Детский сад        23.05.2021   

Психологический скрининг как инструмент диагностических исследований в образовании. Программы диагностики Что такое скрининговое исследование

На сегодняшний день рак груди занимает первые позиции среди злокачественных женских заболеваний. Это заболевание возникает в тканях молочной железы и характеризуется очень агрессивным ростом и активной способностью к метастазированию. Статистические данные просто шокируют, так как ежегодно врачи диагностируют около 1,5 миллионов случаев рака в мире, при этом 20% всех женских смертей «обязаны» именно этому коварному заболеванию.

Поэтому столь настоятельно Минздрав РФ рекомендует каждой женщине уделять самое пристальное внимание своему здоровью. Особенно жителям мегаполисов и крупных индустриальных районов, так как плохая экология — одна из распространённых причин развития рака. Так же, к факторам риска относят:

  • злокачественные образования в семейном анамнезе женщины (особенно, выявление рака у бабушки или матери);
  • ранее (до 11 лет) или позднее (после 15 лет) наступление менструаций;
  • поздние первые роды;
  • гормональные нарушения;
  • отказ от лактации;
  • возраст более 50 лет.

Так же в зоне риска — женщины с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, атеросклерозом и многими другими заболеваниями, которым в самую первую очередь необходимо проходить диагностику молочной железы. Ведь, чем тщательнее и комплекснее будет обследование, так больше шансов обнаружить опухоль на ранней стадии — а значит, выше вероятность успешного и менее травматичного лечения.

Наиболее распространённый современный метод диагностики молочной железы — скрининговые обследования:

  • маммография

Но важно учитывать, что скрининговые методы проводят, как правило, без каких-либо явных симптомов заболевания и их основная цель — именно ранняя диагностика злокачественных образований в молочных железах.

Маммография

Являясь одним из основных безболезненных, неинвазивных и информативных методов диагностики, маммография позволяет «просмотреть» молочные железы с помощью рентгеновских лучей. Диагностическая точность маммографа (специального рентгеновского аппарата) соответствует 90%, позволяя визуализировать любые образования, даже меньше 1 см в диаметре.

Но, как и любой другой метод, маммография не лишена недостатков, среди которых:

  • некоторое снижение информативности маммографии у пациенток в возрасте до 40 лет (так как в молодом возрасте грудь имеет более высокую плотность тканей). Именно поэтому, маммография рекомендована женщинам от 40 лет;
  • не применяется для женщин, имеющих силиконовые имплантаты;
  • из-за незначительного радиоактивного излучения маммография не проводится при беременности и лактации.

УЗИ

— совершенно безболезненный и безопасный метод, который позволяет выявить заболевания, сопровождающиеся уплотнениями и новообразованиями в тканях молочной железы с помощью ультразвуковых волн. Благодаря быстроте, надёжности, а так же сохранению целостности кожного покрова и отсутствию любых побочных явлений (будь то введение медицинских препаратов или излучение), УЗИ прочно вошло в медицинскую практику. А получаемые в результате обследования разные проекции молочной железы позволяют хорошо просматривать кисты, дисплазии молочных желез, доброкачественные и злокачественные опухоли.

Кроме этого, благодаря УЗИ можно дифференцировать кистозные и другие образования, что не под силу рентгенограммам. А вот визуализировать мелкие кальцинаты всё-таки проще на маммографе.

Какова оптимальная периодичность скрининговых обследований?

Статистика доказывает, что каждая четвёртая женщина могла бы спасти свою жизнь, если бы не пренебрегала ранней диагностикой заболеваний молочной железы, что включает в себя:

  • ежемесячное самообследование (визуальный осмотр, пальпирование);
  • для женщин от 20 до 39 лет — 2 раза в год ультразвуковое обследование;
  • для женщин от 40 до 50 лет — ежегодное обследование на аппарате УЗИ или маммографе;
  • и старше 50 лет — 1-2 раза в год маммографическое обследование.

Когда делать скрининг молочных желез?

Как маммографию, так и УЗИ врачи рекомендуют проходить в определённые дни менструального цикла (при гормональной терапии или в период менопаузы проведение скрининга возможно в любой день цикла). Наиболее предпочтительным временем для скринингового обследования считаются с 5 по 14 день цикла.

