Здоровье        23.12.2019   

Ребенок не умеет вести себя в обществе. Как научить ребенка вести себя хорошо в общественных местах. Не быть жертвой

Воспитывать следует с самого рождения, то есть “пока ребенок лежит поперек кроватки”. Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей – это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

Здравствуйте, уважаемые читатели, не помню, где услышала, но запомнила на всю жизнь: “Наша миссия, миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе”. И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основах лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь. А уважение – это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить “что такое хорошо и что такое плохо”. Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила хорошего тона для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом – зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют его правилам, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных норм общества будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета – манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Мне сразу здесь вспомнилось письмо одной читательницы, которое я публикую с ее разрешения:

Моя дочь не была букой. Но, одно время, стоило нам выйти на улицу, она становилась другим человеком. Я никак не могла понять почему? Дома ровная, спокойная обстановка, где она “отрывалась по полной”. А на улице, как будто замыкалась, жалась ко мне и ни с кем не разговаривала. Мне было неудобно перед соседями, и я уговаривала ее: “Пожалуйста, поздоровайся, так некрасиво”. Оказалось, соседний мальчишка дразнил ее, потому что она не выговаривает букву “р”. А в словах “здравствуйте” и “привет” – буква “р”.

Мы срочно стали работать над дикцией, хотя до этого времени у меня даже не возникало мысли, что в таком возрасте она может “попортить” жизнь ребенку. Спасибо большое Виктория, за ваши . Нам достаточно быстро удалось справиться с проблемой.

Конечно, нам родителям нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква “р”. И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети – пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет “включать” громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное – это учтивая речь. Помните, как удав Каа охарактеризовал Маугли?

Храброе сердце и учтивая речь.

Так вот, одна из важнейших основ этикета – учтивая манера речи! А для того, чтобы подробней разобраться в данном вопросе, я очень советую посмотреть вот это видео. Любимый многими с детства дядя Юра, если вдруг кто-то не застал, он вел передачу “Спокойной ночи, малыши!”, рассказывает классу доступным языком, о том какой должна быть наша речь, чтобы окружающие видели в нас воспитанных людей.

Этикет для детей школьного возраста

Начальная школа принимает детей, практически, знающих всю азбуку этикета. Но здесь они начинают осваиваться во взрослом мире. Правильное поведение в школе подразумевает:

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами. В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек. Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому – отрабатываются на практике .

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом – это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе – это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг – это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и если он занят, ни в коем случае ни обижаться, ни злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом. Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь. Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

Жевательная резинка

Некоторые дети, прожевав жевательную резинку, в лучшем случае просто ее выплевывают. В худшем – лепят в лифте, на поручни, на столы, парты. Потом жвачку можно обнаружить на волосах или на одежде, а известно, что убрать ее очень тяжело. Мало того, что жевать жвачку в общественном месте не красиво, а уж лепить ее… Школьник, знающий правила этикета, никогда так не сделает.

Поведение детей в гостях

Дети любят ходить в гости, да и принимать гостей им тоже нравится. Правда, смотря каких. К нам в гости пришла родственница мужа со своим ребенком. Мальчик домашний, в сад не ходит. Дети наши погодки и, по идее, должны были играть хорошо. Должны были. Пробыли они у нас пару часов, но эти два часа в квартире был крик и рев.

Мальчик вел себя “интересно”, за какую только игрушку не брался мой сын, он бросал все, что было у него в руках, и выхватывал у него игрушку. Краем уха я слышала их разговор, Александр спросил, почему он так делает? Ответ меня потряс, тот сказал, что пришел к нему в гости, и Александр должна все ему давать. Если сын сопротивлялся и не давал игрушку, начинался жуткий крик. А играть вместе нашего гостя видимо не научили. Родственнице было неудобно за него, она оправдывалась, что ребенка очень балует отец. Бедный мальчик, как он будет общаться с детьми в школе?

А теперь давайте посмотрим еще одно видео из серии Уроки этикета для детей. В нем очень наглядно показано как должен вести себя гость.

Правила этикета за столом для детей

Как мы услышали с вами в предыдущем видео, брать с собой детей в гости, стоит только если вас пригласили всей семьей. От того как будет вести себя ребенок в гостях, можно понять воспитан он или нет, знает ли правила этикета? Если ребенок:

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, – значит вы привили ему правила хороших манер.

