Ипотека        09.06.2020   

Роль правового воспитания в процессе формирования правового государства. Значение правового воспитания в современном обществе, его роль в формировании правовой идеологии личности и государства Правовое воспитание роль и значение

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц.

Однако в настоящее время в нашей стране отсутствует налаженная система правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности. Негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. В этих условиях образование, просвещение, распространение правовых знаний, воспитание уважения к правопорядку и законности у всего населения страны приобретают огромное значение.

С учетом значимости правового образования как важнейшего фактора социализации личности, как условия построения правового государства в последние годы усилилось внимание к изучению вопросов права среди детей и подростков в системе обществоведческого образования. В настоящее время правовое образование существует в школьных учебных курсах в двух формах - интегративной и профильной (модульной). Это нашло отражение как в создании учебников по праву для факультативных курсов, так и в более широком включении правоведения в курсы обществознания. Правовые курсы также включаются в региональные и школьные учебные планы.

Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднеспециальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридико-воспитательная работа тем более необходима, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:

  • · гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
  • · профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
  • · глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
  • · твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
  • · нетерпимость к любому нарушению закона.

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма. Мы в России пока похвалиться таким положением, к сожалению, не можем. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру 3 .

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения 4 .

Кваша А.А. 5 определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» 6 .

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Таким образом, правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности 7 . В современную действительность входят такие понятия как «правовоспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование – непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» 8 . Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения 9 . Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».

Воспитательная функция права через приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, к пониманию сущности правовых учений, доктрин, выработке устойчивой ориентации на законопослушное поведение повышает их правовую культуру. Еще одно смежное понятие, а возможно, и форма взаимодействия этой функции права с правовой культурой - правовое воспитание (правовое просвещение, правовое обучение). Правовое обучение, прежде всего, происходит путем организации воспитательного процесса в форме правового обучения, пропаганды права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Система мероприятий правового обучения включает работу специальных правовых курсов, школ, семинаров. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности, а следовательно, и уровень правовой культуры выше, чем в России.

Существуют также многообразные приемы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

Правовое просвещение - процесс распространения правовых знаний, который служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России", изучение населением основ юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Напомним, что задачами воспитательной функции права являются формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, к чему стремится и правовая культура. Можно сделать вывод, что воспитательная функция права способствует формированию правовой культуры, во главе которой стоит право.

Большую роль для рассматриваемых понятий играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, происшедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился.

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества и реализации воспитательной функции права играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодежной среде, общество оказалось лишенным объективной картины, отражающей не только преступление и его генезис, но и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности.

Право, посредством воспитательной функции формируя правовую культуру, предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов также являются составными частями правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого жаргонного языка, создавая при этом ореол сквернословия. "Этого рода "практика" ведет к нравственному и правовому разрушению личности, к ее культурной деградации".

Все вышеперечисленные элементы, необходимые для полезного существования воспитания, можно объединить одним термином - правовые коммуникации. Общение - основной способ формирования правовой психологии; через него происходит становление сознания, накапливается социальный опыт, общение оказывает значительное влияние на правовую идеологию и правовую психологию личности и общества в целом. Важно и то, что правовая идеология выступает как теоретически обоснованное выражение в юридических категориях законности, справедливости, прав и обязанностей, свободы, равноправия социальных субъектов в различных проявлениях правовой жизни. На уровне правовой идеологии вырабатываются нравственные установки: уважение прав и соблюдение обязанностей всеми гражданами государства. Смежной категорией правовой идеологии является правовая психология (эмоции, чувства, переживания, настроения применительно к правовой среде). Необходимо заметить, что на формирование правовой психологии действуют не только общесоциальные, но и конкретные личностные условия. Таким образом, здоровая правовая психология и правовая идеология также выступают целями воспитательной функции права и правовой культуры в реальной жизни, так как они обеспечивают осознание необходимости соответствующего правомерного поведения.

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс - это средство, а сознание, как результат - цель.

Обратимся к определениям правового воспитания, данных отдельными авторами.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных право-воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Кваша А.А. определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда» - продолжает автор, «необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон».

