Детский сад        23.11.2020   

Техника кракле: мозаика из яичной скорлупы. Поделки из яичной скорлупы своими руками Кракле из яичной скорлупы на стене


Этот мастер-класс будет посвящен тому, как можно переделать простую баночку от парфюмерного крема Орифлэйм. Большинство женщин знают, что это такое, возможно, не раз им пользовались. Конечно, можно и выкинуть эту баночку после того как вы ею попользовались, но можно из нее сделать нечто интересное.

Можно в нее положить каких-то пуговиц, бусин, бижутерию, например, и хранить. Но пластмасса является дешевым материалом, не совсем эстетично и красиво смотрится, затирается она и царапается, поэтому лучше ее как-нибудь задекорировать.

Сегодня я предлагаю обклеить её яичной скорлупой, покрыть краской и сделать декупаж. Яичная скорлупа дает лучшее сцепление краски с поверхностью. Краска может держаться и на пластмассе, но, при неаккуратном использовании может все-таки стереться. А на яичной скорлупе, это уже проверено, она держится очень хорошо.

1. Для этого вам нужно, естественно, хорошо помыть от крема. Потому что он жирный и будет плохо клеиться.


2. Наносим клей ПВА и клеим яичную скорлупу. Можно клей наносить так, а можно кисточкой.


3. Всю поверхность нужно обклеить яичной скорлупой; после того, как Вы обклеите, оставьте высыхать на несколько часов. Потом можно продолжать работу.


4. Следующим этапом будет нанесение 2-3 слоя акриловой белой краски. Она будет фоном для декупажа и укрепит скорлупу.


5. Вырезаем небольшие фрагменты из декупажной салфетки и приклеиваем их на баночку все тем же ПВА. Аккуратно разглаживаем фрагмент, от цента к краям, выгоняя воздух и разравнивая морщины.

6. Следующий этап – это тонировка тем цветом, который вам нравится. Тонировать удобнее губкой.

Теперь остаются детали, подрисовать какие-то моменты, сделать тени, и можно еще украсить золотым цветом. Можно воспользоваться пастелью или тенями для глаз. Теперь будет хорошо видна яичная фактура. Можно использовать зелёный цвет. То же самое проделываем с крышкой.

7. Теперь берем золото акриловое, украшаем немного шкатулку. Я думаю его не везде использовать, а только по краям.

8. Финальная завершающая часть — это покрытие изделия акриловым лаком. Ну, а потом можно уже думать, кому подарить эту шкатулку.

Акриловый лак можно брать матовый или глянцевый. Наносить нужно несколько слоев, одного не будет достаточно. Покрывать нужно тонкими слоями и дать просохнуть каждому.

Ну все, наша шкатулочка уже высохла, можно наполнять её какими-то личными сокровищами.

На ее изготовление у меня ушли сутки. Конечно, если бы не дети и не домашние обязанности, можно было и быстрее сделать.

КГУ «Комплекс Тарханская средняя школадетский сад»

Разработка учителя технологии Шевелевой Натальи Дмитриевны

План-конспект урока технологии в 4 классе (преемственность между начальным и средним звеном обучения), рассчитан на 2 часа.

Задача: научить учащихся выполнению мозаики из яичной скорлупы в технике кракле.

Цели : - образовательная: ознакомить учащихся с историей возникновения и развития мозаики, видами изделий, материалами и приспособлениями для работы, оборудованием рабочего места, ознакомить с технологией изготовления;

-воспитательная: способствовать воспитанию формирования эстетического вкуса, воспитывать чувство взаимопомощи;

-развивающая : при помощи рисунка дать возможность выполнить практическую работу, привить умения и навыки, научить учащихся анализировать, определять особенности выполнения данной технологии.

Тип урока : урок-получение новых знаний, применение знаний и умений.

Вид урока : практическая работа.

Методы проведения урока : объяснительно-иллюстративный, рассказ, демонстрация; репродуктивный (инструктаж, практическая работа).

Средства обучения :

Предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;

Практические: трудовая деятельность;

Эмоциональные: творческий интерес, удовлетворение от работы.

