Воспитание        28.03.2020   

История возникновения и развития детской одежды. История возникновения и развития одежды. Мальчик Прекрасной Эпохи

Ранее, во все времена детская одежда была точной уменьшенной копией взрослой. В конце 18 века одежда детей не отличалась разнообразием. Одежда юношей и девушек шили из похожего материала, в одном фасоне. Делали их одинаково: шили гладью кружево, шнуры, делали аппликацию. Детские костюмы часто шили из бархата и отделывали белыми воротничками или жабо. В XIX в. интерес к проблемам детской одежды не ослабевал. Но в начале 20 века известная в тех кругах модельер Жанн-Мари́ Ланве́н навсегда перевернула представление о детской одежде. Жанна, которая шила в те времена популярные женские шляпы и платья, стала шить маленькие модные платья для своей маленькой дочери Маргарет.

Жанна не выдумала что-то экстраординарного, а просто шила удобные платья для различных подвижных игр, позволяющую двигать ручками и ножками. Вскоре эти наряды стали востребованы среди мамочек и в 1908 году Жанна представила первую детскую коллекцию на показе мод.


Однако сегодня многие западные государства продолжают ценить эксклюзивную работу (Hand Made). Современные вещи функциональны, практичны и очень разнообразны. Силуэты в основных чертах повторяют взрослые модели. Используются в основном натуральные и инновационные ткани. Экономический кризис стал причиной того, что детские платья для праздника, представленные в последних коллекциях адаптированны так, что бы их можно носить каждый день. Также “уличная” одежда для девочек, много деталей взяла от гардероба мальчиков.


Детская мода в XXI веке стала экологичной, а за счет многообразия стилей и большого ассортимента одежды отражает прежде всего индивидуальный стиль родителей и их детей.

Последние 300 лет Россия находилась под сильнейшим культурным влиянием Европы. И если на политическом, религиозном, философском уровне это влияние оценивалось по-разному - что в XIX веке, что сейчас российская элита делится на тех, кто хочет развиваться по западному образцу, и тех, кто видит для страны «особый путь», - на бытовом уровне европейским модам следовали все, кто мог себе это позволить. Не стала исключением и детская одежда, хотя исторические потрясения, такие как революция, война и развал СССР, вносили свои коррективы во внешний вид детей.

Главным предметом древнерусского гардероба была длинная рубаха (у мужчин - до колен, у женщин - еще длиннее) с рукавами и поясом. Мужчины носили под рубахой порты (до колен или до лодыжек), а женщины поверх рубахи понёву - полотнище ткани, обернутое вокруг бедер наподобие юбки. Еще два распространенных предмета русского женского костюма - сарафан и душегрейка. На ноги надевали лапти или сапоги. На голове мужчины носили обруч или войлочную шапку, женщины - кокошник, кичку или платок. Зимой жители Руси облачались в овчинные полушубки, меховые шапки и рукавицы. Наряд, в особенности праздничный, дополнялся металлическими и стеклянными украшениями.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», Г. Седов, 1882 г.

Люди состоятельные носили рубахи с обильной вышивкой, кафтаны, меховые шубы и сапоги из хорошо выделанной кожи (сафьяна). На костюм князей и их окружения заметное влияние оказывала византийская мода: высокопоставленные мужчины носили длинный закрытый кафтан с кушаком и плащ, скреплявшийся пряжкой, а также шапки из соболя и чернобурой лисы. Наряды высокопоставленных женщин богато украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.

Что касается детей, то они бегали просто в подпоясанных рубахах вплоть до полового созревания. Облачение в порты или понёву было важным этапом взросления. В частности, если девушка надевала «юбку», к ней можно было начинать свататься. Кроме того, девочки и молодые девушки заплетали волосы в косу. Замужние женщины заплетали две косы, которые убирались под головной убор - ходить с непокрытой головой им было уже неприлично. В крестьянской и купеческой среде национальный русский костюм сохранился в почти неизменном виде до XIX века, а в отдельных областях - до самой революции.

У российской моды высшего сословия есть одна особенность. Если в Европе одежда аристократов менялась постепенно, то в истории России есть момент, когда они переоделись очень резко и не во всех случаях добровольно. Речь о правлении Петра I, который активно насаждал среди своих подданных западную культуру. Наверняка все слышали истории о том, как Петр насильно брил боярам бороды и обрезал полы длинных кафтанов, а также заставлял выводить в свет жен и дочерей, ранее сидевших взаперти по теремам. Как бы то ни было, начиная с XVIII века верхушка российского общества неизменно носила европейское платье, следуя меняющейся западной моде.

