Законодательство        09.06.2020   

Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами В чем заключается сложность восприятия пространства дошкольниками

Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие - совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Однако восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета.

Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.

Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие - это процесс, связанный по своему происхождению со внешним практическим действием (А.В. Запорожец).

Развитие восприятия в дошкольном возрасте

В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка: совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

В развитии восприятия дошкольника можно выделять три основных направления.

Во-первых, ребенок продолжает усваивать сенсорные эталоны, определенные представления о которых сформировались у него уже в раннем детстве.

Во-вторых, он овладевает новыми перцептивными действиями, позволяющими все более адекватно отражать окружающий мир.

В-третьих, происходит развитие его ориентировки в пространстве и времени.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста, сложность этой формы чувственного познания действительности.

Восприятие цвета и формы. Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.

В противоположность заявлениям Г. Фолькельта и других ученых о том, что ребенок до 7 лет "удивительно слеп к форме", советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволят понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так, при изучении восприятия детей-дошкольников удалось установить что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика из цветной мозаики).

Восприятие целого и части. Спорным в детской психологии является и вопрос о том, на что опирается ребенок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственного правильного ответа. С одной стороны, в восприятии целого незнакомого предмета ребенок, по утверждению Г.Фолькельта, передает лишь свое общее "впечатление от целого": "нечто дырявое" (решетка) или "нечто колющее" (конус). Находясь "во власти целого" (Зейферт), дети якобы не умеют выделять составляющие его части. На эту же "власть целого" указывают и многие авторы, изучавшие детские рисунки. Они объясняют такие факты якобы неспособностью ребенка-дошкольника к познавательной аналитической деятельности из-за его слишком ярко выраженной эмоциональности.

Восприятие картинки. Детям дошкольника трудно правильно воспринимать картинку. Ведь даже самая простая картинка, включающая изображения хотя бы двух предметов, дает их в каких-то пространственных связях. Осмысливание этих связей необходимо, чтобы раскрыть взаимоотношения между частями картинки и воспринять изображенное как нечто целое. Поэтому восприятие детьми картинки издавна использовалось для определения общего умственного развития ребенка. Так, А. Бинэ ввел это задание в составленную им измерительную "скалу ума". При этом он, а затем В. Штерн установили, что существуют три уровня (стадии) восприятия ребенком картинки. Первая - стадия перечисления(или, по Штерну, предметная), характерна для детей от 2 до лет; вторая - стадия описания (или действия), которая длятся от 6 до 9-10 лет; третья - стадия истолкования (или отношений), характерная для детей после 9-10 лет.

Восприятие пространства. Основными категориями воспринимаемого пространства являются величина предмета, его форма, удаленность от наблюдателя (расстояние), местоположение (соответственно системе координат) и пространственные отношения, существующие между предметами.

Восприятие времени. Время - такая же объективно существующая реальность, как и пространство, поскольку все явления действительности существуют не только в пространстве, но и во времени.

Значительные изменения в дошкольный период происходят в восприятии детьми пространства с его главными признаками

Восприятие пространства - отображения расстояния, размера, формы рельефа окружающих объектов, действующих на анализаторы

Уже в раннем возрасте ребенок хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов, однако еще не выделяет направлений движения и пространственных отношений между предметами. Представление о предметах и??й их свойства возникают раньше и является основой представлений о простыхр.

Первые представления о направлении движения, усваивает 3-вещь-на ребенок, связанные с собственным телом, которое является для нее центром, от которого она определяет направление. Под руководством взрослых малыш начинает выделять. И правильно называть свою правую руку, которой выполняет основные действия:"Этой рукой я им, рисую, здороваюсь. Значит, она права"Положение других частей тела как"правых"или"левых"ребенок определяет только отно но правой руки. Например, на предложение показать правый глаз младший дошкольник сначала отыскивает свою правую руку, а затем показывает на глаз"Правое"и"левое"кажутся ребенку чем-то постоянным, она н е может понять, как то, что для нее находится справа, для другого - слева. Она ориентируется в направлениях вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, если движется в ту или иную сторону или изменяет соответственно положения туловища, головы, рук и контролирует эти движения зрением. В пространственном распознавании речи не играет решающей ролловому розпізнаванні мовлення не відіграє вирішальної ролі.