Скрининг (от англ. screening - просеивание) — общее название методов специальных проверок, обследований, применяемых в медицине, биохимии, а также в бизнесе. В медицине под скринингом понимают проведение простых и безопасных исследований больших групп населения с целью выделения групп риска развития той или иной патологии или риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая тестирование. Данное понятие также используется в области HR менеджмента, в сфере подбора персонала. (Кадровый скрининг). Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять «проблемных» детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито") (М.П. Вилянский, 1987; В.И. Лубовский, 1998 и др.).

Главными характеристиками скрининг-тестов являются: безопасность, простота применения, стоимость и валидность.

За последние 3 года специалисты Центра приобрели достаточный опыт применения метода скринига в диагностическом сопровождении школьников, в том числе, имеющих проявления школьных трудностей. В 2010 году мы провели первый скрининг по программе профилактики школьной неуспешности в Лицее № 10, целью которого было исследование сформировааности у первоклассников предпосылок учебной деятельности. Возможно, кто-то знаком с программой Е.А. Екжановой «Диагностико-прогностический скрининг в первых классах», который включает три теста: «Графические ряды», «Точки», «Дом Дерево Человек». Проводится стандартная количественная обработка, и делаются выводы о сформированности таких предпосылок, как: умение самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу, осуществлять самоконтроль в процессе перцептивно-моторной деятельности, довести начатое дело до конца, вовремя прекратить выполнение действия, переключиться на выполнение другого задания. К предпосылкам учебной деятельности относятся также сформированное зрительно-пространственное восприятие и развитая продуктивная деятельность. По мнению автора результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на-метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

С пециалисты Центра составили программу скрининга «Психологический портрет младшего школьника» для целевой группы - 2 и 3 классы. Мы исходили из положения о том, что уровень развития предпосылок УУД является одним из показателей соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Частью скрининга стала программа логопедической диагностики нарушений репродуктивной письменной речи. Всего в 2012 было обследовано 236 учащихся. В 2013 году мы предложили апрбировать скрининг СОШ № 3. В 2014 - Лицеи №№ 10,13 - 150 человек. 2015 -Лицей № 13, 15, 11 с охватом 395 человек. В 2016 - начался новый этап реализации программы «Психологический портрет младшего школьника», который позволит нам оценить прогностическую ценность скрининга и скорректировать пакет диагностических методик для 3 классов. Всего программой скрининга было охвачено 879 учащихся 1-3 классов городского округа Химки. Эти цифры свидетельствуют о положительной динамике востребованнности скрининговых исследований.

Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании (М.К. Акимова, 1997; Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере, 1990; А.Л. Венгер, 1999; И.А. Коробейников, 1980; В.И. Лубовский, 1989 и др.).

Скрининговые техники или оценочные инструменты весьма разнообразны и их использование зависит от целей скрининга и конкретной ситуации. Разработка диагностического инструментария должна осуществляться с учетом ведущей деятельности возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития.

Задачи скрининга:

1. Отобрать из существующего арсенала диагностических средств методики, наиболее пригодные для оценки исследуемых параметров психологического развития ребенка.

2.Разработаь наиболее информативные и надежные критерии качественной и количественной оценки скрининг-тестов.

3. Апробировать разработанный комплекс методик в процессе скрининг-обследования школьников. Для повышения объективности диагностических данных необходимо фиксировать не только результат, но и процесс выполнения тестовых заданий.

4. Проверить степень надежности и валидности диагностического инструментария с помощью статистической обработки полученных результатов и последующим психолого-медико-педагогическим обследованием детей.

Приступая к созданию шкалы количественной оценки параметров и принимая во внимание использование ее в скрининг-диагностике (выявлении "проблемных" детей), мы стремились разработать надежную, и, в тоже время, удобную и простую в применении шкалу количественных оценок. Модификация методик предусматривала также выбор порядка предъявления экспериментального материала. Для определения порядка предъявления экспериментального материала были предложены несколько различных вариантов, основанных на увеличении или снижении степени "трудности" заданий.

Качественно-количественный анализ результатов скриннг - тестов позволил условно выделить четыре группы (диапазона) развития предпосылок УУД.

Первая группа (9%) - диапазон нормального развития (высокая возрастная норма). Вторая группа (45%) - диапазон нормального развития (возрастная норма).

Третья группа (40%) - диапазон снижения нормального развития УУД, "группа риска".

