Ипотека        09.07.2020   

Почему дети рисуют? Ребенок любит рисовать — как выявить талант Любят рисовать маленькие дети

Всем привет! С самых ранних лет малыши очень любят где-нибудь почиркать ручками, карандашами — в альбоме, на обоях, на мебели, да мало ли где! Дети рисуют картинки. Неважно, что им попадает в руки — фломастер, маркер, мелок или банан в руке — им тоже получается довольно неплохо рисовать на столе.

Ещё совсем малюткой ребенок с удивлением замечает, что карандаш в его руке может оставлять какие-то следы. А ведь это новое открытие для малыша. Он тоже может что-то создать своими усилиями!

Сейчас для развития детей предлагаются различные методики рисования. Для совсем маленьких деток можно взять пальчиковые краски. У хорошего производителя таких красок в составе их нет никаких вредностей, что очень даже хорошо, потому что малышки пробуют все на вкус.

Дайте ребенку большой лист бумаги — обычного листа формата А4 ему точно не хватит — негде разгуляться фантазии! Пальчиковые краски потому и называются так, что рисовать можно пальчиками. Или ладошками. Или кулачками. Это выбор Вашей с малышом творческой мысли.

Если Вы мама, которая не любит, когда ребенок пачкается — разденьте его, пусть рисует в одних трусиках (уж их не сложно будет быстренько постирать).

Ещё, как вариант, посадите ребеночка в теплую ванну — пусть рисует прямо на её стенках, заодно и сам помоется.

Предлагаю для ваших юных художников большой ассортимент красок, альбомов, водных раскрасок, карандашей, фломастеров, мелков, простых раскрасок и даже наборов кистей-спонжей. Думаю, ваш малыш выберет себе что-то по душе.

Люди-головоноги

Уже в возрасте трёх лет ребенок способен нарисовать человечка — маму, папу или старшего брата. Этот человек напоминает какого-то головонога! Но именно так ребенок и видит нас, взрослых. Ведь он смотрит на нас снизу вверх. Мы ему кажемся такими.

Моя дочь рисовала именно таких человечков примерно в трехлетнем возрасте. Только почему-то они лежали на боку.

А где-то год назад я заметила, что и младший сын изображал людей именно так — головоногами. Не важно, как вы выглядите на рисунке своего чада.

Важно, что он способен воплотить свой художественный замысел, способен нарисовать того, кого видит.

Рисование как способ усвоения информации

Ваш ребенок подрастает, и его рисунки становятся уже не полем для эксперимента, а способом, которым он усваивает новую для себя информацию.

Малыш изображает то, о чем недавно узнал, услышал, чему научился.

Поэтому дети любят рисовать своих любимых героев мультиков, сказок, рассказов.

Рисунки детей отражают душевное состояние Вашего ребенка.

В них скрыто очень много информации о самом юном художнике.

Важно внимательно присмотреться и вовремя заметить проблемы, которые волнуют малыша. Об этом я написала в статье про . Это очень важный показатель развития ребенка, его отношений с окружающими людьми, его видения себя.

Предлагаю своим читателям бесплатный вебинар «Как маме научить своего ребенка рисовать красивые картины, даже если сама она рисовать не умеет «(для детей от 5 лет) Елены Скулкиной. На вебинаре вы узнаете о 10 секретах, которые нужно знать каждому родителю, прежде чем рисовать с малышом.

Для деток помладше предлагаю видео-уроки рисования (от 3 до 6 лет) Росточки творчества .

Рисунок, выражающий эмоции

Посредством рисунка малыш может выражать свои эмоции. Даже если Вы предложите детям рисовать на одинаковую тему — все рисунки будут абсолютно разными.

Творения, на которых все улыбаются, ярко светит солнце, растут цветы говорят о том, что ребенку хорошо и комфортно.

Он открыт для всего нового. У него всё хорошо.

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз!


