Похудение        23.12.2019   

Психология ребенок выдумывает воображаемого друга. Как избавиться от воображаемого друга. Иногда это переносится во взрослую жизнь

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь... Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу... Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок... А назавтра снова детский сад... И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на , или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Обсуждение

А я ничего не нашла о своей дочке. Она с 2,6 лет все время либо себя ассоциирует с маленькими хорошенькими зверьками: лисичкой, зайчиком, собачкой. Обязательно маленькими, либо разговаривает с воображаемыми зверьками. И иногда приходит типа волк, которого я или папа должны прогнать. Чтобы это значило. Сейчас ей уже 3 года.

28.10.2008 13:54:12, Марина

моя дочка играет с воображаемыми братьями и друзьями- теперь я поняла, что реально мы ни с кем её возраста не общаемся а в сад ходим редко -вот и страдает. сделала выводы

10.09.2008 13:50:52, Евгения

ой-ой-ой.. А у меня в детстве была целая компания воображаемых друзей, и родители ничего о них не знали, мне и в голову не приходило рассказать кому-то о своих придуманных друзьях. Во я клиент для психолога была.. :-)

А вдруг это шизофрения, а не "родительский промах"?

Нам сегодня ровно 3 года, недавно появился тоже воображаемый друг, вернее подруга - некая "Калятя" :) Я, когда обратила на это внимание, стала интересоваться, кто она такая, но ребенок на мои вопросы отвечает неопределенно...

Комментировать статью "Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона"

101. Фалконер, Ян. Истории про свинку Оливию – «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год». 102. Франс, Анатоль. "Пчелка" 103. Фридман, Клэр. «Во всем виновата огромная синяя панда!». 104. Харрис, Дж. «Сказки дядюшки Римуса». 105. Хогарт, Энн. «Мафин и его веселые друзья». 106. Холаберд, Кэтрин. «Анжелина-балерина», «День рождения Анжелины», «Анжелина во дворце», «Анжелина – звезда шоу». 107. Хрусталева, Елена...

Мудрый философ когда-то заявил: «Огромные трудности практически никогда не бывают продолжительными, а небольшие – не стоят того, дабы на них направляли внимание». Не заклинивайтесь на какой-то трудности, насколько бы насущно эта процедура не стояла. Регулярно мозгуя над животрепещущей проблемой, представляя ее перед своими глазами, возвышая её ценность, вы всегда зряче программируйте свой разум на трудное её разрешение. Выпустите от себя проблему, продумывая на уровне мыслей, как от вас...

воображаемый друг википедия. Посмотреть темы в других конференциях: Кулинария Купоны и скидки Зарубежный интернет-шопинг Хозяйство Почти даром Услуги Продам СП: обувь СП...

Длинные летние каникулы дают о себе знать: все дела переделаны, отдых детям уже не в радость. Родители спешно ищут, чем бы занять свою драгоценность. Новые впечатления, истории и игры можно найти в последних книжных новинках. Forbes составил список детских хитов, которые сделают последний летний месяц для детей и их родителей незабываемым. 1. Ася Ванякина. «Айсберг на ковре, или Во что поиграть с ребенком?» Издательство: «Манн, Иванов и Фербер» Рекомендуемый возраст: от 1,5 года до 5 лет...

«Страна садов - термин неосознанно введённый Заком Браффом. Это состояние человека, при котором его ничто не радует. Ничто не производит на него впечатления. Зак Брафф считает что синдром «Страны садов» сейчас актуален для нашей цивилизации как никогда прежде. С помощью интернета человек увидел практически всё. Ни этнические различия, ни особенности отдельных талантов планеты, ничто не впечатляет сегодня человека. Человечество охватила всеобщая апатия. Язык общения людей - тоже устарел, с...

В середине февраля Владимир Сотников выпустит новую серию книг для детей под названием «Приключения лучших друзей. Повести Владимира Сотникова». В серию из тридцати книг войдут как уже ставшие популярными повести, так и новые произведения – продолжения приключений любимых героев и увлекательные истории с новыми персонажами. Каждый месяц маленькие читатели смогут узнавать из новой книги о приключениях отважных героев. Произведения Владимира Сотникова предназначены для детей 6-12 лет. В этом...

