Детский сад        17.06.2020   

Проект на тему семейные праздники по орксэ. Проект по орксэ на тему «семейные традиции. Семейные праздники и традиции в семье

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи; прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей

Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы с членами семьи.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация,печатный раздаточный материал, разноцветные воздушные шары, буквы.

Интернет-ресурсы:

1. http://skromna.beon.ru/2.html

2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562

Организационный

момент.

1 мин.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

(слайд 2)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Подготовка класса к работе.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Актуализация знаний и мотивация.

5 мин.

Выявляет уровень знаний. Направляет в определение цели урока. Постановка проблемы.

1.Из стихотворения догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)

2.А как появилось слово «семья»? (слайд 4)

3.Значение семьи

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

1ученик читает стихотворение

Ответы детей.

Предположения детей.

2ученик читает стихотворение

Ответы детей.

(слайд 5)

3 ученик читает стихотворение

(слайд 6)

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Личностные:

Постановки учебной

задачи.

3 мин.

1.Предлагает вниманию детей видеоряд

Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии? (слайд 7)

2. Предлагает составить из воздушных шаров слово

«ПРАЗДНИК».

3.Озвучьте тему нашего урока. (слайд 8)

Дети смотрят и отвечают: праздник

Шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.

Формулируют тему урока.

Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания.

8 мин.

1. Создает условия для изучения нового материала Праздник – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.

2.Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

3.Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.

4. А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (слайд 10)

5.Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете. (слайд 11)

6. Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд 12)

Подбирают прилагательные к каждой букве слова

(слайд 9)

Дети дают свое объяснение слова «праздник».

Дети работают с учебником и зачитывают объяснение слова.

Дети читают определение.

Дети дают свои ответы.

Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные государственные, семейные).

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Первичное

закрепление.

10 мин.

1.Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.

Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома

2.Обсудите в парах и скажите: Какие есть семейные праздники? Традиции семейных праздников? (слайд 13)

3.Давайте подумаем в группах: (слайд 14)

1 группа: что может испортить праздник;

2 группа: составьте правила поведения на празднике.

4. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?

Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? (слайд 15)

Работают в парах и представляют результаты работы.

Отвечают и аргументируют свой ответ.

Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Регулятивные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2 мин.

Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд

Что вам показалось важным?

Ответы детей.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

1 мин.

Внимание! (слайд 16)

Открывается фестиваль поздравлений!

*стихи собственного сочинения

*открытки

*подарки своими руками

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Обсуждение заданий по выбору.

Личностные:

Познавательные:

моделирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворение о семье

1.Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

2. Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

3. В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты приходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Самоанализ.

Самоопределение к деятельности.

Организационный

Момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой на учебную деятельность;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся,

Коммуникативные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивные:

Понимать цель выполняемых действий;

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.

Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Наводящие вопросы позволяют ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.

Регулятивные:

Определять цель деятельности на уроке;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы

Постановки учебной

задачи.

Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.

На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Цели и задачи: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.

Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Первичное

закрепление.

На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.

Цель: выяснить, насколько ученики усвоили изученные понятия, как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок.

Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Рефлексия деятельности (итог урока).

На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Домашнее задание (вариативность)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками

Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока

Личностные:

Этическая ориентация, обеспечивающая личностный выбор.

Познавательные:

моделирование.

Аннотация.

Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Семейные праздники»

Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу,

Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

1 слайд

Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» Проект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы светской этики»

2 слайд

Цель урока: способствовать пониманию важности семейных праздников Задачи: Уточнить понятия «праздник», «ритуал», «подарок» Закреплять умения работать в группах Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию)

3 слайд

Есть много праздников на свете. Их любят взрослые и дети. Рисуют открытки, готовят подарки. Праздники делают жизнь семьи яркой!

4 слайд

5 слайд

Вы узнаете: Когда и как появились праздники Какое значение имеют праздники Что такое подарок и как его выбирать И ответите на вопрос: В чем особенность семейного праздника?

6 слайд

Древним людям приходилось очень много трудиться. Чтобы облегчить себе труд, они просили себе поддержки, помощи и защиты у разных сил природы. Так возникли праздники, которыми отмечали различные события. Каждый праздник имел свой ритуал.

