Ипотека        04.07.2020   

Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет. Гармоничное развитие детей в возрасте шести лет Нормы развития 6 летнего ребенка

Вместе с воспитанием и активным развитием сына и дочки в период завершения дошкольного возраста перед родителями возникает очень важный вопрос – отдавать ли ребенка в школу? Какие особенности воспитания детей 6 лет могут свидетельствовать о готовности к этим кардинальным переменам в жизни?

Важными критериями в пользу этого решения становится , интеллектуальные способности, логика – дети 6 лет любят играть, решать несложные задачи. Они внутренне готовы к новому взаимодействию и расширению круга общения в школе. Им легче перешагнуть эту черту вместе со своими сверстниками и адаптироваться в новой социальной среде.

В этом возрасте дети не просто хорошо знают название предметов и явлений,

Особенности воспитания детей 6 лет.

но и способны давать им оценку, выражать свое отношение и классифицировать по различным критериям. Легко усваивая новые знания, ребенок в 6 лет достигает нормы развития, даже в случаях и соответствует уровню подготовки к школе.

Особенности воспитания детей 6 лет проводится в разных направлениях и включает в себя познавательное и речевое развитие, художественно-эстетический и социально-коммуникативный уровень, физическую подготовку. Главная задача дошкольной подготовки – создать благоприятную почву для того, чтобы дети могли с легкостью осилить любой преподаваемый предмет в школе и овладеть необходимыми знаниями.

Фундамент всесторонне развитого человека закладывается в дошкольном возрасте. При этом в воспитании стоит придерживаться золотой середины. Если ребенок хочет научиться читать и считать, нужно не ограничивать его в этом стремлении, и вместе с тем, при отсутствии желания не заставлять учить, а использовать элементы игры.

Готовность к школе детей 6 лет.

Дети 6 лет способны уже сосредоточиться не только на играх и занятиях, привлекательных для них, но и на предметах, которые потребуют повышенного внимания и волевых усилий. Ребенок в 6-летнем возрасте легко отвлекается от основного занятия, не всегда усердно выполняет порученное дело. Со временем к игровым интересам добавляются познавательные функции. Он осваивает необходимые навыки и совершенствует их в повседневной жизни, начинает следить за своим внешним видом, становится более аккуратным, старается помочь по хозяйству.

Полную готовность к школе детей 6 лет можно определить по физическому развитию, интеллектуальной подготовке, а также способности, не отвлекаясь, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи в течение 30 — 40 минут. Ребенок 6 лет еще не всегда бывает достаточно внимательным. Однако он очень стремится к новой социальной роли, придающей взрослость, подражает значимым для него взрослым и друзьям старшего возраста.

Готовность детей к школе можно определить простыми тестами по математике, логике, . Также следует определить основные навыки обихода, познания окружающей среды.

В области математики ребенок 6-летнего возраста может правильно выполнять простейшие действия:

  1. Составить небольшой рассказ по детским картинкам, придумать историю, сюжет по рисункам и логический конец;
  2. Выявить общие закономерности для перечня схожих предметов и убрать лишние составляющие;
  3. Составить главный признак для определенных предметов, разделить фигурки в соответствии с формой, применением, назначением.

Важным критерием является отношение к окружающей внешней среде , знание названий явлений природы и окружающих строений, предметов, а также животных и людей.

  1. Какие имена сказочных героев, названия понравившихся сказок, книжек, игр, мультфильмов;
  2. Как зовут маму, папу, дедушку, бабушку, сколько им лет и где живут, в каком городе;
  3. Как называются окружающие вещи в интерьере, мебель, приборы, одежда, цветы, растения;
  4. Какие домашние питомцы проживают вместе с семьей ребенка, как зовут любимцев, сколько их;
  5. Какими бытовыми приборами умеет пользоваться ребенок самостоятельно.

Важным пунктом готовности к школе детей 6 лет является владение навыками обихода , которые нужно выявить перед тем, как дети пойдут в школу. Они включают в себя следующие вопросы:

  • Умеет ли ребенок поднимать трубку и отвечать на звонки, самостоятельно звонить по телефону;
  • Сможет ли сам завязать шнурки, застегивать на одежде пуговицы, привести себя в аккуратный внешний вид;
  • Умеет ли следить за состоянием ногтей, ежедневной прической, одеждой, может ли быть опрятным, не вымазываться в грязь и пачкать других детей;
  • Может ли адекватно вести себя во время обеда за столом, пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, мыть руки до и после приема пищи;
  • Знает ли сегодняшнее число, месяц, год, очередность дней недели;
  • Какие бывают цвета у светофора и что они обозначают;
  • Сможет ли продеть нитку в иголку и пришить себе пуговицу и другие.