Позже дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между предметами и т.д.). Образование представлений о пространственные отношения связями зане с усвоением их словесных обозначений, которые помогают ребенку различать и фиксировать каждый вид отношенийь.

Усвоение слов-обозначений в старшем возрасте обусловливает понимание относительности пространственных отношений в зависимости от точки отсчета. В каждом из отношений (над - под, за - перед) ребенок сначала усваивает представления о один элемент пары (например, над, перед), а затем, опираясь на него, усваивают второй. Усваивая представление об отношении между предметами, ребенок долго оценивает эти отношения только со своей позиции не будучи способной изменить точку отсчета, понять, почему отношения меняются, если рассматривать предметы с другой стороны: то, что было впереди, оказывается сзади, а то, что было слева, будет дело тощщо.

Формирование обобщенных представлений о пространстве обеспечивают способность ребенка определить направление не только в отношении себя, но и относительно других лиц и предметов. Руки и ориентировочные действия постепенно переходят в план мнимых действий. А речевые акты, освобождаясь от начального связи с движениями тела и рук, приобретая ведущее значение, переносятся во внутренний план, т.е. развиваются как процессы внутреннего говорят нння.

Только по завершению дошкольного возраста ребенок овладевает ориентировки в пространстве, независимое от собственной позиции, совершенствует умение менять точки отсчета. Такое ориентирование можно легко сформировать с по ощью обучения, в котором дети сами изменяют пространственные отношения между предметами, рассматривают их с разных позиций и обозначают словесноо.

Специфика восприятия времени дошкольниками

Ребенку труднее дается восприятие времени, чем восприятие пространства. Ведь время не наглядной формы, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем), он текуч, незворо отни, восприятие его зависит от субъективных состояний, имеет личностный харакр.

. Восприятие времени - отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности

У ребенка ознакомления со временем начинается с усвоением выработанных человечеством обозначений и мер времени. Осознать их нелегко, поскольку они имеют условно-относительный характер. Отрезки времени, обозначены словами""сегодня","завтра","теперь", непрерывно меняются: то, что накануне называлось"завтра", становится"сегодня", а на следующий день -"вчера"Один и тот же промежуток времени воспринимается по-разному завис в от содержания и характера деятельности ребенка, его состояния на тот момент: если, например, ожидает привлекательную событие, кажется, что время идет очень медленно. Поэтому дети долго не понимают логики временных отно шень, за дошкольного возраста не воспринимают длительные временные периоды им недоступно понимание таких категорий, как"год","век","эпоха"тощпне розуміння таких категорій, як "рік", "століття", "епоха" тощо.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основ е своей деятельности, несмотря на то, что за определенное время можно сделать, какой результат получить. Полезны при этом ознакомления детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинировании. Однако без отв овидного обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово"минута", но не представляют, сколько она длится. Одни считают, что за минуту можно. ПОО бидаты, другие - поиграть, третьи - сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия утром умываются, завтракают; днем??- играют, занимаются, обедают; ув ечери ложатся спать; ночью спят. Легче они определяют ночь и утро, несколько труднее - вечер и день. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (ра нок -"свет, когда солнышко встает"и т.д.оли сонечко встає" тощо).

Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающих дошкольные учреждения, найча астише называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональную насыщенность, особую значимость (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями понедельник - снова идти в дошкольное учреждениед).

Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень"дни недели"они могут включить слова"суббота, воскресенье, завтра, учо ора"или"воскресенье, понедельник, май, новый год"Особенно тяжело дается им усвоение представлений о сущности понятий"вчера","сегодня","завтра"и т.д.. Позитивные изменения в этом происходят во второй половин и дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление о исторические периоды, последовательность события и во времени, продолжительность жизни людей, существования вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных эталонов, не могут опереться на собственный к своемуих уявлень певних еталонів, не можуть спертися на власний досвід.

Наглядный характер психических процессов приводит специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время смены иться (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который выделяет время ове отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включает в различные жизненные ситуацииії.

Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.

Этапы дошкольного детства

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (6-7 лет).

