Детский сад        21.02.2021   

Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е.А. Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Подвижные игры для детей младшего возраста

Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве. Ход игры: Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль!», дети убегают на свои стульчики. После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем - не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры: Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Где звенит колокольчик?

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый, спрятавшись, звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук. Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили

Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры: Дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д. Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Самолеты

Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Майнур Николаевна Литвин
Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3-5 м от земли. К нему привязана бабочка так, чтобы она находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей . Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса) . Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

2. Мой веселый, звонкий мяч.

Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст :

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, как мяч.

3. «Зайка серенький сидит»

Цель : Приучать детей слушать стихотворение, понимать содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием.

Материал : маски зайчат. Ход игры : Дети сидят на стульчиках, по сигналу воспитателя : «Бегите в круг» - все дети собираются в круг. Дети вместе с воспитателем произносят стихи и делают движения, иллюстрирующие текст.

1. Зайка серенький сидит, он ушами шевелит

Вот так, вот так,он ушами шевелит

2. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть,

3. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.

4. Кто-то зайку напугал, зайка прыг… и убежал.

4. «Через ручеек»

На площадке чертятся две линии на расстоянии 15-20 см - это ручеек. В

помещении можно положить на пол два шнура на таком же расстоянии. Нескольким

детям предлагают подойти поближе к ручейку и перепрыгнуть через него, оттолкнувшись

сразу двумя ногами.

Указания к проведению. Воспитатель может сказать детям, что ручеек глубокий,

Одновременно упражнение могут выполнять 4-5 детей . Расстояние между линиями нужно

постепенно увеличивать до 30-35 см. Воспитатель следит за тем, чтобы дети посильнее

отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.

5. «ПТИЧКИ И ДОЖДИК»

Берем диск с записью звуков природы : пение птиц, шум дождя, звуки

леса. Можно из отдельных дисков составить свой собственный сборник.

Для игры маленьких детей композиция должна длиться 5-7 минут.

Например, в такой последовательности : звуки леса, голоса

птиц, потом шум дождя и ветра, опять птички и опять дождь.

В эту игру хорошо играть после окончания спектакля, когда детишки

засиделись и хотят немедленно двигаться. Так как в спектакле обычно

участвуют дикие звери, то можно сказать, что главный герой убежал

к себе домой, в лес.

«А еще в лесу живут птички. Покажете, как они машут крьшышками

и бегаем по комнате. «Ой, дождик пошел! Прячьтесь в домик!» Ручки

складываем над головой домиком и приседаем. (Идет запись дождя) .

«Дождик кончился, можно опять полетатЬ» (запись птиц) . И так продолжаем,

пока не закончится запись или не надоест.

Развиваем ритмику, двигательную активность.

Методический сборник "Игры для учащихся младшего школьного возраста"

Учитель физической культуры - Сазонов Алексей Сергеевич
Школа - МБОУ лицей № 26, г.Шахты, Ростовская область

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста.

ВВЕДЕНИЕВ данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В первой части сборника можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке, гимнастике и при планировании вариативной части рабочей программы.
Во второй части сборника представлены только те игры, которые вошли в мое календарно-тематическое планирование по физкультуре для 1-4 класса (3 часа).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на рассто¬янии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чер¬тится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш¬ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко¬манды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного до¬мика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «за¬пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.

Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж¬дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж¬ду ног.

Свободное место
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Осталь¬ные дети становятся в круг, очерчивая к тому же неболь¬шой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и иг¬рок - в другую. Каждый из них стремится быстрее обе¬жать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продол¬жается.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)

КОТ И МЫШИ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу.

Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание:

Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены).

В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши

разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут

в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит

по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

Правила:

    Воспитатель следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок.

    Воспитатель может использовать в игре – кошку – игрушку.

Варианты :

Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

Художественное слово :

Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел,

Только котик засыпает, все мышата выбегают!

ПТИЧКИ И КОШКА ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание:

На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны.

В оспитатель выбирает одного играющего, который становится в центре круга.

Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают

в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга,

тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет

на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую

кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим.

Правила:

  1. Кошка ловит птичек только в кругу.

    Кошка может только касаться птичек, но не хватать их.

Варианты :

Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка

подлезает под воротики, дугу.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в

разных направлениях и в подлезании.

Описание:

Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку.

На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой

(натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне,

помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски

корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку,

бег к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица»,

все цыплята бегут домой.

Правила:

    По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.

    По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой

Варианты :

Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии

друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

ПОЙМАЙ КОМАРА ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей

в прыжках (подпрыгивание на месте).

Описание:

Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.

Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра

с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит

прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над

головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара,

говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Правила:

    Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

    Ловить комара нужно не сходя с места.

Варианты :

Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

ПРИНЕСИ МЯЧ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя),

наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять).

Упражнять детей в беге по определенному направлению.

Описание:

Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта,

за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с

ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству

стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперед все мячи

из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с

ним к воспитателю и кладет его в ящичек. Затем дети садятся на свои мест, а за чертой

становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.