При проверке готовности к школе детей 6 лет, особое внимание следует обратить на развитие речи, она должна быть четкая, выразительная, с чистым произношением звуков, правильным построением фраз. Ребенок может рассказать выученные наизусть стихи, пересказывать сказки, литературные произведения. Он использует разные интонации для выражения своих эмоций, отличает вопросительные и повествовательные предложения.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

К пяти годам малыш, как правило, обладает следующими умениями и навыками:

  • владеет словарным запасом около 3000 слов,
  • знает свой адрес,
  • пользуется предложениями из 5–6 слов,
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными,
  • умеет пересказывать,
  • правильно произносит практически все звуки,
  • определяет право-лево у себя, но не у других,
  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий),
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временами,
  • считает до десяти,
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Ребенка необходимо готовить к школьному обучению

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Должен выполняться принцип постепенности

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени

Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическая.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.

Память по-прежнему является непроизвольной

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра

В процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Следует обратить внимание на развитие речи

Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

Ребенка следует начинать учить чтению

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.

В шесть лет еще не все детки (но все же большинство) идут в школу. Теперь жизнь ребенка кардинально меняется, ведь вместо круглосуточных игр придется все больше внимания уделять учебе. Придется приспособится к такому психологическому давлению.

Не бросайте ребенка самого с его страхами. Именно такие эмоции у многих деток вызывает школа. Постарайтесь объяснить своему сыну или дочке, что он (она) все умеет, а если нет, так задача педагогов – научить. Скажите, что школа – не так страшно, расскажите о том, как вы впервые открыли дверь учебного заведения и что почувствовали.

Нюансы физиологии ребенка в 6 лет

Если у вас сын, то вы и оглянуться не успеете, как любимые джинсы и кеды ребенка станут малы. Рост мальчиков в этом возрасте очень активный. Девочки сейчас развиваются медленнее (не переживайте, в 9-11 лет они свое догонят).

Если до этого ваш сыночек ел мало, то с шести лет он начнет кушать больше. Хороший аппетит у ребят этого возраста наблюдается на протяжении всего дня.

Физическая активность деток должна наполнять каждый их день. Накопленной энергии нужен выход. Больше времени проводите с ребенком на улице, поощряйте активные игры.

Психология шестилетки

Давайте угадаем, какой вопрос вас сейчас волнует наибольше: «Отдавать ребенка в школу сейчас или подождать еще год?». Единого правильного ответа на этот вопрос нет. Смотреть необходимо на эмоциональное состояние ребенка. Не столь страшно, если он еще не умеет хорошо писать или читать. Более важно, готов ли ребенок идти в коллектив. Дети в 6 лет и в 7 лет очень сильно отличаются в психологическом плане.

Многим деткам в шесть лет еще трудно усидеть на одном месте, уделяя внимание одному занятию. В итоге ребенок не только сам не захочет учиться, но и станет отвлекать других.

Если в «школьном» вопросе вы не слишком строги, то позвольте ребенку насладиться детством еще год. Школа для ребенка станет новым этапом его жизни, с нагрузкой, как физической, так и эмоциональной. Новые детки, учитель со своими заданиями, утренние подъемы – большой стресс, и семилетний ребенок справляется с ним легче.

Если все же принять решение с тем, когда же отдать ребенка в школу, у вас не получается, посетите детского психолога. Всего несколько тестов и специалист расскажет вам о готовности вашего малыша к переменам.

Навыки в шесть лет

То, что сейчас умеет ребенок, зависит от участия родителей в его жизни. Детки такого возраста способны не только писать и читать, но и знать иностранный язык (пускай не на высоком уровне, но вполне достойном для такого возраста). Память детей сейчас очень цепкая, обязательно пользуйтесь этим.

Перед тем, как собирать рюкзак в школу, присмотритесь, действительно ли ребенок к этому готов. Каждый конкретный случай индивидуален, не забывайте об этом. Если ваша соседка своего сыночка отдает в шесть лет, это еще не означает, что вам нужно за ней повторять. Кто-то в 6 лет уже на удивление взрослый, а кто-нет. Если вы видите, что ваш ребенок относится ко второй группе, то запишите его в группу для дошкольников.

