Законодательство        23.12.2019   

Приемные дети и возможные проблемы. Распространенные проблемы с приемными детьми Какие трудности могут быть с приемным ребенком


Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридическую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. При-оритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот - помещением в государственные детские воспитательные учреждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) - очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармоничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Причинами социального сиротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкоголизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная привати-зация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в «горячих точках».
В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака родного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усыновителей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивидуальные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.
Мотивация усыновления
Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется следующими мотивами усыновления:
мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально- психологических особенностей приемного ребенка;
мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;
мотив преодоления одиночества - ребенок рассматривается как зна-чимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя;
альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;
мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь - того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок [Красницкая, 1997];
мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен;
прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.
Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необходимости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.
Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью
Психологическая готовность к усыновлению включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о воз- растно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социаль-ная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенком, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).
Психологическая готовность к усыновлению является важным условием успешной адаптации ребенка к приемной семье. Дефицит одного из компонентов готовности, соответственно, влечет трудности и проблемы в сфере детско-родительских отношений. Важны специальные программы подготовки будущих родителей, содержание которых включает как общую часть со сведениями, необходимыми для подготовки будущих мам и пап к родительству, так и специфическую, отражающую особенности включения ребенка в семью через усыновление.
Основными задачами программ психолого-педагогической подготовки родителей к усыновлению должны стать: 1) информирование усыновителей об особенностях психического развития детей, воспитывающихся без семьи;
формирование адекватного представления о закономерностях психического развития ребенка и роли наследственности, среды, общения и деятельности с целью преодоления мифа «роковой дурной наследственности»;
информирование.усыновителей о динамике и особенностях процесса адаптации ребенка к приемной семье, выделение возрастно-специфических особенностей этого процесса; 4) формирование компетентности общения с детьми и подростками, воспитывающимися в условиях социальной деприва- ции; 5) обсуждение и разработка критериев выбора детей (пол, возраст, степень психологической совместимости с родителями) и правил поведения родителей в процессе знакомства с детьми в детских домах и интернатах; 6) помощь в осознании мотивов усыновления и их коррекция в случае необ-ходимости; 7) формирование уверенности в возможности преодоления проблем, связанных с усыновлением, помощь в эмоциональной стабилизации и преодолении чувства тревоги и страха; 8) информирование усыновителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей, выбранных для усыновления, реконструкция истории их развития и разработка рекомендаций по психологической коррекции и профилактике негативных тенденций.
Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье
Психологическая адаптация - двусторонний процесс, в котором и родители и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребенка.
Динамика процесса адаптации - фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность - определяется следующими факторами: 1. возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе его адаптации. Проблемы адаптации также будут отличаться в зависимости от возраста ребенка. Так, для усыновленного в младенческом возрасте ребенка основными проблемами станут переход на новый режим дня, кормления, прогулок и пр. Для подростка - установление эмоциональных и партнерских отношений с родителями, принятие и выполнение норм и правил, предписываемых новой семьей при сохранении самостоятельности и автономии поведения;
индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к усыновлению. История их жизни и пережитые события резко увеличивают вероятность возникновения нежелательных черт характера и особенностей поведения, но означает ли это, что адаптация детей-сирот, длительное время находящихся в неблагоприятных с точки зрения психического развития условиях фатально обречена на провал? Известная модель «хорошего соответствия»(goodness offit) позволяет дать оптимистический ответ на этот вопрос. Модель «хорошего соответствия» ставит благополучие психического развития ребенка в зависимость от соотношения его свойств и особенностей, с одной стороны, и характеристик среды, ситуации, партнеров по взаимодействию, с другой. Способность родителей подстроить свое поведение под особенности ребенка, какими бы они ни были, осуществить аккомодацию воспитательных методов и воздействий сообразно ситуации определяет характер и степень благополучия адаптации. В этом смысле нет «хорошей/плохой» среды и нет «хорошей/плохой» наследственности (биологического статуса) индивида с точки зрения эффекта развития. Эф-фективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;
историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (т.н. «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. Если он был «изъят» из асоциальной и алкогольной семьи и помещен в детское учреждение вследствие лишения родительских прав, то, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти, гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения, которые «домашние дети» бук- вально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;
продолжительностью знакомства с усыновителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будут решаться проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с усыновителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга;
психологической готовностью родителей к усыновлению. Очевидно, что именно усыновителю принадлежит инициатива в создании новой семьи, обычно именно он определяет правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителя к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будут детерминировать скорость и успешность психологической адаптации;
возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. В практике усыновления существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои рациональные аргументы «за» и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон и строить новую жизнь и новые отношения «с чистого листа». Отсюда требование прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны усыновления. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно, по мнению сторонников такой позиции, можно сохранить тайну усыновления.
Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений - прежней школы и класса, друзей, круга общения - в силу того, что кардинальное изменение жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи делает задачу его психологической адаптации крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает этот процесс и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.
Основные направления оказания психологической помощи усыновленным детям таковы:
создание условий для быстрой и успешной адаптации к новой жизни в приемной семье (режим, требования, принятые формы взаимодействия между членами семьи);
установление отношений позитивного сотрудничества с приемными родителями. Расширение и культивирование норм эмоционального содействия и со-переживания ребенка с родителями с целью формирования эмоциональной привязанности;
коррекция умственного развития усыновленного ребенка, создание основы для успешности его деятельности и достижений. Ориентация приемных родителей в достижениях ребенка, оптимуме ожиданий и требований к ребенку в отношении успехов;
помощь в приобщении ребенка к истории семьи. Создание «новой истории», датируемой моментом знакомства с приемными родителями и усыновления;
расширение круга общения ребенка со сверстниками с целью стабилизации его эмоционального статуса и создания группы психологической поддержки и ресурсов толерантности;
помощь в сохранении прежних значимых социальных и межличностных связей ребенка. Обеспечение преемственности личной его истории с целью сохранения эго-идентичности и предупреждения страха «потери себя».
Вопросы и задания
Назовите причины и факторы риска развода семьи.
Охарактеризуйте динамику развода. Сформулируйте рекомендации по успешному преодолению его последствий.
В чем преимущества и «подводные камни» повторного брака?
Назовите основные мотивы усыновления ребенка.
Перечислите психологические проблемы усыновления и сформулируйте рекомендации по их разрешению.

