Макияж 18 19 века. Абстинентный синдром при алкоголизме лечение народными. Макияж во времена Французской революции

Марина Богданова 24.08.2016

Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.

Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.

Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.

«Увидишь безобразие лица своего…»

Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .

Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.

А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.

Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…

Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».

Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.

Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».

Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.

Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.

Убийственная красота

Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.

Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!

На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.

А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.

При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.

Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!

Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.

Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .

Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.

Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.

В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.

Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.

К новому платью – новая косметика

Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.

С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)

Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.

Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.

Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).

Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.

Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.

Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.

А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.

Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.

В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.

Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.

В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.

Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.

И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)

Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.

Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.

Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.

В XVIII веке макияж - и женский, и мужской - превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века .

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны - например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, - и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян» . Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу - белилам, румянам - и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году - через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой - это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова - ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово - описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым» .

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, - но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, - так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше - правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру - белую и различных оттенков - обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми - тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго - только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь - более дешевый и вредный вариант, - или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков - свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки - щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью» .

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех» .

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы - Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме - в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени» .

Пушкинский бал в школе - необычное, яркое, творческое мероприятие, которое надолго запомнится как старшеклассникам, так и гостям. Целью устройства подобного действия может послужить идея знакомства учащихся с соответствующей исторической эпохой, обучение основам этикета и "светского" обхождения, создание атмосферы пушкинских времен для наглядного погружения в отечественную историю и культуру.

Кто участники?

Традиционный осенний бал в школе вполне можно провести с уклоном в пушкинскую тематику. К подготовке мероприятия привлекаются учащиеся старших классов - как правило, с 9-го по 11-й. Для создания правдоподобной исторической атмосферы им потребуется перечитать литературные произведения не только А. С. Пушкина, но и других его современников, биографии известных людей, документальные свидетельства очевидцев о том, как проходили балы и т. п. Все это, без сомнения, расширяет кругозор учащихся и способствует их приобщению к истокам культуры.

Помимо знакомства с литературными источниками, организаторам бала понадобится разучить танцы той эпохи - вальс, полонез, польку. Можно договориться, что каждый класс заранее готовит и выносит на суд общества определенный танец.

На что обратить внимание

Внешнему соответствию историческим типажам на таком мероприятии отводится одна из важнейших ролей. Девушкам следует позаботиться о длинных элегантных вечерних платьях. Прически на пушкинский бал должны соответствовать принятым в том веке. Макияж - не слишком яркий или агрессивный. Платье для пушкинского бала призвано подчеркнуть мягкость, элегантность, благородство и утонченность барышни, чего порой не хватает современным красавицам.

Юноши в это вечер призваны быть галантными, предупредительными - истинными кавалерами. Им полагается надеть на пушкинский бал костюмы строгого покроя, с галстуками-бабочками или жабо, как вариант - военные мундиры, соответствующие эпохе.

Участвуют в мероприятии не только школьники, но и родители, учителя, приглашенные гости. Каждый должен иметь возможность сыграть выбранную роль, блеснуть костюмом и манерами, найти партнера для танца.

Зачем все это нужно

Благодаря подобным мероприятиям бывает достигнуто сразу множество целей. Это углубление знаний о творчестве и жизни великого поэта, знакомство с формирование чувства патриотизма и гордости за нашу великую страну, эстетическое воспитание.

В процесс подготовки и проведения пушкинского бала подростки расширяют собственный кругозор, получают представление о самых разных сторонах жизни и быта определенных кругов российского общества того периода, который позже получил название " пушкинская эпоха".

Другая важная задача - помочь развитию способностей ребят к творчеству посредством участия в театрализованных постановках, танцах, изготовлении декораций и пошиве костюмов.

При подготовке мероприятия можно использовать презентации, портреты исторических лиц той эпохи, даже создать подобие мини-музея из соответствующих предметов быта.

Как все организовать

Как правило, возглавляет пушкинский бал пара ведущих (юноша и девушка), задача которых - организовать мероприятие по заранее продуманному сценарию. Конечно же, им не обойтись без активной помощи творческой инициативной группы, куда должны войти чтецы, исполнители музыкальных произведений, актеры, участвующие в инсценировках.

В качестве гостей бала выступают учителя, директор, родители.