Дорогие друзья! Приглашаем вас 16 и 17 ноября в кинотеатр «Полет» на благотворительную акцию "Всей семьей в кино"! В эти выходные с 11:30 до 13:30 в рамках акции в кинотеатре «Полет» можно будет всей семьей провести время весело и увлекательно, причем совершенно бесплатно. Юных зрителей и их родителей ждут мастер-классы по твистингу - моделированию фигурок из воздушных шаров, развлекательная программа от аниматоров и большое количество мультфильмов - в программе «Мульт-Экспедиция» будет...

Жизнь так устроена, что только с появлением своих детей начинаешь понимать, чего именно не было в твоем собственном детстве. Чего, так скажем, ты был лишен: не видел, не пробовал, не испытал, во что не играл и т.д. С удивлением обнаружила, что в детстве я не читала таких хитовых детских вещей, как «Малыш и Карлсон», «Мумми-Тролли», «Крокодил Гена» и, как выяснилось, многих других!! Теперь открываю их для себя.. в 30 лет, читая своей дочке. Мультфильмы и фильмы, снятые по мотивам произведений...

Девочки, первый класс уже в прошлом, закончилась и первая четверть второго! Многое преодолели семьей, давайте делиться проблемами и преодолевать их вместе?:)) У нас система обучения "школа 2100", ИМХО, лучше бы все оставили прежним. Я не против новизны, я за продуманность программы! Хорошо, что образование и знания позволяют мне держать ребенка на плаву, а ведь пошел в школу с полным набором знаний первоклашки! Читал, считал прекрасно! Единственное - в школе "писать" строчными буквами научили...

Наша семья и книги - большие и преданные друзья. Мне сейчас 55 лет и даже не помню свою жизнь без книги. В маленькой деревушке Усть-Горы при школе была небольшая библиотека, которую я перечитала на несколько раз. Любовь к книгам и привела меня работать в библиотеку. И вот уже 36 лет я работаю библиотекарем. Когда родился первый сын Денис, то с самого раннего детства я читала ему книги. В четыре года мой сын уже полностью декламировал М. Лермонтова «Бородино», а из прозы мы с ним читали Н...

Может, он к воображаемому другу обращался? У нашей поначалу было несколько таких подружек, и она с ними громко разговаривала в общественных местах...

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет) Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и веселые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и...

Всем здравствуйте, я Света. Я мама. Я три года в декрете. Все эти три года моя голова не отдыхает ни секунды, думая о том, куда себя применить. Многим знакомо? Мне порою даже стыдно перед дочерью, я все время думаю не о том. А иногда, представляете, я даже ночью уснуть не могу все думаю, и как назло это процесс неуправляемый, ну никак не "выключить" голову. Много чего было придумано, много чем горела,да и перегорела. Осталось только два занятия, которые приносят очень хороший доход в...

Если ребенок ВСЕ время играет с воображаемым другом, я бы напряглась - скорее всего он одинок и ему не хватает общения с др.детьми.

Это абсолютно нормально:) Воображаемый друг помогает ребенку справиться со многими эмоциональными проблемами.

" Воображаемые друзья " многократно становились героями книг и фильмов: например, одним из популярнейших детских персонажей стал Карлсон, который живет на крыше.

Я думала, что просто воображаемый друг - ну, ничего страшного, сейчас зима, мы выбираемся куда-то нечасто, в детском коллективе уже месяц как не были...

Играет со своими воображаемыми друзьями, причем может так натурально "тащить" за руку этого кого-то, что любой актер позавидует.

Это тот, кто раскидывает игрушки, не спит по ночам, разрисовывает Димкины тетрадки и т.д. Кажется у Димы тоже были воображаемые друзья...

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

Некоторые дети склонны создавать себе воображаемых друзей, которых на самом деле не существует. Что это — невинная детская выдумка, развлечение или это свидетельствует о серьезных психологических проблемах у ребенка? Надо ли бить тревогу, или лучше предоставить всему идти своим чередом? Тему комментирует детский психолог Маргарита Барсукова.

— К тому, что у их ребенка есть "невидимый" друг, все родители относятся по-разному, — говорит специалист. — Одни вовсе не обращают на это никакого внимания, другие "подыгрывают", а третьи устраивают панику и начинают таскать чадо по психиатрам…

Между тем, по словам психолога, наличие таких несуществующих "друзей" всегда указывает на определенные проблемы у ребенка.

