Законодательство        23.12.2019   

Консультация для замещающих родителей "Приёмные подростки: как им живётся?". Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции» Консультации для приемных родителей в детском саду

Консультация для замещающих родителей на тему: «Приёмы и техники эмоциональной саморегуляции». Цель: развитие навыков самостоятельной саморегуляции психических навыков у замещающих родителей. Основной целью является научиться сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу». Использование образов Тем, кто обладает склонностью к артистичности мышления, хорошо помогает приём, основанный на игре. Например, выполняя какую-то тяжёлую и напряжённую работу, можно представить себя в образе кино- или литературного героя. Умение достаточно ярко воссоздать в мыслях образ для подражания, «войти в роль» помогает со временем обрести и собственный стиль поведения. Целенаправленное представление ситуаций Умению настроится или снять нервное напряжение помогает использование воображения. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних это пляж, приятное ощущение отдыха на тёплом песке после купания, у других – горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины. Из таких ситуаций необходимо выбрать самую значимую, действительно способную вызвать эмоциональные переживания. Способы отвлечения Могут быть состояния, когда к активным методам прибегать трудно. Нередко это связано с выраженным утомлением. В таких случаях снять груз психического напряжения можно, используя метод отключения. Средством может быть книга, которую перечитываешь много раз, не теряя к ней интереса, любимая музыка, фильм и так далее. Управление дыханием Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм дыхания. Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать дыхание на 2030 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние. Избавление от нежелательных эмоций: Диссоциация. Данный способ предназначен для людей которым мешает в жизни излишняя впечатлительность и эмоциональность. В этих случаях полезно выработать навык отстранения от эмоций - диссоциации. Этот навык основан на разделении осознавания человеком физиологических сдвигов в собственном организме, вызванных эмоциями, от осознавания своего внутреннего, психологического состояния. Для этого необходимо научится отличать и отделять навязываемые извне эмоции от деятельности собственного "Я". Упражнение "Марионетка". Это упражнение желательно повторять "в гуще жизни" - в различных жизненных ситуациях, особенно когда вы находитесь в обстановке, вызывающей у вас негативные эмоции. Попробуйте представить, что ваше собственное "Я", контролирующее мысли, движения и эмоции находится... вне тела. При этом тело живёт и движется чисто механически, в режиме автомата, управляемого извне. Можете представить что ваше "Я" наблюдает за собственным телом как бы со стороны (обычно сверху). Невидимые нити, идущие от этого центра, управляют вашими движениями, невидимые "кнопки" - эмоциями. при этом как телесные так и душевные движения становятся отстранёнными от вашего "Я", переживаются как нечто искусственное, как буд-то это происходит не с вами, а с кем-то другим. Запомните это состояние, в котором вы можете ощущать физические проявления эмоций, не отягощённые их психологической составной частью, отделённые от переживаний, чтобы использовать его в дальнейшем. Проживите в этом состоянии несколько минут, затем "вернитесь" в собственное тело, чтобы вновь ощутить полноту переживаний. Впоследствии можно использовать полученные навыки для того, чтобы в обстановке "накалённых" эмоций быстро успокоиться с помощью диссоциации осознавания своего тела и осознавания собственного "Я". Избавление от нежелательных эмоций: переход в нейтральное состояние. В отличие от предыдущего этот способ "нейтрализации" эмоций освоить гораздо легче, и доступен он абсолютно всем. Он не требует актёрского таланта, ибо избавление от неприятной эмоции достигается не образным представлением другой эмоции, вытесняющей первоначальную, а переходом в нейтральное состояние – покоя, отдыха, расслабления, в котором вообще никаким отрицательным эмоциям нет места. Наблюдение за внутренними ощущениями, связанными с эмоцией, позволяет нам отделится от неё, наблюдая собственную эмоцию со стороны, а затем и убирать неприятную эмоцию, воздействуя на эти ощущения. С ощущениями же можно справиться, опираясь на “три кита”: направленное внимание; мышечное расслабление; успокаивающее дыхание. Развитие навыков самонаблюдения. Почему навыку самонаблюдения нужно учиться, ведь это так естественно, так просто ощущать собственное тело, улавливать происходящие в нём изменения, связанные с эмоциями… Дело в том, что объём нашего внимания весьма ограничен. В каждый момент времени Мы получаем массу информации как извне, так и