Зал, где будет проходить мероприятие, должен быть оформлен соответствующим образом - по периметру желательно расставить "старинные" кресла, небольшие столики, создать уютное освещение. Атмосферу эпохи лучше всего воссоздадут характерные детали - композиции из цветов, свечи в фигурных канделябрах, небольшие статуэтки.

Музыка для пушкинского бала подбирается из классических произведений композиторов того времени - Моцарта, Глинки, Штрауса, Чайковского. Как известно, балы того времени было принято открывать танцем под названием полонез - об этом также следует позаботиться организаторам.

Пушкинский бал - сценарий мероприятия

В празднично оформленном зале негромко звучит классическая музыка. Выходит пара ведущих, галантно приветствует собравшихся: "Добрый вечер, дамы и господа!" Далее все общение протекает в "светском" стиле с использованием литературной лексики той эпохи.

Ведущие объявляют присутствующим замысел мероприятия - знакомство учащихся с культурой пушкинской эпохи, незаслуженно забытыми формами общения. Вкратце рассказывается о роли и значении балов как того времени.

Пушкинская эпоха диктовала современникам свои условия. Жизнь русского дворянства 19 века была немыслима без великосветских приемов, служивших не только развлечением, но и основной формой общественной жизни. На подобных мероприятиях формировалось общественное мнение по тому или иному вопросу, обсуждались дипломатические и важные государственные проблемы. Бал был местом встречи потенциальных партнеров для брака и способом завязать множество нужных контактов.

Представление присутствующих

После краткой вступительной речи ведущие (музыка во время нее стихает или звучит чуть слышно) под звуки фанфар представляют друг друга, кланяются, затем переходят к почетным гостям. В качестве таковых выступает директор и администрация школы, наряженные в старинные костюмы.

Каждому из почетных гостей желательно заранее придумать титул и обозначить его роль на празднике. Например, "Государыня императрица", "Его сиятельство...", "Князь и княгиня такие-то...". Для создания достоверного имиджа неплохо заранее запастись старинными париками и костюмами, максимально приближенными к историческим. Возможен вариант взять их напрокат.

Собравшиеся приветствуют почетных гостей аплодисментами. Затем ведущие под негромкую музыку переходят к литературно-познавательной части.

Поговорим о Пушкинской эпохе

Ведущие предлагают гостям и всем присутствующим познакомиться с заранее подготовленной презентацией на тему: " Пушкинский бал глазами современников", цель которой - ввести участников в атмосферу той эпохи, создать подходящее настроение. На слайдах могут быть произведения живописцев тех лет, иллюстрации к известным литературным произведениям, фото музейных экспонатов - костюмов, посуды, интерьеров соответствующего исторического периода.

Создание такой презентации - процесс творческий и небывало увлекательный! Для воссоздания духа эпохи годятся и фотографии знаменитых памятников архитектуры, и обложки старинных книг, и гравюры. Благодаря ей вы вполне можете сделать темой мероприятия, например, бал в Пушкинском музее.

После этого ведущие предлагают присутствующим на время покинуть современный мир интернета, автомобилей и высоких технологий и погрузиться в совершенно другое время. Объявляется программа вечера.

Танцы, танцы, танцы

Как известно, танцы на балах любой эпохи служили основным занятием присутствующих. Именно вокруг танца как такового имеет смысл построить "сюжет" нашего мероприятия. Удачной идеей будет организовать вечер в виде конкурса бальных танцев тех лет. Каждый класс заранее готовит определенный танец (вальс, польку, менуэт и т. д.), затем в конце вечера строгое жюри подводит итоги.

Победителем не обязательно должна стать какая-то определенная "команда". Вполне уместным будет выбрать самую красиво танцующую пару - юношу и девушку. Несомненно, преимуществом будут обладать те участники, кто имеет хоть какую-то танцевальную подготовку. Впрочем, разучить вальс на пушкинский бал под силу большинству ребят.

Многие молодые люди в наше время увлекаются Хорошо умея исполнять европейскую программу бальных танцев (медленный и венский вальс, фокстрот, слоу-фокс), эти танцоры могут стать неоценимой находкой для такого мероприятия, как пушкинский бал в школе.