«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры».

Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.

Подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности. В современную действительность входят такие понятия как «право-воспитательная деятельность» государства, «институт правового воспитания», что говорит о том, что правовое воспитание рассматривается как вид государственной деятельности.

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания». Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина».

Итак, определив понятия «право воспитание» и «право обучение», мы переходим к результатам реализации данных процессов. Правосознание, как понятие более обширное, часто фигурирующее наряду с понятием «правовая культура», более употребляемо в научной литературе. Даже в обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле - чаще в негативной форме: «отсутствие правосознания, сознание права на нуле, не осознает как нужно поступать по закону» и пр. Ключевым здесь является сознание, осознание - т.е. процессы внутренние, саморегуляция, своеобразные социальные стереотипы поведения личности. Сознание формируется через деятельность человека (принцип единства сознания и деятельности), определяет предварительную мысленную модель действий. По отношению к праву сознание выражается в активной вовлеченности человека в правовую действительность: реализация им гражданских прав, исполнение обязанностей.

Правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Принято выделять в структуре правосознание две взаимосвязанные части: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Поясним: Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее - укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание (не замечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать не совершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно право воспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то…).

Попова Инна Игоревна,студентка первого курса магистратурыФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставрополь[email protected]

Роль правового воспитания в образовательном процессе

Аннотация.Статья посвящена вопросам ролиправового воспитания в образовательномпроцессе. Автором выявлены отличия правовой пропаганды и правового воспитания, обусловлена необходимость правового просвещения родителей и педагогов, необходимость выстраивания партнерских отношений между образовательнымиучреждениями иорганизациями, осуществляющими правоприменительную деятельность.Ключевые слова: право, воспитание, правовая пропаганда, образовательный процесс, правовое просвещение.

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым

просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод.Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.Одними из главных приоритетов и целей государственной политики в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, повышение уровня правовой грамотности населения, правовое просвещение молодежи. Указанные приоритеты совпадают с конечными результатами реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция".В апреле 2014года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которых определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан . Таким образом, прослеживается явная тенденция повышения значимости правового воспитания и просвещения в современном Российском обществе.Правовое просвещение–это одно их важнейших направлений деятельности педагогавоспитателя, которое должно идти рука об руку справовым воспитанием иобразовательным процессом. Правовое просвещение и правовое воспитание должно быть направлено на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.Подправовым просвещениеми правовой пропагандойзачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Ак правовому просвещению следует относить деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.Такое понимание представлено в Основахгосударственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основнымицелями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданявляются:1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.Правовое воспитание неразрывно связано с образовательным процессом и участниками образовательного процесса.Участниками образовательного процессав системе образования являются обучающиеся, родители и педагоги.Правовое воспитаниеособенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с более раннего возраста. Правовоевоспитаниеспособствует формированию социальной активности обучающихся, дает возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность молодежичувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.При участии различных специалистов в образовательных учрежденияхможет быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому воспитаниюобучающихся включает:

анализ нормативноправовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,

разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,

создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,

формирование партнерскихотношений образовательных учреждений с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,

разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детейи так далее.Отдельное место в образовательном процессе должно быть уделено правовому просвещению родителей. Правовое просвещение родителейнацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:

формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;

профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.Немаловажным является и правовое просвещение педагогов. Правовое просвещение педагоговнаправлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:

последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом идеалов демократического гражданского общества и правового государства,

активное творческое включение коллектива в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,

приведение всей нормативноправовой базы общественноадминистративного управления в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания.Правовое воспитаниев образовательном учреждении многоаспектная система деятельности, включающая различныеформы деятельности:

пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),

издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,

устная правовая пропаганда –лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,

проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политикоправовом фундаменте.

Ссылки на источники1.Детям о праве яи государство / П. А. Астахов.М.: Эксмо, 2009.80 с.2.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое Общество России, 2012. 608 с.3.Постановление Правительства РФ от 23.04.2016 N 346 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция" [Электронный ресурс]: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2016.