изнутри нашего собственного организма, на которую просто не обращаем внимания. Человек часто буквально просто не замечает, что живёт в собственном теле. Ощущения, связанные с приёмом пищи, вдыханием табачного дыма… да ещё если где-нибудь, что нибудь заболит, если тело напомнит о себе – вот и весь небогатый перечень привычных ощущений. Пещерный предок современного человека был куда более внимателен к своим внутренним ощущениям. Он полагался на них, на своё “шестое чувство”, в суровой борьбе за выживание. Современному же человеку надо заново учиться осознавать себя, собственное тело. Для этого рекомендуем выполнить ряд упражнений, цель которых – сосредоточить внимание на том, к чему вы давно привыкли, с таким же любопытством как в раннем детстве, когда вы только знакомились со своим собственным телом, его внутренним языком – языком не слов, а ощущений, когда, к примеру, тянуть в рот большой палец правой ноги, лёжа в коляске, было не только приятным, но и увлекательным занятием. По мысли Ч. Брукса (1997), для того, чтобы человек мог войти в контакт с собственными чувствами, ему необходимо вернуть себе природную, естественную полноту переживаний, свойственную маленькому ребёнку. Вырастая, человек не только приобретает жизненный опыт, но и теряет коечто полезное – естественность, непосредственность, открытость, общительность, интуицию и фантазию, ярко проявляющиеся в способности играть, и, наконец, способность радоваться жизни, не застревая на обидах и неприятностях. Важно, что при этом он всё-таки может на короткое время “вернуться в детство”, как психологически, так и физиологически, и именно такая способность лежит в основе занятий саморегуляцией. По сути, саморегуляция - это умение быть “здесь и сейчас”, важность которого можно проиллюстрировать известной буддийской притчей. Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Упражнение “Знакомство с собой”. Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, наблюдения за собственными физиологическими процессами. В качестве объекта наблюдения используем, естественно, своё тело – кисть правой руки (для левшей - наоборот). Для разминки проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих материал для последующей работы, обеспечивая множество физиологических ощущений, которые просто нельзя не заметить. 1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с силой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, имитируя работу насоса. 2. Энергично потирайте ладони друг о друга, пока не появится ощущение интенсивного тепла. 3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, добиваясь ощущение утомления в мышцах кисти. 4. Потрясите пассивно “висящую” кисть. Теперь – внимание и ещё раз внимание! Положите ладони симметрично на колени. Направьте всё внимание на внутренние ощущения. Всё внешнее при этом как бы перестаёт для вас существовать. Сконцентрируйте внимание на правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую очередь обратите внимание на следующие ощущения: 1. Чувство веса. Чувствуете ли вы тяжесть или лёгкость кисти? 2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или тепло? 3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но всё же весьма часто): Сухость и влажность; Пульсацию; Покалывание; Ощущение прохождения электрического тока; Чувство “мурашек”, “мороз по коже”; Онемение (обычно в кончиках пальцев); Вибрацию; Мышечную дрожь. Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает некоторую “энергию”. Постарайтесь запомнить это полезное ощущение, которое пригодится вам в дальнейшем. Может быть, вы почувствуете зарождающееся в пальцах, в кисти или в руке в целом движение – выпустите его на волю… наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело как бы ожило и движется по собственной воле, не зависимо от вашего желания. Продолжайте наблюдать за ощущениями, не отрываясь, словно погружаясь в этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от всего внешнего. Старайтесь улавливать в ощущениях самые тонкие изменения, важно удерживать, концентрировать для этого на них внимание. Следите за тем, как ощущения меняются, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять это упражнение достаточно долго – не менее 8-10 мин., а если хватит терпения, то и ещё дольше.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Телефон Доверия – один из наиболее доступных видов психологической помощи. Цель деятельности Телефона Доверия – оказание экстренной психологической помощи по телефону детям, родителям для конструктивного своевременного выхода из трудной жизненной ситуации.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей (Телефон Доверия) существует в МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Развитие» города Вологды с 2004 года и является одним из направлений оказания помощи детям и родителям.