— Чаще всего дети выдумывают себе друзей, если они чувствуют себя одинокими, — рассказывает Маргарита Барсукова. — У них нет контакта с ровесниками и чаще всего отсутствует контакт и со взрослыми. Но бывают и исключения.

Допустим, у ребенка есть и реальные друзья-сверстники, но отношения с ними его по какой-то причине не удовлетворяют — например, ребенка дразнят, смеются над ним, и он выдумывает друга, который всегда принимает его таким, как он есть, участвует в его играх и забавах… Как правило, воображаемый друг всегда настроен к ребенку благожелательно, в отличие от реальных детей.

Случается и так, что ребенок придумывает себе взрослого друга, который его всегда защищает, опекает — словом, является старшим и мудрым товарищем… Это может указывать на то, что ребенку не хватает именно таких отношений, он чувствует себя незащищенным, не уверен в себе… Порой дети выдумывают таких друзей, чтобы поднять свой статус в глазах ровесников: ведь если с тобой дружит кто-то старше тебя по возрасту, значит, ты чего-то стоишь.

В этом разделе:
Новости партнеров

Иногда дети воображают "поклонников" противоположного пола. Так, маленькая героиня рассказа Сэлинджера "Лапа-растяпа" выдумывает мальчика Джимми, который ест с ней за одним столом и спит в одной кровати. Увы, в реальной жизни отношения с противоположным полом не складываются либо складываются не так, как хотелось бы. "Все дружат с мальчиками (девочками), а я нет", — рассуждает такой ребенок. Так почему бы не придумать себе "жениха" или "невесту", существующих лишь в воображении?

Бывает, что воображаемый друг оказывается волшебным существом, вроде феи или гнома, или какого-нибудь героя мультфильма. Этот персонаж исполняет желания ребенка, малыш может даже фантазировать , что тот выполнил за него домашнее задание, убрал комнату или, напротив, напроказил… Таким образом ребенок защищается от реальности, ведь куда проще свалить всю ответственность за собственные поступки на кого-то другого, тем более, обитателя сказочного мира…

Как же вести себя, если у вашего чада появился такой друг? Давайте прислушаемся к рекомендациям психолога Маргариты Барсуковой.

Попытайтесь расспросить об этом друге как можно больше. Например, как фамилия этого дружка, где он живет, чем занимается, можно ли с ним познакомиться…

Кстати, не всегда новый друг оказывается воображаемым. Например, в мистическом сериале "Закрытая школа" маленькая девочка дружит с "гномиком", который на деле является реальным человеком, просто уродцем… А поначалу все принимают рассказы малышки за ее фантазии.

Поэтому ваша задача — вытянуть из ребенка как можно больше информации, которую можно проверить. Ведь общение детей с посторонними людьми не всегда безопасно. Особенно следует насторожиться, если малыш зовет своим другом взрослого человека, которого вы не знаете.

Если ребенок при вас разговаривает с невидимкой, требует, чтобы его тоже покормили, уложили вместе с ним спать и т.д., можно подыграть ему, но до определенных границ. Так, не стоит допускать, чтобы ребенок общался только с другом. Попытайтесь отвлечь его, почитать ему книгу, рассказать сказку, усадить за уроки.

Не следует насмехаться над малышом или запрещать ему общаться с его фантазией. Тогда он еще больше уйдет в свой воображаемый мир.

Помните, что наличие воображаемого друга всегда сигнализирует о каком-то внутреннем неблагополучии. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, способствуйте его контактам с ровесниками — и рано или поздно он позабудет о своих фантазиях.

Друзья - это отлично, но что делать, если в вашем доме появился «Карлссон» - друг, которого не видит никто, кроме ребенка?

Чего делать точно не надо, так это пугаться и паниковать.

Психологи утверждают, что вымышленный друг - довольно частое и совсем нестрашное явление в возрасте от 3 до 7 лет, связанное с развитием у малыша фантазии и воображения. Обычно несуществующий друг исчезает к школе.

