Воспитание        04.12.2020   

Занятия для раннего дошкольного возраста. Конспект Открытого занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему Физкультминутка: «Что любит мишка»


Тема: Прогулка в зимний лес.
Голетиани Елена Геннадьевна
2016г.
Цель: Закрепить знания о жизни диких животных.Активизировать речевое общение.
Задачи:
Образовательные: Уточнять и расширять знания детей о диких животных. Учить составлять (по мнемотаблице) загадку и отгадывать ее. Учить быстро находить ответ на поставленный вопрос.
Развивающие цели: Развивать навыки активной речи, обогащать словарный запас. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, согласовывая их с существительными. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе - о зиме. Способствовать развитию познавательных интересов. Развивать память, любознательность. Развивать мелкую моторику.
Воспитательные цели: Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных. Воспитывать умение внимательно выслушивать ответ товарища, не перебивать его. Воспитывать аккуратность в работе.
Тип занятия:
Закрепление знаний о диких животных
Форма занятия:
Интегрированное занятие: познавательно-речевое развитие; опытно-экспериментальная деятельность.
Продолжительность: 15 минут.
Участники:
Дети 2 младшей группы.
Методы и приемы работы с детьми:
Игровые ситуации, рассматривание пейзажей, составление и отгадывание загадок и по мнемодорожкам, рассматривание карточек со следами животных, игры, физкультурная минутка, экспериментирование с песком.
Предварительная работа:
Наблюдения за живой природой во время прогулки.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Прослушивание - аудиокассет.
Составление загадок об игрушках, овощах, фруктах.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением осеннего леса, леса летом, зимой, диких животных.
Видеофильмы о жизни диких животных
Дидактические и подвижные игры.
Оборудование:
Мультимедио с презинтацией; мнемотаблицы; лоточки с песком, стаканчики с водой, одноразовые ложки; лоточек со снегом; влажные салфетки.
Ход:
Сегодня мы с вами пойдем в гости, а пока давайте сделаем гимнастику для глазок:
Реснички опускаются,Глазки закрываются,Сном волшебным засыпаем,В страну сказок улетаем.Раз, два, три, четыре, пять – Смотрим глазками опять.
Ребята, мы с вами оказались в зимнем лесу (на экране изображение леса летом)
Вы со мной согласны? Почему? (листья зеленые, трава зеленая, цветы)Что же, вы правы. А теперь то мы точно оказались в зимнем лесу (на экране изображение леса осенью)
Опять вы не соглашаетесь со мной. Почему?(желтые, красные листья, трава пожелтела)
Вот сейчас то мы точно попадем в зимний лес (на экране изображение леса зимой). Вы согласны?(да) Почему? (листьев на деревьях нет, снег на земле и на ветках)
Да ребятки мы пришли в гости в зимний лес. Но если мы гости, должны быть и хозяева?
А кто хозяева в лесу мы узнаем, если отгадаем загадки(на экране мнемотаблицы с загадками о диких животных).
Ребята, вы правильно отгадали загадки -это лисица, заяц, волк, медведь, еж.
Как мы назовем этих животных одним словом?(дикие).
Молодцы, ребята. А сейчас я вас познакомлю со следами, которые оставляют дикие животные(на экране следы диких животных).
Эти следы оставил зайчик-посмотрите его задние длинные лапки, когда он бежит оказываются впереди передних (это заячьи следы). А это лисьи следы -они похожи на следы собаки, только меньше. Вот эти следы волчьи -они тоже похожи на следы собаки, только больше. Вот белочка проскакала (оставила свои беличьи следы) -у нее маленькие передние лапки и задние длинные, продолговатые, пальчики на них расставлены в разные стороны. А эти следы кто оставил? Они большие, видно что на пальцах длинные когти? (медведь, это медвежьи следы).
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чьи следы лишние?» Ответьте мне на вопрос: «Чьих следов не может быть в зимнем лесу?»(медвежьих).
А сейчас приготовьте пальчики:
У лисы в лесу глухомЕсть нора – уютный дом.Не страшны зимой метелиБелочке в дупле на ели.Под кустами ёж колючийНагребает листья в кучу.Из ветвей, корней корыХатку делают бобры.Спит в берлоге косолапыйДо весны сосёт он лапу.Есть у каждого свой домВсем тепло уютно в нём. Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие.