Рисование – это любимое детское занятие. Даже очень маленький ребенок, схватив в кулачок шариковую ручку или карандаш, уже хочет украсить своей живописью мамин журнал, обои в комнате или пододеяльник. Нарисовав пару каракуль, ребенок постоянно утверждает, что это папа или мама. Дети рисуют на бумаге все, что замечают вокруг. Иногда родители сохраняют на память рисунки своих чад. Но почему дети рисуют? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Почему дети любят рисовать

Как известно, дети очень любят рисовать. И рисуют они потому, что им нравится это делать. Так они познают окружающий мир. На 80 % мы воспринимаем окружающий мир через зрение. Большинство наших фантазий, мыслей и мечтаний формируются с помощью изображений. Обычный детский рисунок может много рассказать о том, что творится в душе маленького художника. Для ребенка рисунок – это не искусство, а определенная речь. Благодаря рисованию, он имеет возможность выразить все то, что он еще не выражает словами. В момент рисования малыш абсолютно свободен. Отступают на задний план ограничения и запреты. Чаще всего детский рисунок выражает сферу интересов малыша. С возрастом рисунки будут более осмысленными. До 3 лет – это линии, черточки или круги. К четырем годам уже появляется замысел детского изображения. Рассмотрим несколько основных правил, которые должны знать родители.

  • Рисунок ребенка – точный и достоверный источник информации.
  • Делать анализ рисунка, с точки зрения личностного развития, необходимо в возрасте пяти лет.
  • До 5 лет рисунки ребенка не содержат основной информации, то есть они малоинформативные. Так как пальчики малыша еще плохо развиты. В этом возрасте нужно учить ребенка различать цвета. Например, если малышу нравится красный цвет, то это означает, что в жизни он очень активный. А если ребенок рисует черными красками, то это говорит об агрессии.
  • Нельзя ругать ребенка за то, что он не так что-то сделал. Через свою работу малыш познает окружающий мир, приучается к трудолюбию.
  • Когда ребенок рисует, он постоянно думает и учится рассуждать.
  • Лучше всего, чтобы малыш рисовал вместе с другими детьми.
  • Необходимо помнить, что рисунок всегда будет отражать настроение (сиюминутное) ребенка. Нельзя судить о характере ребенка, только по одному рисунку. Малыш мог просто рисовать в плохом настроении.
  • Для рисования лучше всего дать ребенку карандаш. Он позволит увидеть силу нажима.
  • Для рисования маленьким детям необходимо покупать крупные кисти и большие ватманы.
  • Лучше всего выбирать краски, что не содержат вредных веществ. Так как ребенок может попробовать их на вкус.
  • Для маленьких детей не желательно покупать гуаш. Она имеет приятный запах и малыш может ее попробовать.
  • Рисунок ребенка - не диагноз. Просто Вы всегда должны знать, что происходит в душе Вашего малыша.

Что рисуют дети

Дети рисуют узоры, природу, свою семью, дом. В первую очередь дети рисуют семью. И чаще всего изображают самую большую фигуру человека, уделяют ей больше всего внимания. Если на рисунке вся семья держится за руки, то ребенок комфортно чувствует себя в доме. Если каждый занимается своим делом, то семья разобщенная. Поднятые руки говорят о потребности в помощи. Если ребенок рисует самого себя, то он чувствует себя уникальным и особенным в доме. На рисунке вообще нет малыша – это говорит о том, что ребенок чувствует себя ненужным. Резкими, сильными штрихами малыш будет рисовать неприятного ему человека. Любимых же людей он рисует плавными движениями, выбирая при этом красочные цвета. Если ребенок рисует дом без крыши, окон и дверей, то это свидетельствует о его замкнутости, стеснительности. То есть, существуют некоторые проблемы в общении с другими людьми.

Цвета передают определенное внутреннее состояние ребенка. Итак:

  • зеленый – независимость, упрямство, уравновешенность, стремление к безопасности;
  • синий - спокойствие;
  • фиолетовый - интуиция, фантазия;
  • красный - повышенная активность, сила воли, агрессия;
  • серый - безразличие;
  • желтый - оптимизм, положительные эмоции;
  • черный - протест, разрушение, внутренняя подавленность.

Теперь Вы знаете, почему дети рисуют. Дети рисуют для своего удовольствия и развития.