Если среди учащихся старших классов имеется хотя бы одна опытная пара танцоров (чаще всего партнер или партнерша учатся в другой школе и бывают приглашены на бал как гости), то им под силу организовать показательные выступления - пару-тройку зрелищных танцев, выполненных на высокопрофессиональном уровне. К тому же роскошные костюмы в виде фрака и настоящего расшитого стразами, у таких ребят, как правило, имеются.

Что еще происходит на балу

В промежутках между самими танцами ведущие могут как рассказывать об истории их возникновения и особенностях исполнения (пока танцоры отдыхают), так и чередовать их с не менее зрелищными, но при этом более спокойными и статичными номерами. В качестве таковых годятся, прежде всего, разнообразные конкурсы.

Каждый из проводимых конкурсов должен не только быть созвучен духу эпохи (то есть напоминать аналогичные, проводившиеся в те времена), но и нести дополнительные функции, помимо развлечения участников. Это может быть и углубление знаний о творчестве великого поэта и его современников, и знакомство с основными правилами дворянского этикета, и эстетическое воспитание учащихся.

Какие же конкурсы может содержать сценарий пушкинского бала в школе?

Литературный конкурс

Состоять он может из двух не зависящих друг от друга частей. Одна из них - в виде состязания чтецов, исполняющих отрывки из произведений А. С. Пушкина. Выбирать фрагменты для декламации можно как в стихах, так и в прозе. Строгое жюри подводит итоги и в конце вечера награждает победителя тематическим призом, например книгой стихов.

Состоять компетентное жюри должно из учителей литературы и старшеклассников-участников школьного литературного кружка. Можно пойти еще дальше и объявить викторину на знание поэзии тех лет. Участникам предстоит угадать автора произведений, отрывки из которых исполняются. Произведения следует заранее подобрать из числа малоизвестных, не входящих в школьную программу.

Как известно, среди дам и кавалеров того галантного времени было принято "баловаться" рифмами. Любительское литературное творчество процветало в салонах 19-го века. Для воссоздания атмосферы ушедшей эпохи как нельзя более кстати подойдет конкурс буриме - сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Такие шуточные состязания способны выявить в ребятах литературную одаренность и способность к импровизации. Итоги также могут быть подведены в конце вечера с вручением шутливых призов - скажем, бутафорской чернильницы и гусиного пера для творчества.

Конкурс актерского мастерства

По ходу сценария вечера ведущие напоминают присутствующим о том, что в пушкинскую эпоху непременным атрибутом любого бала было выступление приглашенных артистов, а также подготовленные участниками бала номера. Юноши и девушки пели и музицировали на различных инструментах. Каждый мог блеснуть талантом. Устраивались "живые картины" и даже целые любительские спектакли.

Вот и на школьном балу уместными будут как шуточные бытовые сценки ушедшей эпохи, так и постановка целых отрывков из литературных произведений тех лет (желательно не очень длинных). Для этого можно организовать импровизированную сцену или уголок в стиле гостиной 19 века. Поможет оформить маленький школьный спектакль настоящий занавес и придуманные заранее несложные декорации в виде предметов старинного интерьера.

Такой мини-спектакль (или "живые картины") способен стать изюминкой вечера и передышкой для танцоров.

Конкурс дефиле

Разумеется, старания участников бала по созданию старинного образа, подбору прически на пушкинский бал, костюма, макияжа, разучиванию светских манер не должны пропасть даром. Будет вполне оправданным провести небольшие состязания на умение держаться, галантно обращаться с дамами (для юношей), принимать комплименты и остроумно на них отвечать, изящно двигаться (для девушек).

Ненавязчивый "смотр" старинным нарядам тоже вполне можно организовать. Разумным будет распределить призы в нескольких номинациях - за самое оригинальное решение костюма, за максимальное историческое соответствие, за наибольшее вхождение в образ.

Ну и, конечно, будет вполне естественным в конце вечера выбрать самую замечательную "пушкинскую красавицу" и самого галантного кавалера.

Что еще можно придумать

Неплохая идея - конкурс старинного рисунка. Художники могут состязаться в течение вечера в заранее оговоренных жанрах - портрета, пейзажа, старинного интерьера. В конце вечера компетентное жюри подводит итоги.