Дом - ладошки
Посмотрите, ребята, дикие животные шлют вам привет!
Скажите, мы можем отправить тоже какой – ни будь подарок диким животным?
Я предлагаю вам оставить следы и отправить их диким животным. Посмотрите, я набрала снега на улице, а его нет. Что стало со снегом?(растаял)
Предлагаю оставить следы от наших ладошек на песке. У вас в лоточках песок -печатайте свои ладошки.
Что случилось? Следы не остаются? Кто знает, почему не остаются следы на песке?(он сухой)
Что же нужно сделать, чтобы след от ладошки остался?(намочить песок)
Правильно, ребята, у вас есть стаканчики с водой. Налейте в лоточки воды столько, чтобы след не расплылся, перемешайте ложечкой и разгладьте песок и только затем прижмите ладошку к песку.
Молодцы! Где мы с вами побывали сегодня в гостях? С кем встретились?

Литература.
Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. Мозайка – Синтез 2012 г.
Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы во 2 младшей группе. Методическое пособие. Мозайка – Синтез 2012 г.
Максаков А.И.. Умственное развитие детей на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи. Москва 1984 г.
Общеобразовательная программа дошкольного образования. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы»
Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011.
Серия наглядно – дидактических пособий «Мир в картинках». Мозайка – Синтез 2010 г. «Дикие животные»


Приложенные файлы

Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Мишуткин сюрприз»


Цель: Дать представление и диком животном и его детёнышах (с медведем и медвежатами). Учить отвечать на вопросы воспитателя. Учить узнавать разные звукоподрожания – голоса животных. Развиваеи голос, речевое дыхание. Познакомить детей с содержанием стихотворения.
Материал: Картинка с изображением медведицы с медвежатами; кукла – мишка, игрушки животных.
Ход занятия: Воспитатель выставляет картину: « Медведица с медвежатами». Дети рассматривают, называют животных, показывают части тела. Сравнивают медведицу с медвежатами (медведица большая, а медвежата маленькие).
Воспитатель обращает внимание, что на лапах у медведя- когти, ими он цепляется за деревья и лезет за мёдом, там где находится улий диких пчёл. Ведь медведи очень любят мёд, а ещё они едят грибы и ягоды, а если сможет поймать, то мышей и зайцев. Живут медведи в лесу- это дикие животные. Они сами себе добывают пищу и делают дома. А когда наступает зима медведь строит себе берлогу и засыпает в ней то самой весны и сосёт лапу. Воспитатель предлагает изобразить как ходит медведь. Читает стихотворение:
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.


Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Рассердился Мишка
И ногою - топ!

Больше я не буду
Шишки собирать,
Лягу я в берлогу,
Буду крепко спать!
Сюрпризный момент.
Воспитатель показывает детям куклу-мишку. Он здоровается с каждым ребёнком за руку. Мишка принёс волшебный мешочек и предлагает детям отгадать, что в нём лежит. Дети поочерёдно подходят к Мишке и достают игрушку-животного. Называют кто это. И если может, то подрожают звуком.


Воспитатель вместе с детьми выстраивается в паровозик. У детей в руках игрушки и все отправляются к Мишутке в гости.
Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу
Всех до сада докачу.
Дети садятся на стульчики и Мишутка всем раздаёт гостинцы-конфеты и благодарит ребят за интересное знакомство.

Конспект ООД на тему: Зима в детском саду в группе раннего возраста

Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект ООД по познавательному развитию "Пришла зима" для детей 2-3 лет. ООД осуществляется в разных режимных моментах, включает в себя интеграцию образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Данный материал пригодиться воспитателям групп раннего возраста
Цель: познакомить детей с временем года зима, закрепить впечатления от наблюдений за сезонными изменениями, познакомить детей со снегом.
Задачи:
1. Дать первичные представления о сезонных изменениях в природе с приходом зимы;
2. Познакомить со снегом, его качествами и свойствами;
3. Учить отвечать на вопросы, активизировать речь детей и пополнить словарный запас: пушистый, холодный, мокрый, комок, снежинка;
4. Провоцировать детей на мыслительную деятельность, видеть элементарную причинно-следственную связь;
5. Развивать самостоятельность, учить одеваться в определенной последовательности.
Оборудование: кукла и комплект зимней одежды к ней, иллюстрации сюжетных картин осень и зима, стаканчик и снег.