7 слайд

К каким силам природы обращались древние люди? Как они это делали? Что отмечали праздниками? В каком современном ритуале сохранилась древнейшая традиция приношения даров божествам? Каким требованиям должен отвечать праздничный подарок? Что такое праздник? Какое значение для людей имеют праздники? Что такое ритуал?

8 слайд

Вывод 1 Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам), стихиям (ветру, рекам, океанам), к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники. Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни, свадьбы

9 слайд

Вывод 2 Сейчас праздник – это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу Праздники напоминают людям обо всём хорошем, что происходило с ними раньше. В праздниках отражается история жизни каждого человека, народа и государства. Праздники – это историческая память человечества. Каждый праздник имеет свой порядок проведения - ритуал

10 слайд

Вывод 3 Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в наше время в виде праздничных подарков. Красиво упакованный, подаренный от души подарок говорит о внимании, дружбе и любви Выбирая подарок, надо учитывать характер, увлечения и вкусы человека, которому он предназначается

Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель : Иконникова Ольга Александровна

Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.

В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.

Одна из таких традиций - поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.

А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.

Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи - это тоже традиция нашей семьи.

Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.

Мы любим всей семьей активный отдых.

Зимой это - лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.

Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.

Летом - походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).

Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.

Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.

Семья дает главное - то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи - это психологический тыл, защита, убежище.

Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИКОННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ В 4 КЛАССЕ

ПО КУРСУ

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы светской этики

Учитель: Ермолина Ирина Валерьевна


Тема урока: СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ (Урок № 28)

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.


Аннотация

Тема рассматривается в течение 1 урока и помогает ребятам приобщиться к ценностям и традициям их семей, осознать важность и неповторимость их семейного уклада. Желательно присутствие на уроке родителей ребят, их близких родственников.

Занятие направлено на сплочение детского и родительского коллективов под руководством педагога и на пропаганду здоровых семейных традиций.


  • Обобщить традиции организации и проведения праздников в семьях учащихся с точки зрения воспитательной и развивающей функции в отношении детей.
  • Рассмотреть роль детей

в организации семейных

праздников


  • Актуализировать собственный опыт детей по теме урока;
  • Формировать коммуникативные навыки и умение принимать и оценивать опыт собеседника;
  • Содействовать сплочению коллективов детей и родителей;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Вести пропаганду семейного воспитания и здорового образа жизни.

Методическое обеспечение

  • Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, обобщение собственного опыта, использование интерактивных форм работы.
  • Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
  • Средства наглядности: фотографии с изображением фрагментов семейных праздников, подготовленных учащимися заранее; рисунки детей.

План работы:

  • Мотивация
  • Актуализация целей работы
  • Беседа с учащимися по вопросам.
  • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
  • Работа с ИКТ (Тренажер, самоконтроль)
  • Работа с книгой.
  • Задание на дом.
  • Рефлексия

Праздник? Праздник…Праздник!

Каждый праздник имеет свое лицо, свои особенности и традиции. В семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Порой, не замечая этого, каждая семья создаёт свои семейные традиции и бережно хранит их! У кого-то - это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет вы с радостью и затаенной грустью вспоминали свои семейные праздничные традиции и в собственной семье возрождали традиции родительского дома.


Вопросы для размышления.

Стихи о главном.

Среди взрослых суета:

Праздник в дом стучится.

Наряжайся, детвора,

Дед Мороз к нам мчится.

Мама торт печёт

Нам на угощенье.

Папа ёлку нарядил

Всем на восхищенье.

В нашем доме так

Радость на всех лицах.

Где любовь и мир

Горе не случится.


Задание на дом.

Спроси членов семьи и друзей о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).


Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что бы вы хотели рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  • Какие традиции семейных праздников вам понравились и запомнились больше всего?
  • Нужны ли праздники в семье? Для чего?

Мы накроем стол с душой!

Испечем пирог большой,

В двух тазах лежат салаты

Жаль, тарелки маловаты,

В кухне страшная жара,

Мама там сидит с утра,

Что-то варит, что-то парит,

Что-то вкусненькое жарит!

Папа тоже молодец,

Он готовил холодец!

А у бабушки – талант,

Это главный

консультант!

По-простому, без затей,

Позовем за стол друзей!

Вот, пожалуйста, смотрите

И хвалите нас, хвалите!


Не нужен и клад, коли в семье мир да лад.

Спасибо за ваше участие, интересные рассказы. Желаю вам творческих праздников, любви и согласия в семье, доброго отношения к своим родным и близким!