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть , с которыми сталкиваются приемные родители.

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств - рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные : истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается . Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает , – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

Елена Турлина

В России немало семейных пар желает усыновить ребёнка. Но это не так просто сделать! Существует множество проблем, как законных, так и нет, которые предстоит решить будущим родителям, прежде чем решение об усыновлении будет принято в их пользу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятия

Усыновление – это форма устройства детей на воспитание в семью. Усыновление подразумевает установление родственных связей между ребёнком и родителями.

Усыновление – это юридический факт, который необходимо регистрировать должным образом.

Усыновлённому ребёнку:

  • меняется фамилия и отчество;
  • а также выдаётся новое свидетельство о рождении.

Усыновление – это важная форма обеспечения достойного воспитания детей, оставшихся, по тем или иным причинам, без попечения родителей.

Законодательство

Усыновлению посвящена целая глава в Семейном Кодексе –

Здесь подробно расписано:

  • кто может усыновить ребёнка;
  • какие дети могут быть усыновлены;
  • порядок изменения данных об усыновлённом ребёнке;
  • соблюдение тайны усыновления, а также ответственность, которая предусмотрена за разглашение этой тайны;
  • другие нормы и положения об усыновлении.
  1. Конкретно о тайне усыновления и об ответственности за её разглашение говорится в
  2. Если речь идёт об усыновлении иностранного ребёнка и о присвоении ему гражданство РФ, то нужно руководствоваться положениями
  3. Кроме этого, нужно руководствоваться положениями Международных конвенций и договоров.

    Все эти нормативные акты до сих пор имеют свою юридическую силу.

Порядок

Порядок усыновления указан в СК РФ и других нормативных актах.