Царевич Петр Петрович, сын Петра I @liveinternet.ru

Детей также одевали по-европейски. Мальчики и девочки носили длинные свободные платья и чепчики. Лет в шесть-семь мальчиков переодевали в миниатюрные копии мужского костюма, девочки ходили в детских платьях лет до 13, после чего облачались во взрослый наряд с корсетом и нижними юбками. Сыновья российских дворян вслед за своими европейскими сверстниками носили костюм пажа (камзол, короткие штаны, шляпа с пером, плащ и декоративная шпага), скелетон (укороченные брюки, пристегнутые пуговицами к куртке), шорты. Мода для девочек была консервативнее: ничего, кроме платьев, им не предлагалось до XX века. Прижилась в России и матроска, копирующая форму британского флота; мальчики носили блузы с широким «матросским» воротником с шортами или брюками, девочки - с юбкой.

В России начиная с петровской эпохи с большим уважением относились к любой униформе, что отражалось на детской моде. «Казацкое» и «гусарское» платья были популярны в качестве костюма для мальчиков. В 1834 году была утверждена форма для гимназистов: гимнастерка, пояс, брюки, фуражка и шинель. По особым случаям надевался парадный мундир, синий или серый, с серебряным галуном. В годы учебы мальчики носили форменную одежду, максимально похожую на военную форму, почти не снимая.

Старшеклассница Смольного института благородных девиц. @Pinterest.com

Первым в России учебным заведением для девочек был Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году по приказу Екатерины II. Образцом послужила французская женская школа в Сен-Сире. Воспитанницы Смольного (от шести до 18 лет) носили платья разных цветов в зависимости от возраста: кофейного, голубого или серого. Старшеклассницы ходили в белом. Наряд дополнялся передником и ленточкой на шее. Повседневные платья шились из камлота, выходные - из шелка. Особый наряд полагался тем, кого обучали на личные средства императрицы: эти воспитанницы носили зеленые платья с белой пелериной.

Женские гимназии появились в России только во второй половине XIX века, а форму для девочек утвердили в 1896 году. Она включала платье, чаще всего коричневое, со стоячим воротником, а также фартук - черный на каждый день и белый по праздникам.

После революции само понятие моды исчезло в России на долгие десятилетия. Во-первых, почти все население погрузилось в состояние крайней бедности. В условиях войн, террора, репрессий и голода люди были заняты исключительно выживанием. Во-вторых, молодая советская идеология отвергала стремление красиво одеваться как проявление «буржуазности». Разумеется, и с тех времен до нас дошли фото нарядных людей, и даже модные каталоги, но не стоит заблуждаться: красивая и просто новая одежда была доступна очень немногим.

Главный детский магазин СССР @Moscowwalks.ru

Да и в более благополучные 1960-80-е годы модная одежда, привозимая из-за границы, доставалась только избранным. Фасоны одежды, белья и обуви, производимых в Союзе, утверждались на государственном уровне, так что «изделия швейные бытового назначения» не отличались ни разнообразием, ни красотой, но все равно постоянно были в дефиците. Большая часть советского населения одевалась очень просто, главным достоинством одежды и обуви были практичность и долговечность. Пределом мечтаний были фасоны, увиденные в заграничных фильмах, - тех, что пропустила советская цензура.

Дети с юных лет получали идеологическое воспитание, да и росли не столько в семье, сколько в коллективе. Советские женщины в абсолютном своем большинстве работали наравне с мужчинами, поэтому дети ходили сначала в ясли, потом в детский сад, за которым следовала школа. Кроме того, обязательным было вступление в детские и молодежные организации. По мере взросления советский ребенок был сначала октябренком, потом пионером и, наконец, комсомольцем. Лето дети часто проводили в пионерских лагерях.

Плакат «Спасибо любимому Сталину - за счастливое детство!», В. Говорков, 1936 г. @/istpamyat.ru

Большую часть времени советские школьники ходили в форме, да и в остальном их одежда не отличалась разнообразием. В детях поощряли скромность, аккуратность и стремление не отрываться от коллектива, быть как все. В школах, институтах и других учебных заведениях тщательно следили за внешним видом учащихся, порицая их за яркую одежду, брюки-клеш и прочее «низкопоклонство перед Западом». Девочкам доставалось за косметику и короткие юбки, мальчикам - за длинные волосы. Идеальный советский ребенок должен был быть одет в отглаженные брючки или шорты и аккуратную рубашку. Девочки носили рубашки с юбками или скромные платья из хлопка или ситца. Обязательной частью гардероба была одежда для занятий спортом: шорты и майки, трикотажные спортивные костюмы, у которых мгновенно оттягивались коленки, кеды и чешки. Дошкольники обоих полов ходили в неизменных колготках.