Предварительная работа: ООД познавательному развитию и беседы о осени, заучивание стихотворения «Снег» А.Барто.

Ход образовательной деятельности:
До начало занятия воспитатель уносит куклу в приемную.
Дети сидят на стульчиках за столом. Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Маша! (Имя придумали дети, когда кукла появилась у нас в группе)

Воспитатель: А почему ты Машенька так одета?
Маша: Я, ребята, скоро пойду гулять. На улице пришла зима, стало холодно, много снега на дорожках лежит, а на дереве нет ни одного листочка.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что Маша надела, чтобы не замерзнуть на прогулке.
Воспитатель расстегивает шубку и показывает теплые штанишки, кофточку, носочки. Затем застегивает и помогает надеть сапожки и рукавички. Маша прощается и отправляется гулять.
Воспитатель предлагает встать и подойти к доске, на которой весят иллюстрации. Дети свободно стоят на ковре.
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим на картинку? Какого цвета были листочки на деревьях?
Дети: Желтые и красные.

Воспитатель: А где они были? На веточках? Высоко, высоко? (встает и показывает, а дети повторяют)
А упали они на землю? Низко, низко! (показ)
Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картинку. Где листочки?
Дети показывают или отвечают, что их нет.


Воспитатель: Выпал снежок и спрятал все листочки, все дорожки, всю травку укрыл.
Дети садятся на ковре. Воспитатель заносит в группу снег и дает потрогать детям, при этом проговаривает, что снег белый, холодный, мокрый, пушистый и т.д.


Воспитатель: Снежок это водичка, такая же, как дождик, просто на улице стало холодно, и водичка замерзла и превратилась в снежинки. Давайте оставим снег в группе и посмотрим, что с ним будет. Поставим вот здесь, а сами пойдем на улицу играть.
Во время сборов на прогулку воспитатели проговаривают с каждым ребенком, что они надевают и в какой последовательности, зачем берут лопаты.
Выйдя на улицу, воспитатель предлагает детям посмотреть снег и снежинки, слепить комочки, набрать в руки и рассыпать.


Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стишок, который мы знаем про снег?
А.Барто "Снег"
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Дети и воспитатель проговаривают и выполняют движения по тексту, после чего играю в другие игры. По приходу в детский сад, воспитатель обращает внимание на стаканчик со снегом.


Воспитатель: Ребята, что в стаканчике?
Дети: Вода.
Воспитатель: А куда исчез снег?
Дети: Растаял.
Воспитатель: Снежку стало тепло у нас в группе, он растаял и превратился в водичку. Мы на улице гуляли?
Дети: Да.
Воспитатель: На улице холодно, вы замерзли?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Мы тепло оделись.
Воспитатель: А еще весело играли со снегом. Молодцы! А сейчас идем мыть руки.

Конспект по познавательному развитию "Мишка косолапый" для детей группы раннего возраста (2-3 года)

Цели:
Учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям;
Стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
Развивать способность понимать текст и выполнять соответствующие движения по образцу;
Способствовать получению положительных эмоций в процессе лепки, используя прием растягивания пластилина пальчиком;
Предварительная работа: разучивание песенки «Погремушка», разучивание стихотворения А. Барто «Мишка», повторение потешки «По ровненькой дорожке».
Оборудование: мягкая игрушка медвежонок, шишки, погремушки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте детки! Мы живем в городе Кемерово и вокруг нашего города есть большой зеленый лес. А давайте с вами вспомним, какие животные живут в лесу.
Дети начинают перечислять диких животных.
Воспитатель: Какие вы молодцы, всех лесных зверей знаете. А загадки вы отгадывать умеете?
Дети: Умеем.
Воспитатель: Так давайте проверим.
Он в берлоге спит зимой под большой сосной,
А когда придет весна - просыпается от сна.
Кто же это?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Он коричневый, лохматый
Угадайте-ка ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том.
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а вы бы хотели, пойди в лес, в гости и мишке?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично, так давайте сходим.