Три периода дошкольного возраста

Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

Восприятие, что это такое

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Сенсорное восприятие у детей младшего возраста

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.

Значение восприятия

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.


Познание мира ребенком начинается с восприятия

Особенности развития в младшем дошкольном периоде

Возраст характеризуется:

  • активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
  • началом использования речи и ее активным развитием.

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Особенности восприятия детей 3-4 лет

Предметность восприятия

  • Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
  • Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные

Отсутствие четкости восприятия

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.


Особенности восприятия у дошкольников

Основные развивающие задачи периода

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.

Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников

«Собираем капельки»

Игра способствует:

  • развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
  • развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.

Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.


Посади зайчика в вагон по цвету — игра

Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.

«Спрятались под зонтики»

Игра развивает:

  • умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
  • восприятие формы и цвета.

Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.

Создание игровой ситуации:

  1. «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
  2. Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
  3. «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики - под зеленый, треугольнички - под синий».

Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.

Восприятие детей в среднем дошкольном периоде

Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:

  • легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • знают и хорошо различают 7 основных цветов;
  • имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
  • знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
  • разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.

Виды и свойства восприятия

Восприятие средних дошкольников

Особенности восприятия предметов (явлений)

К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».


Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»

Особенности восприятия времени и пространства

Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.


Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет

По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.

Особенности художественного восприятия

В течение дошкольного периода все дети - творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество - способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.

Особенности восприятия себя и окружающих людей

Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.

В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая

Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.

Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.


Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет

Игры, развивающее восприятие средних дошкольников

«Мешочек с секретами»

Игра способствует развитию:

  • умения узнавать предметы по их основным признакам;
  • на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.

Игра «Угадайка» или «Что в мешочке»

Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.

Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.

«Чей это звук?»

Игра развивает:

  • слуховое восприятие;
  • способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).

Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.

Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.

Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.

Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.

«Угадай по запаху»

Задачи игры:

  • развитие обоняния как формы восприятия;
  • закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).

Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами

Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.

Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.

Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.

Возрастные особенности восприятия старших дошкольников

  1. Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
  2. Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
  3. Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз - «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».

Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет

Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.

  1. В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
  2. Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
  3. Еще одно важное приобретение этого возраста - появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.

Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет

Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.

Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет

«Назови предметы»

Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.

Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.


Тест «Назови предметы» для 6-7 лет

Оценка результатов:

Количество баллов Затраченное время Вывод

об уровне развития восприятия

10 менее 20 Очень высокий
8-9 21-30 Высокий
6-7 31-40 Средний* (верхняя граница нормы)
4-5 41-50
2-3 51-60 Низкий

*Средний уровень соответствует возрастной норме.

«Что забыл нарисовать художник?»

Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.


Тест «Что забыл художник» для детей 6-7 лет

Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.

Количество баллов Затраченное время (сек) Вывод

об уровне развития восприятия

10 менее 25 Очень высокий
8-9 26-30 Высокий
6-7 31-35 Средний (верхняя граница нормы)
4-5 36-40 Средний (нижняя граница номы)
2-3 41-45 Низкий
0-1 45 и более Очень низкий

Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства времени у детей. Развитие пространственного и временного восприятия ребенка играет огромную роль в дальнейшем процессе обучения и жизнедеятельности ребенка. Цель работы: рассмотреть особенности развития пространственного и временного восприятия у детей дошкольного возраста. Провести и описать игры на развитие восприятия пространства времени у детей.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 4

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика восприятий……………………………………….….4

2. Особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………9

3. Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства, времени у детей …………………………………………………………………………..11

4. Диагностика и коррекционная работа с детьми………………………….17

Заключение…………………………………………………………………..….21

Список использованных источников………………………………………..…22

Введение

Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры. Развитие пространственного и временного восприятия ребенка играет огромную роль в дальнейшем процессе обучения и жизнедеятельности ребенка. Не умея ориентироваться во времени и имея затруднения в ориентировке в пространстве дошкольник, а в скором времени – школьник будет испытывать затруднения в школе и в общении ос сверстниками и педагогами.

Цель работы: рассмотреть особенности развития пространственного и временного восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику восприятий.