Телефон экстренной психологической помощи для детей и родителей осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

    оказание экстренной психологической помощи;

    телефонное консультирование детей, подростков, молодежи, взрослого населения по актуальным проблемам развития личности;

    информационное консультирование.

Общее количество обращений за последние три года составило от 200 до 240 звонков. Ежегодно к наиболее часто встречающимся проблемам обращений относятся следующие: проблемы детско-родительских отношений и межличностных отношений в семье; учебные и профессиональные проблемы; проблемы личностного характера; проблемы психофизиологического и психического развития; сиротство, проблемы замещающей семьи.

МОУ Центр «Развитие» участвует в реализации региональной долгосрочной целевой программы "Дорога к дому", целью которой является укрепление института замещающей семьи, повышение уровня психолого-педагогической и медико-социальной компетентности родителей и лиц их замещающих, сокращение численности детей, воспитывающих в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм семейного устройства. В рамках программы предусмотрено оказание помощи консультантами Телефона Доверия родителям, воспитывающим приемных и опекаемых детей. Консультирование на Телефоне Доверия открывает возможности для незамедлительного решения проблем, возникающих у замещающих семей.

В настоящее время звонки на Телефоне принимают 5 психологов - консультантов. Все сотрудники имеют сертификаты повышения квалификации по консультированию на Телефоне Доверия.

На сегодняшний день у родителей, взявших на себя обязанности по воспитанию детей в замещающих семьях, возникает ряд трудностей, которые препятствуют созданию оптимальных условий для их нормального развития. Часто замещающие родители не справляются с проблемами, возникшими в процессе воспитания, и возвращают ребенка в детское учреждение. Как показала практика, родители, принявшие на воспитание ребенка, не всегда понимают задачи воспитательной и развивающей работы, являющейся основой в воспитании детей в условиях замещающей семьи, и нуждаются в специальном обучении для выполнения родительских функций.

Тематика обращений на Телефон Доверия замещающими семьями достаточно разнообразна:

    общение со службами в процессе оформления документов на ребенка;

    особенности возрастной психологии детей;

    основные депривационные проблемы у детей, развивавшихся вне семьи; виды депривационного поведения детей; возможности реабилитации;

    общение с окружающими и посторонними людьми; правила поведения;

    процесс адаптации, стадии, их особенности; определение перехода одной стадии в другую;

    особенности адаптации родителей; повышение роли отца и других членов семьи в процессе адаптации и реабилитации;

    интерпретация поведенческих проявлений ребѐнка в замещающей семье; основные стереотипы и ошибки родителей в интерпретации поведения детей;

    особенности поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;

    особенности адаптации сиблингов (в случае одновременного приема двух и более детей); налаживание отношений с другими детьми в семье;

    особенности психологии приемных подростков; основные ошибки усыновителей в интерпретации поведения подростков;

    тайна усыновления; как и когда, рассказать ребѐнку о его происхождении;

    идентичность приемного ребенка; проблемы контактов ребѐнка с биологическими родственниками; выработка / корректировка отношения ребѐнка к его биологическим родителям;

    взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребѐнка, юридические, этические и психологические аспекты;

    специфические проблемы детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта, детское воровство.

    трудности замещающих родителей в воспитании детей – 60%;

    вопросы, касающиеся образования (проблемы с администрацией школы или с другими педагогами, проблемы устройства ребенка в сад, школу) -18%;

    вопросы опеки и попечительства, получение социальных выплат – 9%;

    обращения по вопросам конфликтов с представителями правоохранительных органов и других государственных структур (правомерно ли допрашивали ребенка, можно ли снимать отпечатки пальцев у ребенка и т.д.) – 9%.

    вопросы жилищного характера – 4%;

Наибольший процент обращений замещающих родителей на Телефон Доверия составляют вопросы по поводу своих детей (60%).

Родители чаще всего обеспокоены учебными проблемами ребенка (48%): плохая успеваемость, сложности с выполнением домашнего задания, отсутствие дисциплинированности, прогулы; конфликтным поведением («грубит», «отвечает», «не слушается», «поздно приходит домой») – 23%. Кроме того, 12% замещающих родителей беспокоит курение, употребление подростками алкоголя и наркотиков. Невыполнение предъявляемых норм поведения волнует 28% замещающих родителей: частая ложь и обман, проблемы с деньгами, кражи, «невинное присвоение предметов», отказ от посильной работы по дому, невыполнение гигиенических норм, нарушение норм просмотра телепередач и норм сна, всеобщее неподчинение. Одна из наиболее волнующих тем в консультировании – установление доверительных отношения замещающего родителя и ребенка (43%), отношения с биологической семьей – 44% (см. диаграмму 1).

кем они являются в большей степени: родителями или нанятыми на работу воспитателями;

на какую помощь от органов опеки они вправе рассчитывать;

вопросы взаимодействия с кровными родителями ребенка.