С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, я написала в начале статьи. А вот к манерам за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

Правила этикета для детей – видео

Мой сыночек растет, через месяц ему исполнится уже 6 лет, и подумалось мне, что стоит углубиться в тему хороших манер. Нет, нет, не подумайте, что он их не соблюдает. Просто я всегда стараюсь дать ребенку те знания, на восприятие которых он способен по возрасту. Если в 3-5 лет было достаточно почитать книгу о правилах этикета и послушать в машине “Школу рыцарей” Галины Шалаевой. То сейчас, моя задача как родителя, подготовить сына к общению с одноклассниками, учителями, к посещению дома друзей без мамы.

На моем канале я собрала приличное количество видео, которые мы с Александром смотрим по одному в день. Какие-то из них ребенку понятны сразу. Другие даются сложнее и это мне помогает определить игра. Посмотрев видео, мы берем несколько человечков Лего и обыгрываем ситуации, о которых только что услышали. Если вам не совсем понятно, что я имею в виду, советую прочитать , в ней мы обыграли пикник. И как я там писала, тему игры всегда можно усложнить исходя из возраста ребенка.

Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства. Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход. Если вам понравилась статья, мне будет приятно, что вы познакомите с ней своих друзей в соц. сетях. Пожалуйста, не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.

Вы когда-нибудь видели детей в гастрономе: дети, которых не научили вести себя правильно, дети, которым не привили никаких манер! Они хватают с прилавков всё, что видят, не соблюдают очередь, толкаясь, пролезают вперёд, грубят взрослым и возражают родителям. Если вы – родитель, вы, вероятно, задаётесь вопросом, что надо сделать для того, чтобы помешать вашему ребёнку превратиться в маленькое чудовище, ужас для окружающих. Несмотря на то, что каждый ребёнок неидеален и несовершенен, есть
некоторые вещи, которые помогут вам исправить положение и научат вашего ребёнка красиво вести себя на публике, чтобы потом вам не пришлось краснеть из-за него.

Самая важная вещь, которую вам необходимо соблюдать, чтобы привить вашему ребёнку хорошие манеры – это последовательность. Если вы позволяете ребёнку вести себя дома, так как он хочет, а в публичных местах заставляете соблюдать его определённые правила и следовать другому порядку, ваш ребёнок будет в полном смятении, для него это будет непонятно, соответственно, не ждите от него полного послушания. Растерянные дети не сразу понимают, что от них требуют, и есть высокая вероятность того, что их поведение выйдет из-под контроля.

Другой способ, как научить своего ребёнка надлежащим манерам состоит в том, чтобы контролировать его поведение не только на публике, но и дома. Если вы сами будете игнорировать правила этикета в домашних условиях, то это будет плохим примером для ребёнка, и он будет думать, что так и следует вести себя. Поэтому, чтобы добиться успеха, вам необходимо показывать своим примером то, как следует себя вести и также контролировать его поведение.

Однако, это не обязательно в том случае, когда ваш ребёнок находиться дома. Если вы сможете правильно объяснить вашему ребёнку, а он вас поймёт, то можно позволить ребёнку вести себя дома более расслаблено, чем в общественных местах. У каждого человека должно быть такое место, где он может расслабиться и ему не нужно быть эталоном поведения. И конечно, было бы лучше всего, если таким местом для вашего ребёнка был дом. После того, как вы объяснили вашему ребёнку то, как следует вести себя в обществе, каких правил следует придерживаться в общественных местах, что хорошо, а что плохо, после этого вы можете сказать, что иногда очень мило и забавно быть немножко сумасшедшим в поведении (быть душой компании). Но при этом ваш ребёнок должен по-прежнему придерживаться правил поведения в обществе, он должен знать, что такое забавно-милое поведение не освобождает его от определённых общественных норм поведения.

Обучение надлежащим манерам и правильному поведению надо начинать с самого рождения ребёнка, ещё до того как он научиться говорить. Вы можете говорить: “Спасибо” и “Пожалуйста”, каждый раз разговаривая с малышом, например, покормив ребёнка, вы как бы от его имени можете поблагодарить себя, сказав: “Спасибо” и тут же ответить ему: “На здоровье”, таким образом, когда ребёнок научиться говорить, он сам будет использовать эти слова. Также, протягивая малышу игрушку, используйте слово: “Пожалуйста” и т.д. Это отличный способ научить вашего ребёнка этим словам, ему даже будет интересно повторять их за вами, так как мама и папа говорят эти слова.