Для конкурса портретов можно пригласить в качестве моделей присутствующих участников в старинных костюмах. Можно одновременно сделать фотографии позирующих и позже сравнить с полученными портретами. В любом случае врученные в качестве сувениров рисунки послужат впоследствии замечательным напоминанием о прошедшем вечере.

В конце бала можно слегка отойти от традиций старины и устроить самую настоящую современную фотосессию. Галерея фотографий, размещенная на стендах в вестибюле школы, не только сохранит чудесные воспоминания, но и будет стимулировать учащихся к другим подобным мероприятиям.

Сценарий пушкинского бала для детей в садике

До сих пор мы с вами говорили о проведении пушкинского бала для учащихся школы, главным образом старшеклассников. А что же наши малыши? Возможно ли нечто подобное в начальной школе или, скажем,

Конечно, устроить "настоящий" бал с малышами вряд ли получится - возраст пока не тот. Но вполне возможно провести осенний бал для малышей в виде замечательного театрализованного праздника, посвященного, например, дню рождения великого поэта. Только надо подойти к делу с учетом возраста юных участников.

За основу при проведении такого мероприятия в детском саду или в 1-2 классе школы можно взять сценарий, составленный на основе сказок Пушкина. Задачей праздника при этом будет как закрепление знаний малышей о творчестве великого поэта, так и ненавязчивое подчеркивание в воспитательных целях присущих героям сказок как положительных, так и отрицательных черт.

Какие сказки взять?

Скажем, на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" можно подчеркнуть всю отвратительность такой черты, как жадность. В игровой форме порассуждать о том, что было бы, если бы желания старухи продолжали исполняться, какие ошибки допускали персонажи, как они были за это наказаны.

Замечательно будет, если дети смогут инсценировать отрывки из сказки. В этом случае предстоит заранее позаботиться о костюмах и о распределении ролей.

На основе сказок Пушкина можно устроить множество разнообразных викторин на знание творчества поэта. Можно подобрать всевозможные загадки по теме. А конкурс юных чтецов-декламаторов, каждый из которых заранее приготовил стихотворный отрывок, станет гвоздем программы.

Как и на взрослом балу, не стоит забывать о танцах. В группе малышей упор следует сделать на народные формы любого творчества, в том числе и танцевального. Например, предложить детям поводить хоровод на "полянке".

Оформление праздника тоже должно соответствовать стилю пушкинских сказок. Неплохо бы продумать интерьер в виде деревенской избы с прялкой, печью, самоваром - вплоть до пресловутого корыта! В общем, использовать все, на что хватит фантазии и материальных возможностей организаторов.

Такой утренник в ненавязчивой форме привлекает внимание детей к наследию великого писателя, будит фантазию, способствует закладке основных нравственных ценностей.

Уголь для бровей, пудра из цинка, румяна только одного оттенка, сажа для ресниц, уксус, вазелин или сало с добавлением красного пигмента для губ - всё это было в косметичке у дамы, жившей в середине XIX века. Дамам XXI века повезло, ведь для того, чтобы создать образ в историческом стиле, достаточно умело использовать нужные текстуры и цвета современных косметических средств, а не портить свою кожу вредными компонентами.