В процессе рисования развивается мышление, улучшается координация движений, развивается мелкая моторика, тренируется усидчивость. Рисование дает почти безграничные возможности для воспитания детей как творческих личностей. Благодаря рисованию у малышей улучшается речь, ускоряются темпы умственного и физического развития. Практически все маленькие детки любят рисовать, но по мере взросления они все более критично оценивают результаты своего творчества.

Рисуя, детки познают окружающий мир, выражают свои эмоции и фантазии. Детские рисунки – это не искусство, а один из способов проявления тех чувств, о которых ребенок не может сообщить словами. Когда малыш рисует, исчезают все внутренние запреты и ограничения, в этот момент он чувствует полную свободу самовыражения. Помимо этого, рисуя, детки учатся думать и рассуждать о характере предметов и их особенностях.

Детские психологи утверждают, что в поведении маленького ребенка нет никаких случайностей. То есть, если малыш проявляет повышенный интерес к какой-либо деятельности, то это говорит о наличии внутренних мотивов для развития его личности или, другими словами, о наличии специфических способностей.


Итак, ребенок любит рисовать, но как же определить, есть ли талант у малыша или же интерес к рисованию у него кратковременный? Прежде всего, родителям не нужно спешить с этим вопросом, время покажет, останется ли у ребенка желание заниматься рисованием. Многие детки любят рисовать, но не у всех есть к этому способности.

Сегодня существуют специальные тесты, с помощью которых родители могут выявить у ребенка художественные таланты. Один из простейших тестов заключается в комментировании рисунков и последующем их раскрашивании. Например, покажите малышу два черно-белых изображения доброго и злого человека. Попросите описать картинки, а затем раскрасить их. Если ребенок смог с помощью цветовой гаммы передать настроение рисунка и свое отношение к нему, то у него, безусловно, имеются способности к рисованию. Если же цветовая гамма рисунков практически не отличается, то у малыша, вполне вероятно, отсутствуют художественные способности.

Если ребенок любит рисовать, то часто родители считают, что его нужно профессионально учить этому и стараться развить его способности. Но в этом вопросе существует две точки зрения: сторонников и противников художественных школ.

С одной стороны, успех в какой-либо деятельности, художественной в том числе, невозможен без систематичного упорного труда и старательной начальной подготовки. Художественная школа сформирует прочную базу знаний, умений и навыков, необходимых в шлифовании художественного мастерства и в дальнейших занятиях рисованием.

Но в то же время рисование – это творческий процесс, подразумевающий наличие у художника собственного мировоззрения и индивидуального креативного видения обыденных вещей, поэтому некоторым деткам не подходит общая программа художественной школы, ведь здесь нужно рисовать то, что положено по программе, а не то, что захочет ребенок.

Не спешите с походом в художественную школу – настоящий талант пробьется и без нее. А многочасовые занятия, не всегда интересные маленьким деткам, могут отбить у них желание рисовать несмотря на имеющиеся способности.

Ребенок рисует черным цветом — что это значит?

Детские рисунки − это способ самовыражения, с их помощью малыш может передать чувства и переживания, которые он не в силах высказать словами. Основным фактором, влияющим на общий настрой рисунка, является цветовая гамма. Детские психологи отмечают, что цвета, преобладающие в рисунке, часто свидетельствуют о психоэмоциональном состоянии малыша.

Анализируя цветовую гамму детских рисунков, необходимо учитывать возраст маленького художника. Так, детки до 4-х лет, выбирая для рисования тот или иной цвет, еще не осознают свой выбор, поэтому оценивать их работы по этому признаку бессмысленно.

Зная эти особенности детских рисунков, многих родителей сильно беспокоит, что их ребенок выбирает темные или черные оттенки. Что это может означать? Что могут предпринять родители?

Ребенок рисует черным цветом: основные причины

  • Малыш приблизился или «вошел» в кризис трех лет, для которого характерны отрицание и протест. При этом ребенок может рассуждать следующим образом: «Я возьму цвет, который мне (маме или папе) менее всего нравится » или «Я нарисую так, как сам захочу, а не так, как надо».
  • Причиной черных рисунков может быть частое плохое настроение или недомогание ребенка.
  • Возможно, малыш переживает психологический дискомфорт, который может быть связан с семейными конфликтами, конфликтами в детском саду или наличием каких-либо страхов.
  • Черный цвет − это цвет контраста и многие художники прибегают к нему для создания графических картин. Именно поэтому существует вероятность того, что ваш малыш − будущий художник-график или же ему подсознательно хочется оставить видимый след в окружающем мире.