Оборудование и наглядности : образец выполненного изделия, цветные фотографии панно, раздаточный материал - рисунок, яичная скорлупа, клей ПВА, кисточка для нанесения клея, наждачная бумага, салфетка из ткани, пинцет, гуашь, для декорирования – блестки, бисер.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Подготовка уч-ся к началу работы;

Приветствие;

Отметка отсутствующих;

Проверка готовности к уроку.

2. Вступительное слово:

Сообщение темы урока;

Постановка целей и задач урока.

3. Основная часть:

3.1 Ребята, вы любите красивые и необычные вещи? Тогда я познакомлю вас с удивительным миром древнего вида искусства, расскажу, как слагаются из маленьких кусочков яичной скорлупы неповторимые изделия. Каждая вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких (демонстрация фотографий панно и готового изделия).

Мозаичное рукоделие существует давным-давно и хранит много секретов, которые при желании может освоить каждый. И, если мастерству можно научиться, то такие черты характера, как усидчивость и терпение должны быть присущи тем, кто хочет заняться этим видом рукоделия.

3.2 Сведения из истории.

Как и любой вид рукоделия, мозаика имеет свою историю возникновения и развития. Послушайте небольшой рассказ об этом.

Мозаика – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Она применяется для оформления настенных панно, украшения фонтанов, создание картин. Слово «мозаика» (от лат. «прикладывание») – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала; также – изображение, узор, созданные таким образом.

История изготовления мозаики уходит далеко вглубь веков. Вот послушай, как Виктор Гюго рассказывал о мозаике: «...Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории искусства…. Внутри собора было темно и сумрачно. Боковые продолы заволокло тьмой, лампады мерцали, как звёзды. Так глубок был мрак, окутавший своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливалась во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба…»

Каждый народ ищет свой материал, свои способы работы. Например, в городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо – желтой, голубой, белой, синей глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.

Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создаёт радостное, торжествующее настроение.

Для работы используют осколки различных материалов: стекла, керамики, камня, полимера, бумагу и другие. Пользуясь приемами мозаики, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.

Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества. Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.

3.3 Материалы и приспособления для работы.

Прежде чем браться за мозаичное панно большого размера, желательно потренироваться и попробовать свои силы на кусочке картона или плотной бумаги - сделать аппликацию из яичной скорлупы. Фигурки лучше выбрать разной геометрической формы, чтобы научиться заполнять скорлупками и острые углы, и плавные изгибы. Сложной эта работа покажется только на первых порах, затем скорлупки будут легко выстраиваться в узоры и рисунки.
Вот сегодня мы с вами и приобретем первые навыки выполнения такой мозаики.

Перед началом работы давайте немного поговорим о тех материалах и приспособлениях , которые вы будете использовать в своей работе сегодня.

Основным материалом , конечно, является яичная скорлупа это – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности и фантазии. Её белая поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы при работе. Ещё, мозаика из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Материала для работы в каждом доме предостаточно, может использоваться скорлупа, как вареных яиц, так и сырых, белая или цветная. Скорлупки нужно подготовить для работы заранее – промыть под проточной водой, хорошо обсушить, они должны быть полностью сухими, покрасить их можно уже в готовой аппликации.
Для наклеивания фрагментов рисунка используется клей ПВА. Для удобства в процессе работы применяем пинцет – им выкладываются кусочки скорлупы по рисунку.

3.4 Организация рабочего места Ну, а теперь, когда, я думаю, вы все-таки заинтересовались темой мозаики – ознакомились с историей, материалами, - можно заняться деталями организации рабочего места.

    Особое место нужно уделить рабочему столу – его высота должна соответствовать высоте стула.

    Удобно когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы – по левую.

    Во время работы свет должен падать с левой стороны или спереди.

    Во время работы нужно сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд

    Чтобы работа получилась аккуратной, для удаления излишков клея на изделии, пинцете и руках используется тканевая салфетка.

3.5 Инструктаж по технике безопасности.