Давайте мы рассмотрим характерные особенности макияжа в стиле середины XIX века. Безусловно, на сохранившихся до наших дней портретах, дамы выглядят идеальнее, нежели они выглядели в реальности, но, поскольку для нас портреты - это ближайший ориентир, к такому образу мы и будем стремится при подготовке к балу.
Идеал того времени - скромная и естественная красота. Только в том случае, если дама делала яркий макияж, то все её автоматически начинали считать падшей женщиной. Дамам из высшего света не позволялось даже на секунду допустить такого отношения к себе! Поэтому, за своим лицом дамы очень следили и пользовались косметикой очень осторожно.
Приличная девушка должна была выглядеть здоровой, с лёгким румянцем на щеках и розовыми губками. Леди прибегали к хитростям чтобы заменить косметику: умывались очень холодной водой чтобы выглядеть ещё бледнее, перед выходом к гостям чуть покусывали губы и щипали себя за скулы, чтобы сделать краски лица ярче.
В моде: бледный цвет лица, черные брови чтобы подчеркнуть бледность кожи, сверкающий взгляд и немного румян чтобы освежить лицо.
Для того, чтобы сделать такой исторический макияж, необходимо использовать правила современного дневного макияжа, но с учетом некоторых тонкостей:
Кожа лица:
- Выровненный тон с помощью лёгкой тональной основы в цвет кожи, или на тон светлее, - допустимо использование консилеров, - пудру лучше использовать рассыпчатую на тон светлее, - создавать рельеф и выделять скулы хайлайтерами не рекомендуется, т. к. в моде начала XIX века овальное лицо.
Румяна:
- Это самое важное, но многие наоборот пренебрегают румянами и в этом ошибка. Цвет румян нежно-розовый и наносить его нужно на самую выпуклую часть щеки. Главное не переусердствовать! Румян не должно быть много, только 1-2 лёгких прикосновения кистью.
- Обязательно припудрить сверху и растушевать.
Брови:
- Их любили на всем протяжении XIX века, за ними ухаживали, убирали лишние волоски, но при этом в моде сохранялся естественный изгиб и небольшая толщина. Брови обязательно необходимо подчеркнуть карандашом или тенями в цвет волос (или на тон темнее), придавая более четкие очертания.
Глаза:
- Дамы прошлого практически ничего не наносили на глаза, но мы будем пользоваться схемой дневного современного макияжа и будем использовать тени. Всё потому, что освещение в современных бальных залах электрическое и это добавляет необходимость использования теней чтобы ваши глаза на фото не были маленькими, заспанными и прищуренными. Важно использовать карандаш только коричневого цвета (не черный) чтобы подчеркнуть линию роста ресниц, немного удлиняющей туши (а не объемной) на кончиках ресниц и матовые) тени от цвета слоновой кости до коричневых оттенков.
- Использование жидкой подводки любых цветов и наведение стрелок - категорически недопустимо, - использование перламутровых теней (за исключением небольшого количества светлого оттенка под бровью и на подвижном верхнем веке) - также недопустимо, - использование цветных оттенков теней - недопустимо, т. к. макияж тут же превратится в современный, - накладные ресницы - крайне нежелательны.
Губы:
- Линия губ растушеванная, т. к. в историческом макияже губы должны оставаться естественными, - достаточно использовать нейтральных цветов блеск для губ или помаду чтобы сделать объемнее губы, - использование ярких помад - недопустимо.
Минимальный загар или его отсутствие подчеркнет вашу аристократичность и наоборот - чем больше загара на лице, тем больший эффект простушки он создаст.
С помощью таких нехитрых советов у вас обязательно получится создать необходимый нежный, естественный и целомудренный образ! Исторический_макияж@Pasdecote XIXвек кринолины /копирование и использование текста разрешено только при условии указания авторства и ссылок!










Макияж 19 века. 19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Стиль этой эпохи - скромный, нежный макияж. Девушки стремились к подобию ангела:
Кожа – бледная, макияж глаз практически отсутствовал, на губах - не более чем вазелиновый блеск, яркие губы – вульгарность и дурной тон. В моде густые волосы, модницы преображали их в игривые локоны.

Яркие представительницы этой эпохи: Лилиан Даяна Гиш (одна из первых звезд немого кино), Мэри Пикфорд (Актриса театра и кино)

Определенному безветрию в моде на макияж, пришедшее в конце 18 столетия, суждено было продлиться не больше двух десятков лет. Единственное, чем пользовались женщины того времени, – это гигиеническое мыло для лица и тела, а также капля румян, изготовленных на основе природных красителей. С пришедшей на смену эпохой романтизма в 20-е гг. 19 столетия популяризуется мода на макияж – бурные страсти и эмоциональные душевные переживания в душе должны иметь отпечаток на внешности. Модным становится нездоровая бледность, темные и влажно блестящие глаза – таков эталон красоты эпохи романтизма.

Женщины повально начали пить уксус и есть лимоны. Делалось это с целью потери веса и достижения мертвенно-бледной кожи. Женщины мало спят – с целью появления кругов под глазами. Для придания блеска в глаза капают сок белладонны и атропин. Темные подводка глаз и тени для век придают облику демонический вид.