Кто может быть

В этот перечень входит:

  • заявление с просьбой дать разрешение на усыновление;
  • автобиография обоих родителей;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья обоих родителей.

    Оно действительно в течение 3-ёх месяцев.

Это первоначальные документы. Как только будет получено разрешение, в процессе усыновления будущие родители должны будут подготовить ещё один пакет документов.

  • справка с места работы каждого будущего родителя с указанием должности и заработной платы;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости;
  • документы, которые подтверждают право собственности на недвижимость, в том числе на жилое помещение, где будет проживать ребёнок;
  • семейные документы – свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей (если они есть), справка о составе семьи и прочее;
  • паспорта обоих родителей.

С некоторых документов необходимо снять копии.

Куда подавать

В первую очередь, необходимо подать заявление на разрешение быть усыновителями в органы опеки и попечительства по месту жительства будущих родителей.

В течение 15 дней после получения заявления, представители опеки обследуют жилое помещение и проверят условия жизни будущих родителей.

На основании осмотра они составляют акт. После этого, в течение 15 дней они готовят заключение о разрешении или запрете усыновления.

  1. Если органы опеки принимают отрицательное решение, то все документы, а также письменное обоснование отказа, возвращаются заявителям.
  2. Если же решение принимается в пользу заявителей, то они становятся на учёт.

    Только после этого их допускают к Банку данные на детей, которые остались без попечения родителей.

Выбрав себе ребёнка и ознакомившись с его медицинскими документами, будущие родители подают иск в суд на установление юридического факта усыновления.

Факт усыновления устанавливается в гражданском процессе. Пример заявления можно

Как принимают решение

В суд нужно подать заявление на усыновление. К нему необходимо приложить все документы, которые собирались для органов опеки.

Если усыновляемому ребёнку более 10 лет , то необходимо приложить его письменное согласие ().

Суд выносит решение на основании собранных документов, с учётом мнения ребёнка (если оно учитывает по закону) и представителя органа опеки и попечительства.

Права и обязанности

Права и обязанности усыновителей точно такие же, как и у родных родителей. Права и обязанности родителей перечислены в

К ним относятся:

  • обязанность дать своему ребёнку достойное воспитание и образование;
  • забота о здоровье ребёнка;
  • обязанность заботиться о физическом, нравственном, психическом и духовном развитии;
  • родители имеют право выбора образовательного и медицинского учреждения для своего ребёнка;
  • родители обязаны защищать и представлять интересы своих детей в суде и других государственных органах.

Выплаты и льготы

В зависимости от возраста усыновлённого ребёнка, его родители имеют право на получение некоторых федеральных выплат:
1. Пособие по беременности и родам со дня усыновления и до истечения 70 дней. Если усыновляемых детей 2 и более, то до истечения 110 календарных дней.

Такое пособие выплачивается только при усыновлении ребёнка в возрасте до 3-ёх месяцев.

2. Единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. В 2019 году оно равно 14 497 рублей на одного ребёнка.

Оно состоит из базового пособия (8 000 рублей ) с учётом индексации в соответствии с

Если усыновлённым является ребёнок – инвалид, ребёнок, которому уже исполнилось 7 лет , или при усыновлении братьев и сестёр, размер такого пособия увеличивается до 110 775 рублей на каждого ребёнка.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком, пока ему не исполнится 1,5 года.

Размер такого пособия равен 40% от оклада матери на дату усыновление.

4. Материнский капитал, при усыновлении второго или последующего ребёнка после 01. 01. 2007 года.

Регионы имеют право устанавливать дополнительные выплаты усыновителям.

Никаких льгот усыновители не имеют. В том случае, если в семье 3-ое и более детей (даже если не все являются усыновлёнными), такая семья признаётся многодетной и имеет все льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Усыновлённые дети имеют право на первоочередное устройство в дошкольное учреждение и право на посещение летних детских оздоровительных лагерей 1 раз в год.

Проблемы

Существует ряд проблем усыновления детей в России, которые приходится решать будущим родителям.