Четвертая группа (6%) - качественное своеобразие сформированности передпосылок УУД.

Несмотря на значительные индивидуальные колебания отдельных показателей, каждая условно выделенная группа имела присущую ей структуру психического развития, а третья и четвертая - еще и свойственную им систему отклонений и недостатков.

Школьники, вошедшие в третью и четвертую группы, были определены как "проблемные".

В Центре разработан и апрбирован скрининг психологического здоровья школьников, с использованием компьютерных тестов. Мы используем в работе с подростками следующие инструменты:

1. Анкета для диагностики типа личностной идентичности подростка

2. Оценка анамнеза

3. Полуструктурированное интервью

4.Функциональные пробы, в том числе, с использованием компьютерных программ

В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, т.к. это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно - начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций, заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях.

Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования г. Москвы осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.

Между тем, в настоящее время ни психологи (практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают научно обоснованной, статистически достоверной информацией о социально-психологическом состоянии детской популяции в Москве, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг развития.

Слово « мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» - в переводе означает напоминающий или предостерегающий. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже, в более поздний период наблюдение сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга:

Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям управления и повышению эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга - это его нацеленность на управленческие решения .

Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др.

Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ребёнка, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).

С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на обучение, доказательство зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и другие. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточная оценка социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.

В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.

Для определения показателей мониторинга социально-психологических проблем развития, обучения и адаптации московских школьников были рассмотрены три основных методологических подхода:

    Первый подход - мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах.

    Второй подход - мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося.

    Третий подход - мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.

Первый был оценен как наиболее привлекательный и научно-обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время реализация его именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по нескольким причинам:

    отсутствие единства в представлении о нормативах возрастного развития в научной психологии;

    отсутствие необходимого диагностического инструментария;

    отсутствие процедур измерения, соответствующих мониторинговым требованиям.

Поэтому, основной акцент был сделан на второй из рассматриваемых подходов. Психолого-педагогический статус учащегося - это совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной социопедагогической среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой стороны, имеющая выраженный прикладной (а, следовательно, и управленческий) характер. Разрабатывая данный подход, мы выделили ряд параметров психолого-педагогического статуса, легших в основу содержания мониторинга.

Для определения актуального запроса (третий подход) нами было проведено экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений города Москвы и выявлены актуальные вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию и значимые индикаторы. Данный материал позволил нам определить конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных ранее параметров психолого-педагогического статуса.

Одновременно с этим, мы учитывали особенности социальной ситуации развития, исследуя следующие характеристики образовательной среды: безопасность и психосоциальные факторы риска. Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, мы стремились создать батарею тестов, отвечающую следующим требованиям: компактность, минимум времени для выполнения, возможность ответить на широкий спектр вопросов, связанных с развитием школьников.

Все методики собраны в тестовые тетради. Процедура проведения была чётко прописана для исполнения. Необходимо заметить, что процедура проведения обследования является самостоятельной и отдельной задачей при разработке технологии проведения мониторингового исследования. Она прописывается в последовательности и регламенте проведения, апробируется на малой выборке и корректируется. Со всеми специалистами, проводящими обследование, проводится специальный учебный семинар по процедуре проведения обследования. В соответствии с концептуальной схемой были проработаны методический аппарат, организационная и математическая модели мониторинга.

Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий психологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.

Исходя из актуальных задач развития образования, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга Службы практической психологии образования, как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности её деятельности.

Скрининг – одно из самых точных и современных исследований. Врач может назначить скрининг сердца, печени, желудка, обследование молочных желез у женщин, скрининг для определения патологий беременности . Каждая процедура должна быть обоснована с медицинской точки зрения.

С недавнего времени скрининг проходят все категории населения. Эта процедура называется диспансеризацией, и участвуют в ней все жители страны. Общий скрининг позволяет на ранних этапах выявить многие серьезные заболевания. В стандартную процедуру входят:

  • Сам скрининг, то есть сбор данных о пациенте, его состоянии здоровья, хронических заболеваниях, аллергиях и прочих особенностях организма, замер роста и веса. Все данные вносятся в анкету и медицинскую карту пациента;
  • Измерение артериального давления;
  • Забор крови из вены и из пальца для проведения анализа на уровень глюкозы, холестерина, и биохимический анализ;
  • Анализ кала и мочи;
  • Электрокардиограмма сердца;
  • Флюорография;
  • Мазок с шейки матки и обследование молочных желез у женщин.

