающие детский сад, станут взрослыми людьми. Они будут отвечать за жизнь общества, за планету по имени Земля. И каждому ребёнку необходимы чувство любви к природе, забота о живом, способность предвидеть последствия поведения в природе. Пришла необходимость воспитывать детей в гармоничном сосуществовании с природой, которая рядом с нами, в том месте, где мы живём.

Детство немыслимо без игры. Природа игры предоставляет возможность на свободу поведения, создаёт атмосферу общей увлечённости. Важно, что игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам ребёнка дошкольного возраста. В игре он старается проявить себя с лучшей стороны. Игра расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринуждённо, потому что захватывает и сам процесс игры, и её результат. Игра помогает подружиться с природой и узнать, что на лугу растёт не просто трава, а мать и мачеха, донник и зверобой, тысячелистник и клевер, что зяблик поёт не так как синица.

В игре –путешествии в сказочную страну ботаников дети познают, изучают свою малую родину. Пусть дети сами выберут себе роль на данном этапе, т.к. сказочный путь дарит новые впечатления.

Игры на прогулках.

Такие игры не требуют подготовки, направлены на тренировку органов чувств, памяти, развитие наблюдательности — например, «Проверь свою наблюдательность». Во время прогулки или экскурсии воспитатель выбирает уголок природы, предлагает детям в течении одной-двух минут рассмотреть местность и запомнить детали. По истечению времени играющие отворачиваются и перечисляют подробности, которые им запомнились. За правильный ответ – один бал. Побеждает ребёнок, набравший наибольшее количество.

Игра «Путешествие назад». Перед началом путешествия выбрать маршрут, напомнить детям, чтобы они были внимательны, запоминали всё, что встречается в пути. В конце маршрута задать вопросы:

  1. Что вы видели?
  2. Сколько поворотов было на маршруте?
  3. Какие деревья растут по сторонам дороги?
  4. Какие кустарники растут по сторонам дороги?
  5. Какие растения были цветущие?
  6. Какие растения были плодоносящие?
  7. Встретили ли вы животных? Каких?
  8. Какие звуки сопровождали вас в пути?
  9. Нужно ли оберегать растения и животных?
  10. О чём вы мечтаете, когда встречаетесь с братьями меньшими?
  11. Что вам понравилось на пути?

Игра «Слушаем природу». Детям поочерёдно завязывают глаза и предлагают распознать звуки: шелест листвы, удара о дерево, шум ветра, плеск воды, голоса птиц, полёт шмеля. Победитель тот, кто больше дал правильных ответов.

Игра «Угадай растение». Воспитатель кладёт одно растение в определённое место. Дети должны задать вопросы:

  1. Высокое или низкое растение?
  2. Один или много цветков?
  3. Какого они цвета?
  4. Имеют ли они запах?
  5. Какие листья имеет растение?
  6. Какую крону имеет растение?
  7. Какое растение: травянистое, древесное, кустарниковое?
  8. Как выглядит ствол растения?

На вопросы воспитатель отвечает «да» или «нет». Побеждает тот, кто первый произнесёт название этого растения.

Игра «Угадай растение», но теперь дети описывают выбранное растение, до тех пор пока воспитатель не отгадает, о чём идёт речь. Воспитатель руководит описанием и указывает пропущенные признаки.

Подобная игра в вопросы и ответы развивает у детей наблюдательность и умение чётко характеризовать отличительные признаки растений.

Игра «Узнать растение по запаху».

Воспитателю необходимо подобрать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки, тимьяна, душистые плоды ягодных растений, лук, веточку сосны, укроп, петрушку, листья смородины. Образцы поместить в непрозрачные баночки и закрыть крышкой. Играющие должны по запаху определить растение.

Игра «Удивительное растение (животное) » Ребёнку необходимо рассказать о удивительном представители флоры или фауны родного края.

Конкурс плакатов «Природа и люди»