2. Рассмотреть особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

3. Провести и описать игры на развитие восприятия пространства, времени у детей.

1. Общая характеристика восприятий.

Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на слаженную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинофильм, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является весьма сложным процессом, который требует значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, воспринимаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является реакцией простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процессе восприятия всегда принимают участие двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; напевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в результате своей жизнедеятельности.

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем . Таким образом, в восприятии предмета реального мира принимает участие внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

К основным свойствам восприятия необходимо отнести следующие свойства: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов . Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

С целостностью восприятия также связана его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слышит какой-нибудь музыкальный мотив, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом, а не отдельные ноты.

Следующим свойством, а также составляющей восприятия является константность. Константностью называют относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия . Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его жизненный опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый предмет. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет разные люди могут воспринимать по-разному.

Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании . Например, вы смотрите телевизор или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке (Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза), восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета.

Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Сложность изучения процесса восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. Мы имеем представление о его течении лишь по определенным признакам. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

2. Особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства . Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей .

В дошкольном возрасте дети усваивают лишь некоторые временные представления и умения ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок, разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки). Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что «день» – это часть суток. Часто дошкольники не знают названия дней недели, не могут определить их последовательность. Недостаточны знания о способах измерения времени (календарь, часы), названиях интервалов времени (минута, час).

Итак, имеющие знания у детей о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.

Проблема ориентации в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентирования учат различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги, впереди – где лицо, сзади – где спина и т.д. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами, ориентировку на местности: определение местонахождения объекта относительно ребенка, ориентирующегося в пространстве (шкаф находится справа, а дверь слева от меня), определение местонахождения ребенка по отношению к окружающим его объектам (я нахожусь справа от домика), определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч).

3. Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства, времени у детей.

Дошкольный период играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка и составляет критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства со стороны взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним и его воспитание будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, различные физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей . Поэтому родителям и воспитателям необходимо уделять огромное внимание развитию ребенка. Восприятие пространства и времени должно быть развито у детей дошкольного возраста. Для определения особенностей восприятий пространства, времени у детей мы провели ряд игр и экспериментов. Нашими испытуемыми была старшая группа детского сада. 7 человек (Артем 6 лет, Аня 5 лет, Денис 6 лет, Лена 6 лет, Миша 5 лет, Света 6 лет, Максим 6 лет).

Для начала мы провели ряд игр и заданий для определения уровня развития восприятия времени. Первым заданием для ребят было предположить, что можно сделать за минуту. Затем мы предложили им сделать одно из предложенных дел. Ответы детей и длительность деятельности мы зафиксировали. Второй задачей для детей было рассказать о частях суток. Все ответы записаны. Следующим заданием для детей был рассказ о временах года, т.е. то, как сам ребенок воспринимает данные промежутки времени.

Следующим этапом был эксперимент, позволяющий проанализировать уровень пространственного восприятия детей. Мы разложили перед каждым ребенком геометрические фигуры и предложили их назвать. Ответы соответственно тоже были записаны. В качестве пятого задания мы предложить ребенку показать и назвать части своего тела, расположенного справа, слева. Ответы были записаны. Следующее задание было таковым: мы предложили ребенку показать на листе бумаги, где правый, верхний угол, левый, нижний угол, середина, линия края. Все результаты были записаны.

В качестве последнего задания мы разложили поочередно перед каждым ребенком игрушки и попросили определить, что находится справа от куклы, что лежит позади кубика.

Также нами была проведена диагностика познавательных процессов у детей, а конкретно – процесса восприятия. Данные методики позволили оценить восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» представляет собой следующее: ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунке 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали . Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера мы зафиксировали время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценили в баллах, которые затем послужили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Рисунок 1.

Вторая методика -«Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку необходимо объяснить, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке .

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Рисунок 2.

Следующая необходимая методика - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку необходимо объяснить, что ему покажут несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок 3 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

В случае если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то ребенка необходимо остановить и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14 .

Рисунок 3.

Заключительная методика - Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рисунке 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рисунок 4.