В список анализов могут войти и другие исследования, если в состоянии здоровья пациента есть отклонения. Подводит итог скрининга терапевт, который смотрит на анализы в комплексе, и ставит диагноз о наличии или отсутствии скрытых заболеваний и общем состоянии организма. В результате профилактических мероприятий можно выявлять болезни на самых ранних этапах, и следить за состоянием здоровья не только каждого пациента, но и населения целиком.

Скрининг при беременности


Если диспансеризация населения – мероприятие новое, и не каждый человек проходит ее вовремя, то во время беременности пройти все тесты врачи рекомендуют всем без исключения будущим мамам. В обследование входит анализ крови и УЗИ, и часто этого бывает достаточно, чтобы точно определить срок беременности, вес и размер ребенка, скорость его роста и патологи развития, если они есть. Самым важным считается скрининг первого триместра, во время которого можно определить несколько серьезных заболеваний, несовместимых с дальнейшим развитием плода, и несущих угрозу жизни матери.

В скрининг 1 триместра входит:

  • Ультразвуковое исследование плода и полости матки;
  • Анализ крови женщины на уровень хорионического гонадотропина и ассоциированного с беременностью протеина-А.

Первый этап – ультразвуковая диагностика. Она позволяет уже на ранних сроках проследить развитие беременности, определить внематочную, замершую или многоплодную беременность, и выявить отклонения в развитии плода.

Проводится исследование в 11-13 акушерскую неделю беременности, так как в более поздний или ранний срок тест будет менее информативным.

Ультразвуковая диагностика полости матки беременной женщины позволяет определить:

  • Точный срок беременности до одного дня;
  • Состояние шейки и полости матки;
  • Расположение плода в полости матки;
  • Копчико-теменной размер плода и его общую длину;
  • Окружность головы плода и бипариентальный размер, а также симметричность и уровень развития полушарий мозга;
  • Толщину воротникового пространства ребенка и размер носовой кости.

Все эти данные в совокупности дают возможность поставить точный диагноз и спрогнозировать ход развития беременности. По размерам плода на первом скрининге определяется несколько серьезных патологий, таких как синдром Дауна, микро-, макро- и анэнцефалия, синдром Эвардса, Патау, и еще ряд заболеваний, не совместимых с жизнью в большинстве случаев.

Ультразвуковая диагностика проводится как трансвагинально, так и через брюшную стенку. Поскольку первый метод исследования дает более точный результат, при первом скрининге на ранних сроках беременности он более предпочтителен.

Не менее важно во время диагностики оценить кровоток и работу сердца плода . Учащенное или замедленное сердцебиение чаще всего тоже являются признаками патологии. Плохой кровоток в сосудах пуповины важно заметить как можно раньше, поскольку с кровью матери младенец получает кислород и питательные вещества, и недостаток их пагубно влияет на его рост и развитие.

Второй этап скрининга во время беременности – подробный биохимический анализ крови.

Сдавать кровь можно только после ультразвуковой диагностики, так как УЗИ позволяет точно определить возраст плода.
Это важно для правильной постановки диагноза, поскольку содержание гормонов изменяется каждый день, и неверный срок может сбить врача. В результате анализы будут признаны не соответствующими норме, и пациентке будет объявлен ошибочный диагноз. Во время проведения теста оценивается количество в крови хорионического гонадотропина и протеина-А.
Хорионический гонадотропин – вещество, которое вырабатывается плодной оболочкой.
По его присутствию в организме пациентки врачи определяют само наличие беременности уже на первых ее неделях. Максимума содержание хорионического гонадотропина достигает к 13 неделе, а затем уровень гормона постепенно снижается. В зависимости от того, повышен уровень ХГЧ или понижен, врачи могу сделать вывод о патологиях плода и предстоящих сложностях с вынашиванием плода.

Второй гормон, содержание которого оценивается во время первого скрининга – протеин-А. От него зависит развитие плаценты и иммунитет организма. По сути, этот гормон перестраивает организм женщины, адаптируя его к вынашиванию плода.