Вы уже большие - на следующий год перейдёте в среднее звено обучения в школе, поэтому должны знать, что при проведении любых работ нужно обязательно соблюдать правила техники безопасности и охраны труда. Вид нашей деятельности на уроке относится к ручным видам работ. Я не буду долго на этом останавливаться, потому что общие требования правил техники безопасности вы уже знаете, не так ли? (предполагаемые ответы учащихся – «да»). Так вот, помимо этого обратим внимание на то, что основным приемом работы будет ломание яичной скорлупы, опасность при работе является в том, что мелкие осколки могут попасть в глаз или уколоть руку. Она хрупкая, но в тоже время по твердости приближается к мрамору, она легко разламывается руками, но на поверхности практически не бывает царапин . Поэтому, как было уже сказано, изделие должно находиться на расстоянии 30 – 40 см от глаз. Не нужно размахивать руками, в которых находится материал, так как можно поранить соседа по парте и пораниться самому.

3.6 Вводный инструктаж

А сейчас приступаем к работе – попробуем сделать вот такие цветы (раздать подготовленные рисунки).

    Повторить технику безопасности при работах.

    Проверить готовность уч-ся к работе: для работы понадобятся яичная скорлупа, клей ПВА, кисточка для нанесения клея, наждачная бумага, салфетка из ткани, пинцет, гуашь, для декорирования – блестки, бисер, все это вы подготовили к уроку дома.

    Провести инструктаж по выполнению мозаики.

1. Подготовить рисунок, который будет выкладываться скорлупой. Небольшую часть рисунка покрыть клеем. Кусочек скорлупы приложить к намазанному участку рисунка и слегка придавить к клею. Скорлупка растрескается, получится сетчатый рисунок. Намазать клеем следующий участок и наклеить подходящий по размеру кусочек скорлупы.
2. Так заполнить весь рисунок. Скорлупки нужно размещать как можно ближе одна к другой, стараясь не выходить за границы рисунка. Пробелы, которые остаются между скорлупками, заполняются в конце работы. Подобрать мелкие скорлупки по размеру и форме пробелов, тонкой кисточкой нанести на пустые места клей, аккуратно пинцетом приложить кусочки скорлупы. Совсем мелкие участки в аппликации заполнять не обязательно, но при дальнейшей работе можно просто смешивать мелкие частички скорлупы с клеем и такой смесью заполнять крохотные пробелы.
3. Дать аппликации подсохнуть и закрасить краской, стараясь прокрасить все мелкие трещинки. Оставить сохнуть. После того, как краска полностью высохла, начинать шкурить наждачной бумагой. Тут вариантов несколько – можно высветлить отдельные места или сильно обработать наждачкой весь рисунок, чтобы краска осталась только в трещинах. Все зависит от эффекта, которого вы хотите добиться.

4. После этого декорировать рисунок блестками или бисером.

5. Готовую аппликацию наклеить на картон, вставить в рамку и повесить на стену.
Уч-ся приступают к практической работе.

3.7 Текущий инструктаж

Целевые обходы рабочих мест:

    проверить организацию рабочих мест,

    проверить правильность выполнения работы,

    проверить соблюдение ТБ.

4. Заключительный инструктаж.

    Подведение итогов работы на уроке (демонстрация работ, повторение полученных знаний)

5 . Выставление оценок.

6 . Заключительное слово учителя.

Сегодня вы научились мозаичной технике – кракле. Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла. Затраты минимальные и, если работа придется вам по душе - откроется огромный простор для творчества, и вы сможете превратить обычные вещи в уникальные произведения искусства. Я желаю вам дальнейших успехов!



МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ

МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ


Тема: "Мозаика из скорлупы – техника кракле".

Урок технологии в 4 классе связан с преемственностью между начальным и средним звеном обучения, рассчитан на 2 часа.

Данный урок проведён в виде практической работы. Урок является получением новых знаний и умений, их применением.

В конце занятия учащиеся продемонстрировали изделия, расширили свой кругозор по данной теме.

Меня просили рассказать,как я делаю фон,на что клею,какими материалами пользуюсь...Все расскажу,ничего не утаю,сама училась и учусь у наших мастериц.Итак,как и чем я это делаю? Буду рассказывать подробно,чтобы было понятно начинающим.