Комплексная игра «По ровненькой дорожке»:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так. (шагают)
По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (бегут)
А теперь по камешкам прыг-скок, прыг-скок!
Мы пришли! (прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Здравствуй Мишка!
Мишка: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Дети, посмотрите, у медведя есть глазки? А у вас есть глазки? У медведя есть носик? А у вас, где носик? У медведя есть ушки? А у вас, где ушки? У медведя есть ротик? А у вас, где ротик?
Дети показывают части тела.
Воспитатель: Какие Вы молодцы, все знаете. Давайте тогда Мишке расскажем стихотворение.
Дети (хором):
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Воспитатель: Молодцы, Мише очень понравилось ваше стихотворение, и он захотел с нами поиграть. Поиграем с ним?
Дети: Давайте!

Логоритмическая игра «Мишка».
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою - топ!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Миша много шишек набрал в корзинку, посмотрите!
Дети смотрят, сколько шишек в корзинке, а воспитатель нечаянно роняет шишки из корзинки.
Воспитатель: Вот досада, а шишки то все рассыпались. Давайте соберем их обратно в корзинку, чтобы мишка не расстроился.
Дети, под веселую музыку. начинают играть в игру «Собери шишки!»
Воспитатель: Молодцы ребята! Мишке пора уходить в лес, давайте ему сделаем подарок и еще раз вместе поиграем.
Дети: Давайте!

Песня-игра «Погремушка»
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди.
Мишка: Детки, вы такие молодцы! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. А теперь нам пора прощаться. До свидания, дети!
Дети: До свидания мишка!

Тема занятия: «Ёжик в гостях у ребят»

Тип занятия: интеграция образовательных областей

Непосредственно-образовательная деятельность: познавательно-исследовательская

Цель:
формирование у детей интереса к жизни диких животных, раскрытие целостной картины жизни ежей

Задачи:
Познавательное развитие: продолжать знакомство с дикими животными на примере ежа, его повадок и образе жизни, развитие желания помогать животным, обучение соотнесению предметов по цвету

Речевое развитие: активизация словаря (ёж, иголки, враги, защищаться), развивать навыки диалогической речи

Физическое развитие: обогащать и совершенствовать двигательный опыт детей – развитие крупной и мелкой моторики, умения ползать с опорой на колени и ладони, навыка согласования своих действий с правилами игры, с ритмом песни

Художественно-эстетическое развитие: развивать желание и умение двигаться под музыку

Позиция воспитателя по педагогическим приоритетам с логическим выходом на тему занятия.
На группе созданы все условия для ознакомления детей с дикими животными: наличие иллюстраций, игрушек, дидактических игр по теме, чтение книг, разучивание стихов, песен по теме. Использование их в системе НОД и в игровой деятельности детей. Исходя из возросшего интереса детей к животному леса – ежу, организована познавательно-исследовательская деятельность по ознакомлению с его повадками и образом жизни.

Цель использования дополнительных материалов:
— ёж-игрушка нужна на занятии для тактильного ознакомления с предметом
— презентация служит необходимым визуальным сопровождением излагаемого воспитателем материала
— ёжики из картона, прищепки – для развития мелкой моторики рук, закрепления знания частей тела ежа, развития навыка соотнесения предметов по цвету
— грибы на стойках – для формирования знаний об особенностях питания ежей, для развития мелкой моторики рук

Используемое оборудование: игрушки – ёж, лиса, медведь, волк; картонные варианты ежей синего, зелёного, красного, жёлтого цветов; прищепки аналогичных цветов по 3 штуки на каждого ребёнка, деревянные грибы, насаженные на деревянную основу со штырями; музыкальное сопровождение — «Песня ежика», автор – Е.В. Машечкова, презентация «Для чего ежу иголки?»

Также интересное занятие в группе раннего возраста:

Содержательная часть:
Пальчиковая гимнастика
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук,
Ладошки, ладошки: хлоп- хлоп-хлоп,
Кулачками, кулачками: тук-тук-тук,
Локотками, локотками: стук-стук-стук,
Ножками, ножками: топ-топ-топ,
Ротик закроем, немножко помолчим!
(Выполнение движений по тексту с проговариванием слов за воспитателем.)

— Дети, угадайте, кто к нам в гости придёт?