Правила:

    Бежать за мячом можно только после слова «беги».

    Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.

Варианты:

Кто быстрее принесет мяч, преодоление преграды через набивное бревно.

МЫШИ В КЛАДОВОЙ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании,

в беге.

Описание:

Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки

натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка –

воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются,

чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или

другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают

в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.

Правила:

    Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.

    Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

Варианты :

Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в

разных направлениях и прыжках.

Описание:

Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки.

На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. Автомобиль –

воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают

бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль.

Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Правила:

    Нельзя убегать за границы площадки

    Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.

    Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты :

Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки

могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять

на скамеечках и спрыгивать с них.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения,

выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Описание:

Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в

центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый,

звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики.

Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая

движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив

стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

Правила:

    Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты :

Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем

они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько

детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание:

Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится

ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться,

какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы,

лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Правила:

    Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Художественное слово:

Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Варианты :

НАЙДИ ФЛАЖОК ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).

Описание:

Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к

стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель.

Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на

свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке.

Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся

на стулья и игра начинается снова.

Правила:

    Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».

Варианты :

Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот

его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями.

БЕГИТЕ КО МНЕ ( II младшая группа)

Задачи:

Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Описание:

Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит

к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю.

Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и

говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики

и отдыхают.

Правила:

    Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»

    Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты :

Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести

колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить

свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание:

Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места,

свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой

дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух».

При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух

ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из

ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой

дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.

    Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».

    Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты :

Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.

ЗАЙКА ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на

двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание:

На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По

сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого

назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и

выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются

по своим домам.

Правила:

    Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты :

На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину

можно поставить нескольких зайцев.

ПУЗЫРЬ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.

Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.

Описание:

Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

«Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи,

дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все

дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг,

игра возобновляется.

Правила:

Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».

Варианты :

Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой –

широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит «Полетели

пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.

БЕГИТЕ К ФЛАЖКУ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей внимание, умение различать цвета. Учить действовать по зрительному

сигналу. Упражнять в беге и ходьбе.

Описание:

Дети получают флажки двух цветов – одни красные, другие синие. Воспитатель встает

на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой красный флажок.

Дети с синими флажками группируются около синего, с красными – около красного.

Затем воспитатель предлагает детям погулять. Дети ходят и бегают по площадке.

Воспитатель переходит на другую сторону и говорит: «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

Он протягивает руки в стороны, дети бегут к воспитателю и группируются около

флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, он предлагает помахать флажками.

Правила:

    Расходиться по площадке можно только по слову воспитателя «Идите гулять!».

    Собираться около воспитателя можно только после слов «Раз, два, три – сюда скорей беги!».

Варианты :

Взять вместо флажка ленточку или платочек, затем поплясать с ним. Ввести по 2 красных и

синих флажка. Воспитатель может менять флажки, перекладывая их из одной руки в

другую. Включить добавочный сигнал «Стоп!» (все закрывают глаза).

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место

на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание:

Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит

«Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь

пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои

места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и

воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

    Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».

    Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты :

Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной

навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу

можно заменить пляской.

ПОЕЗД ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять

навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание:

Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные

вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления).

В начале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят

«Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно

замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения

поезда возобновляется.

Правила:

    Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты :

Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

ВОРОБУШКИ И КОТ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая

друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в

быстром беге.

Описание:

Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше

или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» -

говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в

стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит

«мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места.

Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.

Правила:

    Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».

    Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».

Варианты :

Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.

ДОГОНИТЕ МЕНЯ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе,

не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.

Описание:

Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» - предлагает воспитатель

и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его

поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону.

Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем

продолжают игру.

Правила:

    Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты :

Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.

ЧТО СПРЯТАНО? ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей зрительную память, внимание.

Описание:

Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга

три – пять предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и

поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один

предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза,

поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к

детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих

даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого

игра возобновляется.

Правила:

    Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза

    По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.

Варианты :

Закрепить знания основных цветов, взять кубики или флажки. Вызывать одного

играющего. Убирать по 2 предмета.

ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое

место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Описание:

Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо.

Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову

воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая

руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову

воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой.

В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

Правила:

    Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».

    Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.

    Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя «Домой!».

Варианты :

Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет

домика – гнезда. Можно менять домики местами.

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу. Упражнять

в беге, ходьбе.

Описание:

Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты,

в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок. По сигналу воспитателя

«Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети

собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа

быстрей собралась.

Правила:

    Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».

    Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»

Варианты :

Предложить закрыть глаза, переставить флажки, стоящие в углах комнаты.

ТРОЛЛЕЙБУС ( II младшая группа)

Задачи:

Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному

сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Описание:

Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными

руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты,

в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети

бегут (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли

цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный –

дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Правила:

Бежать можно только на зеленый флажок.

При появлении желтого или красного колонна останавливается.

Варианты :

Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда

троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для сайт)

Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.

Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.

Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!

Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».

Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.

Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.

Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!

Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.