Клей ПВА(40 руб), лак матовый(380руб-800 гр) на водной основе (отечественный,без запаха) паркетный,краска акриловая для окон, дверей, подоконников(180 руб-800гр.). Цены нашего строительного рынка.Эти материалы мне нравятся.


Эти краски мне тоже понравились.


Итак,не нужное блюдечко обезжириваем,наносим с помощью губки фон-у меня любимый "топленое молоко",для этого в белую краску добавляем(по совету наших мастериц)охру светлую и немного золота.


Красим 2 раза,не забывая просушить как следует, после каждого слоя.Краску наносим и с обратной стороны.


Выбираем мотив.....у меня картинка на рисовой бумаге.Эта бумага рыхлая,поэтому не требует предварительной замочки.Клей ПВА разводим 1:1 с водой,намазываем им поверх мотива,начинаем от центра к краю.Есть рисовая бумага тонкая и глянцевая(ее замачивают на несколько минут,промокают,мажут клеем поверхность,затем наклеивают сюжет и сверху промазывают клеем)Теперь прижимаем картинку тряпочкой,выгоняя пузырики воздуха и удаляя излишки клея.


Просушиваем.ТАК ФЕН ДЕРЖАТЬ НЕЛЬЗЯ! Фен держим на расстоянии 20-30 см и не очень жаркий,в противном случае краска может отслоиться и появятся пузыри под краской!


Теперь приступаем к наклейке яичной скорлупы.На неразбавленный клей ПВА наклеим,предварительно промытую,просушенную скорлупку с удаленной пленкой.Скорлупа идет как от сырых яиц,так и от вареных(мне больше нравится от сырых).Промазываем участок клеем,затем кладем кусочек скорлупы и зубочисткой надавливаем на нее,скорлупка трескается,раздвигаем по трещинкам,но не все,иначе получатся очень маленькие кусочки.Это один способ


Второй способ:скорлупку раздавливаем рядом с тарелкой на подкладке и обмакнув палочку в клей,берем кусочек и приклеиваем.И в первом,и во втором случае,руки у меня совершенно чистые,клея я не касаюсь.Опять,все хорошо просушиваем.


Теперь берем губку и наносим ту же краску,что на фоне.Сушим.Получилось уже красиво,но...


берем краску "старая бронза",капаем капельку,губку макаем в краску,затем снимаем излишки и почти сухой краской начинаем" чпокать"по скорлупке, от края изделия.Не старайтесь сразу все закрасить,пройдите несколько раз по одному и тому же месту,так вы добьетесь плавного перехода.

Вот,как то так...сушим.


Очень понравились вот такие контуры(по совету Настиной бабушки)


Такими тоже пользуюсь,но у верхних больше возможностей (можно проводить прямые тонкие линии),а вот этими Таировскими, это делать проблематично.

Выделяем контуром каемку у мотива.


Кракелюры – это трещинки в слое лака или краски живописного полотна, своеобразный дефект, появляющийся на поверхности картины вследствие нарушения технологии живописного процесса. Однако то, что в живописи считается явным дефектом, в декупаже является одним из самых распространенных декоративных приемов искусственного состаривания поверхности.

Для создания сети трещинок на поверхности декупажной поделки обычно применяются специальные кракелюрные лаки. Их можно приобрести в магазинах товаров для творчества.

А возможно ли обойтись без использования зачастую дорогостоящих специальных средств для получения кракелюров и искусственно состарить декорируемую поверхность, применив для этого подручные материалы? Да, безусловно!

На примере одной из своих работ я покажу и расскажу, как можно сделать имитацию кракелюров из яичной скорлупы , а также создать кракелюры на основе клея ПВА .

Подготовить яичную скорлупу для создания имитации кракелюров очень просто. Для этого скорлупу сырого яйца тщательно мою щеткой с моющим средством в теплой воде. Затем очищаю скорлупу от внутренней пленки и высушиваю.