Загадка
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

(Раздаётся стук в дверь, входит Ёж-игрушка.)
— Кто это? (Ёж)

Ёж:
«Здравствуйте, ребята. Мой друг зайчик рассказывал, как хорошо у вас в саду. И я тоже решил прийти к вам в гости, чтобы познакомиться и поиграть.»
— Здравствуй, ёжик. Мы тебе очень рады. Ребята, посмотрите, какой красивый ёжик, погладьте его.
(Воспитатель пытается прикоснуться к ежу, делает вид, что укололась. Дотрагиваются до ежа и отдёргивают руки, говорят, что он колючий.)
— Что ты, ёж такой колючий?

Ёж : «Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.»
— Дети, для чего ежу иголки?
— Чтобы защищаться от врагов.
— Правильно, но иголки нужны ему не только для этого.

— Ребята, ёж принёс для вас фильм. Хотите узнать, как иголки помогают ежу?
— Да.
(Показ презентации «Для чего ежу иголки?»)

— Для чего же ежу нужны иголки?
— Защищаться от врагов.
Носить на иголках листочки, ягоды, грибы, .
— Молодцы.

— Посмотрите, ёжик вдруг начал зевать.
Не пора ли с ним поиграть?
Динамическая пауза

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Появился дикий зверёк,
Ёж свернись скорей в клубок.

(Воспитатель показывает игрушки (лиса, медведь. волк) попеременно. Следит, чтобы дети ползали только с опорой на колени и вовремя замирали и группировались. Дети ползают на четвереньках. При показе игрушки- зверя наклоняют голову к коленям и сидят неподвижно.)

Ёж: «Ребята, как вы хорошо ползали и прятались от моих врагов! Почти, как я!»

— Ёжик, а наши ребята не только могут ползать, как ты, но ещё умеют показывать ежа с помощью пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
Ёжик, ёжик, колкий, Пальцы двух рук сплетают в замок.
Покажи иголки. Двигают кистями вправо – влево.
Вот они, вот они, вот они. Кисти держат переплетёнными в замок, а
пальцы выпрямляют.

Ёжик, ёжик, колкий, Двигают кистями с выпрямленными пальцами
Спрячь свои иголки. вправо – влево.
Раз – и нет иголок. Пальцы складывают в замок.

— Ёжик, тебе понравилась наша игра?
Ёж: «Да, очень!»
— А почему же ты загрустил?
Ёж: «Мне-то хорошо, у меня есть иголки, а у моих детёнышей – маленьких ежат иголки ещё не выросли. Им нечем защищаться от врагов.»
— Ребята, поможем ежатам, подарим им иголки?
— Да.
(Воспитатель раздаёт детям по картонному ёжику и высыпает на стол разноцветные прищепки. Дети прикрепляют прищепки к спинам ежей, подбирая по цвету. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.)
Ёж: «Спасибо вам, ребята. Теперь я спокоен за своих детей.»

— Что любят есть ежи?
— Яблоки. Ягоды. Грибы.
— Давайте угостим ежей грибами.
(Воспитатель высыпает грибы на ковёр. Дети поднимают грибы по одному, несут к ежам и насаживают на штыри.)
Ёж: «Спасибо, вам. Этих грибов хватит нам на всю большую семью.
Мне так хорошо у вас в саду. Но меня ждут дома. А на прощанье я хочу вас научить моему любимому танцу.»

Танец «Ёжик»

С бугорка на бугорок Бегают спокойно на носочках по кругу,
Я хожу в лесочке. руки на поясе.
Под осиной и сосной
Я ищу грибочки.
Припев. Раз, два, три, гриб сорви, Выставляют попеременно правую –
На иголках унеси. левую ноги. Руки на поясе.
У меня иголки, Делают ногами пружинку, корпус
Как в лесу на ёлке. поворачивают влево – вправо. Руки держат
Очень я люблю плясать. на поясе. Топают. Кружатся.
Быстро ножками стучать.
Припев. Раз, два, три, попляши,
Всех ребяток пригласи.

Ёж: «Как вы хорошо танцуете! Мне очень понравилось с вами танцевать и играть. А вам что больше всего запомнилось?»
(Воспитатель оценивает работу детей и предлагает попрощаться с ежом. Дети прощаются с ним. Ёж «уходит». Дети делятся своими впечатлениями.)

Информационные ресурсы:
Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду: практическое пособие / И. Е.Аверина, — М.: Айрис-пресс, 2011
1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов, / Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабардина – Ярославль: «Академия развития», 1997
Журнал «Колобок № 23, 2001, «Песня ежика», автор – Е.В. Машечкова.