Ребенок рисует черным цветом . Что делать родителям?

Родители должны понять, что не существует «хороших» и «плохих» цветов. Анализируя детские рисунки, необходимо обращать внимание не только на цветовую гамму, но и на сюжет, а также стиль рисунка.

Обсуждение рисунка поможет правильно его интерпретировать, поэтому обязательно спросите малыша, что он изобразил, почему он выбрал именно такие цвета, что он хотел передать, какие эмоции у него вызывает собственный рисунок.

Избежать мрачных и психологически «тяжелых» рисунков поможет совместное рисование. Выберите вместе сюжет для рисунка, обговорите детали. Постарайтесь настроить ребенка на позитивный лад, развейте его страхи и плохое настроение. Если же малыш агрессивен и не идет на контакт, не настаивайте, попробуйте оторвать его от мрачных размышлений и переключить на другой вид деятельности. Чтобы отвлечь ребенка от темных красок, их можно просто убрать из палитры, и малыш переключится на другие, более веселые цвета. Если же другими цветами ребенок вообще отказывается рисовать, то это свидетельствует о наличии глубокой депрессии или стресса и в этом случае может помочь только хороший детский психолог.

С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать.

Новые открытия двухлетки

Малышу еще и двух лет не исполнилось, а он уже тянется к карандашу и с удивлением обнаруживает, что может своими действиями оставить след на бумаге. Это для него целое открытие! Оказывается, от его действий что-то может измениться, и он может влиять на мир! Для ребенка это восторг, новые открытия в себе и понимание своих возможностей. Так ребенок впервые открывает для себя рисунок.

Головоноги

Уже в 3 года ребенок способен нарисовать человека. Да, конечно, этот рисунок зачастую совсем не похож на изображение человека, это скорее головоног, но первый замысел рисунка уже начинает появляться.

Увидел – нарисовал – усвоил!

Малыш растет и его рисунок становится не просто пространством для экспериментов над своими возможностями, но еще и способом, которым он усваивает полученную информацию. В своем рисунке ребенок отражает то, что он увидел или услышал, а само рисование помогает ему лучше понять новую информацию. Поэтому малыши с удовольствием рисуют героев сказок, мультиков, свои любимые игрушки и даже нас с Вами – родителей! И то, что мы видим на рисунке, это его способ видения, и он таит в себе немало информации о самом художнике и о том, как он воспринимает то, что происходит вокруг него.

Рисунок, который выражает эмоции

Рисунок для малыша – это еще и способ выразить свои эмоции. Именно поэтому рисунки детей, даже на одну тему, могут сильно отличаться в зависимости от его настроения. Если малыш хорошо себя чувствует, мы можем видеть обилие ярких красок, солнышко, цветы, улыбки на лицах людей и даже животных. Рисунки таких детей сочные, яркие и излучают массу положительных эмоций.

Бывает и так, что ребенок предпочитает темные тона или рисует черным цветом . Если из рисунка в рисунок Вы видите черный цвет, а настроение ребенка часто подавленное – это тревожный признак и повод обратиться к детскому психологу. Малыш сильно переживает по какому-то поводу, чувствует подавленность, а возможно в его жизни уже было событие, которое он никак не может пережить.
Рисование у таких детей, это не просто сообщение о том, как он себя чувствует. Но еще и внутренняя работа над собой. Рисуя, он ищет дополнительные ресурсы внутри себя, чтобы справиться со сложными ситуациями и стрессом.

Рисунок для дошкольника – это пока еще совсем не творчество, а своеобразная речь, которой он сообщает нам о том, как себя чувствует и как воспринимает мир вокруг себя. Когда малыш творит, он настолько погружается в рисование, что иногда может даже не слышать взрослых. Это тот самый момент, когда он передает нам через рисунок все то, что таится у него внутри.

У рисования много разных полезностей

Рисование помогает сформировать усидчивость , которая так необходима будет в школьном возрасте, когда ребенок станет первоклассником.