Но одно правило поведения обязательно для всех детей – это то, что вы должны научить ребёнка уважительно обращаться к взрослым людям. Так, допустим, в Англии дети обращаются к взрослым: “Мистер” или “Миссис”, “Господин” или “Госпожа”, “Сэр”, “Мэм”, но в нашей стране эти слова не используются. Но так как некоторые взрослые придают очень важное значение тому, как дети обращаются к ним, то ваш ребёнок должен обращаться к ним по имени отчеству, а не просто «тётя» или «дядя». Вам стоит объяснить ребёнку, как обращаться к вашим знакомым, друзьям, чтобы они не обиделись, как можно называть незнакомых людей и т.д. Если вы научите ребёнка с уважением правильно обращаться к людям, то они не будут оскорблять окружающих. Конечно, если же взрослый, которого знает ваш ребёнок, говорит, что это абсолютно не необязательно называть его по имени отчеству, то вам не стоит настаивать на этом.

Детей надо научить слушать и не перебивать других. Конечно, это очень сложно, но это очень важно и необходимо для успешного будущего вашего ребёнка. Как известно, каждому человеку необходимо, чтобы его выслушали, поэтому, кто умеет выслушать, всегда добьётся успеха в общении с людьми. Вы должны каждый раз потихоньку напоминать ребёнку об этом и ни в коем случае не делать из этого большую проблему. Так как ребёнок иногда торопиться, волнуется, путается, он может забыть то, что вы говорили ему и какие замечания вы ему делали, поэтому, когда это случается, лёгкое напоминание – это всё, что нужно.

Помните, детям надо время, чтобы развить необходимые моторные навыки, например, чтобы есть, не проливая, не просыпая и жевать с закрытым ротиком. Не требуйте от ребёнка поведения, к которому он не приспособлен физически. Постепенно прививайте ему правильное поведение в общество, не торопитесь, каждое правило должно соответствовать возрасту малыша. Когда он действительно сможет принять его, и выполнить и вы воспитаете благовоспитанного ребёнка, по крайней мере, он будет вести себя, как следует большую часть времени, которое он будет проводить в обществе.

Вам приходилось отказываться от похода с ребятишками в магазин или на детский праздник? И не потому, что нет времени или желания, а потому что каждая прогулка превращается для вас в серьезное испытание нервной системы! Терпение и самообладание иногда дают сбой, и вы не понимаете, чего хочет ваш малыш, и почему его взгляд на поведение на улице не совпадает с вашим!

Почему детки ведут себя на прогулках не так, как хочется и как свести все проблемы к минимуму? Эти вопросы стоят перед многими родителями. Постараемся с ними разобраться.

С мамочкой по делам

Вашему малышу абсолютно все равно, куда вы идете. Главное – это выйти вместе с вами! Ребенок в восторге от идеи выхода из дома, и потому не останавливается ни на минутку: что-то трогает, бегает, куда-то рвется и задает много вопросов. И порой вы хотите оставить дитя дома, чтобы выполнить дела без суеты и лишних нервов. Но есть правила, которые помогут совместить оба занятия:

  1. Оговорить заранее правила. Объясните ребенку, что в магазине много людей, и если он вырвется, то может потеряться. На дороге ездят машины, а собаки иногда кусаются. Пусть правил будет мало, но они не должны меняться.
  2. Все должно быть вовремя. Кричать и шуметь можно на детской площадке, но не на улице или в бутике. Если малыш хочет пойти с вами, он должен вести себя тихо и прилично, как правило, детки хорошо запоминают такие уроки.
  3. Дайте ребенку задание. Пусть он в магазине выберет йогурт для бабушки или посчитает все машинки. Что угодно, только пусть будет занят.

Монстр, который визжит

Все соседи уже четко знают, когда вы собираетесь на прогулку? Собаки прячутся от пронзительного визга ребенка, а малыш еще и норовит распластаться на асфальте посреди улицы? Да, такое поведение нужно пресекать, но как? Как успокоить малыша, если на разумную просьбу он отвечает бурным негодованием, а дележка формочек в песочнице превращается в сражение почище Куликова побоища? Пора выучить новые правила воздействия:

  1. Разговаривать только спокойно. Ребенок истерит? Присядьте рядом и ровным тоном, но громко, попросите объяснить, что беспокоит. Пообещайте решить проблему (не купить очередную игрушку, а разобраться и решить).
  2. Система правил. Это важно. Пусть в доме будет несколько определенных законов: игрушка на улицу только одна, приятная покупка в магазине – тоже одна, пока малышу нет 8 лет, переходить улицу он может, только держась за руку. Ну и так далее.
  3. Секреты. Пусть у малыша будет «секретный знак». Например, слово, сказав которое ребенок может дать понять, что ему что-то совсем не нравится. Без лишних нервов и визга – просто сказать.