Социальные

Многие усыновители сталкиваются с такой проблемой, как недостаток социальных возможностей для усыновления.
То доход не такой высокий, то жилплощадь не большая.

Во многом быть или не быть родителями зависит именно от местных органов опеки и попечительства.

Правовые

Проблемы законодательства в усыновлении также существуют. В нашей стране институт усыновления не так развит в законном плане, как в других странах.

И хотя у нас существует множество федеральных законов и других нормативных актов об усыновлении, они, по сути, дублируют сами себя, давая волю недобросовестным чиновникам.

При отмене

Отмена усыновления возможна с «подачи» органов опеки и попечительства только в судебном порядке.

Если родители не справляются со своими новыми обязанностями, то суд вправе отменить усыновление и вернуть ребёнка в социальное учреждение.

При иностранном усыновлении

При усыновлении ребёнка, являющего гражданином другой страны, предусмотрен другой порядок, нежели при усыновлении российского ребёнка. Кроме смены имени и фамилии, ребёнку предстоит сменить гражданство на российское.

Взаимоотношения с ребенком

Проблемы адаптации детей в новой семье существуют всегда. К сожалению, наше государство не может обеспечить такие семьи постоянной психологической помощью.

По мнению усыновителей, психолог должен оказывать ребёнку (а иногда и родителям) помощь в первый год после усыновления.

Наследственность и здоровье

Нередко дети, оставшиеся без попечения родителей, это дети из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав по причине аморального поведения. Такие дети могут иметь плохую наследственность и, как следствие, проблемы со здоровьем в будущем.

Сколько времени занимает усыновление ребенка

Как показывает практика, усыновление занимает порядка 9 – 12 месяцев с первого обращения в органы опеки и попечительства.

Пути их решения

Можно несколько ускорить процесс, наняв для сбора документов адвоката или специалиста по семейным делам. Он же будет представлять интересы семейной пары в суде.

Не знаете, как правильно должно выглядеть заявление в суд об усыновлении? Читайте нашу статью:

Подробно о том, какие нужны документы для усыновления ребенка жены, написано

Вся информация о том, как усыновить ребёнка из дома малютки одинокой женщине, представлена

Вопросы

У будущих усыновителей существует множество вопросов.

Усыновителю более 40 лет

Как показывает судебная практика, у человека после 40 лет резко снижаются шансы на получение положительного ответа на усыновление.

И хотя современный человек к этому возрасту имеет стабильной материальное положение, а также недвижимость в собственности, представители органов опеки отказывают ему.

Одинокий родитель

У одинокого родителя шансы на усыновление также не велики.

Как взять в семью братьев и сестер

Проблема международного усыновления

В последнее время участились случаи усыновления российских детей иностранными гражданами. Доля международного усыновления составляет 40% от российского.

Сирот

Многие семейные пары в нашей стране хотят усыновить ребенка. Однако процесс усыновления чреват множеством сложностей - это многочисленные проблемы усыновления и удочерения детей. Часть из них связана с законодательством, часть имеет другие причины, но ко всем этим проблемам нужны быть готовым, если вы твердо решили усыновить ребенка .

Порядок усыновления

Проблемы усыновления и удочерения детей могут начаться с самой процедур оформления усыновления. Семейный кодекс Российской Федерации четко определяет, кто может стать приемными родителями:

  • Дееспособные граждане.
  • Достигшие возраста совершеннолетия.
  • С наличием постоянного дохода.
  • Состоящие в официально зарегистрированном браке.
  • Имеющие в собственности жилье и постоянное место жительства.
  • Не лишенные ранее родительских прав.
  • Не имеющие хронических заболеваний.
  • С отсутствием непогашенных судимостей.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, усыновление крайне маловероятно. Лучше всего сразу изучить список требований и по возможности устранить все преграды до подачи заявления.

Следующий этап усыновления - это сбор необходимых документов. В число основных документов для оформления усыновления входят:

  • Заявление, в котором будет изложена просьба на усыновление.
  • Медицинские справки о том, что оба родителя не имеют медицинских показаний, препятствующих процедуре.
  • Автобиография обоих родителей.