4. Диагностика и коррекционная работа с детьми

В ходе проведенных экспериментов мы выяснили, что временное восприятие у детей дошкольного возраста развито сильнее, чем пространственное. С первым заданием почти ни у кого не было проблем. За минуту была предложена масса действий: прыжки, бег, поедание конфеты, приседания. Все указанные действия за минуту были выполнены и оставалось несколько секунд для дополнительных неуказанных действий.

Представления о частях суток почти у всех детей были верными и ассоциировались с факторами повседневной жизни. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Опрашиваемая личность

Время суток

утро

день

вечер

ночь

Артем

Играю с котом

Мама ведет в садик

Папа приходит с работы

Все дома

Аня

Я просыпаюсь

Иду в садик

Мама забирает меня из садика

Все спят

Денис

Чай пью

Иду в садик

Бабушка конфеты покупает.

темно

Лена

Нет ответа

Кушаю. Солнышко светит

Солнышко ложится спать

темно

Миша

Солнышко встает

Идем с мамой к бабушке

Мы гуляем с мамой

Звезды на небе

Света

Мама идет на работу

Я в садике

Папа приходит домой

Все спят

Максим

Бабушка ведет в садик

Все ходят куда-то

Все дома

Светит луна

Суждения детей о временах года были похожи. Все сошлись на мнении, что сначала идет зима, зимой холодно, потом – весна. Весной: тепло, мокро, зеленое всё, поют птицы. Весна проходит быстро. Потом идет лето. Летом: тепло, жарко, поют птицы, много мороженого. Здесь мнения разделились. 2 человека сказали, что лето проходит быстро и оно короче весны. Остальные 5 заметили, что лето примерно такое же, как весна и осень. Осень оказалась холодной, желтой, длинной. После нее зима. Здесь опрашиваемые ребята сошлись во мнении: зима оказалась, по их мнению, самым длительным временем года.

Следующим этапом исследования был анализ уровня развития пространственного восприятия у детей. Результаты задания на распознавание геометрических фигур: круг узнали все, квадрат тоже все. Треугольник не смогли назвать 2 человека. Пятое задание было сложным. Сначала ребята без проблем назвали все свои части тела. Но проблем с распознаванием справа-слева не было только у двоих ребят. Почти все ребята путались и не сразу отвечали на наши вопросы. Следующее задание повторило результаты предыдущего: верхний, нижний угол листа показывали все и почти сразу. А вот с понятием правый верхний угол, левый нижний угол снова появились трудности и замешательства. Последнее задание ребятам понравилось, т.к. были задействованы не отвеченные предметы, рисунки, а их игрушки. 6 из 7 детей безошибочно определили месторасположение главной игрушки (куклы) – в центре и месторасположение остальных игрушек относительно нее (машинка – слева, кубики – справа).

На основе проделанных экспериментов отметим, что во временных понятиях у детей огромную роль играют их эмоции и личные факторы, опираясь на свой маленький, но всё же присутствующий жизненный опыт дети отметили, что зима самая длительная (зимой холодно, зимой плохо, поэтому зима кажется бесконечной) среди остальных времен года. Последовательность времен года не вызывает проблем у опрошенных детей дошкольного возраста. Среди всех заданий на проверку развития временного восприятия у детей небольшие трудности вызвало лишь задание «сколько дел можно сделать за минуту». Детям было немного сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Для того, чтобы улучшить развитие данного навыка ориентации во времени мы предлагаем методику ознакомления с разными видами часов – электронными и механическими. Ребенка необходимо научить различать минутную и часовую стрелки, показать на циферблате, сколько длится минута, сколько – час.

Проведение методик диагностики познавательного процесса – процесса восприятия у детей дошкольного возраста. Дети показали средние результаты достаточные для своего возраста. Шесть детей из семи быстро справились с первым заданием, точно указав чего не хватает на рисунках. Один ребенок (Артем, 6 лет) указал несуществующие или не важные детали. В ходе проведения данного эксперимента мы столкнулись с проблемой недостаточно развитого словарного запаса у детей, т.е. дети понимали чего именно не хватает, но иногда не знали или не могли вспомнить правильное название недостающего элемента.