Причины появления воображаемого друга:

Фантазии. Одни дети говорят с игрушками, а другие, с более развитым воображением, придумывают себе друзей. Не одергивайте кроху и не ругайте за «ложь», иначе малыш рискует замкнуться в себе, разучиться мечтать, а главное - может потерять к вам доверие. Лучше направьте его фантазию в другое русло: предложите ребенку попробовать сочинить сказку, придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное…

Одиночество. Ребенок может придумать друга от скуки, если ему одиноко и не хватает общения. Несмотря на бешеный темп жизни, постарайтесь уделять малышу больше внимания, и воображаемый друг исчезнет.

Подражание. Обратите внимание на то, что говорит ребенок. Наверняка он отчитывает несуществующего друга или поучает. Вам это никого не напоминает? Скорее всего, малыш говорит вашими фразами или фразами воспитателя в детском саду. Все дети подражают взрослым, им хочется казаться большими и тоже иметь влияние на кого-то. Если в словах крохи нет агрессии, то беспокоиться не о чем. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где дочкой будете вы.


Страх наказания. Если ребенок ломает или разбрасывает игрушки и «валит» всю вину на воображаемого друга, подумайте, возможно, вы часто ругаете кроху по поводу и без. Спокойным тоном объясните малышу, что поведение его друга вас огорчает, но игрушки за другом все равно придется убирать хозяину.

В любом случае, не запрещайте ребенку общаться с несуществующим другом, иначе малыш будет встречаться с ним тайно. Лучше постарайтесь выяснить причину этого явления и устраните ее.


Поводы насторожиться:

  • проблема не ушла после 7 лет;
  • ребенок не играет в другие игры;
  • игры становятся злыми, действия - вредными;
  • ребенок ссорится с вымышленным другом и сильно огорчается;
  • ребенок плохо ест и плохо спит;
  • ребенок путает реальность и игру.

Если один или несколько пунктов из этого списка вы наблюдаете у ребенка, обратитесь за помощью к психологу.

Так или иначе, прежде чем паниковать, вспомните себя в детстве. Скакали ли вы на швабре, представляя под собой коня? Говорили ли вы с игрушками? Поили ли кукол чаем? А сколько раз уже во взрослом возрасте готовили речь, репетируя перед несуществующей публикой? Вот-вот! Уделяйте крохе больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда малышу не понадобится воображаемый друг.

Ольга Давлетбаева

Уважаемые читатели! Вы сталкивались с проблемой "воображаемого друга"? Часто ли ваш малыш разговаривает с игрушками и придумывает друзей? В каком возрасте у вашего ребенка появился воображаемый друг? Ждем ваши ответы в комментариях!

Вопрос психологу

Здравствуйте.Меня зовут Снежана мне 14 лет.У меня очень мало друзей,лучшей подруги(друга)нет.И вот вдруг у меня появился воображаемый друг.Мне с ним было очень весело и интересно.Он мне казался очень реальным.Я даже для него создала email в социальной сети.Таким образом я стала обманывать не только себя но и других.Мне даже казалось что он реален и что я реально переписываюсь с ним,хотя на самом деле я разговаривала сама с собой.Однажды одного друга мне стало мало и в моем сознании появилось еще трое.И вот мне это надоело и я удалила их,представила как будто они уехали и больше не вернуться.Можно сказать я решила свою проблему..Но теперь мне еще хуже мне кажется что от меня оторвали частичку моей души,мне плохо и хочется плакать.Что со мной?Я схожу с ума?

Ответы психологов

Добрый день, милая Снежана.

У меня, как профессионала

в области тяжелых психопатологий

и опытом работы с очень тяжелыми расстройства,

есть две гипотезы про Ваш способ справляться с одиночеством.

Первая гипотеза:

Это фантазия обычного подросткового возраста . Вы одиноки и Вам нужно с кем-то общаться - и Вы выдумываете воображаемых друзей.

И гипотеза звучит так: Вы одинокий подросток и используете целительную силу воображения для того чтобы снизить степень фрустрации от отсутствия социального общения.

Что указывает на эту гипотезу?

  • Вам 14 лет - вы подросток .
  • Фантазия близка к реальным психологическим потребностям Вашей души:

Нет друга, нужен друг - и - я его придумываю. Такие фантазии часты в детских домах, когда дети выдумывают себе воображаемых родителей.

  • У Вас критичное отношение к воображенным друзьям: вы помните, что это Вы их выдумали, вообразили .