Все это необходимо только для получения разрешения на усыновление. Когда оно будет выдано, необходимо будет подготовить гораздо более внушительный список бумаг:

  • Справка с места трудоустройство с указанием должности и оклада каждого из родителей.
  • Справка из отдел внутренних дел, свидетельствующая о том, что оба родителя не имеют судимостей.
  • Свидетельство на право собственности на жилье, где будут проживать родители вместе с ребенком .
  • Свидетельства о заключении брака, при наличии детей - их свидетельства о рождении, справки о составе семьи из домового управления и т.д.
  • Документы, удостоверяющие личность родителей - то есть паспорта.

Проблемы усыновления в России могут начаться на любой стадии сбора документов, как и в любом другом бюрократическом процессе в нашей стране.

Какие проблемы могут возникнуть далее?

Даже если разрешение получено и все документы собраны, перед будущими родителями может появиться еще немало проблем. Все их можно разделить на несколько групп: социальные, правовые, моральные, медицинские и т.д.

На усыновление ребенка проблемы социального плана влияют очень сильно.

Многие семьи, которые хотели бы взять ребенка из детского дома, не могут себе этого позволить из-за невысокого благосостояния.

Также препятствием социального плана может стать недостаточная жилплощадь. Родителям недостаточно иметь собственное жилье, в нем должно быть определенное количество квадратных метров, чтобы ребенок имел достаточно места. Во многом решение социальных проблем зависит от позиции территориальных органов опеки.

Правовые проблемы не менее распространены в нашей стране. Институт усыновления у нас не так развит, как на Западе, многие законы местного и федерального значения дублируют друг друга, создавая множество препятствий в усыновлении.

Очень сложный вопрос - это иностранное усыновление. Если вы хотите взять ребенка, который не является гражданином Российской Федерации, порядок оформления усыновления будет совсем иным.

Ребенку нужно будет поменять не только фамилию, но и гражданство.

Одна из самых актуальных проблем - это проблема адаптации нового члена семьи. Если вы берете ребенка не новорожденного , ему может оказаться сложно освоиться в новой среде. К сожалению, у нас не осуществляется на государственном уровне должная психологическая поддержка, которая понадобится родителям и, в первую очередь, ребенку, в первый год после усыновления.

Многие родители также сталкиваются с медицинскими проблемами. Часто от детей отказываются из-за наличия серьезных заболеваний, но также распространены случаи, когда дети из неблагополучных семей не страдают чем-то серьезным, но могут иметь различные, поначалу не выявленные болезни. Любым родителям, решившимся на усыновление, следует быть готовыми к тому, что о здоровье ребенка придется заботиться больше, чем они ожидали.

Иные препятствия

Существуют и другие, менее серьезные препятствия и проблемы усыновления детей, к которым также нужно быть готовым.

Одно из таких препятствий - это возраст родителей. Если потенциальные родители старше 40 лет, их шансы на получение ребенка значительно снижаются.

Несмотря на то, что в таком возрасте люди имеют более стабильное материальное положение, органы опеки часто отказывают родителям среднего возраста.

Также шансы на получение разрешения очень малы у одинокого родителя. Даже если он отвечает сем требованиям, разрешение на усыновления человеку, не состоящему в браке, выдается крайне редко.

Если у ребенка, которого вы хотите взять, есть братья и сестры, вы не сможете взять его одного. Усыновить или удочерить можно только сразу всех детей. И даже если вы на это согласны, ваши жилищные условия и материальное положение будут рассматриваться уже совсем по другим критериям.

Как решить проблемы?

Чтобы ускорить процедуру усыновления и повысить свои шансы на положительное решение, вы можете обратиться к специалисту. Грамотный юрист может помочь не только собрать необходимые документы, но и представит ваши интересы в судебных разбирательствах.

Как правило, минимум проблем возникает при усыновлении или удочерении ребенка из дома малютки.

Поэтому, если вы не имеете никакой кандидатуры и просто хотите завести ребенка, обратите внимание на самых маленьких. Такие дети проще адаптируются в семье и разрешение на их усыновления выдают куда охотнее.