При анализе обращений замещающих семей, выделяется значительное число родителей, которым необходима поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, психологов, специалистов органов опеки и попечительства в решении актуальных проблем замещающей семьи, систематическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.

Таким образом, деятельность Телефона Доверия по оказанию экстренной психологической помощи замещающим семьям очень актуальна в условиях дефицита очной профессиональной психологической помощи населению. Она позволяет получить мгновенную доступную психологическую помощь на высоком профессиональном уровне.

Профилактика и преодоление проблем, возникающих в замещающей семье

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

Независимо от причин, по которым взрослые люди приняли на себя роль замещающей семьи, они имеют определенные представления и ожидания вследствие принятого решения.

Самым распространёнными ожиданиями являются ожидание «горячей благодарности» от ребенка за то, что его «спасли» и ожидание, что ребенок будет соответствовать образу, который есть у взрослых.

Такая ситуация изначально закладывает «мину замедленного действия» в отношения между взрослыми и детьми. И чаще всего конфликты между ожидаемым и имеющимся происходит в опекунских семьях. Возможно, это связано с тем, что опекунами чаще становятся родственники опекаемого ребенка. В такой ситуации основной причиной принятия ребенка в семью становится «чувство долга», т.е. взрослые осуществляют «выбор без выбора». Поэтому в опекунских семьях, как показывает практика, установка «долга ребенка» выражена ярче.

В приемных семьях родители, стремясь к тому, чтобы ребенок как можно скорее забыл тяжелый опыт, начинают безоглядно удовлетворять все его желания: покупать игрушки, сладости и др. И в этой ситуации также взрослые, чаще бессознательно, начинают от ребенка ожидать благодарности.

Таким образом, и в приемной, и в опекунской семье часто возникают противоречия между возможностями и поведением ребенка и ожиданиями родителей.

Для профилактики возникновения конфликтных ситуаций в приёмных семьях и в опекунских семьях Жирятинский районный ЦПМСС предлагает вам занятия со специалистами Центра. На занятиях будут рассматриваются вопросы:

    Почему дети лгут;

    Почему дети дерутся;

    Роль поощрений и наказаний в воспитании детей;

    Что значит быть самостоятельным;

    Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному и др.

На занятиях приемные родители не просто весело и с пользой проводят время, но и учатся лучше понимать своего ребенка и эффективно взаимодействовать с ним. Цель занятий - помочь, подсказать родителям, как научить детей играть, помогая им приобретать необходимые навыки, причем, не навязывая свою волю, а предоставляя право выбора того, как самим организовать ее, дав свободу фантазии и творчеству. В содержание занятий включены методы игровой терапии, эффективные как для ребенка, так и для взрослого: игровые упражнения и задания на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, ролевые игры, психогимнастика. Работа строится на проведении тренинговых занятий, психолого-педагогических бесед, целью которых является гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”. Участвуя в совместных родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям. Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Занятия дают возможность:

    посмотреть на свою семью со стороны;

    познакомиться с сильными и слабыми сторонами своей системы воспитания;

    побыть родителю в роли ребенка и научиться лучше его понимать;

    научиться эффективным способам поддержки ребенка в сложных ситуациях;

    познакомиться с методами развития ребенка дошкольного и школьного возраста и научиться применять их на практике.

Причем родители убеждаются в том, что их проблемы не специфичны для них как для замещающей семьи, трудности могут возникать в любой семье. Такое приобщение к кругу доверяющих и сочувствующих друг другу людей - основной фактор, обеспечивающий успешность активной психологической работы и с родителем, и с ребенком.

Темы, обсуждаемые на занятиях часто становятся поводом для обращений за индивидуальными консультациями. Родители понимают, что их тревоги, во-первых, оправданы, во-вторых, что для преодоления озвученной проблемы необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа, в том числе, и с родителем, и с ребенком. Как показывает практика, индивидуальные консультации и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми и родителями, являются действенными формами профилактики и решения вопросов, возникающих в семье.

Алгоритм оказания помощи в разрешении проблемных ситуаций в семье в случае обращения. Условно можно выделить несколько этапов на пути решения проблемы:

    1 этап - обращение семьи за помощью,

    2 этап - диагностический,

    3 этап - коррекционно-развивающий, состоящий из нескольких ступеней – поиск ресурсов в отношениях между родителями и детьми, выработка стратегий поведения по изменению существующей ситуации,

    4 этап - апробация,

    5 этап - корректировка сценариев поведения, обсуждение перспектив детско-родительских отношений.