Рисование развивает моторику руки ребенка и его движения становятся более четкими и точными, улучшается координация тонких движений. Это очень важные навыки при обучении письму. А развивая руку, мы развиваем мозг малыша, он начинает лучше говорить, быстрее усваивать новую информацию и просто ускоряются темпы его развития.

Как можно рисовать

Важно освоить разные способы рисования. Не стоит останавливаться только на карандашах и фломастерах. Дети очень любят краски, а пальчиковые краски просто обожают.

Я не раз наблюдала, как дети дошкольного возраста выбирают материалы для работы на моих занятиях. На предложение выбрать краски или карандаши почти всегда я слышу краски , а на предложение выбрать обычный лист бумаги или большой, я вижу круглые удивленные глазки и слышу «Конечно, большой!!!». Маленький лист бумаги выбирают обычно неуверенные в себе дети, с несколько заниженной самооценкой, они как будто находятся в рамках, выйти за которые боятся. Часто ребенку с хорошей самооценкой не хватает обычного формата бумаги (альбомный лист), чтобы полностью выразить себя, им требуется большой лист и тогда они с воодушевлением начинают свою творческую работу.

Хорошего Вам рисования, ярких красок и сочных рисунков!

Рисунки отражают состояние детской души, мысли, страхи, желания ребенка. Картинка может показать сиюминутное настроение или давние серьезные переживания малыша. Внимательным и чутким родителям будет интересно узнать, что любят рисовать маленькие дети и что означают такие картинки.

Что рисуют дети

Детские рисунки одновременно похожи и отличны друг от друга. Существует немало факторов, от которых зависит, какой будет очередная картина малыша.

Возраст

Для каждого возраста характерны свои любимые темы, цветовые решения, уровни мастерства. Рисунки «растут» вместе с авторами от примитивных палочек и закорючек до полноценных картин, от случайных, неосознанных произведений до продуманных работ.

Дети начинают интересоваться рисованием в возрасте от 1 до 1,5 лет. В этот период каждый малыш делает собственное маленькое открытие: если водить карандашом по бумаге, то на листе останутся следы. Следующие полгода ребенок проверяет свою теорию, хаотично водит ручкой по бумаге, столу, стенам, полу и оставляет точки, черточки, закорючки. Смысла в таких картинках нет, цвет значения не имеет. Ребенку нравится сам процесс движения рукой.

К 2 годам возникает интерес к собственным рисункам. Ребенок обращает внимание на связь между движениями руки и появляющимися точками, палочками и кругами. Внешне картинки не меняются, но внутри малыша происходит огромная работа по формированию зрительно-двигательной координации. Ребенку требуется около года, чтобы установить подобие контроля над собственными пальчиками, научиться не заступать за границы листа. Постепенно хаотичные линии будут складываться в забавные рожицы, зверей и птиц, цветы и деревья.

К 2,5–3 годам малыш начинает наделять картинки смыслом, показывать, где и что нарисовано. С помощью взрослого ребенок может изобразить солнышко, колобка, дорожку, море. Важно не критиковать детские каракули, не навязывать жесткие правила рисования, не помогать ребенку без его просьбы, чтобы малыш мог построить собственное представление об окружающем мире, обрести уверенность в своих силах.

С 3 лет ребенок начинает рисовать примитивных людей, зверей, птиц. Как правило, рисунок строится по принципу «точка, точка, запятая» и «палка, палка, огуречик». Люди и животные получаются похожими между собой и напоминают осьминогов. Сюжет отсутствует, персонажи разбросаны по листу бумаги вперемешку с абстрактными линиями и точками.

Если в 3–3,5 года ребенок по-прежнему изображает только штрихи и запятые или совсем отказывается рисовать, то родителям стоит посоветоваться со специалистами.

К 4 годам рисунки приобретают привычные для взрослых очертания. Ребенок начинает делить картинку, изображая линию горизонта, появляются небо и земля. Траву, деревья, людей и животных малыш рисует внизу, стоящими в одном ряду, а солнце, облака – вверху. В таком возрасте ребенок пытается запечатлеть движение и время: было солнце – пошел дождь, был день – настала ночь. При этом солнечная картинка зарисовывается тучами и дождевыми каплями, светлый день превращается в темную ночь. Важные объекты малыш изображает намного крупнее остальных деталей рисунка. Например, бабочка больше цветка, собака больше дома.