После того, как яичная скорлупа высохла, наклеиваю ее на предварительно загрунтованную поверхность изделия. Для этого обильно промазываю место нанесения яичного кракле клеем ПВА. А после выкладываю части скорлупы на поверхности на небольшом расстоянии друг от друга.

Если кусок скорлупы крупный, придавливаю его пальцами так, чтобы он раскололся на несколько мелких кусочков, которые затем раздвигаю зубочисткой или бамбуковой шпажкой.

После того, как вся поверхность (или ее определенный участок) заполнена кусочками яичной скорлупы, оставляю изделие до полного высыхания клея. А потом покрываю ранее наклеенную скорлупу еще одним слоем ПВА. На этот раз использую значительно меньшее количество клея, чтобы не залить промежутки между кусочками скорлупы, образовавшими своеобразное «яичное» кракле.

После высыхания клея окрашиваю поверхность изделия акриловой краской нужного цвета. При желании можно затереть промежутки между наклеенными кусочками яичной скорлупы масляной краской или пастелью, как это делается при создании двухшаговых кракелюров.

Прием создания кракле из яичной скорлупы всегда безотказно выручает меня, когда необходимо замаскировать выпуклые надписи или рисунки на поверхности стеклянных бутылок или жестяных банок.

Вы видите на крышке этой жестяной баночки выпуклый логотип компании-производителя чая?

Я тоже не вижу, так как он спрятан под яичным кракле. По-моему, идея неплоха! Как считаете?

Теперь я расскажу о том, как сделать кракелюры, очень похожие на те, что получаются при использовании одношагового кракелюрного лака. Для их создания снова понадобится клей ПВА.

При декорировании жестяной баночки для чая я решила сделать кракелюры по углам банки. Поэтому предварительно покрываю поверхность белой грунтовкой. Затем углы баночки окрашиваю зеленой акриловой краской и дожидаюсь ее полного высыхания.

Сразу хочу предупредить, кракелюры на основе ПВА получаются не всегда. Это напрямую зависит от качества клея. Предварительно можно поэкспериментировать с созданием кракелюров, используя клей ПВА разных производителей, чтобы выбрать для работы клей подходящего качества.

Покрываю загрунтованную и окрашенную поверхность банки слоем акрилового лака. Это необходимо для того, чтобы в случае неудачи с получением кракелюров иметь возможность смыть слой клея и краски, не повредив при этом ранее нанесенную грунтовку и краску.

А вот теперь наношу на окрашенные углы банки ПВА толстым слоем с помощью кисти и даю клею схватиться.

ПВА не должен высохнуть полностью, иначе никаких кракелюров можно даже не ждать! Клей нужно подсушить не до конца, а только до образования на его поверхности тонкой пленки, которая не тянется за кистью

Как только слой ПВА покрылся подсохшей пленочкой, наношу сверху белую акриловую краску при помощи широкой плоской кисти с синтетическим ворсом. Краску наношу одним мазком в одинаковом направлении, стараясь не прокрашивать одно и то же место дважды. И сразу же сушу изделие феном.

Мозаика из яичной скорлупы - КРАКЛЕ

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы - хрупкость - в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами, а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ.

В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы - всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке - вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,- мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор - это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь - украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

Вам понадобятся:

Яичная скорлупа
- Деревянная основа - фанера, ДСП или толстый картон размером примерно с тетрадный лист.
- ДСП, Толстый картон, Бумага
- Клей ПВА или"Момент"
- Мучной клейстер
- Калька
- Тушь (черная или цветная)
- Бумага писчая
- Ножницы
- Мелкозернистая наждачная бумага
- Тряпочка
- Палочка-"гладилка" - палочка из твердой древесины с ровным, хорошо отполированным срезом на торце.


Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки - ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами - скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету - на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой - желтоватые, на третий - розовато-коричневые, а на четвертый - пятнистые осколки перепелиных яиц.


Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее - вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.


Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.


Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней - почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры, о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала нарисуем простой рисунок.


Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения - рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно - достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды - на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко - надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро
заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.


Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен - химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,- и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.
ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора - это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой - листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.