По результатам всех трех исследований выводится индекс МоМ, который показывает риск развития патологий и отклонений. При выведении коэффициента учитываются рост, вес и возраст матери, ее вредные привычки, и предыдущие беременности. Вся собранная во время проведения скрининга информация дает точную картину, согласно которой врач может выставить точный диагноз. Этот метод применяется уже более 30 лет, и за это время зарекомендовал себя как один из самых точных способов исследования.

Если пациентка входит в группу риска, то ей рекомендуют пройти скрининг во время второго и третьего триместра беременности.
Но последующие скрининги необязательны, если женщина здорова, моложе 35 лет, и ранее у нее не было проблем с вынашивание беременности и рождением детей.

Обследование молочных желез


Скрининг молочных желез, или мамография – один из самых важных для женщин.

Он позволяет на ранних сроках диагностировать доброкачественные или злокачественные опухоли молочной железы, выявить в груди уплотнения, темные пятна на снимках, и как можно раньше начать их лечение.

Обследование молочной железы – не обязательно медицинская процедура. Самый простой способ диагностики заболеваний груди – самостоятельная пальпация. Ее рекомендуют проводить через неделю после окончания менструации, когда ткани железы наиболее рыхлые, и прощупываются даже мелкие узелки. Делать это врачи рекомендуют даже молодым девушкам, а с двадцатилетнего возраста самостоятельное обследование обеих молочных желез становится обязательным.

Клиническое обследование груди проводится в медицинских учреждениях. Чаще всего его проводит гинеколог на плановых осмотрах.

По результатам осмотра врач может или направить пациентку на детальное обследование молочных желез, или постановить, что она здорова.

Третий и самый точный скрининг – маммография. Он проводится врачом-мамологом, который ставит точный диагноз. По некоторым признакам маммография похожа на флюорографию, но «в фокус» рентген-аппарата попадает не вся грудная клетка и ее внутренняя полость, а только грудь пациентки.


Женщина для прохождения маммографии должна раздеться, и плотно прижаться к прибору. Обнаженные молочные железы плотно прижимаются с двух сторон специальными пластинами, а лаборант делает снимок. Позже снимок, на котором видны однородные ткани и участи повышенной плотности, передается рентгенологу или мамологу, который ставит пациенте точный диагноз.

Проводиться маммография должна регулярно, начиная с 35-40 лет – не менее одного раза в год.
Женщинам старшего возраста, после наступления менопаузы, мамография рекомендована один раз в два года.

У этого метода исследования молочных желез среди врачей и ученых есть немало противников. Это связано с тем, что рентген-излучение даже в небольших дозах может провоцировать развитие рака груди. Второй аргумент против процедуры обследования молочный железы – низкая достоверность скрининга. Исследования показали, что примерно в 20% случаев маммография оказывается ложноположительной, что ведет к нервным расстройствам у пациенток, и необходимости прохождения болезненных биопсий. Поэтому, несмотря на то, что большинство врачей рекомендует регулярно проходить процедуру мамографии для предотвращения риска развития заболеваний, все больше пациенток отказывается проходить обследование молочной железы без крайней необходимости.

Скрининговое исследование сердца


Если человек имеет врожденный или приобретенный порок сердца, хронические заболевания, лишний вес, плохую наследственность, или обычный скрининг выявил нарушения в работе сердечной мышцы, врач может порекомендовать пациенту проведение дополнительного исследования.

Первый, и один из самых точных методов диагностики заболеваний сердца – электрокардиография. Это исследование проводится уже больше пятидесяти лет, и за это время успело зарекомендовать себя как один из самых точных методов диагностики.


В основе метода – фиксация разности электрических потенциалов в напряженных и расслабленных мышцах, в данном случае – сердечной мышцы.

Чувствительные датчики, которые устанавливается на левую часть груди, запястья и брюшную стенку пациента, улавливают электрическое поле, которое возникает при работе органа, а вторая часть прибора фиксирует изменения электрических полей.
Таким методом можно выявить даже самые незначительные отклонения от нормы в работе сердца.

Второй, более точный метод исследования работы сердца – УЗИ. Для проведения диагностики пациент занимает горизонтальное положение, на грудь ему наносится гель, предназначенный для облегчения скольжения датчика по коже и удаления воздуха, и проводится тест. На мониторе врач видит очертания органа в статике и динамике, может отследить наличие патологических изменений, утолщение или утончение мышц, нерегулярный ритм, что свидетельствует о наличии заболеваний.


Второй метод скрининга – чрезпищеводное обследование сердца.