Методика «Узнай, кто это» вызвала значительные затруднения у ребят. С одной стороны мы услышали множество вариантов, кто это может быть на картинке, но верно указали название животного только два ребенка.

Проведение методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» показало высокие результаты. Все ребята быстро нашли и назвали предметы спрятанные, на первом и втором фрагменте рисунка. Небольшие затруднения вызвал поиск предметов на третьем фрагменте.

Методика «Чем залатать коврик?» вызвала наибольшие затруднения в детском коллективе. Все ребята ответили верно, выбрав правильный кусочек материи с необходимым орнаментом, но весь процесс оказался трудоемким и длительным.

На основе проведенных методик делаем вывод, что опрошенные дети дошкольного возраста имеют средний уровень развития пространственного и временного восприятия, но нуждаются в его дальнейшем непрерывном развитии. Для получения более высоких результатов мы предлагаем проводить с детьми специальные игры, например игру «Сравни картинки» . Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

Также полезной для развития восприятия и мышления будет игра «Считалка». На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание. Развитию восприятия форм поспособствует игра, придуманная всемирно известным педагогом М. Монтессори: это специальные карточки с прорезями разной формы и соответствующие прорезям геометрические фигуры.

Заключение

Восприятие – это чувственное отображение действительности, которое является основой мышления и ориентации человека в окружающем мире. Для детей дошкольного возраста характерна малая детализация восприятий при их большой эмоциональной насыщенности. Но маленькие дети не могут отличить главные особенности предметов от второстепенных. Для обучения этому и созданы игры на развитие восприятия. Такие занятия станут фундаментом будущего интеллектуального роста вашего ребенка.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то ребенок уверенно отмечает утро ("Все просыпаются") или вечер ("Мы с мамой гуляем"). Он различает день и ночь. Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: "Утро (зимой) – еще не совсем светло", "Ночь – темно, солнца нет".

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. При нарушении или слабом развитии какого-либо восприятия у дошкольника родителям и педагогам необходимо обращать на это внимание и проводить различные образовательные и развивающие игры с ребенком, что было исследовано и доказано в ходе контрольной работы.

Список использованных источников

  1. Гольфман Е. М., Рябинин В.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М,Просвещение.1996.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998. – С. 287.
  3. Немов Р. С. Психология: Кн.: 2. – М.: ВЛАДОС. 1995.
  4. Урунтаева Г.А Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. – М.Академия, 1996. – С. 65.
  5. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1995.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17824. Философское понимание пространства и времени 26.29 KB
Движение есть сущность времени и пространства. Происходит движение в пространстве и времени. А существование человека без времени и пространства возможно И очень долго пытаясь объяснить что есть пространство и время для нас а это сводится к фундаментальным составляющим всего бытия.
15752. ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН ДЕФЕКТАМИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, КАК ТЕСТ ПО ФИКСАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАРУШЕНИЯ ЛОРЕНЦ-ИНВАРИАНТНОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ 475.44 KB
Для подтверждения теоретических идей требуется так редуцировать этот формализм к низким энергиям чтобы он был в хорошем согласии с наблюдениями и экспериментами. Энергии современных ускорителей не хватает для постановки экспериментов по проверке следствий теории струн. Новая идея поиска LV состоит в использовании для этого эффекта двойного лучепреломления электромагнитных волн в пространстве- времени...
12182. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 249.01 KB
Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста; На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста; Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста...
9712. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ СОЗДАНИЯ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ) 75.43 KB
История современной художественной выставки. Объектом данного исследования являются художественные выставки предмет исследования составляют исторические источники содержащие сведения об их организации. К вопросам организации художественных выставок относятся разработка идеи и структуры выставки; деятельность выставочного комитета или другой структуры отдельной личности занимающейся организационными вопросами; получение покровительства увжаемых и известных oсоб; подбор участников выставки; подбор экспонатов; реставрация экспонатов...
7594. Речевое развитие детей с ОНР (III уровень) 50.39 KB
Теоретические основы изучения и формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Экспериментальное исследование речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора потешек пословиц поговорок частушек небылиц загадок народных подвижных игр пальчиковых игр во все направления коррекционной работы по преодолению общего...
18935. Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР 111.06 KB
Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Понятие классификация ЗПР. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ЗПР Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Поддъякова в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей - начальных форм абстракции обобщения умозаключения.
21643. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60.8 KB
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способности а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной...
21840. Развитие образа в рисунках детей раннего возраста 44.53 KB
Теоретические аспекты детской изобразительной деятельности. Осознание принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы как: что такое личность Каковы ее основные характеристики Каковы закономерности ее развития Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности На эти и другие вопросы пытаются ответить философия социальная и возрастная психология педагогика и другие науки. Это...
5011. Влияние родительских подходов на развитие новорожденных детей 36.54 KB
Можно ли назвать хорошими тех родителей которые никогда не сомневаются всегда уверены в своей правоте всегда точно представляют что ребенку нужно и что ему можно которые утверждают что в каждый момент времени знают как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях но и их дальнейшую жизнь...
1023. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.19 MB
Понятие и виды воображения. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.