Но Ее величество мода изменчива, и с 50-х гг. болезненность и бледность в образе женщины перестает быть привлекательной. Мужчин начинает манить теплота, женственность и покой в женском облике. В целях соответствия новому эталону, женщины отказались от густого макияжа. Женщины предпочитают лишь немного осветлить лицо яичным белком, подцветить скулы румянами – немного ярче при темных волосах и светлее – при светлых, а также подвести брови бриллиантином. Никогда прежде, наверное, макияж не был таким щадящим, как в середине 19 столетия. Точка зрения на сам макияж изменилась, как на само слово «макияж», которое, появившись веком раньше, обозначало в отрицательном смысле искусство скрывать недостатки. В 19 столетии негативный оттенок со слова снимается, и оно обретает значение «средства, скрывающие недостатки лица».

Специфической особенностью макияжа 19 столетия
становится то, что макияж перестает быть привилегией лишь знатных дам. В связи с устройством промышленного изготовления косметика становится доступной даже низшим слоям общества. Приличные девушки из бедных семей приобщаются к искусству макияжа и с радостью обучаются припудривать лицо, подкрашивать губы и подводить глаза. Но надо заметить, что проститутки в 19 столетии, как и во все времена, всегда красились дерзко: наносили много пудры и румян, использовали яркую помаду и подводили жирным черным цветом глаза.

В конце 19 столетия была придумана жидкая пудра. Она идеально скрывала все недостатки кожи и, застывая, создавала эффект маски. В сочетании с небольшим количеством румян и помады, оно походило на лицо жрицы. Мужчины того времени просто таяли перед такой загадочностью.

Косметическая промышленность конца 19 столетия раскручивается, соответственно, популяризуются и косметические средства. Актрисы 19 века с радостью дают уроки красоты и публикуют на страницах журналов рекомендации и рецепты, как сохранить молодость и красоту. Понемногу женщины осознают, что настоящая красота – это искусство владеть свои телом, чувствами и голосом, а уж никак не сильная «накрашенность».

В древности существовала традиция красить зубы. Она сохранилась и в 19 столетии. Женщины красили зубы в желтый цвет, чтобы лицо казалось бледнее.

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый естественный макияж без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Макияж 15 века. Средневековый макияж

Из восточных стран, пройдя Грецию и Рим, искусство макияжа понемногу проникло в европейские страны, где от столетия к столетию точка зрения на макияж менялась с молниеносной скоростью. В эпоху средневековья, когда все телесное почиталось за грех и «дьявольские помыслы», женщин за женщин не считали, ставя им в вину грех родоначальницы Евы, а все проявления макияжа подвергались травле. Простота, стыдливость и скромность считались главными достоинствами.

Средневековый макияж

С 3-го по 5-й столетия н. э. обряды купания, очищения, нанесения на тело и лицо каких-либо косметических средств заявляются святыми отцами как греховные, и европейское общество порицает не только какой-либо тщательный уход, но даже самое простое купание тела. Вонь грязного тела пытаются забить благовониями, к примеру, привязывая подушечки с ароматными травами под мышками, с целью заглушить запах пота. Всякая декоративная косметика для лица – белила и румяна – становятся символом распутства и грехопадения.

Но как бы не осуждала святая церковь косметику, как бы не запрещала ее, и каких бы гонений не устраивала, женский интерес так и не удалось унять. И к концу 9 столетия в итальянском городке Капуя, близ Неаполя, довольно прочно были устроены изготовление и продажа косметики. Итальянцы производили всевозможные притирания, белила и румяна, губную помаду, благовония и ароматические составы.

Из Италии мода на макияж постепенно проникла во Францию. В 1190 году король Франции, разрабатывая поощрительные указы, постановил привилегировать продавцов духов, ароматной воды и мыла, пудры, белил и чистящих мазей. Женщины, страдающие болезнями, имеющие на лице дефекты, с радостью нач али п риобретать и использовать декоративные косметические средства, а за ними и грим на лицо стали накладывать и все красавицы Европы.

В эпоху культа бессмертия человеческой души очень ценен был одухотворенный взор. Для достижения такого эффекта женщины стали капать в глаза сок ядовитой белладонны. Он делал зрачки больше, а глаза становились темными и блестящими. Но когда узнали, что частое использование белладонны очень вредно, модницы в тех же целях начали использовать настойки хризантем.