Это исследование менее приятно для пациента, но благодаря высокой точности и достоверности результата проводить скрининг рекомендуют именно таким методом.
Необходимость введения зонда в пищевод пациента связано с особенностями ультразвуковых исследований. Так, кость для ультразвука является непреодолимым препятствием, а мышцы, создающие плотный каркас на груди и ребрах, частично поглощают излучение. Необходимо помнить, что ультразвук, применяемый в медицинских целях, имеет малый радиус распространения, а потому проводить чрезпищеводное обследование сердца рекомендуется и в том случае, если пациент страдает от тяжелой степени ожирения.
Во время введения зонда пациент лежит на боку на кушетке, а врач наносит на горло и ротовую полость анестезирующий препарат, вводит зонд и осматривает его внутренние органы.
При диагностике сердца через пищевод орган становится видно более детально, например, можно четко различить аорту, крупные сосуды, ткани миокарда и сами сердечные мышцы. Таким же способом пациентов осматривают перед операцией на сердце или при необходимости ремонта вживленного кардиостимулятора.

Проведение ультразвукового исследования методом через пищевод рекомендовано для диагностики заболевания всех органов, расположенных в грудной полости, за ребрами.

К ним относится желудок, печень, легкие, селезенка, а в некоторых случаях так осматривают даже почки.
Органы брюшной полости при скрининге можно исследовать гораздо проще – ультразвук легко проникает через ткани передней брюшной стенки в брюшную полость.

Своевременное прохождение положенных по возрасту и состоянию здоровья скринингов позволит каждому человеку сохранить хорошее самочувствие. Особенно важно обнаружение и диагностика проблем со здоровьем во время вынашивания ребенка, поскольку скрининг при беременности может помочь не только матери, но и плоду. Не менее важны регулярные обследования в пожилом возрасте, после перенесенных заболеваний или операций. Несложная процедура скрининга, которую можно пройти в районной поликлинике, может принести огромную пользу человеку, и сохранить здоровье.

Скрининг при беременности - это совокупность обследований, которые делаются не всем подряд, а лишь тем женщинам, у которых есть определенные показания - беременным, входящим в так называемую «группу риска». Эти обследования помогают выяснить, есть ли у будущего младенца вероятность развития серьезных проблем со здоровьем - грубых нарушений в строении внешних или внутренних органов, Синдрома Дауна и так далее.

Что представляет собой скрининг?

Скрининг при беременности состоит из процедуры ультразвукового исследования, которое обязательно выполняется с помощью прибора экспертного класса, а делать его должен хороший специалист, способный выявить самые мелкие проблемы в развитии плода. Также будущая мать сдает кровь на гормоны. Обычно сначала врачи смотрят показатели уровня двух гормонов, в последующие разы (в том случае, если они потребуются), возможно, придется сдать анализы на 3 или 4 гормона.

Скрининг на разных сроках беременности позволяет врачам своевременно выявить пороки развития различных систем плода или опасность для будущей роженицы. Состоит скрининг из ультразвукового исследования и биохимического анализа крови. По приказу Минздрава РФ, плановое УЗИ проводится 3 раза, комплексный скрининг - по назначению врача

Сколько проводится скринингов и в какие сроки?

Сколько нужно будет проходить скринингов беременной женщине, может решить только доктор. Определяется необходимость их проведения по данным предыдущего обследования. Обычно принято проводить три скрининга при беременности. Соблюдение сроков обследования очень важно, иначе не получится узнать нужную информацию:

  • первый скрининг делается на 10-14-й неделе;
  • скрининг второго триместра - на 16-18-й неделе сдают анализы крови, а до 24-й - проводят УЗИ;
  • время для третьего скрининга - 7-8 месяц беременности - 30-32 неделя.

Каковы показания для скрининга?

Проведение в течение беременности трех обязательных ультразвуковых исследований уже стало для всех будущих мамочек привычной нормой. Однако остальные скрининговое исследования назначаются лишь беременным из группы риска. В нее попадают женщины:

  • имеющие патологии или пороки развития, доставшиеся по наследству, а также имеющие мужа или ближайших родственников с какими-либо патологиями;
  • у которых уже случались выкидыши;
  • забеременевшие в возрасте 35 и более лет;
  • у которых уже есть дети с патологиями;
  • переболевшие вирусом или инфекцией в ранний период беременности;
  • которым после наступления беременности пришлось принимать лекарственные препараты;
  • на которых менее, чем за полгода до наступления беременности воздействовало ионизирующее излучение (в группу риска попадает также беременная женщина, если облучению подвергался будущий отец);
  • которые забеременели от близкого родственника;
  • у которых рождался мертвый ребенок или была замершая беременность .