На диагностическом этапе педагог-психолог знакомится с содержанием проблемы, возникшей в семье. На данной стадии выявляются родительские установки и реакции, семейные ценности, стиль семейного воспитания, сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и их детьми.

Также проводится изучение индивидуальных особенностей детей и родителей. На основе полученной информации составляются рекомендации по изменению отношения к существующим проблемам и по способам и стратегиям поведения в различных ситуациях.

При анализе результатов диагностики с родителями обсуждаются их профессиональные и личные цели, их видение будущности ребенка, какие способности и возможности ребенка они бы хотели развивать и т.д. Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет вносить изменения в родительские установки и ожидания родителей. Зачастую родители с удивлением узнают, что их представления о развитии и обучении ребенка не совпадает с его возможностями.

Наиболее частыми проблемами и вопросами для обращений родителей являются:

    вопросы учебной успеваемости приемных и опекаемых детей в школе;

    вопросы установления правил и их соблюдения;

    сложности в общении, в том числе: истерики, крики, капризы, негативизм и упрямство, непослушание, неадекватные требования, повышенная обидчивость провокационное поведение ребенка и т.д.;

    ревность одного из родителей к приёмному ребёнку, избирательное отношение к детям в семье

Дети, попав в замещающую семью, могут вести себя совершенно по-разному: одни сразу же называют взрослых «мамой, папой, бабушкой», другие наблюдают за происходящим, третьи начинают «испытывать (проверять)» чувства взрослых. Сомнения ребенка, имеющего негативный опыт нежелательности, безразличного отношения к нему, обоснованы и понятны. Но иногда продолжительность таких «проверок» затягивается, вызывая у родителей самые разные чувства: от недоумения и обиды до страха и злости. Поскольку вышеназванные чувства принято считать негативными, то многие родители пытаются их игнорировать, скрыть даже от самих себя – то есть не принимают их, не пытаются понять причины проблем, тем самым углубляя зарождающийся конфликт. Задача педагога-психолога в данной ситуации помочь родителям понять, что именно приводит к возникновению тех или иных эмоций.

Третьим этапом в разрешении проблемных ситуаций является коррекционно-развивающая деятельность, которая, по сути, начинается уже на ознакомительном и диагностическом этапе работы с принимающей семьей. Стремление к идеалу в выполнении родительских обязанностей приводит к тому, что некоторые родители ставят перед собой и перед детьми очень высокие требования. Так как достичь такого уровня очень сложно или вообще невозможно, то у людей накапливается раздражение, усталость, разочарование в собственных возможностях и действиях. Некоторые родители впоследствии начинают искать виновных, и тогда виноватой стороной может стать ребенок.

На этапе апробации с родителями разрабатывается алгоритм действий для ситуаций, вызывающих напряжение или сопротивление у родителей, у детей. Намного сложнее ситуация представляется в том случае, когда конфликт возникает в семье, где есть подростки и замещающие родители в преклонном возрасте. Подростки в силу возрастных особенностей, «испытывают границы дозволенного» или стремятся к ранней автономизации от взрослых, заявляя о своей самостоятельности. Пожилые люди требуют уважения и послушания, апеллируя к имеющемуся опыту, возрастным заслугам и т.д. При этом каждая из конфликтующих сторон намеренна «твердо стоять» на своих позициях. Остроты проблеме могут добавлять накопившиеся обиды.
Как только удается получить минимальный опыт преодоления конфликтов, у членов принимающих семей появляется желание следовать предложенному плану действий, снижается уровень претензий другу к другу. Это не означает, что все проблемы разрешаются одномоментно и проблемы (конфликты) не возникают. Но даже небольшой опыт разрешения проблем является хорошим стимулом для членов семьи в постепенном изменении отношений внутри семьи (в создании доверительной обстановки внутри семьи).

В целом, необходимо отметить, что проблемы, возникающие в замещающих семьях, не отличаются от проблем, возникающих в семьях с кровными детьми. Но ситуация воспринимается острее, в связи с обстоятельствами, и в первую очередь, это связано с чувством неоправдывающихся ожиданий. Поэтому, именно психологическая поддержка родителей, обучение приемам и способам воспитания и конструктивного взаимодействия, является необходимым условием комплексной психологической работы с принимающей семьей.