Следующие год-два ребенок отрабатывает навыки рисования, выбирает любимые темы, героев, цветовую гамму. Задача родителей – помогать, но не навязывать, не ставить жесткие рамки и требования. После достижения малышом 5-летнего возраста на основе детских картинок можно делать выводы о психологическом состоянии ребенка.

В 6–7 лет юный художник начинает рисовать «по взрослым» правилам, учитывая детали, особенности объектов. Он легко может изобразить простую картинку по просьбе взрослого.

Настроение

Страхи, проблемы, желания, мечты, симпатии, неприязнь оставляют свой след на детском рисунке, но наибольшее влияние на картинку оказывает сиюминутное настроение маленького живописца. Нельзя судить о характере и душевном состоянии ребенка по одному рисунку. Иногда родители, увидев листок бумаги с монстром и лужей крови, начинают паниковать. Им кажется, что картинка говорит о повышенной агрессивности малыша и необходимо срочно обратиться к психологу или психиатру. В действительности рисунок мог появиться под воздействием множества факторов, например:

  • ребенок плохо выспался;
  • у него ужасное настроение;
  • что-то болит;
  • он не хотел рисовать, но взрослые настояли;
  • увидел страшный мультфильм или фильм со сценами насилия и жестокости.

Не стоит запрещать выплескивать негативные эмоции через рисунки. Новый день принесет другие впечатления, и, возможно, родители никогда больше не увидят душераздирающих картинок.

Иногда лучше спросить у ребенка, что означает его рисунок. Может быть, монстр – это «не получившийся» мальчик, лужа крови – пролитое варенье. А темных красок так много потому, что светлые закончились.

Если ребенок рисует мрачные картинки постоянно и использует только темные цвета, то взрослым действительно нужно задуматься о причинах такого творчества.

Окружающая обстановка

На детское творчество серьезно влияет все, что окружает малыша. Громкие звуки, суета, навязчивая помощь взрослых будут мешать ребенку и отвлекать его от работы. Чересчур строгая обстановка, критичные замечания могут отпугнуть кроху или заставить его отказаться от творчества.

Дети любят рисовать вместе. Они, как обезьянки, подражают друг другу и с удовольствием присоединяются к коллективной деятельности. Однако при этом стараются скопировать чужую работу. Рисунки получаются похожими и меньше передают эмоциональное состояние каждого отдельного ребенка.

Герой и сюжет

Чаще всего дети рисуют свою семью, дом, природу, отражая домашнюю обстановку, отношения с родителями и сверстниками.

Освоив простейшие темы, малыши переходят к «мальчишеским» и «девчачьим» рисункам: богатырям, оружию, технике, принцессам, замкам, зверюшкам. Отдельное место занимают герои популярных мультфильмов, комиксов и фильмов.

Сюжеты рисунков часто меняются и зависят от настроения и переживаний ребенка. Нередко малыш изображает то, что его сильно напугало или расстроило, так как это один из способов расслабиться, побороть свои страхи. Если через некоторое время сюжет не изменится и станет навязчивым, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Мальчикам нравится рисовать динамичные картинки. Например, солдаты идут в бой, машина едет по дороге. Девочки, наоборот, предпочитают статичные картинки. Например, принцесса стоит у окошка дворца, зайчик сидит на поляне.

Семья

Семья – это самая любимая тема для рисования у детей. Первые произведения малыши создают в 3-летнем возрасте. Сначала портреты даются ребенку нелегко. Члены семьи больше похожи на колобков и осьминогов, чем на людей. Однако крохе собственные работы, как правило, нравятся. Взросление художника и его произведений происходит к 5–6 годам. Постепенно рисунки приобретают «человеческие» черты, появляются фон, детали. Главное – родители должны поддерживать творческие порывы малыша и восхищаться его шедеврами.

Иногда ребенок изображает семью в виде животных, растений или неизвестных существ.