Бывает, что скрининг делается по собственному желанию, если будущие родители хотят перестраховаться. Также на скрининг при беременности могут направить после первого планового ультразвукового исследования, если проводивший его доктор заподозрил возможность развития у плода патологий.

Как проходит процедура скрининга?

Обследование проводится по графику в женской консультации или в медицинском центре, то есть тех учреждениях, где есть соответствующие условия. За один день беременной надо сдать кровь на анализ, а также провести ультразвуковое исследование, хотя это не обязательно.




Скрининг также можно провести в медико-генетическом учреждении или в специализированном мед. центре, оснащенном экспертным УЗ-аппаратом и лабораторией

Кровь для скринингового анализа сдается всегда на голодный желудок. В продолжение одного дня перед сдачей анализов беременная должна соблюдать особую диету. Нельзя есть рыбу и другие дары моря, жаренную и слишком жирную пищу, употреблять шоколад и какао содержащие продукты, также под запретом все цитрусовые.

УЗИ при беременности до 3 месяцев проводят и трансабдоминальным (сквозь переднюю брюшную стенку), и трансвагинальным способом (с введением специального узкого датчика в вагину). В первом случает перед процедурой женщине надо выпить воды. Начиная с 4-го месяца УЗИ делается только трансабдоминально. Однако жидкость перед обследованием употреблять уже не нужно.

Особенности первого скринингового обследования

Первое УЗИ во время скрининга проводится на специальном экспертном приборе. Оно помогает выявить:

  1. триплодию;
  2. даунизм;
  3. пуповинную грыжу;
  4. синдромы Эдвардса, Смита, де Ланге;
  5. синдром Патау.

Также на УЗИ выясняется толщина воротникового пространства (здесь смотрят скопление подкожной жидкости на задней поверхности шейки плода) и размер носовой кости. Эти показатели могут говорить о хромосомных аномалиях:

  • в норме ТВП на 10-й нед. составляет от 1,5 до 2,2 мм, на 11-12-й нед. - 1,6-2,4 мм, на 13-й нед. - 1,6-2,7 мм;
  • размеры носовой кости на 10-11-й нед. не оцениваются, она просто должна быть, на 12-13-й нед. ее длина в норме - 3 мм.


На первом скрининговом УЗИ врач уже может увидеть некоторые генетические патологии плода (например, опасность развития даунизма). Проверяется толщина шейно-воротниковой зоны и наличие костей носа

Также врач производит фетометрию плода на УЗИ, оценивая различные размерные параметры:

  1. длину от темени до копчика;
  2. размеры костей бедра, плеча и других;
  3. интервал от лба до затылка;
  4. симметрию мозговых полушарий;
  5. промежуток между теменным костями;
  6. окружность головы;
  7. размер живота;
  8. строение сердца и отходящих от него сосудов, частоту биений сердца.

Первый по времени биохимический скрининг выясняет концентрацию в крови двух гормонов. Нормальные их показатели зависят от периода беременности, от того, сколько развивается плодов, а также от индивидуальных особенностей женщины. Первый гормон - ХГЧ , выделяемый плацентой. Именно его повышение показывают домашние тесты на беременность, когда видно две полоски. Если при анализе выявляется повышенное содержание ХГЧ, это может говорить о вероятности развития синдрома Дауна. Низкий уровень этого гормона может указывать на синдром Эдвардса. Врачи предупреждают: отклонения по уровню гормонов не означают конкретного диагноза, а лишь указывают на его вероятность.

Второй анализ проводится на уровень PAPP-A . Это протеин-А плазмы, который ассоциируется с беременностью. Чем дольше длится беременность, тем выше должна быть концентрация PAPP-A. Если его мало, это может говорить о патологии. Но выводы надо делать, учитывая уровень другого гормона и результаты ультразвукового исследования.



Биохимический анализ крови позволяет выявить избыток или недостаток специфичных гормонов, которые вырабатываются организмом женщины при беременности. На основании полученных данных врач может диагностировать определенную патологию

Каким образом и кому проводится второй скрининг?