Таким образом, первая гипотеза, возможно верна потому что у ВАС есть:

  1. Неудовлетворенная потребность в общения.
  2. Фантазия, фантазирование является неотъемлемой частью нормально развивающейся детской личности. Особенно это характерно для акцентуированных личностей: шизоидов, истерики, психоастеники.
  3. Есть критическое отношение к фантазии.

Вторая гипотеза:

Звучит так -

Патологическое (бредоподобное) фантазирование.

Для подтвержедения этой гипотезы Ваше поведение должно удовлетворять следующим признакам:

  1. ЕслиРебенок выбивается из соициума - прекращает общаться с окружающими.
  2. Если Фантазии вычурные, странные, причудливые, необычные.
  3. Если Фантазии не соответствуют возрасту. Например, для подростком харктерно любовное фантазирование. Подростки придумывают себе любимых и фантазируют о любви .
  4. Для бредоподобного фантазирования харктерно яркость, живость, красочность образов.
  5. Должны быть еще дополнительные симптомы, чтобы можно было бы диагностировать тяжелую патологию фантазирования.
  1. Бродяжничество.
  2. Протестное поведение.
  3. Пристрастие к алкоголю, курению.
  4. Воровство.
  5. Трудности в учебе.
  6. Деперсенолизации
  7. Навязчивости
  8. Немотивированные страхи , фобии .
  9. И другие симптомы которые могут указывать на раннюю шизофрению.

Резюме по второй гипотезе:

В Вашем письме я не увидел ни одного из симптомов, где бы Вы описывали симптом, чтобы можно было поставить более тяжелый диагнох.

По письму -вторая гипотеза не подтверждается.

Вывод:

Если у Вас Снежана нет других симптомов (а я из Вашего письма их не вижу) которые бы указывали на тяжелое психическое заболевание (детская шизофрения), то скорее всего Ваши фантазии в пределах нормы.

Обязательно:

Если у кого-то из Ваших близких есть

странное, неадекватное поведение,

то лучше всего сходить на психодиагностику к опытному психиатру !!!

Потому что, если не дай бог, ранняя, детская шизофрения очень быстро приводит к инвалидизации человека, разрушению его личности и олигофреническому дефекту.

Шизофрения очень страшное заболевание.

Как говорят в народе - «он стал беспомощным овощем».

В Алма-Ате есть очень хороший психиатр - Фазлеева Татьяна Шамильевна. Вы можете позвонить ей и договориться о психодиагностике по скайпу.

Быстрый совет:

Чем раньше выявлено нарушение, тем эффективнее психотерапия!!!

С уважением, Виктор.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

Здравствуй, Снежана!

В 14 лет иметь воображаемых друзей, на мой взгляд, ненормально, в этом возрасте уже нужно иметь реальных друзей. Понятно, что что-то тебе мешает их иметь, но с этим надо разбираться, иначе тебе туго дальше придётся. Судя по всему, у тебя трудности с установлением контакта и поддержанием отношений. Именно эту важную деятельность нужно освоить в подростковом возрасте. Если будут трудности, обращайся за помощью психолога . Всего наилучшего, Елена.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Снежана! Вы сильно чувствующий человек, и для Вас вообразить и представить кого-либо - не составляет труда, если это приходится Вам по нраву!? По началу это интересно, забавно, притягательно, но обмена энергиями - не происходит, и тогда, она у Вас иссякает… Вы начинаете быть недовольной, раздражительной, и даже мнительной, что приводит к унынию и депрессивному состоянию, другими словами, Вам плохо с этим, а еще хуже - без этого, и так по кругу. А речь идет о зависимости - ухода в виртуальный мир, мир фантазий, грез, мечтаний, которые не сопряжены с реальностью, так как, в реальности необходимо встречаться с живыми людьми, их особенностями, инаковостью, строить взаимоотношения и желательно конструктивные, а для этого, необходимо рисковать, так как, неизвестно, как могут разворачиваться события, по какому сценарию: по своему, как задумала, только мало вероятно, а по чужому - идет в разрез с собственными потребностями, и круг замыкается. Что делать? Самым лучшим станет обращение к психологу и личная проработка. А это то, что может дать Вам направление, в каком направлении двигаться дальше: прочтите в конце моей статьи «Осознавание в Гештальт-Терапии» 9 заповедей, ведущих к подлинному существованию. Всего Вам доброго. С уважением, Людмила К.

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0