4 голос, средняя оценка: 4,50 из 5

Развитие ребенка в 6 лет тесно связано с его интенсивным ростом, социализацией, совершенствованием интеллектуальных навыков. Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны, тело их вытягивается вверх, изменяются пропорции. Они уже сформировались, как личности, имеют свои взгляды на окружающий мир. Все четче заметна разница в поведении мальчиков и девочек. В своей познавательной деятельности малыши неутомимы. Задание родителей направить в правильное русло их способности и подготовить детей к школе.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Для того, чтобы оценить физическое развитие шестилетки используют различные тесты. В этом возрасте четко видна разница между строением тела мальчика и девочки. На рост и вес детей влияют следующие факторы:

  • Питание
  • Наследственность
  • Гормональные особенности организма
  • Физические нагрузки
  • Продолжительность сна
  • Психологическая обстановка в семье
  • Пол ребенка
  • Климатические и географические условия проживания
  • Этническая принадлежность.

Темпы роста в 6 лет ускоряются, дети вырастают приблизительно на 5-6 см, их вес увеличивается на 2,5-3 кг. На протяжении года они растут неравномерно, весной и летом быстрее, осенью и зимой медленнее. Такая тенденция сохраняется до пубертатного периода. Мальчики могут вытягиваться чуть быстрее девочек. Заметна разница физического развития и в активности детей. Мальчишки более подвижны любят спортивные игры. Для девочек характерна усидчивость, лучшее развитие мелкой моторики, у них больше проявляются творческие способности.

Шестилетки прекрасно владеют своим телом. Они быстро бегают и прыгают, даже на носочках и на цыпочках. Катаются на двухколесном велосипеде, легко преодолевают препятствия, взбираются на возвышенности и лазают по гимнастической стенке. Способны выполнять сложные упражнения, проявляют настойчивость в освоении новых трюков.

Самое время отдать малыша на спортивную секцию или танцы. Это укрепит его здоровье перед школой, поможет достичь физического совершенства. Детки охотно посещают кружки, там они могут вдоволь двигаться, общаться со сверстниками. Ведь сейчас они начинают отдаляться от родителей и активно вливаться в общество.

Мелкая моторика рук на шестой год жизни значительно совершенствуется. Дошкольник складывает сложные конструкторы, пазлы, хорошо рисует. Он может создавать интересные поделки из бумаги, ткани и других материалов. Лепит из пластилина фигурки, максимально приближенные по форме и внешнему виду к реальным. Знает, как надеть бусинки на ниточку, пробует пришивать пуговички.

Умственное развитие детей в 6 лет

Шестилетние дети продолжают интересоваться всем подряд, задают множество вопросов, активно изучают окружающий мир. У них улучшается память, они дольше сохраняют полученную информацию. Запас слов у ребенка в 6 лет составляет 3-3,5 тысячи. Они выговаривают все буквы и звуки, говорят грамотно, правильно согласовывают между собой все части речи. Умеют производить простой звуковой анализ слов. Чаще всего в предложениях присутствуют понятия, обозначающие предметы и действия. Прилагательные шестилетние дети употребляют реже.

Речевое развитие ребенка в 6 лет позволяет ему свободно общаться со взрослыми. Он может вести содержательные диалоги и длинные монологи. Пересказывает содержание прочитанной книги, описывает картинки. Пока что дети обращают внимание на основные детали, опуская второстепенные. Но со временем они смогут делать более пространные описания рисунков и пересказы прочитанных рассказов. Между собой дошкольники тоже много разговаривают, что помогает им строить более сложные социальные связи. Они фантазируют вместе, придумывают новые игры, совершенствуют правила старых. Следует вырабатывать в ребенке интерес к общению, больше читать ему, даже когда он сам умеет это делать. Ведь чтение по слогам пока не позволяет малышу полностью уловить содержание книги.

На шестой год жизни у детей неплохо развита память. Она более длительна, чем у пятилеток. Дети могут рассказать стишок или содержание сказки даже через 2-3 недели. Обучение дается намного легче, чем раньше. Основным типом мышления в этом возрасте остается наглядно-образное и наглядно-действенное. Словесно-логический тип только начинает развиваться. Потому занятия нужно проводить, используя конкретные наглядные материалы. Они помогают в совершенствовании логического мышления. Развитие творческих и математических способностей у детей идет по-разному. К шести годам уже более четко проявляются те или иные наклонности. Задание родителей распознать в ребенке его таланты и направить их в правильное русло.

Эмоциональное и социальное развитие ребенка

Шестой год жизни является важным периодом для детей в плане психологического развития. Они уже полностью осознали себя самостоятельными личностями, четко понимают свою половую принадлежность. Чувства и мысли могут выразить словами. Детям хочется чувствовать себя взрослыми, потому общаться с ними нужно таким же образом. Важно развивать в ребенке чувство ответственности, давать ему конкретные поручения, требуя их правильного выполнения. При этом не следует забывать о творческом развитии личности. Оставляйте за малышом право выбора, не загоняйте его в строгие рамки. Иначе к восьми годам его воображение, личная инициатива угаснут. Он вырастет прекрасным исполнителем, но не будет способен самостоятельно генерировать идеи, искать решения трудной задачи.

Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей всегда идут параллельно. Они воспринимают мир на ощупь, с помощью зрительного и слухового анализаторов. Вся информация в шестилетнем возрасте воспринимается с эмоциональной окраской. Потому так важно пробудить в ребенке интерес к тем или иным занятиям. Без этого они не будут запоминать новый материал, у них выработается стойкое отвращение к учебе. Хвалите детей чаще, даже за минимальные достижения. Ставьте перед ними реальные планы, давайте только те задания, которые они способны выполнить до конца.

Шестой год – время активного построения социальных связей между детьми. У них появляются друзья, с которыми они общаются охотно, и недруги. Девочки и мальчики создают свои отдельные компании, которые часто враждебно или пренебрежительно настроены друг к другу. Просматриваются четкие половые различия в особенностях игры, дети начинают осознавать свои роли в обществе. В 6 лет малыш уже не так привязан к родителям. Он может долго заниматься своими делами, не требует постоянного внимания, как раньше. У детей пропадает стеснительность, многие проявляют артистические способности. Могут на публике, даже перед незнакомыми людьми, рассказывать стихи, танцевать, петь песенки.

Готовность ребенка к школе

Через несколько месяцев малыш пойдет в школу. Как родителям узнать, готов ли он к учебе? Что должен знать и уметь дошкольник в 6 лет? Личностная готовность проявляется в ребенке разными признаками. Дети становятся более ответственными, они способны выполнять сложные поручения, проявляют большую внимательность на занятиях. Дошкольники хотят занять новую социальную ступень среди своих сверстников и чуть младших детей. Ведь поход в первый класс делает их особенными, более взрослыми и важными.

Одним из признаков готовности к школе является самооценка. Она не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Для нормального развития самооценки в ребенке родители должны хвалить его за правильно сделанную работу, мягко указывать на ошибки, просить самостоятельно их исправить. Не менее важной является способность нахолодить общий язык с другими детьми и взрослыми, строить отношения с новыми людьми. Шестилетка должен уметь преодолевать трудности, быть настойчивым в выполнении сложных заданий, уметь поддерживать порядок на рабочем месте. Вот основные навыки, которыми должен владеть дошкольник в 6 лет:

  • Обобщать предметы по их основных признаках, исключать лишние из логических рядов
  • Различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, пирамида)
  • Различать и называть до десятка цветов
  • Знать алфавит (желательно)
  • Рисовать несколько печатных букв
  • Раскрашивать раскраски, не выходя за контуры
  • Уметь коротко пересказать содержание сказки
  • Описать словами картинку
  • Различать направления – вверх и вниз, вправо и влево, знать, где правая и левая рука (нога)
  • Знать дни недели, времена года, уметь определять время по часам
  • Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.

Перед школой все дети должны пройти консультацию у психолога. Существуют специальные тесты, с помощью которых специалист определяет насколько дошкольник готов к обучению, диагностирует признаки отставания в развитии. Если готовность его низкая, психолог может посоветовать дополнительные занятия, помогающие усовершенствовать навыки. Особенности возрастного развития у каждого малыша разные. Потому не стоит переживать, впереди у вас еще год. Если норма развития у ребенка не нарушена, он успеет догнать своих сверстников.

Как подготовить ребенка к школе правильно

Дети на шестой год жизни продолжают воспринимать мир через игру. Потому обучение должно проходить именно в такой форме. Уроки нужно делать интересными, но короткими. Концентрация внимания у детей еще слабая, потому долго учиться они еще не могут. Занятия должны чередоваться с отдыхом. Вот основные навыки, которые стоит развивать в ребенке перед школой

  • Грамотная речь
  • Математика и счет
  • Музыкальное и творческое восприятие мира
  • Развитие логики

Родители должны разговаривать с ребенком правильно, строить простые грамотные предложения. Его речь во многом зависит от того, что они слышат от папы с мамой. Ошибки малыша нужно исправлять, делать это мягко и ненавязчиво, иначе в ребенке могут развиться комплексы. Хорошо развивают речевые навыки книги, обучающие фильмы. Просите дошкольника пересказать содержание прочитанной сказки или просмотренного видео. Старайтесь задавать ему вопросы, узнайте, что ему пон6равилось в той или иной сказке, где происходило действие в фильме, как бы он поступил на месте главного героя. Играйте с ним в ролевые игры, стимулируйте общение с другими детьми. Отвечайте на многочисленные вопросы «почему?», «что?», «где?» и «как?», которые возникают у малыша.