Обследование состоит также из сдачи крови и УЗИ, которые могут быть сделаны в течение одного дня. По тем показателям, которые во время предыдущего исследования были в норме, по желанию женщины, обследование повторно можно не проводить. Иногда же это скрининговое обследование назначается беременным, которые вместо первого скрининга проходили обычное УЗИ. Скрининг на 16-20-й неделе рекомендуют проводить при таких показателях:

  1. после 4-4,5 месяцев беременности при ультразвуком обследовании обнаружилась аномалия развития будущего малыша;
  2. беременная женщина на 4-5 месяце переболела инфекционным заболеванием;
  3. у беременной женщины обнаружили опухоль.

Второе УЗИ при беременности на скрининге II триместра очень важно. Во время УЗИ доктор оценивает такие показатели, как:

  1. длина тела будущего младенца;
  2. окружность его грудной клетки, а также головы и живота;
  3. размер носогубного треугольника;
  4. длина костей;
  5. симметричность лица;
  6. строение позвоночника и черепа;
  7. внутренние органы плода;
  8. органы матери.


На втором скрининге уже можно определить длину тела плода, строение позвоночника и темп развития внутренних органов, проверить лицевые кости на симметрию, измерить длину спинки носа. Кроме того, проверяется подготовка материнских органов к дальнейшему вынашиванию и рождению

Что касается анализов крови, то на этот раз предлагается исследовать 3 или 4 гормона. Первый из них - ХГЧ . В это время его норма - от 10 до 35 тыс. мЕд/мл. Оценивается он и сам по себе, и в пропорции с остальными гормонами. Например, если ХГЧ в норме, а фетопротеин – повышен, это может означать проблемы с ЦНС плода.

Второй исследуемый гормон - альфа-фетопротеин . Если его концентрация понижена, то это может служить показателем даунизма или синдрома Эдврдса, а также это может означать гибель плода. Если уровень АФП повышен, возможны патологии желудочно-кишечного тракта плода, недостатки развития его ЦНС.

Третий гормон называется эксриол . Он понижен при хромосомных аномалиях плода, а повышен - при крупном плоде или многоплодной беременности.

Наконец, 4-й гормон, который исследуют, когда делают анализ, - ингибин A . Он подавляет созревание новых яйцеклеток, пока длится беременность. С течением ее срока его концентрация уменьшается. Повышенный уровень может свидетельствовать о болезни Дауна.

Какие особенности у третьего скрининга?

Процедуры третьего скрининга - это последнее перед родами комплексное обследование. Его проведение планируется на 32-36-й неделе беременности. Так как все серьезные проблемы развития плода уже должны были выявиться при проведении предыдущих обследований, эта диагностика призвана дать финальную оценку уровня здоровья матери и будущего младенца. Обследование проводится для того, чтобы оценить состояние плода, узнать, готов ли он к родам. По данным, которые будут получены, врачи определят, как должны будут проходить несколько последних недель беременности и собственно роды. При всей своей важности для будущей мамы и плода, обследования не требуют никакой специальной подготовки.

Во время третьего скрининга делается анализ на следующие гормоны: ХГЧ, PAPP-A и альфа-фетопротеин. В тот же день, когда сдается кровь, делается УЗИ. Кроме этого, в другой день проводятся допплерография и кардиотокография.

Специалисты сферы перинатальной диагностики на третьем плановом УЗИ оценивают:

  1. репродуктивные органы будущей матери;
  2. околоплодные воды и плаценту;
  3. сфомированность у плода сердечно-сосудистой системы;
  4. строение лица будущего малыша;
  5. пищеварительную и мочеполовую системы плода;
  6. спинной и головной мозг будущего младенца.

Затем проводится допплерометрия плода . Это тоже вид ультразвукового обследования. Его применяют для оценки кровеносных сосудов плода, а также плаценты и матки беременной женщины. Исследование кровотока может показать, насколько качественно будущий малыш усваивает кислород, достаточно ли он его получает. Также можно узнать, правильно ли у него устроены сосуды.

Метод кардиотокографии тоже основан на применении ультразвука. Отличие от обычного УЗИ здесь в том, что отсутствует визуализация. Исследование показывает частоту сердцебиений плода. Можно выяснить, нет ли у малыша кислородного голодания.