К сожалению, в России отказаться от ребенка все еще гораздо проще, чем его усыновить. Но если вы твердо решили взять себе ребенка-сироту , все проблемы устранимы и все препятствия можно обойти, главное, чтобы у вас было желание и упорство.

Трудности в отношениях между родителями и детьми - тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Усыновление ребенка в младенчестве

Когда происходит усыновление ребенка в младенчестве, родителям намного проще адаптироваться к своей роли - им проходится пройти все этапы нормального родительства с бессонными ночами, первыми зубами, шагами, словами. Соответственно, те трудности, которые возникают в процессе роста и взросления могут восприниматься членами семьи, как естественные, “свои”.

Усыновление детей в 5-6 лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны - мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны - они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей - что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых - если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон - явление естественное.
  • В-третьих - неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.

Основные трудности на пути к полноценной семье с приемными детьми

1. Ожидание, что ребенок будет ценить то, что его забрали из детского дома и за все благодарить. Многие родители при малейшей ссоре напоминают о своем “героическом поступке”, погружая тем самым ребенка в чувство вины. Следом за этим обычно идет реакция агрессии, так как долго находится в чувстве вины невозможно. Агрессия может выливаться на приемных родителей, братьев или сестер, домашних животных или на самого себя. Вспомните о том, что благодарности надо учить. Кто мог сделать это в детском доме? В семьях с родными детьми это не всегда получается успешно. Поэтому запаситесь терпением и учите. И возьмите себе за принцип - никогда не напоминать ребенку, что Вы его взяли и он должен быть за это благодарен. Ведь это Вы решили, что Вам нужен приемный ребенок. Не стоит навязывать ребенку чувство вины чтобы сделать его послушным и удобным.

2. У ребенка нет четкого понимания своей роли и своего места в семье. Чем безопаснее мы себя чувствуем, тем позитивнее относимся к миру и людям. Основа безопасности - “собственное место”, комната или кровать, стол, где можно делать уроки, полки в шкафу. Если этого у ребенка нет, то у него может возникнуть ощущение, что он тут временно. А зачем стараться и что-то строить, если ты все равно уйдешь отсюда? Если в семье есть другие дети, родные, то приемный ребенок начинает сравнивать себя с их положением и чувствует себя ущербным. Ему может казаться, что их любят больше, они имеют привелегии. А подобные мысли не способствуют послушанию и согласию в семье. Задача родителей - сразу дать приемному ребенку ту безопасность, на которую он вправе расчитывать. Равные обязанности и права по сравнению с другими членами семьи. Освобождение от нагрузки тоже не способствует чувству безопасности. Это сигнал, что “меня не приняли всерьез”.

3. Страх, когда у ребенка начинает всплывать травматичные переживания из прошлого. Если Вы решаете усыновить ребенка из детского дома, то должны предполагать, что ему/ей пришлось пройти через травмирующие, болезненные события. Просто так никто в детском доме не оказывается. У ребенка, попавшего в Ваш дом пока нет иного опыта, кроме прошлого. Проигрывание с игрушками (агрессия и жестокость), нанесение себе повреждений, истерики, необоснованные страхи перед какими-то событиями или процедурами - это все сигналы о том, что там внутри травма и это очень больно. Самостоятельно с этим справиться, усилием воли изменить подобное поведение ребенок не сможет. Необходима помощь психолога или психотерапевта, который поможет ребенку отреагировать боль, а Вам почувствовать себя более уверенно.

Если Вы готовитесь к тому, чтобы взять опеку над ребенком или усыновить его, начните с самого начала посещать “школу приемных родителей”. Занятия ребёнка с психологами и социальными работниками, понимание ответственности и психологии детей, которые находились до усыновления в детском доме помогут Вам еще раз взвесить все “за и против” этого решения, подготовится к своему родительству и дадут возможность, впоследствии, не пугаться трудностей, а наслаждаться тем, что у Вас есть ребенок, а строить с ним отношения - это интересно.