1.6 Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами

Развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте протекает в три этапа.

На I этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как «отдельности», не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Если у детей в раннем возрасте представление о пространстве аморфно, нерасчлененно, то в дошкольном возрасте отражаемое пространство дискретно. Так, многие дети в возрасте трех--пяти лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые,-- говорит ребенок,-- здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрешка и вот матрешка...» Ребенок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает еще пространственных отношений в расположении этих предметов, а потому не видит различии между карточками.

На эту же особенность восприятия указывалось выше, когда при воспроизведении множеств приемом наложения дети руководствовались лишь изображением предметов, не замечая пространственных отношений между ними; поэтому прием приложения элементов одного множества к другому оказывался для детей более сложным.

II этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Совершается своеобразный переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются им как непрерывность. Например, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется стремление ребенка установить контактную близость при расположении предметов рядом, друг за другом, напротив и т. п. Вот почему и при воспроизведении множества приемом приложения ребенок пытается воспроизвести не столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений еще весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны.

III этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними.

Исследования и практический опыт показали большие возможности распознавания детьми пространственных отношений и развитие умений самостоятельно обозначать местоположение спрятанных предметов среди других предметов, используя пространственные предлоги и наречия.

Абстрагирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и сложным, который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствоваться в условиях школьного обучения.

Познание ребенком «схемы своего тела» является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребенок переносит «схему своего тела» на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчета. Поэтому-то столь важно научить ребенка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. п.).

Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребенка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему все более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности.

Общий путь развития у детей процесса ориентировки в пространстве и отражения его таков: вначале -- диффузное нерасчлененное восприятие, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними, далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям -- вертикальной, фронтальной и сагиттальной, причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как едином непрерывном, но уже дифференцированном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева и т. п. Ребенок приближается к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности (Т.А. Мусейибова).

Таким образом, ориентировка в пространстве требует от человека умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Дошкольный возраст -- период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Познание ребенком «схемы своего тела» является основой для освоения им словесной системы отсчета.

С приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем -- процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения, что и предусматривается в методике.

Основой такого обучения должно быть прежде всего накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.

Влияние IT технологий на развитие восприятия цвета детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительному искусству

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа...

Восприятие пейзажа дошкольниками

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении разнообразия форм...

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста

Наше исследование мы провели в старшей группе детского сада села Лариха. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет (Приложение 1)...

Занятия, способствующие дифференцированному восприятию цвета

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности...

Межличностные отношения в семьях с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции...

Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с поэзией С.А. Есенина

Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок как у детей с нарушением зрения, так и у детей с сохранным развитием играет художественная литература. Исследования А.В. Запорожца...

Ориентировка во времени детей дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени...

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно необходимо сказать о влиянии сказки...

Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 - 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»)...

Развития связной речи детей 6-7 лет посредством пейзажных картин

Важным средством развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является описание пейзажных картин. Произведения пейзажной живописи являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировоззрения...

Сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела)...

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста на примере произведений детской литературы

Выше нами было дано определение времени, раскрыты его свойства. Также выявлено, что при формировании у детей дошкольного возраста временных представлений возникают определенные сложности: детям трудно воспринимать отдельные части суток...