Поскольку купить не только одежду, но даже такие простые вещи, как колготки и нижнее белье, было непросто, практически каждая советская женщина умела шить и вязать, а журналы с выкройками пользовались огромной популярностью. Модницы самостоятельно красили обувь, пытаясь как-то оживить стандартные черные или бежевые сандалии. Обычной практикой была штопка, а также подшивание юбок, брюк и пальто, которые удлиняли по мере того, как ребенок рос. Кроме того, дети донашивали за старшими братьями и сестрами. Для многих советских детей собственная новая одежда была недостижимой мечтой.

Футболист "Динамо" Игорь Колыванов с семьей, 90-е гг. @ Pinterest.com

В 1990-е годы, уже после развала СССР, в Россию хлынули потоки недорогой и не слишком качественной одежды из Китая и Турции. Самые типичные детские вещи тех времен: джинсы и джинсовые юбки, обшитые кружевом, пуховики и мохеровые капора ядовитых расцветок. В наше время рынок детской одежды весьма разнообразен, а российские дети носят те же фасоны (и часто - от тех же производителей), что и их сверстники в Европе, Америке или Азии. Спасибо глобализации.

ОБЛОЖКА: Харьковский институт благородных девиц, 19 век. @liveinternet.ru

Мы модельеры и дизайнеры. Подготовительная группа

Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения одежды, ее видами.
2. Познакомить детей с профессией художник-модельер.
3.Закрепить умение работать в нетрадиционной технике в аппликации, приклеивание на липкую ленту
4. Развивать внимание, фантазию.
5. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к одежде и обуви.
Материал:
- Двухсторонний скотч, клей, ножницы, кисточки, клеенки, подставки,
салфетки.
- Бумажная кукла (мальчик, девочка)
- Выкройки кукольной одежды.
- Бросовый материал: бусины, пайетки, нарезанные цветные нитки,
тесьма, пуговицы.
- Мультимедиа «Путешествие в прошлое одежды»
- Д/игра «Одежда»
- Музыкальная колонка.
Предварительная работа:
- Экскурсия в салон ателье.
- Д/игра. «Наряди Машу», «Две сестрёнки», «Ателье»;
- Рассматривание предметных картинок «Одежда»
- Сюжетно-ролевая игра «Дом моделей».
Дифференцированная работа: Максим К., Оля Н. – второй экземпляр
Саша П. – помощь в работе с клеем.
Обогащение словаря: Ввести в речь детей новые слова: дизайнер.

НОД
Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад!
Давайте с вами друг другу подарим комплименты и скажем приятные, добрые слова.
Д/игра «Комплименты»
Что вы почувствовали, когда вам сказали приятные слова? (ответы детей)
Мы живем с вами в современном мире, поэтому мы всегда красиво одеты, а как вы думаете во что одевались люди раньше? (ответы детей)
Хотите узнать, как появилась одежда? (ответы детей)
(Показ мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое одежды»)
1 слайд «Путешествие в прошлое одежды»

2,3 слайд Раньше человек совсем не носил одежду. И ночью, особенно
зимой ему было очень холодно. И тогда человек подумал: «Вот
если бы у меня была теплая шкура, как у животного, мне бы было
тепло». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и
сделал из нее одежду.



4 слайд. Постепенно человек из шкуры переоделся в ткань. Но он не умел еще шить, и поэтому оборачивались тканью вокруг тела несколько раз.


5 -7 слайд. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы, шляпы и фраки.




8 - 9 слайд. Постепенно люди научились шить красивую одежду, которую сейчас мы с вами носим.



Ребята, вы заметили, как меняется одежда? (ответы детей)
Для чего нам она нужна? Одинаковую ли одежду шьют для женщин и мужчин, взрослых и детей? (ответы детей)
Как вы думаете, кто придумывает одежду? (ответы детей)
Одежду придумывают художники – модельеры, дизайнеры - это человек, который придумывает фасоны одежды.
Скажите мне пожалуйста, легко создавать одежду? (ответы детей)
А вы хотите стать модельерами? (ответы детей)
Тогда мы с вами открываем «Школу модной одежды» и превращаемся в художников – модельеров, сами будем учится создавать одежду для девочек и мальчиков.
Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (зимняя, весенняя, летняя, осенняя).
Сейчас я вам предлагаю подобрать одежду, которую носят в разное время года.
(На столе картинки с разной одеждой, нужно разложить с картинкой того времени года, к которому она относится)
Перечислите одежду каждого времени года.
Мы с вами вспомнили какой бывает одежда, что для каждого случая она своя.
Физминутка (движения в соответствии со стихотворением)
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем, отожмем её, встряхнем.
А потом легко и ловко все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы поиграем и покружимся.