Расшифровывая его рисунки-послания, стоит выделить несколько важных моментов:

  • Самая крупная, прорисованная фигура – это наиболее значимый для малыша человек. Однако если одни родственники настолько большие, что для других не остается места, то такие картинки являются сигналами о сложных отношениях в семье. Чем меньше остальные родные, тем ниже их положение и значение. Если малыш рисует только собственный портрет, возможно, он считает себя центром семьи. Если никогда не изображает себя, значит, чувствует себя малозначительным, ненужным.
  • Все части тела у каждого члена семьи должны быть нарисованы. Их отсутствие редко бывает случайным. Изображая человека без какой-то части тела, ребенок сигнализирует взрослым о проблемах. Например, отсутствие рта может говорить о частых замечаниях, скандалах, криках. Длинные руки символизируют страх перед наказанием, длинные ноги – потребность освободиться от чрезмерной опеки. Широко раскинутые руки – недостаток уверенности, уюта, толстые ноги – отсутствие надежности, стабильности. Если вся семья изображена с поднятыми руками, возможно, малышу нравится пугать окружающих, держать в страхе или, наоборот, ребенок боится и ему требуется помощь.
  • Большое значение имеет расположение членов семьи на листе бумаги. Если они стоят рядом, держатся за руки, ребенку уютно, комфортно. Часто малыш рисует родственников, занятых повседневными делами. Например, мама готовит, папа смотрит телевизор, сестра и брат играют. Если люди разрозненны и не взаимодействуют, малыш не воспринимает родных как одно целое. Линии, заборы, отделяющие членов семьи друг от друга, говорят об отсутствии общения, понимания. Если «в изгнание» попали младшие дети, ребенок ревнует к ним. Обычно размер таких братьев и сестер непропорционально маленький.
  • Дополнительные детали в виде шариков, бантиков, сердечек говорят о любви, надежности, тепле в семье. Множество лишних линий, точек, штрихов – о смешанных чувствах ребенка в отношении зарисованного родственника, о путанице в детской голове. При этом эмоциональный фон, отношение к этому члену семьи может быть как положительным, так и отрицательным.
  • Если ребенок рисует, сильно нажимая на карандаш, резкими штрихами, рвет бумагу, значит, между родными существуют серьезные проблемы. Кто-то из членов семьи вызывает у малыша неприязнь. Напротив, плавные линии, мягкие движения говорят о симпатиях ребенка. Это замечание не относится к детям, которые только учатся держать карандаш и пока не могут контролировать силу нажима. Частые исправления свидетельствуют о важности рисунка и неуверенности в своих силах.

Если ребенок никогда не рисует свою семью или постоянно забывает, отказывается изобразить одного из ее членов, родителям стоит обратить на это внимание. Вероятно, у малыша существуют какие-то психологические проблемы.

Дом, дворец, крепость

Фантазия ребенка безгранична. Перечислить все варианты домов, дворцов, шалашей, небоскребов, которые выходят из-под карандаша малыша, невозможно. Однако такие картинки имеют свои особенности:

  • Размер. Большие дом, окна и двери говорят об открытости, общительности ребенка, маленькие – об одиночестве и замкнутости.
  • Детали. Отсутствие окон, дверей или крыши означает стеснительность, закрытость малыша. Наличие лестницы, ведущей в пустоту, свидетельствует о том, что ребенка мучают семейные проблемы, конфликты. Множество дополнительных построек – признак тревоги, растерянности. Решетки, высокий забор, большие занавески говорят о зажатости, закрытости.
  • Земля. Отсутствие пола или парение домика над землей говорит о мечтательности малыша и богатой фантазии.

Часто рядом с домом ребенок рисует семью, деревья, цветы, животных.

С 5-летнего возраста малыш переходит на новый уровень рисования, и вместо избушек на картинках появляются дворцы и крепости. Девочки делают упор на величественные и красивые замки, украшенные флагами, цветами. Мальчики предпочитают крепости, военные постройки, города и карты.

Люди, животные, чудовища

Дети любят рисовать людей, зверей, птиц, рыб и неизвестных чудовищ.

Изображение человека требует от ребенка больших усилий. Чем лучше прорисованы фигура, части тела, одежда, учтены пропорции, тем гармоничнее развитие и уравновешеннее психологическое состояние малыша.