Волосам практически не уделялось внимания. Их скрывали под вуалью и сбривали на лбу, чтобы сделать его больше, а облику придать сходство с полной луной. Процедура удаления волос со лба была крайне болезненной - на волосы наносили смесь из негашеной извести и пигмента, и удаляли их. После этого «лысый» участок кожи смазывали свежей кровью лягушек, соком растения цикута или золой вымоченной в уксусе – считалось, что таким образом рост волос замедлится.

По постулатам раннего периода средневековья брови должны быть черными, дугообразными и тоненькими, словно нить. Такую моду скоро сменила другая тенденция – безбровость. Пример такой моды – легендарное изображение Моны Лизы.

Чем красились в 18 веке. Как же раньше красились девчонки на Руси!?

Вот как описывается русская кокетка 18-го века в сборнике «Пчела»: «Прехитро себя украшает, приятные сандалии обувает и везжды свои ощиплет, и духами учинит, и лицо, и выю (шею) ваннами наванит (покрасит) и черности в очесах себе красит». Женщины в России очкнь любили белилиться и румяниться, но при этом весьма неумело: Будучи красивыми от природы, они абсолютно искажали свои лица. Например, накладывали на щеки такое колличество краски, что (по мнению немецкого путешественника Олеария) иногда казалось, будто кто-то разукрасил их кистью. Женщины разукрашивали себе руки и шею голубой, белой и коричневой красками, сурьмили брови и ресницы, при этом делали это самым уродливым образом: чернили светлые и белили черные брови. Княгиня Черкасская была очень красивой от природы женщиной очень и не желала краситься и румяниться, но была вынуждена покориться всеобщему обычаю, чтобы не подвергатся насмешкам. Церковь пыталась восставать против этого обычая, но тщетно. Косметикой повально увлекались женщины боярского сословия - они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы. По всей вероятности, больше всех доставалось скоморохам шутам и скоморохам - они раскрашивали себя не только белилами и красками, но даже сажей. Самыми большими поборниками косметики на Руси тех времен, вероятно, были татары. Они красили ресницы, брови, губы, румянились, красили ногти хной и т. д. По словам одного из русских путешественников, девушки и женщины татар были похожи на «размалеванных кукол», которые в реальности были намного красивее.

Начиная с XVII века, Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трех столетий определяла правила хорошего тона, моду и косметику не только для коронованных особ, но и для провинциального дворянства.

В XVIII веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами.

Пользоваться косметическими средствами было, главным образом, уделом знати, простой же народ пользовался травами как для медицинских, так и для косметических целей. На Руси издавна большое внимание уделялось соблюдению чистоты и опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливаю! кожу лица, шеи, рук, делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны. Сведения о лечебных свойствах растений и способы их применения мы находим в многочисленных старинных «травниках» и «лечебниках» («Травоврач», «Зельник», «Жизненник», «Цветник» и др.). Будем откровенны: к простому, доступному. находящемуся под рукой, мы часто относимся без должного уважения. Скажем, к лекарственным растениям, воде, которая с древнейших времен считалась основным лечебным, гигиеническим и косметическим средством. Врачи древности применяли воду для лечения, для косметических целей в виде ванн, обмываний, обтираний, душей, компрессов.

В банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем проделывали эту процедуру без боли.
«Чистота - залог здоровья!», также с полной уверенностью можно сказать, что чистота - залог красоты. В России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было, мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.
Косметика, как считают некоторые, начинается не с нанесения кремов, помад и лосьонов, а прежде всего с мытья. Очистить кожу от грязи, кожного сала, отмерших роговых чешуек вот о чем нужно заботиться прежде всего.

Девочки, всем привет)))
Стало мне интересно, а как за собой ухаживали барышни того времени у нас в России? Понятно, что не было того изобилия косметики, ухаживающих средств, и современного оборудования, да и мода была другая...) Да и вообще индустрия косметологии только развивалась)

1. Щипцы для завивки волос


Чаще всего девушки завивали волосы дома, а для этого они нагревали щипцы, опуская их внутрь горящей керосиновой лампы. Не удивительно, что от этого волосы у них портились, а некоторые, особенно усердные вообще оставались без волос)))


но это, конечно, не было особой бедой для девушек, ведь тогда существовали…

2. Специальные накладки для волос


делались они из настоящих волос, и были уже завитыми)))