Магазин: не нужно ругаться и переживать

Что самое страшное для мамы? Плачущий и кричащий ребенок в магазине. Чтобы малыш не уставал и не играл в прятки за стеллажами, подключите его воображение или поручите пару дел:

  1. Пусть сам выбирает хлопья для завтрака или сыр дедушке;
  2. Составьте вместе список продуктов и включите малыша в процесс. Поручите держать листок бумаги и позвольте выбрать макароны или крупу для каши.
  3. Чтобы не искать ребенка по всему магазину, создайте систему оповещения. Например, отвлекаясь на выбор порошка, попросите малыша рассказывать стишок (вы будете точно знать, что он рядом), если надо отойти, пусть ребенок поет песенку. Это мило, недолго, да и посетителям намного приятнее слушать песенку, чем визги или выкрикивания имени, когда вы ищете собственное чадо.

Купи мне!

Уже сталкивались? Слышите каждый день и ничего не можете поделать? Не страшно! Сегодня вы научитесь, как порадовать малыша и не поощрять нытье. Для этого нужно планировать покупки вместе и ни на шаг не отступать от заданного плана:

  • договорились, что новая игрушка появляется не чаще одного раза в неделю – не идите на поводу и не слушайте просьбы;
  • знаете, что малыш проголодается, носите перекус с собой;
  • объявляйте время от времени «праздник фаст-фуда», «день непослушания» или прочие вольности.

Поверьте, если хотя бы попробовать некоторые правила, поведение малыша на прогулке заметно улучшится. И не стоит переживать, что вы «зажимаете свободную личность», пока ребенок еще впитывает ваши правила, его можно воспитать. Дальше с ним заниматься станет бесполезно, а жизнь – суровая школа. Так сделайте родного человечка чуть гибче и устойчивее! Удачи вам и здоровья вашим деткам!

Как научить ребёнка правильно себя вести?

"Только посмотри на это безобразие!", "Какой ты неряха!", "Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!", "Опять ты делаешь всё не так!", "Сколько раз тебе сказано?"… Знакомы ли Вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли Вам использовать их в общении с Вашим ребёнком?

К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.

Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение Вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому Вы можете пойти - это позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление - это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как "само-собой-разумеющееся", а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому - отмечайте ребёнка за хорошее поведение!

Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и "time out" (об этом речь пойдёт в следующий раз) - это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но Вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение Вы ожидаете от него, что правильно делать, и что - нет. Будьте уверены, что ребёнок Вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые Вы предпримите в случае непослушания.

Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: "Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо". Максим получил очень туманное, "общее" предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не "проникается" маминым обращением.В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.

Не знакома ли Вам такая ситуация? Если нет - то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:

"Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях". Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: "Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?" (Максим кивает). "Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, - говорит, - говорит Максим). "Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил "Спасибо" и "Пожалуйста", и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?"

Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: "Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?" Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить "Спасибо" и "Пожалуйста" и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?" Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: "Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?" Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).

Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: "Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей". Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.

Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что Вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.

Критика. Даже когда критика необходима, важно "оформить" её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: "Не рисуй на полу!" можно заменить на: "Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола". Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: "Ты не убрал свои носки на место" и "Ты - неряха", между: "Ты сказал мне неправду" и "Ты - обманщик", между: "Ты не убрала игрушки" и "Ты - лентяйка". А лучше всего, конечно, сказать: "Нужно убрать свои носки на место", "Нужно говорить только правду", "Нужно убрать игрушки". Приучайте себя к этому, и Ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и Вы можете что-то уронить или разбить, и Вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не "застревайте" на этом дольше, чем нужно: "Ой! Стакан опрокинулся - ничего страшного. Это случилось, потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?"

В завершение, ещё раз повторим основные мысли:

Спокойно и чётко объясняя ребенку, заранее правила и ограничения, Вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.

Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а, не критикуя за плохое, Вы помогаете ему быстрее учиться.

Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

В нашей культуре рецептов на скорую руку, зацикленной на получении результатов в кратчайшие сроки, поведение становится альфой и омегой. Если мы добились послушания, даже на время, мы считаем, что достигли цели. Тем не менее, начав принимать во внимание привязанность и уязвимость, вы поймете, что методы поведенческого подхода – введение санкций и искусственно созданных последствий, лишение привилегий – обречены на провал. Наказание ведет к враждебности и активирует механизмы эмоциональной защиты. Когда мы игнорируем ребенка в ответ на вспышку гнева, изолируем его за плохое поведение или лишаем нашего расположения, мы подрываем его чувство безопасности. Командуя ребенком, мы вызываем его противление – точно так же, как если мы пытаемся его «подкупить». Тогда какие же методы остаются родителям?