А сейчас я вас всех приглашаю в нашу «Школу модной одежды», для изготовления одежды для наших кукол Маши и Миши.
Подумайте и выберите для кого вы будете делать одежду.
(Предлагаю выкройки – платье, рубашки, шорты, брюки, сарафан, шляпы и т.д.)



Посмотрите у каждого из вас выкройка той или иной одежды, вам остается только продумать и оформить этот наряд. Для украшения наряда вы можете использовать разный материал.
Сегодня мы с вами будем работать не только с клеем, но и с липкой лентой.
На липкую ленту мы будем наклеивать пайетки, звездочки, бусинки. А на клей будем приклеивать нарезанные нитки, ленточки, бумажные цветочки.
Ваша задача – очень аккуратно работать и так, начинаем украшать одежду.
(звучит спокойная музыка)
Дети украшают свои выкройки.
Когда закончили работу, дети подходят к кукле и примеряют ей наряд.
Какие замечательные модели одежды у вас получились! Какой наряд вам больше всего понравился? Почему?
Теперь наша Маша и Миша могут нарядиться и пойти в гости, в кино, в поход, поиграть с друзьями во дворе. Какие вы все молодцы!
Вот такие работы у нас получились!




Презентация на тему: Путешествие в прошлое одежды

Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема : «Как появилась одежда

Образовательная область : «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «речевое развитие» , «социально-коммуникативное развитие»

Цель : сформировать представления детей об одежде , которую носили люди раньше.

Образовательные задачи :

Формировать у детей представление об одежде , которую носили раньше;

Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – какая одежда была раньше , чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение) .

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) –помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком одежды .

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды .

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию :

Демонстрационные :

Видеофильм (Письмо от Маши,

Слайды с альбомом Маши (5 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» , слайды «Ателье» (6 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» )

Раздаточные :

билеты : одежды ;

Картинки с изображением времени года;

Картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин ;

Картинки с изображением предметов одежды , которую люди носили раньше и на одежду нашего времени .

Технические средства : ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд) .

Звуковое оформление : фонограмма «стук колес поезда» .

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в деятельность.

Есть ли у вас бабушки?

А где они живут?

Как вы думаете, где они хранят свою одежду ?

Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком : объяснить назначение предметов одежды ?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей об истории появления одежды .

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда . Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи ) .

Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного» ).

Как вы думаете удобно было носить такую одежду ? (нет)

Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы » )

А эту одежду можно было долго носить? (нет)

Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью» ).

Удобно ли так было носить ткань? (нет)

Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда » )

Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды . (слайд 5 «Разные предметы одежды » ).

Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды , которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи :

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает» ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду ? Кто эти люди?

Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды , и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды . На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды . Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

дети повторяют (фонограмма) .

Вот наша остановка, которая называется «Ателье» .

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка,а на другом : кокошник, сарафан и передник).

Здравствуйте, как Вас зовут?

Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана» ).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,можно было многое узнать о женщине : ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике» )

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник» ). Это все женская одежда .

Кафтан - мужская одежда , которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана» )

Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки» )

Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен , с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин . (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке» ).

Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес,дети повторяют : прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма) .

Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи : закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды .

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать .

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду , которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?

МБДО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №43

Конспект занятия

«История возникновения одежды»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Дедюхина Л. Ю.

Программное содержание:

Расширятьпредставления детей об истории развития цивилизации, об образе жизни человечества в древности.

Формировать представления детей об истории происхождения одежды.

Формировать навыки сотрудничества у детей со сверстниками;

Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Материал для занятия: Иллюстрации, изображающие людей в одеждах различных эпох. Кусочки шерсти, различных тканей (мех, кожа и др.).

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, отмечает какие они все симпатичные, а какая одежда на них красивая.

Я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня на занятии.

Созданы людьми предметы

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться,

И в мороз не замерзать! (Одежда)

Вы хотите узнать, как и когда появилась одежда? И какую одежду носили давным-давно люди?

Введение в проблему:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы узнаем, как люди одевались раньше, и как со временем менялась одежда.