Кроме женщин ухаживали за собой и мужчины, в то время существовал культ усов - каждый мужчина мечтал иметь густые и длинные усы, чтобы сражать женщин наповал))) Поэтому в арсенале средств по уходу многие мужчины имели

3. Специальную жидкость для усов и бинт «Кошечка»


Жидкость «Кошечка» по консистенции напоминала современный гель - средство отлично склеивало усы и придавало им желаемую форму. Бинт «Кошечка» часто надевался во время сна, чтобы не испортить полученную форму)))

4. Щипчики для усов


использовались для того, чтобы подкрутить усы)))

ну, и чтоб не замочить усы были вот такие

5.Чашки с полочкой для усов

У женщин же растительность на лице не приветствовалась, тогда существовал эффективный

6. Электрический аппарат для разрушения волос


ха, предшественник современного прибора для электроэпиляции)))) Конечно, не каждая девушка могла позволить себе такой аппарат, в то время был он только у богатых особ)остальные же волосы выщипывали щипчиками, либо сбривали)

А вы знаете чем раньше чистили уши? Ватных палочек ведь в то время не было...)))) Были такие железные палочки, которые назывались…

7. Копоушки
вот копоушка из слоновой кости в футляре

Для домашнего омоложения существовал вот такой

8. Аппарат с массажными шариками


Модницы того времени усиленно водили им по лицу несколько раз в день)

А как девушки того времени боролись с запахом пота и с разводами подмышками?)) Ведь дезодорантов-то еще не было, и я не думаю, что они меньше потели, чем мы сейчас))) Секрет был в таком средстве как…

9. Подмышники




Кусочек плотной ткани наподобие наших подплечиков подшивался под платье, либо под корсет, иногда подмышники были надушены духами))
10. Подкладки для груди


ну, если уж у них подмышники были, то как же можно было обойтись без подгрудников?)))

Ещё девушки конца 19 века особенно тщательно ухаживали за ногтями - были и всевозможные пилочки, щеточки, и полировальные приспособления, и даже вот такой

в то время женщины делали высокие прически, и для того, чтобы шляпа держалась её крепили к голове булавками длиной 30 и более сантиметров. Были случаи, когда в тесной толпе булавки царапали лица соседей и даже выкалывали глаза. После этого было издано распоряжение, чтобы булавки продавались с наконечниками, но они иногда слетали, и несчастные случаи повторялись…

Видео прическа и макияж 18 века - стилист Оксана Бреусова

01.12.2012 11:39

Восемнадцатый век - это эпоха огромных париков, пышных платьев, бесконечных балов, утонченных духов и фарфора. Это век нежности и манерности, красоты и страстности. Отличительной особенностью макияжа 18 столетия является белоснежная кожа.

Грим являлся обязательной чертой костюма того времени. И мужчины, и женщины густо покрывали кожу пудрой и белилами, отчего она приобретала фарфоровый оттенок. Примечательно, что пудрой маскировали не только лицо и шею, но также зону декольте и даже руки. Основными оттенками косметического средства были белый, серый, голубой, розовый. Для того чтобы усилить бледность, на висках дамы рисовали голубые жилки, имитировавшие вены.

Подчеркнуть бледность кожи помогали контрастные мушки, которые изготавливались из бархата и тафты темных оттенков. Позднее их стали рисовать специальным карандашом. Они имели, как правило, небольшие размеры и обладали самыми разнообразными формами. Крепились мушки чаще всего на лицо. Они могли располагаться также на шее или груди в зависимости от желания хозяйки и фасона платья.

Считалось, что мушка привлекает внимание к наиболее привлекательной части тела. Некоторые женщины «сажали» мушки на недоступные окружающим места. Искусственная родинка могла располагаться, например, на бедре или на животике. Существовал даже тайный язык мушек.

Вместе с декоративными родинками лицо украшал румянец. На белоснежном фоне особенно красиво смотрелись румяна светло-розового оттенка. Ресницы густо красили специальной краской в черный цвет, который делал взгляд особенно ярким. Губы подчеркивались красной помадой. Такой вариант макияжа просуществовал до конца 18 века. На рубеже столетий в моду вошел естественный облик и натуральная бледность.