Семь принципов естественной дисциплины

1. Используйте близость, а не разлучение, чтобы добиться послушания ребенка

Разлучение всегда было козырем в рукаве родителя. Сегодня его раскручивают в качестве новомодного приема под названием «тайм-аут». Если снять с него красивую этикетку, станет очевидно, что этот инструмент модификации поведения – не что иное, как переработанная форма бойкота: изоляция, игнорирование, пренебрежение, лишение теплоты. Эти меры всегда порождали больше проблем, чем решали.

2. Когда возникают проблемы, разберитесь с отношениями, а не с происшествием

Когда что-то идет не так, очень часто мы первым делом стремимся обсудить поведение, вызвавшее проблемы. В психологии это называется «принципом немедленного реагирования», который базируется на представлении, что, если поведение тотчас не обсудить, возможность для извлечения урока будет упущена.

Помня о важности отношений, первым делом мы должны, если нужно, попытаться остановить нежелательное поведение и сохранить в неприкосновенности привязанность. Вы всегда можете вернуться к инциденту и к вопросам поведения позже, после того, как всплеск эмоций прошел и вы восстановили связь с ребенком.

3. Когда ребенка что-то не устраивает, вызовите слезы вместо того, чтобы пытаться преподать урок

Помните, одно из основных значений слова «дисциплина» – это обучение. Значительная часть нашей миссии как родителей заключается в том, чтобы научить наших детей тем вещам, которые они должны знать. Но как?

Эти жизненные уроки в гораздо меньшей степени являются результатом осознания правил, чем адаптации. Ключ к адаптации – в чувстве тщетности, когда мы пытаемся добиться чего-то недостижимого и изменить что-то, над чем мы не властны. Когда адаптационный процесс разворачивается так, как должен, уроки усваиваются сами собой. Природа не ставит перед родителями непосильных задач.

В октябре Институт Ньюфелда издательство «Ресурс» и журнал «Семейное образование» организуют приезд Гордона Ньюфелда в Москву и Санкт-Петербург (для жителей других городов будет организована он-лайн трансляция).

http://neufeldinstitute.com/int/ru/russia-2016/

http://apisarevskaya.e-autopay.com/checkout/239370

4. Формируйте добрые намерения вместо того, чтобы добиваться хорошего поведения

Бытует мнение, что одних намерений недостаточно, что только надлежащее поведение следует поощрять и одобрять. Все мы помним, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. С точки зрения развития, ничто не может быть дальше от истины. Добрые намерения дороже золота; намерение – это зерно ценностей и источник чувства ответственности. Оно подготавливает почву для смешанных чувств. Отрицать важность намерения – значит не использовать одно из самых значимых средств в душевном арсенале ребенка..

5. Вызывайте смешанные чувства вместо того, чтобы пытаться прекратить импульсивное поведение

«Перестань стучать», «Не перебивай», «Прекрати это», «Оставь меня», «Перестань вести себя, как маленький», «Не груби», «Возьми себя в руки», «Перестань носиться», «Не глупи», «Отстань от нее», «Не будь жадиной». Попытки пресечь импульсивное пове- дение обречены на провал: с таким же успехом можно встать на пути поезда и пытаться его остановить. Когда поведение ребенка подчиняется эмоциям и инстинктам, призвать его к порядку путем столкновения с ним и выкрикивания приказаний практически не- возможно.

6. Имея дело с импульсивным ребенком, попытайтесь «прописать сценарий» желательного поведения, вместо того чтобы требовать от него зрелости

Не все дети готовы к рассмотренным выше «продвинутым» способам поддержания дисциплины и обучения ей. Например, те из них, кто еще не способен испытывать противоречивые чувства, не могут действовать уравновешенно, какими бы умелыми и усердными воспитателями мы ни были.

Существует иной способ взаимодействия с незрелым ребенком: вместо того, чтобы требовать от него самостоятельного проявления зрелости, мы можем прописать сценарий желаемого поведения. Следуя нашим указаниям, ребенок не сделается более зрелым, но это позволит ему действовать в социальных ситуациях, с которыми он пока еще по-другому не справится.

7. Если не можете изменить ребенка, попробуйте изменить обстоятельства

Чем меньше ребенок нуждается в дисциплине, тем эффективнее будет любая методика. Верно и обратное: чем больше ребенок нуждается в дисциплине, тем менее эффективными будут стандартные техники ее поддержания.