Появление на картинках рыцарей и принцесс говорит о том, что ребенок начинает интересоваться женскими и мужскими образами, примерять их на себя, осознавать собственную половую принадлежность.

Малыш может рисовать картинки, свойственные своему и противоположному полу. Однако родители должны обратить внимание, если в рисунках всегда отсутствуют герои и темы, соответствующие полу малыша. Возможно, ребенок не понимает или не принимает половые модели поведения. Также сигналом могут стать рисунки, на которых ущемляется один из полов. Например, мальчик постоянно обижает девочку; король всегда страшный и злой, а королева красивая и добрая.

Некоторые дети, чаще девочки, предпочитают изображать не людей, а животных. Любовь к природе говорит о чувствительности малыша, его ранимости. Если ребенок выбирает любимое животное и рисует его чаще других, скорее всего, малыш отождествляет себя с этим существом. Герой может быть как реальным, так и сказочным, придуманным.

Изображение страшных и злых животных, наличие у них больших зубов и острых когтей должно насторожить родителей. Такие картинки могут указывать на неприятие окружающего мира, враждебное отношение к нему, чувство неуверенности и потребность в защите.

Дети, особенно мальчики, любят изображать монстров, чудовищ, однако подобные рисунки не всегда свидетельствуют об агрессивности и неуравновешенности. Картина способна появиться после просмотра жестокого, страшного мультфильма, фильма, передачи. Рисунок является способом побороть детские страхи, так как нарисованное чудовище можно победить, закрасить, разорвать, выкинуть.

Взрослым следует обратить внимание, если малыш постоянно изображает катастрофы, аварии, монстров, убивающих и калечащих кого-либо, или, напротив, категорически отказывается рисовать пугающих героев.

Техника и мода

Популярные темы у мальчиков 5–7 лет – это техника, машины, корабли, самолеты, оружие. У девочек – одежда и аксессуары, модные показы, платья, украшения, обувь.

Для мальчиков технические рисунки считаются нормой и отражают силу, мужественность, власть. Эти качества ребенок видит у папы, дедушки, старшего брата. Не стоит волноваться, если на картинке изображены бой, драка. Серьезными симптомами, говорящими о повышенной агрессивности, являются повторяющиеся рисунки со сценами насилия, убийств.

Девочки любят картинки на женские темы, отражающие поведение и интересы мамы, бабушки, сестры. В своем творчестве ребенок закрепляет женственность, изящество, аккуратность, заботливость, тренирует чувства вкуса и стиля.

Цвет

Первые рисунки ребенка обычно монохромны, так как для изучения всех красок требуется время. Освоив штрихи и точки, малыш выбирает один цвет и начинает с ним экспериментировать. Оттенок значения не имеет, допускается даже черный. Несколько недель ребенок рисует картинки только в этом цвете, а затем переходит к следующему оттенку, пока не познакомится со всей палитрой. После этого рисунки станут цветными, и можно будет судить по ним о характере и настроении крохи.

Маленькие дети любят яркие цвета, но нередко какой-то оттенок в рисунках преобладает. Теплые, солнечные тона предпочитают настойчивые и активные малыши. Холодные, пастельные привлекают спокойных и мечтательных детей. Отсутствие многоцветности, контраст черного и белого говорит о психологических проблемах ребенка.

  • Красный цвет нравится энергичным, эмоциональным малышам, но может свидетельствовать об агрессивности и психологической неустойчивости.
  • Желтый говорит об оптимизме и высоких творческих способностях художника.
  • Зеленый – об уравновешенности, настойчивости, влюбленности малыша.
  • Голубой – о мечтательности, уверенности в себе.
  • Синий – о спокойствии, но иногда он символизирует грусть, переживания от разлуки с близкими.
  • Фиолетовый – это цвет беспокойства, усталости и фантазии, предчувствий одновременно.
  • Черный привлекает проблемных детей и говорит о депрессии, агрессивности.

Рассматривая рисунки, следует помнить, что выбор цветовой гаммы часто зависит от контекста. Черная земля, красный цветок выглядят гармонично, а черные дома и люди, красная лужа крови не подходят для детской картинки.