Для этого надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Ребята, откройте глаза (воспитатель обращает внимание на экран проектора). Посмотрите, мы с вами перенеслись в древний мир.

(Слайд 1; 1мин ).

Обратите внимание на этого человека и его одежду.

Как он одет? (в шкуру животного)

А почему он одет в шкуру животного? (не было другого материала)

Одежда из шкур была основной одеждой у древних людей.

Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда: осколками камней (Слайд 2; 30 сек. ).

Позже они научились шить и даже придумали делать иглы из кости

(Слайд 3; 30 сек.).

Как вы думаете, для чего людям понадобилась одежда? (Нужно было закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных).

- Время шло, менялся человек, а вместе с тем менялась и одежда человека. (Слайд 4; 1мин ).

В разных частях света люди одевались по-разному. Появилась ткань.

Вот так одевались в древней Греции. Они носили туники, а сверху повязывали кусок ткани, которая называлась – «пеплос», и прихватывая на плечах заколками.

Игра «Стань на время жителем Древней Греции».

Попытайтесь кусок ткани превратить в «пеплос»

(Детям предлагается кусок ткани, помогая друг другу, дети одевают ее на себя).

«Греческий танец»

Дети выполняют под музыку элементы греческого танца

- Посмотрите, как красиво одевались жители древней Руси!

(Слайд 5; 1 мин ).

Кто знает, что такое Русь? (Раньше наша страна - Россия называлась Русь).

Женская одежда состояла из рубахи, и одежды, похожую на сарафан, которая называлась «запона», обязательно был пояс. Женщины носили накидку, которая в те времена называлась «навершник».

Что носили мужчины?

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Рубаха обязательно подпоясывалась. И также носили красивые накидки.

Но была и особая одежда, посмотрите.

(Слайд 6; 1 мин ).

Кто это? (богатыри)

Что делали богатыри? (защищали Русь от врагов)

Во что они одеты? (кольчуга, штаны, шлем, сапоги).

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

Менялись времена, менялась и одежда.

Посмотрите, как выглядела одежда чуть позже – в средние века

(Слайд 8; 30 сек.).

Какой стала одежда?

Как вы думаете, кто шил одежду? (портной)

(Слайд 8; 15 сек )

Дети вместе с воспитателем встают в круг «Машины времени» и медитируют, таким образом, как бы переносясь в современный мир.

Мы с вами перенеслись в наше время. Посмотрите, как изменилась одежда!

(Слайд 9; 15 сек)

Современная одежда очень разнообразна.

Назовите, какая бывает одежда? (спортивная, летняя, рабочая; детская, мужская, женская, праздничная и т.д.).

Воспитатель показывает слады, дети перечисляют виды одежды .

(Слайды с 10 по 15; 1мин).

Спортивная одежда

Летняя одежда
Зимняя одежда

Рабочая одежда

Праздничная одежда

Есть еще много видов одежды, но их мы рассмотрим в другой раз?

Кто придумывает одежду? (модельер)

Кто шьёт одежду? (портной, швея)

Из чего шьют одежду? (из ткани)

Дидактическая игра «Распредели ткани и материалы по сезонам».

Детям предлагаются карточки с изображением времен года и кусочки тканей и материалов. Задание заключается в том, чтобы разложить ткани и материалы, из которых может быть изготовлена одежда, рядом с картинками соответствующих сезонов:

Лето - ситец, лен, хлопок, шелк.

Зима – шерсть, мех.

Осень и весна – шерсть кожа.

Формулирование проблемы

Ребята, а вы хотели бы побывать в роли модельера?

Представьте, что вы модельеры и вам необходимо выпустить новую коллекцию одежды.

А вам какую одежду вам нравится носить?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую. У вас у каждого есть своя модель (плоскостная кукла), ее нужно одеть. Вам нужно включить свою фантазию и одеть, свою модель так, как вам хочется.

(Для работы детям были предложены различные материалы. Кусочки различных тканей, кусочки меха; клей, ножницы, плоскостные бумажные куклы)

В конце занятия дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют изготовленные модели.

Организуется выставку новой коллекции одежды.

Итоговое обсуждение деятельности о наиболее интересных и запоминающихся моментах.

Давайте вспомним, как появилась одежда. Ребята, как назывались люди, которые первый раз оделись в одежду? (Пещерные люди)

Какую одежду носили пещерные люди? (Одежду из шкур животных)

Как одевались люди Древней Руси?

А чем отличается современная одежда от одежды древних людей? (Современная одежда красивая, удобная, и очень разнообразная).